Сравнительная характеристика поведенческих феноменов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика поведенческих феноменов



Поведение можно определить как процесс взаимодействия личности со средой, опосредованной индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющей форму преимущественно внешних действий и поступков.

В целом поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социум.

Можно выделить следующие варианты социальной адаптации:

- радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

- гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

- гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

- конформистская адаптация – приспособление за счет подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

- девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

- социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:

· мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;

· адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды;

· аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;

· продуктивность – реализация сознательных целей;

· адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

Более частными, но не менее важными являются такие признаки поведения личности, как:

- уровень активности (энергичность и инициативность);

- эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);

- динамичность (темп);

- стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях);

- осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить словами);

- произвольность (самоконтроль);

- гибкость (изменение поведения в ответ на изменение среды).

Под нормальным поведением, как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, не связанное с болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.

В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы получения нормы нередко называют критериями.

Одним из самых распространенных и общих является статистический критерий, который позволяет определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции. С точки зрения математической статистики все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50% случаях.

Статистический критерий сочетается с оценкой качественно-количественной оценкой поведения по степени выраженности и степени угрозы для жизни.

Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности: психопатологический, социально-нормативный и индивидуально –психологический.

Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения этого критерия все поведенческие проявления можно разделить на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье-болезнь», патология при этом – «любое отклонение от нормы», в смысле медицинской нормы. В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельно нозологической единицы, но оно широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких, как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь. Перечисленные формы характеризуются сложностью, сочетанным характером проблем и неопределенностью диагностических признаков. Например, «акцентуации характера – это крайние варианты, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В тоже время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся.

Аналогично, любое расстройство из области психической патологии (психопатии, неврозы, психозы и т.д.) неоднозначно связано с отклоняющимся поведением. В некоторых случаях психические заболевания могут сопровождаться поведенческим нарушениями, вызывая патогенную дезадаптацию. В других случаях психических расстройств поведенческие девиации отсутствуют.

Социально-нормативный, критерий имеет значение в различных областях общественной жизни. Поведение каждого человека ежедневно оценивается и регулируется с помощью разнообразных норм. В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напортив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. С точки зрения социально-нормативного критерия ведущим показателем нормальности поведения является уровень социальной адаптации личности. При этом нормальная, успешная адаптация характеризуется оптимальным равновесием между ценностями, особенностями индивида и правилами, требованиями окружающей его социальной среды. Соответственно, дезадаптация – это состояния сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Можно выделить социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются:

- снижения обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом;

- хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье);

- конфликты с законом;

- изоляция.

В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации могут рассматриваться:

- негативная внутренняя установка по отношению к социальным требованиям (несогласие с ними, непонимание, протест, оппозиция);

- завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избегать ответственности, эгоцентризм;

- хронический эмоциональный дискомфорт;

- неэффективность саморегуляции;

- конфликтность и слабая развитость коммуникативных умений;

- когнитивные искажения реальности.

Индивидуально-психологический, критерий отражает ценность каждой личности, ее индивидуальности.

В связи с этим основополагающими качествами личности можно назвать: ее внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение. Самоопределение в социальном пространстве и самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами индивидуального развития.

Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье-предболезнь-болезнь». Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация-дезадаптация-изоляция».

В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом – девиантное поведение. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии.

Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, клинический и психологический.

Социология рассматривает поведенческие девиации как социальные явления, которые группируются по нескольким основаниям:

а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения;

б) по значению последствий – негативные (вызывающие вредные последствия и создающие потенциальную опасность) и позитивные;

в) по субъекту –отклонения конкретных лиц, неформальных групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных структур, условных социальных групп (например, женский алкоголизм);

г) по объекту – экономические, бытовые, имущественные нарушения и другие;

д) по длительности – единовременные и длительные;

е) по типу нарушаемой нормы – преступность, пьянство (алкоголизм), наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество, проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция, бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные культы.

Ведущим критерием правовой оценки действий индивида является мера их общественной опасности. По характеру и степени общественной опасности деяний их делят на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

В педагогическом подходе понятие «отклоняющееся поведение» зачастую отождествляется с понятием «дезадаптация». В свете основных педагогических задач воспитания и обучения учащихся отклоняющееся поведение школьника может носить характер как школьной, так и социальной дезадаптации.

В структуру школьной дезадаптации, наряду с такими ее проявлениями, как неуспеваемость, нарушения взаимоотношений со сверстниками, эмоциональные нарушения, входят и поведенческие отклонения.

Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:

- вид нарушаемой нормы;

- психологические цели поведения и его мотивация;

- результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;

- индивидуально-стилевые характеристики поведения.

Ю.А.Клейберг, выделяют три основных группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социально творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).

Ц.П.Короленко и Т.Д.Донских делят все девиантное поведение на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение.

Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Подобная форма предполагает активность, хотя и выходящую за рамки принятых норм в конкретных исторических условиях, но играющую позитивную роль в прогрессивном развитии общества. Примером нестандартного поведения может быть деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, первооткрывателей в какой-либо сфере знания. Данная группа не может быть признана с отклоняющимся поведением в строгом смысле.

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внутридеструктивное поведение.

Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, делится на аддиктивное и антисоциальное. Аддиктивное поведение выражается в стремлении ухода от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Антисоциальное поведение заключается в действиях, нарушающих существующие законы и права других людей в форме противоправного, асоциального, аморально-безнравственного поведения.

В группе внутридеструктивного поведения Ц.П.Короленко и Т.А.Донских выделяют: суицидное, конформистское, нарцистическое, фанатическое и аутическое поведение.

Суицидное поведение выражается в повышенном риске совершить самоубийство.

Конформистское поведение характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, привержением к официальным точкам зрениям, приспособленчеством, некритичностью, следование указаниям лиц, обладающих властью.

Нарцистическое поведение характеризуется концепцией грандиозности, которая проявляется в фантазиях и действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

Фанатическое поведение выражается в слепой приверженности какой-либо идее, доктрине, нетерпимости к любым другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные и заслуживающие презрения.

Аутистическое поведение характеризуется затруднением социальных контактов, оторванностью от действительности, погружением в сферу мечтаний, фантазий.

Все перечисленные формы деструктивного поведения отвечают, по мнению ученых, таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижение самооценки и эмоциональные нарушения. Наконец. Они с большей вероятностью приводят к состоянию социальной дезадаптации личности вплоть до полной ее изоляции.

 

Другие авторы предлагают классификацию поведенческих отклонений, основанной на таких ведущих критериях, как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения.

В соответствии с перечисленными критериями выделены три группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги.

Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, вуайеризм, эксгибиционизм и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.

В подростковом возрасте наиболее распространенны уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, промискуитет (беспорядочные половые связи), граффити (настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультурные девиации (сленг, шрамирование, татуировки).

Аутодеструктивное (саморазрушительное поведение) – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), Аутистическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенно превышение скорости при езде на автомобиле и др.).

Спецификой аутодеструктивного поведения (аналогично предыдущим формам) в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. Группа, в которую включен подросток, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, пищевые аддикции, реже – суицидальное поведение.

В детском возрасте имеют место курение токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.

Различные виды отклоняющегося поведения личности располагаются на единой оси «деструктивное поведение», с двумя противоположными направлениями – на себя или на других.

По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно-деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) – самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни.

В дополнение к основной систематизации используются более частные классификации. М.Ратер расстройства поведения в детском возрасте подразделяет на две основные подгруппы: социализированные формы антиобщественного поведения и несоциализированное агрессивное поведение. Дети и подростки первой группы хорошо адаптируются внутри антиобщественных групп, проявляют признаки эмоциональных расстройств, совершают антисоциальные поступки в группе. Представители несоциализированного агрессивного поведения, напротив, находятся в очень плохих окружениях – другими детьми и семьей. Для них характерны враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Д.Н.Оудсхорн предлагает делить поведенческие расстройства в детском возрасте на гиперактивность и антисоциальное агрессивное (или оппозиционное) поведение. Для подросткового возраста характерны антисоциальное (делинквентное) поведение, злоупотребление наркотиками, неприемлемое половое поведение.

В распространенной в США классификации Р.Дженкинс выделяется 7 видов нарушений поведения: гиперкинетическая реакция, реакция ухода, реакция тревоги, реакция бегства, «несоциализированная агрессивность», групповые правонарушения, прочие реакции.

Другая классификация создана Г.Хойер на основе работ французских детских психиатров. Здесь делается попытка вникнуть в побудительные мотивы, лежащие в основе нарушений поведения. Французская классификация включает ряд поведенческих реакций – протеста, оппозиции, имитации и других.

Известная в странах немецкого языка классификация Х.Стутте представляет компилятивную смесь синдромов (сенситивно-параноидные, обсессивные реакции), побудительных мотивов (гиперкомпесаторные действия) и внешних проявлений нарушений поведения (ложь, воровство, побеги и т.п.)

С точки зрения А.Е.Личко систематика нарушений поведения должна проводится в двух направлениях: по формам проявления нарушений поведения и в отношении причин, факторов, мотивов. Лежащих в их основе. Последние могут быть разделены на биологические и социо-психологические.

Биологические причины. Генетические факторы могут обуславливать аномалии характера. В определенной мере в формировании психопатий или акцентуаций характера принимает участие генетический фактор, зависит больший или меньший риск определенных видов нарушений поведения.

Социо-психологические причины опираются на психологические особенности подросткового возраста. Период крайнего обострения психологических особенностей – подростковый, или пубертатный кризис.

С точки зрения А.Е.Личко этому возрасту свойственны определенные поведенческие реакции на воздействие окружающей среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакции увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Сопоставив классификации поведенческих девиаций, можно сформулировать отличительные особенности различных поведенческихфеноменов.

1.Нормативное поведение («стандартное») – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации. В целом оно адекватно ситуации, продуктивно, хотя может быть лишено индивидуальности.

2.Маргинальное (пограничное) поведение – находится на самой крайней границе социальных норм, размывает и расширяет границы норм, размывает и расширяет границы норм, вызывает напряжение у окружающих людей.

3.Нестандартное («ненормативное»)поведение – выходит за рамки принятых в данном обществе в настоящее время норм, присуще меньшему количеству людей.

Проявляется в двух основных формах:

- креативное (творческое) поведение – реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, может приводить к изменению самих норм, в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих;

- девиантное (отклоняющееся) поведение – непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную адаптацию.

4. Патологическое поведение – отклоняется от медицинских норм, проявляется в форме конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность, вызывает сочувствие или страх окружающих. В ряде случаев патологическое поведение неадекватно ситуации, некритично и сопровождается социальной дезадаптацией.

Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.033 с.)