Как помочь ребёнку избежать школьного буллинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как помочь ребёнку избежать школьного буллинга



(рекомендации для родителей)

Прежде всего родители должны безусловно любить своего ребёнка и поступать так, чтобы ребёнок знал, что у него всегда есть поддержка и опора в их лице.

Ругать и наказывать можно только проступки, если они есть, но ни в коем случае не самого ребёнка. Только тогда ваш ребёнок доверит вам свои тайны, обиды, и вы сможете помочь ему.

    Любого ребёнка, начиная с первого класса, очень важно предупредить, что его могут дразнить, высмеивать одноклассники, могут даже ударить. Если что-то подобное произошло, научите ребёнка, что необходимо немедленно рассказать о случившемся родителям или другим взрослым, которым ребёнок доверяет.

Научите Вашего ребёнка, для того чтобы избежать попадания в группу риска по школьному буллингу, поступать следующим образом:

- вести себя с другими без зазнайства, задираний и превосходства над другими;

- вести себя скромно: без хвастовства своими успехами, родителями и друзьями, вещами и предметами, без демонстрации своей элитарности. Даже самые неординарные способности человека – это не повод для зазнайства и ощущения своего превосходства над другими;

- вести себя самодостаточно, то есть проявлять себя достойно, без подлизываний к учителям, сверстникам или более старшим по возрасту школьникам, жить без ябед и обид, относиться с уважением к другим людям (одноклассникам, сверстникам и др.);

- не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами;

- решения класса или другого коллектива (группы людей) воспринимать с пониманием, уметь принимать их без игнорирования, если эти решения не противоречат нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива);

- проявлять и применять свою физическую силу лишь в случаях защиты себя или тех, кого обижают, без демонстрации физической силы «просто так»;

- вести себя без бахвальства своим талантом или увлечениями, научиться привлекать других к себе, а не отталкивать их от себя;

- одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе с Вашим ребёнком, а не завидовали ему (лучше защищать честь школы на соревнованиях, олимпиадах различного уровня, а не отказываться от участия, мотивируя отказ постоянной занятостью).

Научите Вашего ребёнка:

- найти себе друга, среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей;

- найти общий язык с каждым учеником в классе;

- приглашать одноклассников в гости;

- научиться уважать мнение своих одноклассников;

- не пытаться всегда побеждать в своих спорах со сверстниками;

- научиться проигрывать и уступать, если Ваш ребёнок на самом деле не прав.

В целях повышения авторитета своего ребёнка в кругу его одноклассников, родители

могут:

- научить ребёнка без страха воспринимать своих одноклассников, у которых тоже есть свои проблемы;

- родителям наладить контакты с учителями и одноклассниками;

- участвовать в классных совместных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;

- если у родителей есть необычное хобби, интересное детям, рассказать о нём одноклассникам ребёнка. Если родитель может часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть на вас с восхищением, и вряд ли тронут вашего ребёнка;

- приглашать одноклассников ребёнка, а особенно тех, кому он симпатизирует, как можно чаще к себе в гости;

- ребёнку нужны люди, не дающие его в обиду; наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, а так как разборки происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет его поддержать

.- повышать самооценку ребёнка за счёт похвалы за его реальные достижения;

- в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; и если он преуспевает в математике, к примеру, то необязательно его преуспевание в физкультуре или в чём-то другом;

- помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;

- если ребёнок жертва буллинга, то не смиряться с участью жертвы, а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей;

- не показывать свой страх и слабость перед булли, если таковые отношения имеются, и вместо слёз и просьб о помиловании, набрасываться на своих преследователей, хотя бы неожиданными вопросами, или же озадачить их своим знанием чем-то нехорошим о них.

- не настраивать ребёнка против его школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными;

- не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников «элитностью» одежды и особой гламурностью;

- учить выполнять общие требования для всех детей в классе, вплоть до формы одежды на уроках физкультуры.

Если профилактические меры не помогли, и Ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, Вам как родителям необходимо:

- прежде всего, понять истинную причину произошедшего с ним;

- убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;

- сообщить об этом учителю и школьному психологу;

- сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;

- если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;

- при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;

- в целях предупреждения развития посттравматического стрессового синдрома важно обратиться к специалистам (психологу, психотерапевту);

- ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

Методические рекомендации для родителей

Уважаемые родители, во-первых, избегайте скандалов и публичных ссор при ребёнке, так как это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как Ваш ребёнок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует их на агрессивное поведение (голодный ребёнок – злой ребёнок).

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребёнка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведёт к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

Будьте внимательны к проблемам ребёнка, посещайте школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью).

Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, выясняйте истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребёнка и родителей). Бывают такие случаи, когда родители приходят в школу и сразу пытаются обвинить учителя во всех бедах своего ребёнка. В такой ситуации реакция учителя может быть либо нормальной, и он попытается исправить положение, либо негативной, и он начнёт по любому поводу придираться к ребёнку и искусственно занижать ему отметки.

Чтобы узнать, что происходит с Вашим ребёнком, Вам следует, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне дома. Точно установить где, когда и почему ребёнок ведёт себя агрессивно. Насколько серьёзно то поведение, которое Вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о Вашем ребёнке придерживаются сверстники и педагоги?

Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребёнка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребёнком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

При общении с ребёнком необходимо использовать «Я-послания» Отправителю такого послания может грозить опасность: когда он открывает себя другому (особенно ребёнку), это может быть расценено, возможно, как знак слабости. Однако, преимущества Я- послания очевидны: они действуют менее угрожающе, и не загоняют ребёнка в угол, ему не нужно сразу оправдываться, обороняться и «наносить ответный удар».

Я-послания способствуют большей честности и открытости в отношениях. Я - послания: «Я думаю, что...», «Я недоволен тем, что...», «Мне не нравится, что...», «Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку», «Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав». Также важно, чтобы коммуникация велась посредством «языка принятия». Такой язык поясняет, что другой человек принимается таким, какой он есть. Активное слушание помогает справиться с отрицательными чувствами и переживаниями. Разговаривая на равных с родителями, дети привыкают к тому, что им не нужно оправдываться и бояться своих собственных чувств.

Активное слушание побуждает думать и говорить о проблеме, улучшает отношения между детьми и родителями. Оно помогает войти в положение собеседника и увидеть мир под другим углом. Конечно, всегда есть ситуации, в которых «язык принятия» и метод «без поражения» не помогают. Но все-таки они являются хорошей возможностью для повышения коммуникативной культуры и могут использоваться в профилактических целях. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребёнку рационально распределять нагрузку и отдых. Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребёнка.  

Внимательно следите за тем, что смотрит Ваш ребёнок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики. Для ребёнка необходимо рациональное чередование сна и отдыха. Ребёнок подражает Вам, перенимает Ваш стиль общения, жизни и невольно копирует всё это. Но в других условиях, при других ситуациях эти «копии» выглядят иначе. Они перевоплощаются как в роли жертвы, так и в роли булли, т.е. агрессора. К такому результату может привести Вашего школьника и жестокое обращение с ним, и Ваш гиперконтроль, или наоборот, гипоконтроль - безнадзорность ребёнка. Поэтому важно всё делать в меру -это хорошо и для Вас, и для Вашего ребёнка.

Источник: http://upsihologa.com.ua/Kak_pomoch_svoemu_rebenku_bulling.html.

 

Приложение 1.

Анкета для обучающихся

Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения среди несовершеннолетних (разработана Т.А. Мещениной, МАУ «Центр развития образования», 2014 г.)

Уважаемый обучающийся, тебе предлагается ответить на несколько вопросов, используя ответы «очень часто», «часто», «редко», «никогда». Отметь в соответствующей графе свой ответ на вопрос знаком «+».

Заранее благодарим.

Вопрос Очень часто Часто Редко Никогда
1. Приходится ли тебе видеть как дети или подростки проявляют физическую агрессию по отношению к другим людям: дерутся, ставят подзатыльники и т.д.?        
2. Наблюдаешь ли ты неуважительное отношение детей и подростков к другим людям в виде обзывания, осмеивания и т.д.?        
3. Боишься ли ты, что другие дети или подростки могут проявить по отношению к тебе физическую агрессию в виде драки, подзатыльника и т.д.?        
4. Боишься ли ты оскорблений, осмеиваний, обзываний в свой адрес со стороны других детей и подростков?        
5    Приходится ли тебе участвовать в драках, защищая себя, своих друзей или других людей?        
6. Заступаешься ли ты за тех, кого оскорбляют: обзывают, осмеивают и т.д.?        
7. Был ли ты когда-нибудь избит своими сверстниками или ребятами старше тебя?        
8. Тебя когда-нибудь унижают другие дети или подростки: обзывают, осмеивают и т.д.        
9. Предпринимаешь ли ты какие-то действия для того, чтобы предотвратить драку: уговариваешь людей успокоиться и решить всё мирным путем, сообщаешь о намечающейся драке взрослым и другое?        
10 Думаешь ли ты, что бить другого человека – это нормально?        
11 Ты можешь первым начать драку?        
12 Считаешь ли ты, что осмеивать и обзывать другого человека – это нормально?        
13 Приходилось ли тебе обращаться за помощью к кому-то из взрослых (учителям, родителям), если тебя бьют, обзывают или осмеивают?        
14 Ты рассказываешь дома о драках между детьми и подростками или о других случаях унижения, которые тебе приходится видеть?        

 

Приложение 2

Анкета для педагогов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.018 с.)