Показатели социального развития подростка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели социального развития подростка



13. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений:

1 — профессиональные намерения и планы отсутствуют из-за негативизма и циничного отношения к труду;

2 — планы и намерения отсутствуют по легкомыслию и бездумности;

3 — планы неопределенные, иногда нереальные;

4 — планы и профессиональные намерения в основном определились, но нет активной подготовки к будущей профессии;

5 — профессиональные планы и намерения выражены четко, осуществляется подготовка к будущей профессии.

14. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

1 — отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия;

2 — к урокам готовится нерегулярно, под контролем взрослых;

3 — отношение добросовестное, но без увлечения, не ради знаний, а ради оценок;

4 — отношение сознательное, добросовестное, интерес проявляется избирательно, не ко всем предметам;

5 — отношение увлеченное, сознательное, добросовестное.

15. Уровень развития полезных интересов, знаний, навыков, умений (спортивные, трудовые, технические, художественные и др.):

1 — индифферентность интересов, преобладание пустого времяпрепровождения;

2 — интересы поверхностные, неустойчивые, развлекательного характера;

3 — интересы и полезные занятия не получили самостоятельного, углубленного развития, формируются больше под чужим влиянием;

4 — интересы глубокие, разносторонние, но не закреплены в полезных знаниях, навыках, умениях;

5 — глубокие интересы, выражающиеся в самостоятельной работе по закреплению полезных знаний, навыков, умений.

16. Отношение к педагогическим воздействиям:

1 — резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия, замечаний, порицаний;

2 — неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства;

3 — избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с учителями;

4 — к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказания и поощрения воспринимает правильно;

5 — чутко реагирует на замечания учителей, болезненно переживает порицания» старается не повторять осуждаемых действий, поступков.

17. Коллективные проявления, способность считаться с коллективными интересами, нормами коллективной жизни:

1 — бравирует своим негативным отношением к нормам коллективной жизни, к общественному мнению в классе;

2 — к общественному осуждению относится равнодушно;

3 — внешне конформное поведение, но не живет интересами коллектива;

4 — с большей частью класса сохраняет товарищеские отношения, дорожит общественным мнением;

5 — развитое чувство справедливости, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи.

18. Способность критически, с позиции норм морали и права оценивать поступки окружающих друзей, сверстников, одноклассников:

1 — открытое неприятие норм морали, права, одобрительное отношение к циничным антиобщественным поступкам;

2 — в большей степени ориентируется на антиобщественные нормы и ценности и в соответствии с ними оценивает поступки окружающих;

3 — равнодушное, безразличное отношение к нарушениям норм общественной морали, права, «нейтральность» ценностно-нормативных представлений;

4 — способен различать «плохое» и «хорошее», осуждать и одобрять это;

5 — активное неприятие антиобщественных проявлений, стремление бороться с ними.

19. Самокритичность, наличие навыков самоанализа:

1 — не способен к самоанализу и самокритике;

2 — самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих;

3 — самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе;

4 — самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в активных усилиях по самовоспитанию;

5 — самоанализ и самокритичность являются основой программы самовоспитания и самосовершенствования.

20. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии:

1 — проявление жестокости по отношению к товарищам, младшим, слабым, к животным;

2 — способность совершать жестокие поступки «за компанию», под влиянием других, слабо развита способность сопереживания;

3 — черствость, невнимательность по отношению к одноклассникам, товарищам, родителям;

4 — эмпатия, сопереживание по отношению к близким, родным, товарищам выражаются в сочувствии, в стремлении помочь;

5 — высокоразвитая действенная эмпатия, выражающаяся в способности сопереживать чужой боли, чужой радости, чуткое реагирование на состояние других людей.

21. Волевые качества. Степень восприимчивости к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении:

1 — использование сильных волевых качеств в антиобщественных целях;

2 — слепое подчинение чужому негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения;

3 — стремление уходить от ситуаций, требующих волевого начала, преодоления трудностей, принятия решений, сопротивления среде и т.д.;

4 — хорошо выраженная волевая саморегуляция, позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности внешнего и внутреннего характера;

5 — сильные волевые начала, проявляющиеся не только на уровне саморегуляции собственного поведения, но и в коллективе, в способности направлять коллективные и общественно ценные действия.

22. Внешняя культура поведения. Внешний вид, культура речи, поведения:

1 — неряшливость, запущенность одежды, прически, отсутствие культурных навыков общественного поведения;

2 — безвкусица внешнего вида, бравирование псевдомодной одеждой, прической, вульгарность манер, кич;

3 — безразличие к внешности, отсутствие эстетического начала в отношении к своему внешнему виду, к манере поведения;

4 — аккуратный, подтянутый внешний вид, высокая культура поведения;

5 — эстетическая воспитанность, развитое чувство вкуса, проявляющееся в одежде, поведении, манера держаться.

23. Отношение к алкоголю, наркотикам:

1 — злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ;

2 — эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков или токсических веществ;

3 — нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда, который приносит алкоголь, наркотики и токсические вещества;

4 — осознанный отказ от употребления спиртного, наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда для здоровья;

5 — активная позиция в борьбе с алкоголизацией и наркотизацией.

24. Отношение к курению:

1 — закрепившаяся привычка к курению;

2 — эпизодическое курение;

3 — воздержание от курения благодаря запретам родителей, учителей;

4 — осознанный, самостоятельный отказ от курения;

5 — активное неприятие курения как в отношении себя, так и своих товарищей.

25. Отношение к нецензурным выражениям:

1 — сквернословие, употребление нецензурных выражений в общественных местах, в присутствии девушек, женщин, взрослых;

2 — привычное сквернословие в кругу сверстников;

3 — эпизодическое сквернословие «по случаю»;

4 — осуждение сквернословия, избегание нецензурных выражений;

5 — активное стремление к очищению речи, языка от сквернословия.

Приложение 4

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ»

Цели:

- сформировать умение помогать ребенку преодолеть последствия жестокого обращения;

- определить свои родительские возможности относительно воспитания ребенка, пережившего жестокое обращение.

В результате тренинга родители должны:

- знать какие травмы могли быть в жизни ребенка и как они могли отразиться на его развитии;

- понимать роль эмоциональной депривации и жестокого обращения в нарушениях психического развития ребёнка;

- знать, что серьезные травматические события приводят к комплексным нарушениям, оказывая влияние на все жизненные сферы;

- выработать принципы, которыми могут руководствоваться взрослые, стремящиеся помочь детям, перенесшим насилие или жестокое обращение;

- уметь справляться со своими чувствами по поводу прошлого опыта ребенка. Осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей своих детей, переживших жестокое обращение;

- понимать важность соблюдения конфиденциальности.

Содержание занятия

1. Жестокое обращение с детьми. Сообщение ведущего.

1.1. Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах. 15 мин.

1.2. Право ребенка на конфиденциальность. Упражнение «Несохраненная тайна» и обсуждение в группе. 15 мин.

1.3. Понятие «мозаики» развития. Сообщение ведущего. 10 мин.

1.4. Как проявляются травмы прошлого. Упражнение в большой группе.

1.5. Как помочь детям с дисгармониями в развитии. Работа в группе. 15 минут.

Материалы для занятия:

Плакаты, стойка для плакатов, карточки, ручки, фломастеры, бумага для записей, два контрастных маркера (синий и красный), рисунки детей, переживших жестокое обращение.

Введение. Поприветствуйте участников. Расскажите о цели и содержании данного занятия.

Обратитесь к презентации.

Презентация: название и цели занятия

Поясните смысл названия. Тема занятия тяжелая, но рассмотреть ее необходимо. Она посвящена жестокому обращению с детьми и его последствиям. Для того чтобы быть способным помочь ребенку, перенесшему жестокое обращение, родители / педагоги, должен знать о последствиях подобного опыта, их проявлениях и способах преодоления. Особую озабоченность у родителей и воспитателей вызывают задержки в психическом развитии ребенка, их причины и пути преодоления. Ребенок очень уязвим в отношении генетических, внутриутробных и внешних воздействий, однако большинство людей все же вырастают здоровыми — и физически, и личностно. Это связано с гибкостью и богатством ресурсов растущего человека. Расскажите, что жестокое обращение, насилие над детьми — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских домах.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми:

- пренебрежение нуждами;

- эмоциональное;

- физическое;

- сексуальное.

Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда жеотносятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».

Физическое насилие — это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные дляжизни, но унизительные действия — «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в семье как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие — любое сексуальное действие по отношению к ребенку:

прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половойакт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детямпорнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.Рассказать об эмоциональном состоянии детей, особо отметив то, что у них все проблемы сактивностью — гиперреактивность, заторможенность, трудности сосредоточения неконцентрируют внимание; проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональныхпроблем (аффект тормозит интеллект).

Дети, пережившие жестокое обращение, могут:

- испытывать трудности со сном;

- проявлять регрессивное поведение;

- быть в депрессивном состоянии;

- казаться отстраненными, погруженными в свои фантазии или необычно инфантильными;

- демонстрировать экстремальное поведение, несущее риск жизни и здоровью, частый травматизм;

- быть жестокими;

- могут быть замеченными в воровстве;

- убегать из дома;

- высказывать мысли о суициде;

- мастурбировать, вовлекая других детей;

- демонстрировать странное, необычное для возраста, искушенное знание или поведение в вопросах взаимоотношения полов (чем меньше возраст ребенка, тем явственнее выступает данныйпризнак);

- демонстрировать поведение, которое скорее присуще взрослому человеку, чем ребенку;

- испытывать приступы видений из прошлой жизни или, наоборот, защищаясь от боли, вытеснять страшные воспоминания.

Все эти нарушения могут встречаться и в других ситуациях, однако, если вам известна социальная история ребенка и вы столкнулись с вышеперечисленными проблемами, помните:

дело не в генетике, а в травматическом опыте.

Обсуждение в группе. Спросите участников, одинаково ли воспринимают действия взрослых дети, пережившие насилие, и дети из благополучных семей. Поддержите следующие высказывания:

- Ребенок, переживший жестокое обращение, не верит взрослым, поэтому он может неадекватно реагировать на их действия.

- Возможно, придется долго ждать того, что ребенок сможет доверять.

- Возможно, придется искать разные подходы к ребенку.

Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.

Взрослым необходимо тщательно обдумать, как они будут устанавливать позитивные взаимоотношения с такими детьми.

1.1.Что могут означать детские рисунки. Работа в подгруппах.

Цель: показать, что травматический прошлый опыт отражается на всей личности ребенка, его мыслях, чувствах, поведении.

- Разделить группу на 2—3 подгруппы.

- Раздать подгруппам рисунки детей, сделанные ими во время консультации у детского психолога. На рисунке должны быть указаны пол и возраст ребенка.

- Попросить участников внимательно посмотреть на рисунки и попытаться представить себе эмоциональное состояние ребенка, который их рисовал.

- Предложите участниками ответить на вопросы:

Хорошо ли ребенку?

Боится ли он чего-то?

Спокоен ли он?

Злится ли на что-то?

Как воспринимает окружающий мир?

Как воспринимает других людей?

Как воспринимает самого себя?

После того как подгруппы завершат работу, попросите их по очереди рассказать в большой группе о результатах своего обсуждения.

После каждого отчета подгруппы расскажите группе информацию о прошлом ребенка, выполнившего рисунки.

Обсуждение в большой группе.

Обратить внимание группы на то, что прошлый опыт ребенка отражается на всем, что он делает, думает и чувствует. Многие особенности его поведения можно понять, только учитывая этот опыт.

Подчеркните, что может быть недостаточно информации, что именно происходило в прошлом ребенка. Поэтому необходимы наблюдательность и внимание к особенностям поведения ребенка.

1.2. Право ребенка на конфиденциальность.

Упражнение «Несохраненная тайна» и обсуждение в группе.

Цель: показать, почему так важно с уважением относиться к информации о прошлом ребенка и помогать ее сохранять.

- Выдать каждому листок бумаги и конверт. Попросите участников группы написать на листке какую-нибудь важную личную информацию. Заверьте их, что посторонние не увидят написанного. Объясните, что должно быть написано что-то очень личное, о чем бы они не хотели, чтобы узнали другие.

- Попросите каждого положить свой заполненный листок в конверт и запечатать его. Затем участники должны написать на конвертах свои имена и положить их под свой стул.

- После того как все конверты будут положены под стулья, попросите участников передвинуться на один стул вправо по кругу. Когда все пересядут, попросите их посмотреть, цело ли его письмо.

- Далее попросите каждого поменяться местами с тем человеком, который сидит на противоположной от него стороне круга. Когда все сядут, попросите их опять проверить, все ли в порядке с их конвертами. Спросите, знает ли каждый, где теперь находится его конверт. (Возможно, некоторые участники будут немного дезориентированы и не будут уверены в том, где находится их конверт.)

- Попросите каждого достать лежащий под стулом конверт и обменяться конвертами с человеком, сидящим рядом.

- Когда все это проделают, скажите, что вы передумали и считаете, что каждый должен открыть находящийся у него конверт. Сделайте небольшую паузу, чтобы участники успели отреагировать, но сразу не вмешивайтесь и остановите любого, кто начнет открывать конверт.

Предложите членам группы прислушаться к своим чувствам.

- Объясните группе, что вы в действительности не собирались открывать конверты, и, пройдя по кругу, соберите все конверты вместе.

- Удостоверьтесь, что все конверты, в самом деле, были возвращены.

Обсуждение в группе. Попросите участников группы рассказать о своих чувствах, задав вопросы:

- Что вы чувствовали по мере удаления от своих конвертов?

- Что вы чувствуете, когда вам нужно открыть чужой конверт?

- Что вы чувствовали, когда оказалось, что кто-нибудь может прочитать то, что вы написали?

Объясните, что чужая тайна всегда кажется нам менее важной, чем своя собственная, ведь чужая тайна — это интересная информация, а своя — сгусток чувств, иногда очень болезненных.

Подчеркните, что дети имеют такие же права на соблюдение конфиденциальности, как и взрослые. Недопустимо распространять информацию, касающуюся личной жизни ребенка и его прошлого. Объясните, что особую важность требование конфиденциальности приобретает в случае детей, переживших жестокое обращение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.054 с.)