Тема № 4 Педагогическая технология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 4 Педагогическая технология



Тема № 4 Педагогическая технология

План

Педагогическая технология как компонент педагогического мастерства.

Слагаемые педагогической технологии.

2.1.Основные элементы педагогической технологии:

- технология педагогического общения;

- технология педагогического требования;

- технология педагогической оценки;

- технология педагогического конфликта.

2.2.Дополнительные элементы педагогической технологии:

-технология создания психологического климата;

-технология организации групповой деятельности;

-технология создания ситуации успеха и неуспеха;

-технология этической защиты.

Педагогическая импровизация.

 

Литература:

1.Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на-Дону, 1999.

2.Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001.

3.Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: - Тюмень, 1998.

4.Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. - М., 2009.

5.Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М., 2007.

6.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие.

7.Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2001.

http://www.openclass.ru/node/53217

 

Педагогическая технология как компонент педагогического мастерства

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Современные педагогические технологии рассматриваются в трех аспектах:

научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

деятельностном- - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств

Критерии технологичности педагогической технологии: концептуальность;

системность;

управляемость;

эффективность;

воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Содержание профессионально-педагогического общения

Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому л ибо циркулирует между ними.

Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное и деятельностное общение (Р.С.Немов).

По направленности

Личностно - ориентированное общение

Социально - ориентированное общение

По продолжительности

Длительное общение

Кратковременное общение

По степени завершенности

Законченное общение

Прерванное общение

Демонстративный

чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в разных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

 Педант

Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои неудачи, подчас расплачивается за них болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Танк»

это грубый, бесцеремонный человек, идущий напролом. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Озабочен своим авторитетом.

Болезненно самолюбив. Попытки обсудить его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны.

Такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент.

  «Пиявка»

«Пиявка» не говорит гадостей, не ругает, не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, трудно направить мысли в нужное русло.

 «Вата»

Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом возникают проблемы: «вата» не выполнит обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У него постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. И не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

«Обвинитель»

Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных соседей, продавцов, врачей, коллег, начальство и т.д. Критикует увлеченно, с жаром, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.

Последствия конфликтов:

1. Разрушение отношений.

2. Истощение физических и душевных ресурсов. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится и все валится из рук.

3. Активизируется функция надпочечников, адреналин и другие гормоны поступают в кровь, в результате чего растет давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечный тонус, возможны спазмы сосудов.

Как избежать конфликта?

● уместный комплимент;

● шутка;

● остроумный ответ;

● апелляция к достоинствам человека;

● искреннее удивление;

● извинение;

● обращение с просьбой об услуге;

● ответ с помощью вопросов;

● неожиданная нестандартная реакция на поведение субъекта в конфликте. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой»

2.2.Дополнительные элементы педагогической технологии:

 

-технология создания психологического климата;

-технология организации групповой деятельности;

-технология создания ситуации успеха и неуспеха;

-технология этической защиты.

 

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми.

Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывает ся, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Для создания благоприятного климата выполнятся три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Вторая функция «соучастия».

1.Демонстрация расположенности. Это так называемое зеркальное отражение.

Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

2. Проявление интереса, эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится.

Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана.

В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.

Просьба о помощи

В целях создания положительной репутации ученику, повышения его самооценки, когда бы ребенок поверил в себя, свои силы, свои способности, преподаватель обращается к нему за помощью и тем самым действительно «возвышает» его.

Задачи групповой работы:

1. Активизация познавательной деятельности

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

3. Развитие умений успешного общения

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Минусы

Групповой работе надо сначала научить.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий. Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Принципы групповой работы

§ Учитывать уровень образовательных возможностей обучающихся.

§ Учитывать особенности состава группы.

§ Составлять задания исключительно для совместного поиска решения.

§ Распределять роли между участниками группы.

§ Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

§ Анализировать способ деятельности.

Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Скрытое инструктирование

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с.....» «Выполняя работу, не забудьте о.....»

Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи не получится …»

«Давайте поможем …»

Мобилизация активности

Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть...»

Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение» «Больше всего мне в твоей работе понравилось..». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Неуспех - это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Необходимость создания ситуации неуспеха появляется только при наличии определенных условий:

Богатые ресурсы личности, при которых, окрыленный успехом, ребенок перестает прилагать усилия;

Завышенная самооценка;

Пренебрежительное отношение к окружающим, которые отторгают ребенка, а он, в свою очередь, занимает позицию «над».

Технология этической защиты

Психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Этическая защита – это действия личности, произведённые в целях защиты от посягательств на её достоинство.

Функции защиты

Ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.
В широком смысле

Для обозначения любого поведения человека, устраняющего дискомфорт.

В узком смысле

Для специфического изменения содержания сознания
как результате функционирования защитных механизмов

Формы защиты:

•Рационализация
•Капитуляция
•Сверхзащита
•Агрессия

Методы защиты

Уход
изгнание
блокировка
управление
замирание
игнорирование
Тип человека-агрессора

Корыстный агрессор

Немотивированный агрессор

Похититель жизненной силы

Этические формы защиты

Вопрос об адресате

Окультуренное воспроизведение

Ссылка на личностные особенности проявление доброжелательности
великодушное прощение

Сопоставление достоинств партнёра с его поведением

Сохранение достоинств партнёра

Оставить наедине с собой

Назначение этической защиты отстоять свое достоинство от посягательств на него.

Функции этической защиты:

Сохранение собственного достоинства

Корректировка поведения партнера

Сохранение достоинства партнера

Сохранение собственного достоинства

Операции:

Вопрос на воспроизведение "Простите, я не расслышал..." "Простите, я был так увлечен..." "Вы, кажется, что-то сказали..." "Не могли бы вы еще раз повторить, я увлекся работой. Пожалуйста!" Важно! В первый раз - произнести без иронии и подтекста.

Наивное удивление "Это вы мне?", "Разве так бывает?", "Разве так можно?" Важно! Пластико-мимическое выражение лица – соответствует реплике.

Корректировка поведения партнера С этой функции нельзя начинать. Можно вызвать агрессию и новый поток Оскорблений. Она – продолжение первой!

Ссылка на свои слабости – внешнее принятие вины. "Я, наверное...", "У меня, наверное..."

◊ Окультуренное воспроизведение – повторяющее смысл "Если я вас правильно понял…" Конкретный наглядный образец обращения в конкретной ситуации.

Сохранение достоинства партнера

Развивает и углубляет взаимоотношения.

¯ Подстановка мотива - утверждение позитивной направленности "Ты (вы), наверное, хотел..."

¯ Оправдание поведения – как расценивание поступка в доброжелательном смысле. "Конечно, всякий...", "На твоем месте...", "И я (мы) бы, наверное...".

Ø Для этической защиты могут быть использованы более жесткие формы

Ø Оставить человека наедине с собственным поступком;

Ø Физическое самоустранение от дальнейшего разговора "Вы, наверное, и сами не осознаете...", "Если вы когда-нибудь сумеете понять... то вам, будет неловко".

Ø Противопоставление достоинств партнера его поведению "Я считал вас...", "Вы производили впечатление...".

Ø Сложность – отыскать достоинство.

Ø Великодушное прощение " Если уж тебе так хочется...", "Если только этого тебе и не хватает для счастья..." Выглядит как прощение, но пресекает подобное в будущем.

Педагогическая импровизация

Виктор Абрамович Кан-Калик, доктор педагогических наук, в своей

 работе “Учителю о педагогическом общении” утверждает, что «как только педагог входит в аудиторию, его ожидает масса неожиданностей, как в области учебной деятельности, так и в сфере собственно воспитательных воздействий, которые трудно предвидеть. Вот почему важно быстро ориентироваться и органично импровизировать»

Импровизация — это “деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления, обдумывания.

Целью импровизации является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания”

Педагогическая импровизация может быть осуществлена в различных формах: монолог учителя, диалог с классом, остроумное высказывание, мини спектакль и др.

Главное, что этот метод требует от учителя высокой подготовки, творческого подхода, умения самостоятельно выдвигать и решать поставленную задачу. Такая деятельность должна органично вписываться в урок.

«Как это прекрасно, что человек может овладеть своим телом, своей речью! Тогда можно просто повести глазами, и две тысячи человек поведут глазами вместе с вашими глазами, вы задумаетесь — и они задумаются вместе с вами». Эти слова как нельзя лучше раскрывают суть педагогического воздействия на учеников. Очевидно, что современная школа, не раздумывая готова принять такого специалиста, потому что «человечество веками мечтало о том времени, когда в школах будут работать талантливые учителя».

 

 

Тема № 4 Педагогическая технология

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.055 с.)