Дисгармонического развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисгармонического развития личности



 

Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального развития, речь идет о патологических типах характера.

Характер (от греч. charakter - отличительная черта, особенн­ость) определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темперамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется.

Разработка вопросов дисгармонического развития личности, приводящего к нарушениям социально-психологической адапта­ции, была начата и продолжается как одно из направлений так называемой «малой психиатрии».

В 1835 г. Причардом были описаны случаи «морального слабо­умия». Это такие состояния, которые позже были обозначены тер­мином «психопатия». Одним из первых описал психопатическую личность Морел (1857). Он указал на склонность к неправильному социальному поведению при сохранности умственных способностей.

В 1877 г. Модсли ввел понятие «патологическое развитие» при­менительно к ряду состояний психики, которые, по его мнению, не будучи собственно психическими расстройствами, являются пограничными состояниями.

В 1845 г. немецкий клиницист Грайзингер описал типичное для людей с дисгармоническим складом личности поведение: «Живые блестящие умы, но поверхностные и неспособные к усидчивому труду... то нетерпеливы и вспыльчивы, не выносят противоречий, относятся враждебно к другим, то избегают психических впечатлений, холодно замыкаются в самих себя... и оттуда презрительно смотрят на мир, считая себя слишком выше его».

Начало учения о психопатиях относится к 80-90-м гг. XIX в. и связано с именами Х.Кандинского, В.М.Бехтерева, Е.Коха, С.С.Корсакова, Е. Крепелина. Последний предложил классификацию психопатий, включающую 7 типов, таких, как возбудимые, импульсивные, неустойчивые, «чудаки», патологические лгуны, враги общества, конфликтные.

В 1921 г. появилась конституциональная типология Э. Кречмера. Он связывал тип строения тела с особым характером. Заболева­ния, по его мнению, являются своего рода «карикатурами определенных типов личности». Им было выделено три основных типа строения тела:

- астенический тип. Это обычно худой и тонкий человек, кажущийся из-за этого выше, чем он есть. Женщины этого типа худы, часто малорослы, узки в плечах, имеют тонкую кожу, слаборазвитую мускулатуру;

- атлетический тип. Это обычно человек среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой;

- пикнический тип. Это человек, как правило, среднего роста, с короткой шеей, склонный к ожирению, со слаборазвитыми мышцами.

Типы конституции, а также их сочетание дают, по Э.Кречмеру, два противоположных типа патологических личностей: маниакально-депрессивные (циркулярные) и шизофренические. К развитию по первому типу предрасполагает пикническое строение, а по второму - астеническое и атлетическое, в сочетании с некоторой «непропорциональностью телосложения».

Личности пограничные Кречмер называл шизоидными (стоящие ближе к шизофреническим) и циклоидными (отражающие основные симптомы маниакалъно-депрессивных психозов).

Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П.Б.Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психопатиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное значение».

В МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте» (F90-F98).

В настоящее время по происхождению можно выделить следующие виды психопатий:

Ядерные, или конституциональные.

Лица с данным видом психопатии обладают конституциональной (наследственной) предрасположенностью в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие, психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально­-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирующей диспозиции личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д.

При данной этиологии психопатии внешние факторы активируют, запускают имеющееся предрасположение (В. Моге1, 1857).

Краевые, или приобретенные.

Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психоло­гического и социального характера, таких, как неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В.А.Гиляровский, О.В.Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий.

В современной литературе качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адаптивных возможностей детского организма на всех уровнях его функционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство - ПТСР (Н.В.Вострокнутов). Дистресс - это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка. Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как трудности социального взаимодействия, так и обучения.

Органические.

Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длитель­ные истощающие соматические заболевания и т.п.). От общего числа психопатий составляют до 30 %. Имеют благоприятную почву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с поражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе).

Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результиру­ющей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в ви­де конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания).

По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной сис­темы, различают следующие группы психопатий (О.В.Кербиков).

Возбудимые - для них характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с выраженной экстравертированностью, подозрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден.

Неустойчивые - им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. О6ладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию. и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий.

Тормозимые (астенические) - характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к новому коллективу. Психастенические - для них характерно сочетание черт астенической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложен­ной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений.

Шизоидные - им свойственны патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения. В формальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли.

Мозаичные - представляют собой сочетание нескольких.

На основании уже упомянутых классификаций типов психопатий, типологий применительно к детскому и подростковому возрасту (F. Homburger, Н. Stutte, Г.Е.Сухарева), а также на основании классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А.Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста.

Психопатия - это патологическое состояние, проявляющееся дисгармоническим складом личности. От которого страдают и больные, и окружающее общество (по Шнейдеру). Психопатии диагностируют на основании 3 критериев:

1. нарушение адаптации (выражение патологических свойств)

2. тотальность психопатических особенностей

3. относительная их стабильность и малая обратимость

Общая характеристика психопатии: психопатия возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. От нормального характера, на который накладывается воспитание, педагогическая запущенность, психопатии отличаются ущербностью и дефектностью нервной системы и одно лишь отклонение в поведении не дает основания для диагноза психопатии.

Психопатиям несвойственна прогредиентность с развитием слабоумия и дефектом личности. Следует отличать психопатии и психопатоподобные состояния, вызванные черепно-мозговой травмой, инфекцией, интоксикацией и т.д. отличать от неврозов. При психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик.

Работа Личко 1977; Леонгард (клиническое описание) 1964, 1976, 1991 г. Четкой границей между нормальной и акцентуированной личностями и психопатиями нет Леонгард выделяет педантичные, демонстративные, застревающие и возбудимые акцентуации личности, на основании преобладания тех или иных черт характера. К 2 группе относят: гипертимные, дистимические, тревожные, эмотивные, аффективно-лабильные, аффективно-экзальтированные личности. В практике часто сочетаются акцентуированные черты характера и темперамента и различные типы акцентуации личности.

Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П.Б. Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психопатиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное значение».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)