Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-педагогические факторы
Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирование личности детей и подростков и на особенности их поведения, выделяются родительская семья и неформальные группы сверстников. Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения детей, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности. Противоречивость семейного общения и отношений остро проявляется в неблагополучных семьях. Неблагополучная семья - это семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека. Дефекты воспитания, снижает М.И. Буянов, это и есть первейший и главный показатель неблагополучной семьи. Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками. Фактором, влияющим на структуру семейного общения, может оказаться и то, что один из родителей в силу определенных причин как бы самоустраняется от процесса воспитания, а следовательно, и общения с ним. Это может сочетаться в частности с уровнем общего и педагогического образования родителей, отношение к общественным нормам и ценностям. Выделяется несколько видов неправильного воспитания, которые складываются в ходе педагогически неверных взаимоотношений между родителями и детьми: - гиперпротекция, проступает в мелочной опеке, контроле за каждым шагом ребенка, постыдной слежке за его действиями, поступками, создании целой системы запретов, что ведет к протесту. Потворствующая гиперпротекция сводится к вседозволенности, стремлению освободить ребенка от обязанностей; - гипопротекция, проявляется в недостатке внимания к детям со стороны родителей. Крайняя форма гипопротекции - полная безнадзорность детей. Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителей за детьми, равнодушия к их интересам и потребностям: - эмоциональное отвержение - воспитание по типу Золушки, - нежелательность ребенка в семье; - противоречивое воспитание возникает, когда один родитель строит свои отношения по типу потворствующей протекции, а другой - по типу эмоционального отвержения.
Типы семей: 1) педагогически несостоятельные; родители проявляют определенную активность в воспитании детей, но делают это неумело; 2) педагогически пассивные, родители не проявляют необходимой социальной активности; не уделяют внимание ребенку, а выясняют отношения; 3) антипедагогические, которые своим поведением, отношением к общественным нормам формируют отрицательные взгляды и наклонности у детей! Другие исследователи, например Э. Дюркгейм рассматривал нарушение характера как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Наряду с объективными социальными факторами действуют и субъективные причины нарушения гармонии личности. В соответствии с теорией стигматизации (Э. Леметр, Г. Беккер) нарушение поведения - следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами и т.д. Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев являются психопатами и наоборот. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ Посмотрим, каким образом подходят к проблемам определения и причин возникновения отклонения представители различных психологических школ. 1) Гуманистический подход. выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека. В качестве организующего "ядра" личности является "Я-концепция", определенное качество которой рассматривается как ключ к нормальной адаптации. Эта концепция включает как "хорошую" интеграцию личности (в духе Г. Оллпорта) - гармоничную "Я-концепцию" (при внутреннем минимуме противоречий и едином взгляде на жизнь), так и относительную автономию (способность к независимому, самостоятельному поведению). Автономия связывается с формированием коммуникативных способностей и уверенностью в себе (положительной самооценкой) на их основе. В свою очередь, неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.
2) Психоанализ. Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру "Оно", и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующим форму "Я" и "сверх-Я". Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. В противном случае, в частности в случае невротической защиты, формирование личности принимает аномальный характер. 3) "Индивидуальная психология" А.Адлера. Согласно его взглядам, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами-стремлениями: а)чувство неполноценности и стремление к совершенству как компенсация этого чувства; б) социальное чувство общности и стремление к установлению значимых социальных отношений. Адлер А. корни отклонений видит не столько в комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре оказывает решающее влияние на возникновение девиантного поведения. 4) Поведенческий подход. Акцент в происхождении аномалии личности переносится на неадекватное социальное научение. Среди работ этого направления заслуживает внимания исследование проблем саморегуляции у детей (П. Кароли, 1981). Так, указывая на личностно опосредованный характер саморегуляции, автор выделяет ряд необходимых для ребенка способностей: 1) активное осознание "близкой" и "дальней" в пространстве и времени стимуляции; 2) Формирование внутренней картины мира; 3) действие в соответствии с индивидуальным способом кодирования информации и предпочтениями. Часто отношение в личностном развитии рассматривается как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях. В заключение следует отметить,что существуют разнообразные взаимосвязанные факторы, обуславливающие генезис дисгармонического развития. А именно: - индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок дисгармоничного развития, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию; - педагогический фактор, проявляющийся в дефектах воспитания; - психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своими ближайшим окружением в семье, на улице и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения и т.д.; - социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими и политическими условиями существования общества.
ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ 1. Охарактеризуйте предмет и задачи психологии лиц с дисгармоническим складом личности. 2. Дайте определение и характеристику понятию «характер». 3. Какие исследования оказали наибольшее влияние на развитие представлений об акцентуациях и психопатиях характера? 4. Перечислите основные причины возникновения акцентуаций.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.007 с.) |