Типология и возрастные особенности суицидального поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология и возрастные особенности суицидального поведения



 

Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Для некоторых людей она приобретает особое значение.

Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток — в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств — Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств — в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ — 21 или Франции — 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва — 45,8; Россия — 41,8; Эстония — 40,9; Латвия — 40,6; Венгрия — 35,3.

Наиболее высок уровень самоубийств в городах с числом жителей от 500 тыс. до 1 млн. В городах-миллионерах уровень — ниже среднего. Можно предположить, что социальная обстановка в мега полисах лучше, чем просто в крупных городах, так как первые имеют более высокий уровень социального и экономического развития. Низкий уровень суицидов в сельской местности объясняется относительно более высокой долей детей среди населения, национально-религиозными традициями, более тесными межличностными отношениями и привычным укладом жизни.

Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») — это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормалыюго человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазруиштельного поведения.

Суицидалыное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

— собственно суицидальные действия;

— суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка — это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид — действия, завершенные летальным исходом.

Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия), например: «хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться».

Суицидальные замыслы — это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент — решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пре суицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное самоубийство) — вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

В связи с этим танатолог Э. Шнейдман различает две характеристики личности: суицидальность и летальность. Суицидальность означает индивидуальный риск самоубийства. Летальность связана со степенью опасности человека для себя вообще, его самодеструктивностью.

Таким образом, диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени желаемости смерти. Например, само порезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены:

а) к числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери;

б) к разряду демонстративно-шантажных покушений, если целью было продемонстрировать окружающим намерение умереть;

в) к самоповреждениям, если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери;

г) к несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель «выпустить из крови бесов».

Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессогенным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей.

Стрессовые ситуации актуализируют индивидуально окрашенные сверхценные переживания (индивидуальные смыслы), которые могут носить как устойчиво-личностный, так и ситуационный характер. А.Г.Амбрумова выделила шесть типов непатологических реакций у взрослых людей с суицидальным поведением:

эмоциональный дисбаланс (наличие негативных аффектов);

пессимизм (все плохо, ситуация не имеет выхода, в будущем нет ничего хорошего);

отрицательный баланс (рациональное сверхкритичное «подведение жизненных итогов»);

демобилизация (отказ от контактов и деятельности из-за чувства одиночества и отверженности);

оппозиция (агрессивная позиция с обвинениями в адрес окружающих, переходящая в аутоагрессивную, чаще демонстративную);

дезорганизация (состояние тревоги с выраженными соматовегетативными нарушениями).

Нередко подчеркивается тесная связь между суицидом и любовным влечением. Смерть в этом случае может иметь особый смысл для любящего человека — возможность воссоединиться с любимым после смерти или обрести ту любовь, на которую он тщетно надеялся при жизни. При страстной влюбленности суицидальное поведение является попыткой восстановить утраченный над собой контроль, снять невыносимое напряжение.

Сейр, анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил четыре основные причины самоубийства:

изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной не значимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

детский возраст

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и только с 14— 15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16—19 годам.

По данным исследования А. Г. Амбрумовой 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение.

Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 — 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнут ости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

подростковый возраст

Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Агрессия как проявление социального поведения – жизнедеятельности человека изучается достаточно давно. В независимости от многих отличий, имеющихся у разных категорий людей, агрессия присутствует в поведении у всех из них. Она просто может быть представлена у кого-то в большей, а у кого-то в меньшей степени, в зависимости от особенностей в психофизическом развитии.

В течение, двадцати пяти лет американские ученые Маккоби и Джеклин на основе своих исследований получили убедительные доказательства гендерных различий в социальном поведении. Внимание ученых привлек сравнительно-гендерный аспект проявлений агрессии у разных категорий подростков.

 Различия в физической агрессии легко заметить. Сейчас, уже никто не подвергает сомнению, что мальчики физически агрессивнее девочек. 

 Разумеется, это верно с некоторыми отговорками. Мальчики не всегда агрессивны. Они, например, чаще проявляют физическую агрессию к другим мальчикам, чем к девочкам. Да и девочки, когда их провоцируют, могут проявить данный вид агрессии.

Получив убедительные доказательства различий в физической агрессии у мальчиков и девочек, наблюдая в течение многих лет за разными возрастными группами, ученые решили исследовать причины этого явления.

Ими был сделан вывод о биологической обусловленности агрессии. Агрессивное поведение всегда связано с андрогенами, мужскими гормонами.

Конечно, андрогены не приводят к агрессии непосредственно. Они лишь увеличивают вероятность того, что мальчики будут агрессивнее, так как благодаря этим гормонам они быстрее и легче возбуждаются и впадают в ярость, к тому же эти гормоны влияют на их физическую силу.

Здесь надо так же отметить, что общество в основе своем придерживается положения терпимости во взгляде на агрессивное поведение мальчиков. Мальчики больше дерутся, их в этом часто поощряют, готовят быть настоящими мужчинами. Можно сказать, что общество чаще поощряет мальчиков выражать свою агрессию физически.

Но, несмотря на то, что агрессия мальчиков более заметна, девочки могут быть не менее агрессивными. Они прибегают чаще к нефизическим способам агрессии, например, к распространению слухов и сплетен. Девочки, как показали исследования, чаще стремятся испортить отношения других со сверстниками или взрослыми.

Ученые убедились, что физическая агрессия за частую, не слишком эффективна. Детям не нужно пинать или бить кого-либо, чтобы принести этому человеку вред. Детям проще навредить человеку, придумав ему злое прозвище, распространив неверный слух или просто объявив бойкот. Такая агрессия носит названия – реляционной – направленной на подрыв отношений.

Ники Крик и Дженнифер Готпитер выявили различия в проявлений физической и реляционной агрессии в гендерном аспекте. В основе их исследований лежали социометрические методики. Дети должны были оценить своих сверстников по различным параметрам. В исследовании участвовали дети разных возрастов.

Оказалось, что и мальчики и девочки агрессивны; гендерные различия проявляются просто в предпочитаемых ими формах агрессии. Когда они хотят навредить, мальчики чаще прибегают к физической агрессии, а девочки к реляционной. Агрессию девочек нельзя недооценивать. Девочки не менее агрессивны, просто их агрессия менее заметна. И все же, исследования показали, что процент агрессивных мальчиков по двум показателям – реляционной и физической агрессии, больше чем девочек, что, как считают ученые обусловлено биологическими механизмами жизнедеятельности.

Русскими учеными были проведены исследования в виде анкетирования 1621 подростков из разных районов Уфы. Опросники представляли собой структурированное интервью и включали в себя вопросы о семейном, социальном положении, воспитании, характере взаимоотношений с ближним окружением, употреблении психоактивных веществ, агрессивном и деликвентном поведении, мотивации деятельности, о психическом здоровье, самооценке. В опросник были включены так же вопросы из теста ММИЛ (шкала достоверности) позволяющие отбрасывать анкеты с заведомо ложной информацией. Средний возраст подростков составлял 14 - 15 лет. В исследовании принимали участие 58% девочек и 42% мальчиков (21% подростков воспитывались в неполных семьях и 2% вне семьи).

Исследование показало: 12% мальчиков и 14% девочек отмечают у себя частые мысли о смерти, у 2% мальчиков и 9% девочек возникает эпизодически желание покончить с собой, причем 12% девочек и 4% мальчиков совершали суицидальные попытки. 1,8 % подростков совершали несколько суицидальных попыток.

Заметный рост суицидальных попыток наблюдается в X классах. Тенденция к снижению наблюдается в XI классах.

У девочек подростков первый пик аутоагрессии наблюдается в VIII классах, после X класса идет спад, но распространенность суицидальных идей у девочек сравнительно высока на протяжении VIII – XI классов.

У мальчиков такой выраженной динамики не наблюдалось.

Как показал анализ, свыше 80% процентов всех подростков совершали не более одно-двух попыток самоубийства.

 4% мальчиков и 12% девочек совершали суицидальные попытки. При этом у мальчиков количество суицидальных попыток было значительно больше. В группе мальчиков и девочек, совершавших суицидальные попытки, у подростков обнаружилось больше сходств, чем различий. Тем не менее, девочки оказались более чувствительными к психотравмирующим ситуациям, чаще отмечали чувство одиночества и снижение настроения как причину суицидальных попыток. У девочек чаше наблюдалось отравление как способ суицида, мальчики чаще использовали вскрытие вен. Летальных попыток у мальчиков наблюдалось больше из-за преобладания травматических способов суицида.

У девочек суицид сопровождался чувством обиды или апатией, в то время как у мальчиков отмечалось желание отомстить.

Ученые выявили основные факторы риска суицидального поведения. У мальчиков и девочек они значительно различаются.

Аутоагрессия у мальчиков, как показали исследования, связана с нарушением полоролевой идентичности и агрессивными фантазиями. У девочек с патологией, преимущественно в эмоционально волевой сфере.

Имеются так же и общие факторы: употреблением психоактивных веществ, агрессивным антисоциальным поведением, ранним опытом сексуальных отношений, низкой самооценкой, склонностью к риску.

Таким образом, можно выделить следующее:

Распространенность, показатели риска и особенности аутоагрессивного поведения мальчиков и девочек имеют свои нюансы.

ü Суицидальные попытки совершаются подростками в VIII – X классах.

ü У девочек более заметна динамика суицидального поведения.

ü Мальчики более используют более жестокие методы суицида, чем девочки.

ü У мальчиков количество суицидальных попыток больше, чем у девочек.

ü Девочки склонны к суициду под воздействием психотравмирующих ситуаций, психических патологий, преимущественно в эмоционально волевой сфере.

молодой возраст

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

зрелый возраст

Исследования показали, что наибольшее число завершенных самоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин. Типичными стрессорами зрелого возраста являются ситуация развода, потеря близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис, смерть в семье.

Действительно, шлагбаумы перестройки открыли много новых скоростных дорог, по ним мчаться бы людям средних лет, которых, с одной стороны, уже можно назвать профессиональными водителями, а с другой - у которых имеются еще почти полные баки горючего из энтузиазма, энергии и жизненных сил.

Конечно, многие из "среднего" поколения получили, наконец, сегодня возможность реализовать свои идеи, замысли, и творческий потенциал или просто возможность работать хорошо. Однако ни для кого не секрет, что работа некоторых, а может (не будем излишне скромными) и большинства, еще совсем далека не то чтобы даже от идеала, но и просто от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков общей организации труда, а иногда и от субъективных причин, относящихся к конкретному специалисту: или это очень слабая профессиональная подготовка, или нежелание и неумение реально изменять стиль и методы своей работы, или неумение координировать свою деятельность с другими людьми и целый ряд прочих причин.

Какими бы "психологическими защитами" ни прикрывали они свое нежелание или невозможность изменяться, а может быть, и несоответствие своих психофизиологических особенностей избранному виду деятельности, они обязательно получат достаточно большую порцию стресса в широком ассортименте психологических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие требованиям и плохую работу, тревога за свое место и уровень заработной платы, негативные эмоции от конфликтов с руководством и коллегами и др.

С другой стороны, люди, "переключившие скорости" своей профессиональной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-первых, естественно, из-за большей напряженности труда в связи с более быстрым "темпом", а во вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при этом на их пути.

Одним из новых источников получения стрессового заряда сегодня является недавно начавший широко проявляться механизм социально-экономического развития - конкуренция. Боязнь неуспеха, отставания, проигрыша, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов и прочий букет беспокойств - еще до недавнего времени считалось, что монополией на обладание этими психологическими явлениями в широком социальном контексте обладает исключительно капиталистическое общество.

Еще одним потенциально возможным стрессогенным фактором для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой требующие от человека коренного изменения мышления и поведения.

Большинство же людей среднего возраста являются зрелыми людьми, уже состоявшимися в профессиональном, семейном и других планах, имеющими свое довольно устойчивое мировоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, свои стереотипы мышления и поведения, то есть весь багаж опыта, накапливающийся с возрастом и порой являющийся таким уневерсально-всеобьемлющим, что не позволяет некоторым людям вообще воспринимать что-либо новое.

Возможности воспринимать новое и соответственно изменять свое поведение у представителей среднего поколения, формирование личности которых происходило в условиях менее динамичного общества, чем сегодня, к сожалению, нельзя назвать очень большими.

С другой стороны, новые условия общественной жизни порождают неизмеримо большее количество альтернатив, как при выборе стратегических программ поведения человека, таких, например, как выбор профессиональной деятельности или формы и места получения образования, так и в повседневном поведении в быту, например, при покупке газеты или журнала. Более авторитарное общество с его строгими правилами поведения во всех жизненных проявлениях не оставляет в большинстве случаев возможности выбора, ограничивая свободу индивида и свободу его личности, более демократическое - представляет гораздо большие возможности для индивидуального развития, но заставляет "мучиться" индивида свободой выбора и неопределенностью. В истории известны случаи повышения числа самоубийств в результате демократизации общества (например, в республиканской Испании.

пожилой возраст

Пожилой возрастсталкивается с такими серьезными социально-психологическими проблемами, как одиночество, окончание профессиональной деятельности, утрата возможностей, отделение от семьи.

Старшее поколение, как известно, самая главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая роста самоубийств, за исключением лишь некоторых стран, например, Японии, медленно нарастает у слабого пола и резко взмывает вверх к концу жизни у мужчин. Это и понятно: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции "социально активной старости".

Даже, несмотря на негативные установки церкви, старикам иногда предоставлялось право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах - недаром Плиний Старший рассматривал существование ядовитых трав как доказательство доброты Провидения - они давали возможность старикам умереть быстро и безболезненно.

Но с другой стороны, люди, которые смогли полностью сказать "да" старости и принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости и черпают новые неизвестные ранее удовольствия в "сокровищнице картин своего прошлого", по выражению Г.Гессе, написавшего замечательное эссе "О старости".

К сожалению, светлые картины личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в общественной волне печальных напоминаний об эпохе 30-х годов, а подчас и в собственной горечи "покаяния" и утери прежних жизненных ценностей.

ВОПРОСЫ ПО ГЛАВЕ

Т

Т

Т

Т

Т

Т

Т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.055 с.)