Технология педагогического конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология педагогического конфликта



Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации.

Педагогический конфликт разрешается при реализации функций «снятия психического напряжения».

Особенности педагогических конфликтов

1.Профессиональная ответственность учителя;

3. Разница возраста и жизненного опыта участников конфликта;

4. Различное понимание событий и их причин участниками конфликта;

5.Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками;

6. Любая ошибка учителя порождает новые конфликты, в которые включаются другие ученики;

7. Педагогический конфликт легче предупредить, чем успешно разрешить.

Объективные причины педагогических конфликтов:

- недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка;

- противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться;

- учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним;

- существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.);

- различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»);

- зависимость ученика от учителя - необходимость оценивания учащихся учителем - игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Субъективные причины педагогических конфликтов:

- психологическая несовместимость учителя и ученика;

- наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, придирчивость, скептицизм и т.д.);

      отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика;

- необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика;

- несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;

- недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей);

-   наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;

- чрезмерная загруженность учителя или ученика;

- несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем и др.

Типы конфликтных личностей:

Демонстративный

чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в разных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.

 Педант

Личность «сверхточного» типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои неудачи, подчас расплачивается за них болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

«Танк»

это грубый, бесцеремонный человек, идущий напролом. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Озабочен своим авторитетом.

Болезненно самолюбив. Попытки обсудить его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны.

Такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент.

  «Пиявка»

«Пиявка» не говорит гадостей, не ругает, не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, трудно направить мысли в нужное русло.

 «Вата»

Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом возникают проблемы: «вата» не выполнит обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У него постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. И не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

«Обвинитель»

Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных соседей, продавцов, врачей, коллег, начальство и т.д. Критикует увлеченно, с жаром, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать.

Последствия конфликтов:

1. Разрушение отношений.

2. Истощение физических и душевных ресурсов. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится и все валится из рук.

3. Активизируется функция надпочечников, адреналин и другие гормоны поступают в кровь, в результате чего растет давление, учащается пульс и дыхание, растет мышечный тонус, возможны спазмы сосудов.

Как избежать конфликта?

● уместный комплимент;

● шутка;

● остроумный ответ;

● апелляция к достоинствам человека;

● искреннее удивление;

● извинение;

● обращение с просьбой об услуге;

● ответ с помощью вопросов;

● неожиданная нестандартная реакция на поведение субъекта в конфликте. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой»

2.2.Дополнительные элементы педагогической технологии:

 

-технология создания психологического климата;

-технология организации групповой деятельности;

-технология создания ситуации успеха и неуспеха;

-технология этической защиты.

 

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми.

Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывает ся, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Для создания благоприятного климата выполнятся три функции.

Первая функция – «открытие» ребенка на общение», которая призвана создать ему комфортные условия на уроке, в классе, школе.

Вторая функция «соучастия».

1.Демонстрация расположенности. Это так называемое зеркальное отражение.

Демонстрируя свои чувства искренней радости, благожелательность, расположенность, человек тем самым влияет на улучшение самочувствия окружающих людей, человек в ответ получает ту же реакцию, которая усиливает его положительные эмоциональные переживания. В итоге выигрывают все.

2. Проявление интереса, эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

3. Оказание помощи данная операция полностью реализует функцию, к которой относится.

Операция считается осуществленной только тогда, когда помощь действительно оказана.

В противном случае она подменяется советами и рекомендациями, которые должны присутствовать в работе с детьми, но без реальной, ощутимой помощи школьники будут чувствовать себя обманутыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.011 с.)