Причины сопротивления инновациям в культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины сопротивления инновациям в культуре.



 

1.  Предметом изменений являются сами люди, их статус, привычки, установки, поведение, ценности и представления.

2. Традиционный уклад общества с его социальными институтами, сложившимися экономической и политической системами, моделями межличностных отношений.

 

Инновационные преобразования подвигают необходимость в возникновении идей, направленных на формирование общественного идеала должного будущего, то есть формулировать новые жизненные смыслы, новые системы ценностей и идеалов, новые культурные коды. Отсюда возникает противоречивая озабоченность всемерным сохранением целостности национального культурного пространства и его каркаса традиций и разработкой и внедрением инновационных идей и систем.

Виды инноваций в культуре.

- спонтанная и стимулированная трансформации,

- заимствование,

- селекция,

- воспроизведение и модификация инокультурного образца, его структурная.интеграция.

 

2.4. Культурная инновация.

Поскольку культура выполняет интегративную функцию, то содержание этого понятия сопряжено со всяким изменением в способах и формах культуротворчества и общественного воспроизводства. Прежде всего, это относится к изменениям в духовной сфере, что более или менее быстро проявляется изменением в образе жизни, в сфере социальных отношений и социальных структур.

В контексте менеджмента культурная инновация – процесс изменения и его принципиальные изменения науке, искусстве, религии, образовании, лингвистике, принципах и средствах коммуникации, а также во всех разновидностях менеджмента в культуре.

Культурная инновация определяется в обществе не физическими свойствами явления, а тем тезаурусом культуры, на основе которого возможно различение нового и старого, нахождение степени новизны. Иначе говоря, культурная инновация представляет собой главным образом и по преимуществу такую трансформацию и интерпретацию знаков и смыслов, результатом которых является изменение в способе мышления и в способе деятельности. Тогда культурная инновация выступает и как установление иного принципа знаково-смысловой организации, а это, в свою очередь, заставляет устанавливать соотношения между прежними и новыми знаковыми системами, между организующими их принципами, заново определять их координации и субординации, ценностный статус. Это поле критического отношения, где в качестве инновационных предпосылок важнейшую роль играют уверенность и сомнение, вера и недоверие.

 

Культурные инновации не всегда замечаемы и регистрируемы как таковые, зачастую теряясь среди инноваций в культуре. Поэтому действие культурной инновации может быть скрытым, а ее последствия неожиданными, а то и шокирующими. По крайней мере, далеко не всегда желаемыми и принимаемыми как должные существующим конкретным сообществом. Такая ситуация возникает в двух случаях: или как проявление стихийности в движении культуры, или как целенаправленно организованное.

В первом случае причиной того, что общество обманывается в распознании культурной инновации, является нечеткость, размытость ценностных представлений, увлечение чисто внешней стороной явления и упрощенным применением методов сравнения.

Во втором случае мы встречаемся с сознательной фальсификацией культурной инновации, которая производится или в утилитарных, меркантильных целях сбыта определенной продукции, или в целях идеологических и пропагандистских, для манипулирования общественным сознанием.

 

Культурная инновация может быть воспринята: 

- дискретно (в качестве конкретного явления) и она выступает как момент фиксации изменений.

- континуумом изменений (в качестве процесса) и представляет как перенос и сохранение социокультурного содержания, то есть механизмом производства (возникновения) и укоренения трансформаций в той или иной области культуры.

 В этой связи важнейшей особенностью культурной инновации является ее необратимость. В том числе и потому, что ее результаты даже при их дальнейшей трансформации, оставляют рационально наблюдаемые или символические, метафизические следы на общем невозвратном пути инновационного процесса. 

Культурная инновация способна нести в себе глубокое противоречие. Будучи по определению положительным явлением динамики культуры, она неизбежно вносит и определенный раскол, разлад в существующие структуры культуры, противопоставляя и приводя в противоборства те или иные их элементы. И чем масштабнее и глубже инновация, тем острее эти отношения. Культурная инновация значительно ограничивает и даже ставит под сомнение наличествующие смыслы и ценности, хотя не может дать эквивалентной замены, разве только в своей будущей развертке, в которой, однако, возникает еще более широкий растр возможностей противоречий. Дело усугубляется еще и тем, что культурная инновация вызывает множество инноваций во всех сферах общественной жизни, из которых далеко не все столь уж положительны для общественного бытия, воспроизводства и творчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.)