Условия и особенности формирования агрессивного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и особенности формирования агрессивного поведения



Каждая из описанных в психологии теорий агрессии и агрессивного поведения указывает на наиболее важный фактор в возникновении и закреплении агрессии. Это и человеческий инстинкт, и социальные условия, и возрастные особенности, и особенности личности в целом, и ситуация фрустрирующего характера, и многое другое. Каждый из факторов провоцирует возникновение агрессии и участвует в ее закреплении в поведении человека специфическим образом.

Во-первых, необходимо определить роль возрастного фактора в формировании агрессии.

Агрессия может возникнуть в любом возрасте и все же на каждом возрастном этапе имеется своя причина ее возникновения и свои особенности ее закрепления.

Каждый возрастной этап выдвигает определенные требования к личности и характеризуется определенной специфической ситуацией развития.

Как считают ученые, наибольшую выраженность агрессия имеет в кризисные периоды развития. В период кризиса она характеризуется импульсивностью, а так же может являться неосознаваемой. Например, старший ребенок 3 лет ревнует свою мать к младшему брату или сестре, неосознанно проявляя некоторую агрессивность по отношению к этому ребенку.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности детей. Если ребенок чувствует себя незащищенным, он испытывает страх, который в свою очередь порождает защитно-агрессивное поведение или даже направленную на себя агрессию.

На разных возрастных этапах агрессия проявляется по-своему:

· у младенцев в виде крика, плача;

· в дошкольном возрасте в виде негативизма по отношению к взрослым, упрямства, капризов, обид;

· в младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется в форме насмешек, давления, ругательств, редко драк;

· в подростковом возрасте проявляется зависимость агрессии от референтной группы, с помощью агрессии самоутверждаются, доказывают свою правоту.

У взрослых людей агрессия возникает по разным причинам и в большей степени обусловлена не возрастом и возрастными особенностями, а индивидуально-личностными особенностями.

По этому следует рассмотреть индивидуально-личностные особенности людей как фактор формирования агрессии.

В ряду личностных характеристик, которые могут стать предпосылками агрессивного поведения стоят:

q боязнь общественного неодобрения;

q раздражительность;

q подозрительность;

q постоянное чувство стыда, заменяющее чувство вины;

q положительное отношение к агрессивным действиям.

Кроме того, ученые выделяют определенную группу людей – экстремистов, которые проявляют агрессию либо в крайних формах, либо слишком часто. Выделяют экстремистов со сниженным и повышенным самоконтролем. Первые обычно проявляют агрессию слишком часто, а вторые обычно в крайних формах.

Следующим моментом, который хотелось бы отметить является индивидуальная способность человека переносить ситуацию фрустрации. Чаще фрустрация появляется вследствие противоречия между личными желаниями человека и ограничениями общества.

Связь фрустрации с агрессией заключается в том, что вторая является самым простым и зачастую самым доступным способом разрешения первой.

Если человек всегда выбирает агрессию как способ разрешение проблемы в фрустрирующей ситуации, агрессивное поведение закрепляется в соответствии с законом бессознательного научения.

Психологами была выявлена зависимость между интенсивностью агрессивных реакций и уровнем значимости фрустрации. Результаты некоторых экспериментов дают возможность предположить, что фрустрация с низким уровнем значимости для человека обычно не приводит к проявлениям агрессии. Человек оказывается в данном случае толерантным к данной фрустрации.

Толерантность к фрустрации является переменной величиной. Она зависит от величины напряжения человека, его личностных особенностей и значимости для него данной ситуации. Человек может испытывать выраженную и длительную фрустрацию, при этом, не проявляя агрессии. Но если в дальнейшем напряженность ситуации увеличивается, повышается ее значимость, индивидуальный уровень толерантности к фрустрации может быть превышен. Это и приведет к возникновению агрессии.

Еще один фактор, влияющий на проявление агрессии, в результате фрустрации – степень неожиданности возникновения фрустрации.

Как выявили ученые, более высокий уровень раздражения и агрессии характерен при внезапной значимой фрустрации.

Не вызывает сомнения зависимость агрессивного поведения от личностных характеристик человека. Можно выделить основные черты и склонности, при наличии которых можно говорить о предрасположенности к агрессивным проявлениям.

Например, фактором, влияющим на возникновение агрессивности, может стать субъективное понимание ситуации индивидом.

Внешний облик и действия людей могут по-разному отвечать этико-эстетическим требованиям, сформированным у человека. Люди могут приписывать другим дурные намерения, враждебное отношение.

Эта тенденция, назовем ее проекцией враждебности, может спровоцировать агрессивное поведение. Индивид, предполагая наличие враждебного отношения к себе, может вести себя агрессивно, понимая свое поведение как самозащиту.

Следующий фактор, который хотелось бы выделить – гендерный фактор. Американские ученые Маккоби и Джеклин на основе своих исследований получили убедительные доказательства гендерных различий в проявлении агрессии.

Как показали исследования ученых, мужчины действительно более склон­ны прибегать к открытой физической агрессии.

Мужчины и женщины также отличаются своими установками относительно агрессии. Мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги по поводу собственной агрессии. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обер­нуться для них самих.

Так же мужчины и женщины при­держиваются противоположных социальных представлений противополож­ных моделей и теорий о функциях агрессии (Campbell, Muncer & German, 1993).

Женщины рассматривают агрессию как экспрессию как сред­ство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энер­гии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного соци­ального и материального вознаграждения.

Мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрес­сии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые на­носят вред противнику окольным путем.

Причиной гендерных различий в агрессивном поведении многие биологи, считают генетический фактор. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению.

Кроме того, большую склонность мужчин прибегать к агрессии, наиболее убе­дительно доказывает наличие связи между уровнем тестостерона (мужской половой гормон) и проявлениями агрессивного характера.

С другой стороны, гендерные различия в агрессии объясняются вли­янием социальных и культурных факторов на человека. Согласно теории интерпретации социальной роли (Eagly, 1987; Eagly & Wood, 1991) гендерные различия в агрессии порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение; представителей различных полов.

В большинстве культур считается, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины. Это зачастую и объясняет закрепление гендерной предрасположенность мужчин к более высокому уровню агрессии, особенно физических ее форм.

Одним из наиболее важных условий формирования агрессивного поведения личности являются неблагоприятные условия ее воспитания и развития. Дети получают представления о моделях агрессивного поведения из двух основных источников: семья и окружающий социум.

Существуют различные мнения о том,является ли агрессия врожденным качеством или же она приобретается в процессе жизни в обществе. Но все ученые сходятся в одном – контроль над проявлениями агрессивности и некоторые формы ее выражения приобретаются человеком в процессе его развития.

Овладение навыками контроля над своим агрессивными устремлениями или приобретение умения выражать их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации, называется социализацией агрессии.

Именно семья является основным фактором, как в становления агрессии, так и в процессе ее социализации. Ребенок, на примере тех взаимоотношений, которые характерны в его семье, получает знания о моделях агрессивного поведения.

Формирование агрессивного поведения коррелирует со стилем семейного руководства. Здесь нужно обратить внимание на два фактора: строгость наказаний и родительский контроль.

Выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль над детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Наибольший процент агрессивных детей приходится на те семьи, где родители ведут себя так, как будто любое поведение детей приемлемо, но, если ребенок все же совершает проступок, то его строго наказывают (амбивалентное отношение в семье).

Сходные данные выявлены и там, где родители были снисходительны к поведению ребенка и редко наказывали за какие-либо проступки (поощрительное отношение). Так же большое количество агрессивных детей наблюдалась в тех случаях, когда родители всегда проявляют строгое отношение.

Характеристика «полная или неполная» семья также коррелирует с понятием агрессивности. Например, Геттинг указал на то, что несовершеннолетние преступники в основном вырастают в неполных семьях. В большей степени это связано с нарушением воспитательных позиций и отсутствием контроля в данных семьях.

Что же касается среды как условия формирования агрессии, то здесь существует множество аспектов, которые необходимо рассмотреть.

Под социальной средой понимается среда жизни в целом. Поэтому на возникновение агрессии у человека могут влиять различные средовые условия.

Например, шумная обстановка ассоциируется с уменьшением взаимопомощи и снижением социализации, громкий и неприятный шум может способствовать агрессивным проявлениям.

Так же проживание большого количества людей в ограниченном пространстве порождает дискомфорт и является одной из причин стресса.

До сих пор нет единого мнения - усиливает ли этот дискомфорт агрессивное поведение. Одни исследователи считают, что неприятные ощущения, порождаемые теснотой, трансформируются в агрессию.

Следующий фактор социального характера, влияющий на усвоение агрессивного поведения - это общение со сверстниками.

Игра со сверстниками дает возможность приобрести навыки агрессивного поведения. Шумные игры, во время которых дети толкаются и т. д., обучают агрессивному поведению.

Существуют исследования, показавшие связь между посещением дошкольных учреждений и последующей агрессивностью ребенка.

Детей, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, учителя оценили как более агрессивных, чем посещавших менее регулярно.

Референтная группа в подростковом возрасте тоже может повлиять на формирование агрессивного поведения у ребенка.

 Подросток может участвовать в драках, проявлять агрессию, чтобы получить определенный статус в группе, защищать свои интересы, используя различные варианты агрессивного поведения.

Самый спорный вопрос возникает при рассмотрении влияния СМИ на формирование агрессивного поведения детей и взрослых.

Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того, что СМИ отражает агрессию во всех ее проявления. Люди наблюдают за чужой агрессией и учатся вести себя агрессивно.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий:

§ увиденное, услышанное или прочитанное должно выглядеть реально и захватывающе;

§ увиденное должно восприниматься как агрессия;

§ если человек отождествляет себя с агрессором, потенциальный объект агрессии с жертвой агрессии в СМИ;

§ важное условие: результат агрессии является целью агрессора, он получает от агрессивного действия какую либо выгоду, значимую для человека получающего информацию из СМИ.

В настоящее время особую озабоченность у родителей и специалистов вызывает вопрос о том, какое влияние оказывает демонстрация насилия в средствах массовой информации на детскую аудиторию.

Несмотря на многочисленные исследования, эта проблема остается до сих пор нерешенной.

Исследователи приходят к различным, порой противоположным выводам.

Одни считают, что сцены насилия и жестокости в кино и по телевидению способствуют развитию агрессивного поведения у детей.

Другие утверждают, что подобные сюжеты служат разрядкой и возможно даже достигается эффект катарсиса, когда накопившиеся агрессия и гнев находят безопасный для окружающих выход.

Следует помнить, что просмотр или чтение продукции СМИ не оказывает прямого воздействия на человека, только косвенное. Многое в процессе закрепления агрессивного поведения у людей при просмотре СМИ зависит от индивидуальных, личностных качеств озвученных ранее, а так же и от качеств, заложенных в процессе воспитания ребенка в семье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.026 с.)