Глава II . Возникновение науки и основные стадии ее развития 153 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Возникновение науки и основные стадии ее развития 153



лиотеку. В состав Академии вошел и Галилео Галилей, вместе с которым члены академии наблюдали в телескоп спутники Юпи­тера, а в 1615 г. пытались защищать Галилея перед судом цензо­ров инквизиции.

К середине XVII в. идеи научного общества получают широ­кое распространение. 28 ноября 1660 г. 12 ученых на своем собра­нии составили «Меморандум», в котором записали о желании со­здать «Коллегию» для развития физико-математического экспе­риментального знания. Позднее она будет названа Лондонским королевским обществом. Научная программа общества предпола­гала развивать естествознания посредством опытов, полезные искусства, практическую механику, машины, не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, ритори­ку и логику. Предусматривалось возрождать забытые открытия, проверять все созданные ранее естественнонаучные, математи­ческие теории и гипотезы, механические системы, ничего не при­нимая на веру. А среди первоочередных задач стояла задача — собрать все наблюдения, магнитные и астрономические, которые могут быть полезны для определения долготы мест на земле и местонахождения корабля в море. Хотя ученые вслед за Ф. Бэко-эм не предполагают немедленной отдачи от научных исследова-га, но они полны надежды, что наука способна преобразить жизнь иодей.

Вслед за Лондонским королевским обществом (1660) были созданы Парижская академия наук (1666), Берлинская академия наук (1700), Петербургская академия (1724) и др. В науке XVII столетия главной формой закрепления и трансляции знаний была книга, в которой должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала базисом обучения, дополняя традиционную систему непосредственных ком­муникаций «учитель — ученик», обеспечивающих передачу зна­ний и навыков исследовательской работы от учителя его учени­кам. Одновременно она выступала и главным средством фикса­ции новых результатов исследования природы.

Перед ученым XVII столетия стояла весьма сложная задача. Ему недостаточно было получить какой-либо конкретный резуль­тат, решить частную задачу. В его обязанности входило построе­ние целостной картины мироздания, которая должна найти свое выражение в достаточно объемном фолианте. Ученый обязан был


154___________________________________ Основы философии наук и

не просто ставить отдельные опыты, но заниматься натурфилосо­фией, соотносить свои знания с существующей картиной мира, внося в нее соответствующие изменения. Так работали все выда­ющиеся мыслители этого времени — Галилей, Ньютон, Лейбниц, Декарт и др. В то время считалось, что без обращения к фунда­ментальным основаниям нельзя дать полного объяснения даже частным физическим явлениям.

Но по мере развития науки и расширения исследовании фор­мируется потребность в такой коммуникации ученых, которая мог­ла бы обеспечить их совместное обсуждение не только конечных, но и промежуточных результатов научных изысканий. В XVII в. возникает особая форма закрепления и передачи знаний — пере­писка между учеными. Письма служили не только дружескому общению, но и включали в себя результаты проводимых ими ис­следований и описание того пути, которым они были получены. Тем самым письма становятся средством коммуникации. Систе­матическая переписка велась на латыни, что позволяло сообщать свои результаты, идеи и размышления ученым, живущим в са­мых разных странах Европы.

Так возникает особый тип сообщества, которое избрало пись­мо в качестве средства научного общения и объединило исследо­вателей Европы в так называемую Республику ученых. Перепис­ка между учеными выступала не только формой трансляции зна­ния, но служила и основанием выработки новых средств исследо­вания, обеспечивая успешное развитие наук этой исторической эпохи. Но по мере накопления объема научной информации по­требовалось изменение форм ее представления.

Уже во второй половине XVII столетия постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов, ча­сто поддерживаемые государством, в частности, сообщество не­мецких химиков. Коммуникация между исследователями начи­нает осуществляться на национальном языке, а не на латыни. По­являются научные журналы, через которые происходит обмен ин­формацией. Первоначально они выполняли особую функцию объе­динения исследователей, стремясь показать, что и кем делается, но затем наряду с обзорами начали публиковать сведения о новом знании, и это постепенно стало их главной функцией.


Гл ава И. Возникновение науки и основные стадии ее развития____ 155

В конце XVIII — первой половине XIX в. в связи с увеличени­ем объема научной информации, наряду с академическими уч­реждениями, такими как академии, начинают возникать обще­ства, объединяющие исследователей, работающих в различных областях знания (физики, биологии, химии и т.д.).

Новые формы организации науки порождали и новые формы научных коммуникаций. Ситуация, связанная с ростом объема научной информации, существенным образом трансформировала способы трансляции знания и поставила проблему воспроизвод­ства субъекта науки. Возникла необходимость в специальной под­готовке ученых, чему способствовали университеты, в которых образование начинает строиться как преподавание групп отдель­ных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дис­циплинарно организованного обучения. В свою очередь это оказа­ло обратное влияние на развитие науки и, в частности, на ее диф­ференциацию и становление конкретных научных дисциплин. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно уста­новленная профессия, требующая специфического образования,. имеющая свою структуру и организацию.

В конце XVIII — начале XIX в. дисциплинарно организован­ная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социаль­но-гуманитарные науки — завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова1.

На сегодняшний день научное знание представляет сложно-организованную систему научных дисциплин. Структура научной дисциплины может быть представлена следующим образом. Все те исследования, которые проводятся в настоящее время предста­вителями данной научной дисциплины, можно назвать передним краем исследования. Для него характерна определенная последо­вательность научных публикаций. Сначала идут статьи. Этот жанр возник для обеспечения наиболее оперативной научной коммуни­кации между представителями данного научного сообщества. По­скольку на прохождение статьи требуется значительное время, то для обеспечения более оперативной информации используется форма научных сообщений в материалах конференций, симпози­умов, конгрессов, съездов, препринты и т. п. Следующий уро­вень составляют обзоры и рефераты, в которых подводятся опре-

1 См.: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 93—95.


156                                                                   Основы философии науки

деленные обобщения проводимых на переднем крае исследовл-ний. Завершающий уровень — создание обобщающей монографии. Устоявшиеся данные научной дисциплины излагаются в учебни­ках и транслируются последующим поколениям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.006 с.)