Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III . Структура научного познания 201

Поиск

новных посылок: реальности мира в его целостности и развитии и законосообразности этого мира, т. е. того, что он «пронизан» со­вокупностью объективных законов. Последние регулируют весь мировой процесс, обеспечивают в нем определенный порядок, не­обходимость, принцип самодвижения и вполне познаваемы. Вы­дающийся математик А. Пуанкаре справедливо утверждал, что законы как «наилучшее выражение» внутренней гармонии мира есть основные начала, предписания, отражающие отношения меж­ду вещами. «Однако произвольны ли эти предписания? Нет; ина­че они были бы бесплодны. Опыт предоставляет нам свободный выбор, но при этом он руководит нами»1.

Надо иметь в виду, что мышление людей и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они в своих результатах должны согласовываться между собой. Необходимое соответствие между законами объективной действительности и законами мышления достигается тогда, когда они надлежащим образом познаны.

Познание законов — сложный, трудный и глубоко противо­речивый процесс отражения действительности. Но познающий субъект не может отобразить весь реальный мир, тем более сра­зу, полностью и целиком. Он может лишь вечно приближаться к этому, создавая различные понятия и другие абстракции, форму­лируя те или иные законы, применяя целый ряд приемов и мето­дов в их совокупности (эксперимент, наблюдение, идеализация, моделирование и т. п.). Характеризуя особенности законов науки, известный американский физик Р. Фейнман писал, что, в частно­сти, «законы физики нередко не имеют очевидного прямого отно­шения к нашему опыту, а представляют собой его более или ме­нее абстрактное выражение... Очень часто между элементарны­ми законами и основными аспектами реальных явлений дистан­ция огромного размера»2.

В. Гейзенберг, полагая, что открытие законов — важнейшая задача науки, отмечал, что, во-первых, когда формулируются ве­ликие всеобъемлющие законы природы — а это стало впервые возможным в ньютоновской механике — «речь идет об идеализа­ции действительности, а не о ней самой». Идеализация возникает

1 Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 8.

2 Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. С. 110.


202                                                                   Основы философии науки

оттого, что мы исследуем действительность с помощью понятий. Во-вторых, каждый закон обладает ограниченной областью при­менения, вне которой он неспособен отражать явления, потому что его понятийный аппарат не охватывает новые явления (на­пример, в понятиях ньютоновской механики не могут быть опи­саны все явления природы). В-третьих, теория относительности и квантовая механика представляют собой «очень общие идеализа­ции весьма широкой сферы опыта и их законы будут справедли­вы в любом месте и в любое время — но только относительно той сферы опыта, в которой применимы понятия этих теорий»1.

Законы открываются сначала в форме предположений, гипо­тез. Дальнейший опытный материал, новые факты приводят к «очищению этих гипотез», устраняют одни из них, исправляют другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Одно из важнейших требований, которому должна удовлетворять научная гипотеза, состоит, как уже было отмечено ранее, в ее принципиальной проверяемости на практике (в опыте, экспери­менте и т. п.), что отличает гипотезу от всякого рода умозритель­ных построений, беспочвенных вымыслов, необоснованных фан­тазий и т. д.

Поскольку законы относятся к сфере сущности, то самые глу­бокие знания о них достигаются не на уровне непосредственного восприятия, а на этапе теоретического исследования. Именно здесь и происходит в конечном счете сведение случайного, видимого лишь в явлениях, к действительному внутреннему движению. Ре­зультатом этого процесса является открытие закона, точнее — со­вокупности законов, присущих данной сфере, которые в своей вза­имосвязи образуют «ядро» определенной научной теории.

Раскрывая механизм открытия новых законов, Р. Фейнман от-. мечал, что «... поиск нового закона ведется следующим образом. Прежде всего о нем догадываются. Затем вычисляют следстви этой догадки и выясняют, что повлечет за собой этот закон, есл окажется, что он справедлив. Затем результаты расчетов сравни вают с тем, что наблюдается в природе, с результатами специаль­ных экспериментов или с нашим опытом, и по результатам таких наблюдений выясняют, так это или не так. Если расчеты расхо­дятся с экспериментальными данными, то закон неправилен»2.

1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 202—204.

2 ФейЯМан Р. Характер физических законов. М., 1987. С.142.


Глава III. Структура научного познания______________________ 203

При этом Фейнман обращает внимание на то, что на всех этапах движения познания важную роль играют философские установ­ки, которыми руководствуется исследователь. Уже в начале пути к закону именно философия помогает строить догадки, здесь труд­но сделать окончательный выбор.

Открытие и формулирование закона — важнейшая, но не пос­ледняя задача науки, которая еще должна показать, как откры­тый ею закон прокладывает себе путь. Для этого надо с помощью закона, опираясь на него, объяснить все явления данной предмет­ной области (даже те, которые кажутся ему противоречащими), вывести их все из соответствующего закона через целый ряд по­средствующих звеньев.

Следует иметь в виду, что каждый конкретный закон практи­чески никогда не проявляется в «чистом виде», а всегда во взаи­мосвязи с другими законами разных уровней и порядков. Кроме того, нельзя забывать, что хотя объективные законы действуют с «железной необходимостью», сами по себе они отнюдь не «желез­ные», а очень даже «мягкие», эластичные в том смысле, что в зависимости от конкретных условий получает перевес то тот, то другой закон. Эластичность законов (особенно общественных) проявляется также в том, что они зачастую действуют как зако­ны — тенденции, осуществляются весьма запутанным и прибли­зительным образом, как некоторая никогда твердо не устанавли­вающаяся средняя постоянных колебаний.

Условия, в которых осуществляется каждый данный закон, могут стимулировать и углублять, или наоборот — «пресекать» и снимать его действие. Тем самым любой закон в своей реализа­ции всегда модифицируется конкретно-историческими обстоятель­ствами, которые либо позволяют закону набрать полную силу, либо замедляют, ослабляют его действие, выражая закон в виде пробивающейся тенденции. Кроме того, действие того или иного закона неизбежно видоизменяется сопутствующим действием других законов.

Каждый закон «узок, неполон, приблизителен» (Гегель), по­скольку имеет границы своего действия, определенную сферу сво­его осуществления (например, рамки данной формы движения материи, конкретная ступень развития и т. д.). Как бы вторя Ге­гелю, Р. Фейнман отмечал, что даже закон всемирного тяготения не точен — «то же относится и к другим нашим законам — они не


204__________________________________ Основы философии науки

точны. Где-то на краю их всегда лежит тайна, всегда есть, над чем поломать голову»1.

На основе законов осуществляется не только объяснение яв­лений данного класса (группы), но и предсказание, предвидение новых явлений, событий, процессов и т. п., возможных путей, форм и тенденций познавательной и практической деятельности, людей.

Открытые законы, познанные закономерности могут — при их умелом и правильном применении — быть использованы людь­ми для того, чтобы они могли изменять природу и свои собствен­ные общественные отношения. Поскольку законы внешнего мира — основы целесообразной деятельности человека, то люди должны сознательно руководствоваться требованиями, вытекаю­щими из объективных законов, как регулятивами своей деятель­ности. Иначе последняя не станет эффективной и результатив­ной, а будет осуществляться в лучшем случае методом проб и ошибок. На основе познанных законов люди могут действитель­но научно управлять как природными, так и социальными про­цессами, оптимально их регулировать.

Опираясь в своей деятельности на «царство законов», человек вместе с тем может в определенной мере оказывать влияние на механизм реализации того или иного закона. Он может способ- |, ствовать его действию в более чистом виде, создавать условия | для развития закона до его качественной полноты, либо же, на- ] против, сдерживать это действие, локализовать его или даже транс­формировать.

Подчеркнем два важных метода, которые нельзя упустить,
«работая» с научными законами. Во-первых, формулировки пос­
ледних непосредственно относятся к системе теоретических кон- j(
структов (абстрактных объектов), т. е. сопряжены с введением иде- |
ализированных объектов, упрощающих и схематизирующих эм- I
лирически необходимые ситуации.                            |

Во-вторых, в каждой науке (если она является таковой) «иде- I
альные теоретические модели (схемы) выступают существенной |
характеристикой структуры любой научной теории»2, ключевым 1
элементом которой и является закон.                         1

______________________     '       I

1 Фейнман Р. Характер физических законов, М., 1987. С. 29.

2 См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. Ш—114.


Глава III. Структура научного познания                                         205

Многообразие видов отношений и взаимодействий в реаль­ной действительности служит объективной основой существова­ния многих форм (видов) законов, которые классифицируются по тому или иному критерию (основанию). По формам движения материи можно выделить законы: механические, физические, химические, биологические, социальные (общественные); по ос­новным сферам действительности — законы природы, законы общества, законы мышления; по степени их общности, точнее — по широте сферы их действия — всеобщие (диалектические), об­щие (особенные), частные (специфические); по механизму детер­минации — динамические и статистические, причинные и непри­чинные; по их значимости и роли — основные и неосновные; по глубине фундаментальности — эмпирические (формулируемые не­посредственно на основе опытных данных) и теоретические (фор­мируемые путем определенных мыслительных действий с идеа­лизированными объектами) и т. п.

Односторонние (а значит ошибочные) трактовки закона мо­гут быть выражены в следующем.

1. Понятие закона абсолютизируется, упрощается, фетишизи­
руется. Здесь упускается из виду то (замеченное еще Гегелем)

> обстоятельство, что данное понятие — безусловно важное само по себе — есть лишь одна из ступеней познания человеком единства взаимозависимости и цельности мирового процес­са. Закон лишь одна из форм отражения реальной действи­тельности в познании, одна из граней, моментов научной кар­тины мира во взаимосвязи с другими (причина, противоречие и др.).

2.Игнорируется объективный характер законов, их материаль­
ный источник. Не реальная действительность должна сообра­
зовываться с принципами и законами, а наоборот, — послед­
ние верны лишь постольку, поскольку они соответствуют
объективному миру.

3.Отрицается возможность использования людьми системы
объективных законов как основы их деятельности в многооб­
разных ее формах — прежде всего в чувственно-предметной.
Однако игнорирование требований объективных законов все
равно рано или поздно дает о себе знать, «мстит за себя» (на­
пример, предкризисные и кризисные явления в обществе).


206 ______________________________       Основы философии науки

4.Закон понимается как нечто вечное, неизменное, абсолютное,
не зависящее в своем действии от совокупности конкретных
обстоятельств и фатально предопределяющее ход событий и
процессов. Между тем развитие науки свидетельствует о том,
что «нет ни одного закона, о котором мы могли бы с уверен­
ностью сказать, что в прошлом он был верен с той же степе­
нью приближения, что и сейчас... Своим разжалованием вся­
кий закон обязан воцарению нового закона, и, таким образом,
не может наступить междуцарствие»1.

5. Игнорируется качественное многообразие законов, их несво­
димость друг к другу и их взаимодействие, дающее своеоб­
разный результат в каждом конкретном случае.

6. Отвергается то обстоятельство, что объективные законы нельзя
создать или отменить. Их можно лишь открыть в процессе
познания реального мира и, изменяя условия их действия,
изменять механизм последнего.

7. Абсолютизируются законы более низших форм движения ма­
терии, делаются попытки только ими объяснить процессы в
рамках более высоких форм движения материи (механицизм,
физикализм, редукционизм и т. п.).

8. Нарушаются границы, в пределах которых те или иные зако­
ны имеют силу, их сфера действия неправомерно расширяет­
ся или, наоборот, сужается. Например, законы механики пы­
таются перенести на другие формы движения и только ими
объяснять их своеобразие. Однако в более высоких формах
движения механические законы хотя и продолжают действо­
вать, но отступают на задний план перед другими, более вы­
сокими законами, которые содержат их в себе в «снятом» виде
и только к ним не сводятся.

9.Законы науки толкуются не как отражение законов объектив­
ного мира, а как результат соглашения научного сообщества,
имеющего, стало быть, конвенциональный характер.

10. Игнорируется то обстоятельство, что объективные законы в действительности, модифицируясь многочисленными обсто­ятельствами, осуществляются всегда в особой форме через

i Пуанкаре А. О науке. М., 1983. С. 418.


Глава III. Структура научного познания______________________ 207

систему посредствующих звеньев. Нахождение последних — единственно научный способ разрешения противоречия меж­ду общим законом и более развитыми конкретными отноше­ниями. Иначе «эмпирическое бытие» закона в его специфи­ческой форме выдается за закон как таковой в его «чистом виде».

1 §5. Единство эмпирического



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.011 с.)