Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дисгармонического развития личности
Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального развития, речь идет о патологических типах характера. Характер (от греч. charakter - отличительная черта, особенность) определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темперамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется. Разработка вопросов дисгармонического развития личности, приводящего к нарушениям социально-психологической адаптации, была начата и продолжается как одно из направлений так называемой «малой психиатрии». В 1835 г. Причардом были описаны случаи «морального слабоумия». Это такие состояния, которые позже были обозначены термином «психопатия». Одним из первых описал психопатическую личность Морел (1857). Он указал на склонность к неправильному социальному поведению при сохранности умственных способностей. В 1877 г. Модсли ввел понятие «патологическое развитие» применительно к ряду состояний психики, которые, по его мнению, не будучи собственно психическими расстройствами, являются пограничными состояниями. В 1845 г. немецкий клиницист Грайзингер описал типичное для людей с дисгармоническим складом личности поведение: «Живые блестящие умы, но поверхностные и неспособные к усидчивому труду... то нетерпеливы и вспыльчивы, не выносят противоречий, относятся враждебно к другим, то избегают психических впечатлений, холодно замыкаются в самих себя... и оттуда презрительно смотрят на мир, считая себя слишком выше его». Начало учения о психопатиях относится к 80-90-м гг. XIX в. и связано с именами Х.Кандинского, В.М.Бехтерева, Е.Коха, С.С.Корсакова, Е. Крепелина. Последний предложил классификацию психопатий, включающую 7 типов, таких, как возбудимые, импульсивные, неустойчивые, «чудаки», патологические лгуны, враги общества, конфликтные. В 1921 г. появилась конституциональная типология Э. Кречмера. Он связывал тип строения тела с особым характером. Заболевания, по его мнению, являются своего рода «карикатурами определенных типов личности». Им было выделено три основных типа строения тела:
- астенический тип. Это обычно худой и тонкий человек, кажущийся из-за этого выше, чем он есть. Женщины этого типа худы, часто малорослы, узки в плечах, имеют тонкую кожу, слаборазвитую мускулатуру; - атлетический тип. Это обычно человек среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой; - пикнический тип. Это человек, как правило, среднего роста, с короткой шеей, склонный к ожирению, со слаборазвитыми мышцами. Типы конституции, а также их сочетание дают, по Э.Кречмеру, два противоположных типа патологических личностей: маниакально-депрессивные (циркулярные) и шизофренические. К развитию по первому типу предрасполагает пикническое строение, а по второму - астеническое и атлетическое, в сочетании с некоторой «непропорциональностью телосложения». Личности пограничные Кречмер называл шизоидными (стоящие ближе к шизофреническим) и циклоидными (отражающие основные симптомы маниакалъно-депрессивных психозов). Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П.Б.Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психопатиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное значение». В МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском возрасте» (F90-F98). В настоящее время по происхождению можно выделить следующие виды психопатий: Ядерные, или конституциональные. Лица с данным видом психопатии обладают конституциональной (наследственной) предрасположенностью в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы. Такие, психопатии, называемые истинными, проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного» темперамента и других эмоционально-волевых нарушений. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирующей диспозиции личности соответственно формируются разные формы психопатий: возбудимые, неустойчивые и т.д. При данной этиологии психопатии внешние факторы активируют, запускают имеющееся предрасположение (В. Моге1, 1857).
Краевые, или приобретенные. Возникают под влиянием неблагоприятных факторов психологического и социального характера, таких, как неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоциональные потрясения. Ряд авторов (Е.Блейлер, М.О.Гуревич, В.А.Гиляровский, О.В.Кербиков) доказывали возможность психогенных изменений характера, которые принимают характер психопатий. В современной литературе качестве такого психологического состояния, обусловливающего резкое снижение и искажение адаптивных возможностей детского организма на всех уровнях его функционирования, описывается дистресс или посттравматическое стрессовое расстройство - ПТСР (Н.В.Вострокнутов). Дистресс - это состояние эмоционального напряжения, которое возникает при конфликтных, кризисных ситуациях и превышает по своей интенсивности и длительности индивидуальные адаптивные возможности ребенка. Проявляется в эмоционально-поведенческих расстройствах, трудностях социализации, что вызывает как трудности социального взаимодействия, так и обучения. Органические. Развиваются как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до трех лет различных вредностей (тяжелые токсикозы беременности, родовые травмы, мозговые инфекции, длительные истощающие соматические заболевания и т.п.). От общего числа психопатий составляют до 30 %. Имеют благоприятную почву для возникновения при других дизонтогениях, связанных с поражениями головного мозга (при умственной отсталости, задержке психического развития церебрально-органического генеза, детском церебральном параличе). Однако, не отрицая все изложенное выше, следует помнить, что патологический характер, как правило, является результирующей нескольких неблагоприятных факторов: биологических (в виде конституции или органической патологии), и средовых (в виде неблагоприятных условий воспитания). По ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы, различают следующие группы психопатий (О.В.Кербиков). Возбудимые - для них характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с выраженной экстравертированностью, подозрительностью, гневливостью, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар достаточно скуден. Неустойчивые - им свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, склонны к быстрому угасанию. О6ладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию. и нереалистической, основанной на эмоциях, оценке событий. Тормозимые (астенические) - характеризуются повышенной утомляемостью и истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. В общении уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к новому коллективу. Психастенические - для них характерно сочетание черт астенической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения, в связи с возложенной на них ответственностью. Склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений.
Шизоидные - им свойственны патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения. В формальном общении более продуктивны, следуя предписанной роли. Мозаичные - представляют собой сочетание нескольких. На основании уже упомянутых классификаций типов психопатий, типологий применительно к детскому и подростковому возрасту (F. Homburger, Н. Stutte, Г.Е.Сухарева), а также на основании классификации типов акцентуаций личности, разработанной К.Леонгардом, отечественным клиницистом А.Е.Личко была предложена классификация типов психопатий и акцентуаций характера подросткового возраста. Психопатия - это патологическое состояние, проявляющееся дисгармоническим складом личности. От которого страдают и больные, и окружающее общество (по Шнейдеру). Психопатии диагностируют на основании 3 критериев: 1. нарушение адаптации (выражение патологических свойств) 2. тотальность психопатических особенностей 3. относительная их стабильность и малая обратимость Общая характеристика психопатии: психопатия возникает на основе взаимодействия врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы и влияния внешней среды. От нормального характера, на который накладывается воспитание, педагогическая запущенность, психопатии отличаются ущербностью и дефектностью нервной системы и одно лишь отклонение в поведении не дает основания для диагноза психопатии. Психопатиям несвойственна прогредиентность с развитием слабоумия и дефектом личности. Следует отличать психопатии и психопатоподобные состояния, вызванные черепно-мозговой травмой, инфекцией, интоксикацией и т.д. отличать от неврозов. При психопатии патологические черты характера определяют весь психический облик. Работа Личко 1977; Леонгард (клиническое описание) 1964, 1976, 1991 г. Четкой границей между нормальной и акцентуированной личностями и психопатиями нет Леонгард выделяет педантичные, демонстративные, застревающие и возбудимые акцентуации личности, на основании преобладания тех или иных черт характера. К 2 группе относят: гипертимные, дистимические, тревожные, эмотивные, аффективно-лабильные, аффективно-экзальтированные личности. В практике часто сочетаются акцентуированные черты характера и темперамента и различные типы акцентуации личности. Решающее значение в происхождении психопатий придается врожденной биологической предрасположенности к ее развитию. Однако уже П.Б. Ганнушкин в 1933 г. писал, что «учение о психопатиях имеет не только узкомедицинское, но и социальное значение».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.) |