Социально-педагогические факторы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-педагогические факторы



Среди социально-педагогических факторов, влияющих на формирова­ние личности детей и подростков и на особенности их поведения, выделяют­ся родительская семья и неформальные группы сверстников.

Семье отводится решающая роль в определении направленности пове­дения детей, именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния суп­ругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственно­сти, навыки совместной деятельности.

Противоречивость семейного общения и отношений остро проявляется в неблагополучных семьях. Неблагополучная семья - это семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека.

Дефекты воспитания, снижает М.И. Буянов, это и есть первейший и главный показатель неблагополучной семьи. Структурная деформация семьи (неполные семьи) нарушает логику общения ребенка, вызывает расстройство развивающей функции общения со сверстниками. Фактором, влияющим на структуру семейного общения, может оказаться и то, что один из родителей в силу определенных причин как бы самоустраняется от процесса воспита­ния, а следовательно, и общения с ним. Это может сочетаться в частности с уровнем общего и педагогического образования родителей, отношение к общественным нормам и ценностям.

Выделяется несколько видов неправильного воспитания, которые складываются в ходе педагогически неверных взаимоотношений между ро­дителями и детьми:

- гиперпротекция, проступает в мелочной опеке, контроле за каждым шагом ребенка, постыдной слежке за его действиями, поступками, создании целой системы запретов, что ведет к протесту. Потворствующая гиперпро­текция сводится к вседозволенности, стремлению освободить ребенка от обязанностей;

- гипопротекция, проявляется в недостатке внимания к детям со сторо­ны родителей. Крайняя форма гипопротекции - полная безнадзорность детей. Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля родителей за детьми, равнодушия к их интересам и потребностям:

- эмоциональное отвержение - воспитание по типу Золушки, - нежела­тельность ребенка в семье;

- противоречивое воспитание возникает, когда один родитель строит свои отношения по типу потворствующей протекции, а другой - по типу эмоционального отвержения.

Типы семей:

1) педагогически несостоятельные; родители проявляют определенную активность в воспитании детей, но делают это неумело;

2) педагогически пассивные, родители не проявляют необходимой со­циальной активности; не уделяют внимание ребенку, а выясняют отношения;

3) антипедагогические, которые своим поведением, отношением к об­щественным нормам формируют отрицательные взгляды и наклонности у детей!

Другие исследователи, например Э. Дюркгейм рассматривал наруше­ние характера как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общест­ва.

Наряду с объективными социальными факторами действуют и субъек­тивные причины нарушения гармонии личности. В соответствии с теорией стигматизации (Э. Леметр, Г. Беккер) нарушение поведения - следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность со­ответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами и т.д.

Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же соци­альных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев являют­ся психопатами и наоборот.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Посмотрим, каким образом подходят к проблемам определения и при­чин возникновения отклонения представители различных психологических школ.

1) Гуманистический подход.

выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию - воспитание полноценного человека.

В качестве организующего "ядра" личности является "Я-концепция", определенное качество которой рассматривается как ключ к нормальной адаптации. Эта концепция включает как "хорошую" интеграцию личности (в духе Г. Оллпорта) - гармоничную "Я-концепцию" (при внутреннем миниму­ме противоречий и едином взгляде на жизнь), так и относительную автоно­мию (способность к независимому, самостоятельному поведению). Автоно­мия связывается с формированием коммуникативных способностей и уве­ренностью в себе (положительной самооценкой) на их основе. В свою оче­редь, неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источ­ники нарушения адаптации и аномалий развития.

2) Психоанализ.

Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру "Оно", и социальными ограничениями естественной активности ребенка, об­разующим форму "Я" и "сверх-Я". Нормальное развитие личности предпо­лагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновеши­вают сферы сознательного и бессознательного. В противном случае, в част­ности в случае невротической защиты, формирование личности принимает аномальный характер.

3) "Индивидуальная психология" А.Адлера.

Согласно его взглядам, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами-стремлениями:

а)чувство неполноценности и стремление к совершенству как компен­сация этого чувства;

б) социальное чувство общности и стремление к установлению значимых социальных отношений.

Адлер А. корни отклонений видит не столько в комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей сре­дой.

В качестве важного фактора формирования личности Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре оказывает решающее влияние на возникновение девиантного поведения.

4) Поведенческий подход.

Акцент в происхождении аномалии личности переносится на неадек­ватное социальное научение. Среди работ этого направления заслуживает внимания исследование проблем саморегуляции у детей (П. Кароли, 1981). Так, указывая на личностно опосредованный характер саморегуляции, автор выделяет ряд необходимых для ребенка способностей:

1) активное осознание "близкой" и "дальней" в пространстве и времени стимуляции;

2) Формирование внутренней картины мира;

3) действие в соответствии с индивидуальным способом кодирования информации и предпочтениями.

Часто отношение в личностном развитии рассматривается как следст­вие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невоз­можность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях.

В заключение следует отметить,что существуют разнообразные взаи­мосвязанные факторы, обуславливающие генезис дисгармонического разви­тия. А именно:

- индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологиче­ских предпосылок дисгармоничного развития, которые затрудняют социаль­ную и психологическую адаптацию;

- педагогический фактор, проявляющийся в дефектах воспитания;

- психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенно­сти взаимодействия индивида со своими ближайшим окружением в семье, на улице и который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отно­шении индивида к предпочитаемой среде общения и т.д.;

- социальный фактор, определяющийся социальными, экономическими и политическими условиями существования общества.

 

ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ

1. Охарактеризуйте предмет и задачи психологии лиц с дисгармоническим складом личности.

2. Дайте определение и характеристику понятию «характер».

3. Какие исследования оказали наибольшее влияние на развитие представлений об акцентуациях и психопатиях характера?  

4. Перечислите основные причины возникновения акцентуаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.007 с.)