Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели социального развития подростка
13. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений: 1 — профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду; 2 — планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности; 3 — планы неопределенные, иногда нереальные; 4 — планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии; 5 — профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется подготовка к будущей профессии. 14. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности: 1 — отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия; 2 — к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых; 3 — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок; 4 — отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам; 5 — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное. 15. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.): 1 — индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения; 2 — интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера; 3 — интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются больше под чужим влиянием; 4 — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях; 5 — глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений. 16. Отношение к педагогическим воздействиям: 1 — резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний; 2 — неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства; 3 — избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с учителями; 4 — к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно; 5 — чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания» старается не повторять осуждаемых действий, поступков. 17. Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:
1 — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе; 2 — к общественному осуждению относится равнодушно; 3 — внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива; 4 — с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением; 5 — развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи. 18. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников: 1 — открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам; 2 — в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих; 3 — равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений; 4 — способен различать «плохое» и «хорошее», осуждать и одобрять это; 5 — активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними. 19. Самокритичность, наличие навыков самоанализа: 1 — не способен к самоанализу и самокритике; 2 — самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих; 3 — самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе; 4 — самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию; 5 — самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования. 20. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии: 1 — проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, к животным; 2 — способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания; 3 — черствость, невнимательность по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям; 4 — эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;
5 — высокоразвитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать чужой боли, чужой радости, чуткое реагирование на состояние других людей. 21. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении: 1 — использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях; 2 — слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения; 3 — стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.; 4 — хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера; 5 — сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно ценные действия. 22. Внешняя культура поведения. Внешний вид, культура речи, поведения: 1 — неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения; 2 — безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер, кич; 3 — безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения; 4 — аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения; 5 — эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манера держаться. 23. Отношение к алкоголю, наркотикам: 1 — злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ; 2 — эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков или токсических веществ; 3 — нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, наркотики и токсические вещества; 4 — осознанный отказ от употребления спиртного, наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда для здоровья; 5 — активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией. 24. Отношение к курению: 1 — закрепившаяся привычка к курению; 2 — эпизодическое курение; 3 — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей; 4 — осознанный, самостоятельный отказ от курения; 5 — активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей. 25. Отношение к нецензурным выражениям: 1 — сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых; 2 — привычное сквернословие в кругу сверстников; 3 — эпизодическое сквернословие «по случаю»; 4 — осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений; 5 — активное стремление к очищению речи, языка от сквернословия. Приложение 4 ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ» Цели: - сформировать умение помогать ребенку преодолеть последствия жестокого обращения; - определить свои родительские возможности относительно воспитания ребенка, пережившего жестокое обращение. В результате тренинга родители должны: - знать какие травмы могли быть в жизни ребенка и как они могли отразиться на его развитии;
- понимать роль эмоциональной депривации и жестокого обращения в нарушениях психического развития ребёнка; - знать, что серьезные травматические события приводят к комплексным нарушениям, оказывая влияние на все жизненные сферы; - выработать принципы, которыми могут руководствоваться взрослые, стремящиеся помочь детям, перенесшим насилие или жестокое обращение; - уметь справляться со своими чувствами по поводу прошлого опыта ребенка. Осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей своих детей, переживших жестокое обращение; - понимать важность соблюдения конфиденциальности. Содержание занятия 1. Жестокое обращение с детьми. Сообщение ведущего. 1.1. Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах. 15 мин. 1.2. Право ребенка на конфиденциальность. Упражнение «Несохраненная тайна» и обсуждение в группе. 15 мин. 1.3. Понятие «мозаики» развития. Сообщение ведущего. 10 мин. 1.4. Как проявляются травмы прошлого. Упражнение в большой группе. 1.5. Как помочь детям с дисгармониями в развитии. Работа в группе. 15 минут. Материалы для занятия: Плакаты, стойка для плакатов, карточки, ручки, фломастеры, бумага для записей, два контрастных маркера (синий и красный), рисунки детей, переживших жестокое обращение. Введение. Поприветствуйте участников. Расскажите о цели и содержании данного занятия. Обратитесь к презентации. Презентация: название и цели занятия Поясните смысл названия. Тема занятия тяжелая, но рассмотреть ее необходимо. Она посвящена жестокому обращению с детьми и его последствиям. Для того чтобы быть способным помочь ребенку, перенесшему жестокое обращение, родители / педагоги, должен знать о последствиях подобного опыта, их проявлениях и способах преодоления. Особую озабоченность у родителей и воспитателей вызывают задержки в психическом развитии ребенка, их причины и пути преодоления. Ребенок очень уязвим в отношении генетических, внутриутробных и внешних воздействий, однако большинство людей все же вырастают здоровыми — и физически, и личностно. Это связано с гибкостью и богатством ресурсов растущего человека. Расскажите, что жестокое обращение, насилие над детьми — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских домах.
По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми: - пренебрежение нуждами; - эмоциональное; - физическое; - сексуальное. Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии. Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда жеотносятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?». Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные дляжизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка». Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половойакт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детямпорнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.Рассказать об эмоциональном состоянии детей, особо отметив то, что у них все проблемы сактивностью — гиперреактивность, заторможенность, трудности сосредоточения неконцентрируют внимание; проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональныхпроблем (аффект тормозит интеллект). Дети, пережившие жестокое обращение, могут: - испытывать трудности со сном; - проявлять регрессивное поведение; - быть в депрессивном состоянии; - казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными; - демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизни и здоровью, частый травматизм; - быть жестокими; - могут быть замеченными в воровстве; - убегать из дома; - высказывать мысли о суициде; - мастурбировать, вовлекая других детей; - демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данныйпризнак); - демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, чем ребенку; - испытывать приступы видений из прошлой жизни или, наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания. Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако, если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните:
дело не в генетике, а в травматическом опыте. Обсуждение в группе. Спросите участников, одинаково ли воспринимают действия взрослых дети, пережившие насилие, и дети из благополучных семей. Поддержите следующие высказывания: - Ребенок, переживший жестокое обращение, не верит взрослым, поэтому он может неадекватно реагировать на их действия. - Возможно, придется долго ждать того, что ребенок сможет доверять. - Возможно, придется искать разные подходы к ребенку. Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Взрослым необходимо тщательно обдумать, как они будут устанавливать позитивные взаимоотношения с такими детьми. 1.1.Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах. Цель: показать, что травматический прошлый опыт отражается на всей личности ребенка, его мыслях, чувствах, поведении. - Разделить группу на 2—3 подгруппы. - Раздать подгруппам рисунки детей, сделанные ими во время консультации у детского психолога. На рисунке должны быть указаны пол и возраст ребенка. - Попросить участников внимательно посмотреть на рисунки и попытаться представить себе эмоциональное состояние ребенка, который их рисовал. - Предложите участниками ответить на вопросы: Хорошо ли ребенку? Боится ли он чего-то? Спокоен ли он? Злится ли на что-то? Как воспринимает окружающий мир? Как воспринимает других людей? Как воспринимает самого себя? После того как подгруппы завершат работу, попросите их по очереди рассказать в большой группе о результатах своего обсуждения. После каждого отчета подгруппы расскажите группе информацию о прошлом ребенка, выполнившего рисунки. Обсуждение в большой группе. Обратить внимание группы на то, что прошлый опыт ребенка отражается на всем, что он делает, думает и чувствует. Многие особенности его поведения можно понять, только учитывая этот опыт. Подчеркните, что может быть недостаточно информации, что именно происходило в прошлом ребенка. Поэтому необходимы наблюдательность и внимание к особенностям поведения ребенка. 1.2. Право ребенка на конфиденциальность. Упражнение «Несохраненная тайна» и обсуждение в группе. Цель: показать, почему так важно с уважением относиться к информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранять. - Выдать каждому листок бумаги и конверт. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие. - Попросите каждого положить свой заполненный листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на конвертах свои имена и положить их под свой стул. - После того как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо. - Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их конвертами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их конверт.) - Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом. - Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы участники успели отреагировать, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт. Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам. - Объясните группе, что вы в действительности не собирались открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе. - Удостоверьтесь, что все конверты, в самом деле, были возвращены. Обсуждение в группе. Попросите участников группы рассказать о своих чувствах, задав вопросы: - Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов? - Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт? - Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали? Объясните, что чужая тайна всегда кажется нам менее важной, чем своя собственная, ведь чужая тайна — это интересная информация, а своя — сгусток чувств, иногда очень болезненных. Подчеркните, что дети имеют такие же права на соблюдение конфиденциальности, как и взрослые. Недопустимо распространять информацию, касающуюся личной жизни ребенка и его прошлого. Объясните, что особую важность требование конфиденциальности приобретает в случае детей, переживших жестокое обращение.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.054 с.) |