Информационно-просветительская работа с родителями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационно-просветительская работа с родителями



Целью данной формы работы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия Центра ранней помощи и семьи, через освоение системы психолого-педагогических знаний, направленных на полноценное всестороннее развитие и раннюю социализацию детей раннего возраста с отклонениями в развитии.

Задачи:

1. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребенка раннего возраста по основным направлениям (коммуникативному, познавательному, социальному, физическому, художественному), закономерностях и принципах воспитания и обучения;

2. Оптимизировать и гармонизировать детско-родительские взаимоотношения через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и самоутверждению родителей детей раннего возраста.

3. Повышать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

4. Формировать навыки адекватного общения родителей с детьми. Улучшение рефлексии взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия.

5. Стимулировать личностный рост, повышение социальной и психологической компетентности родителей.

Взаимодействие специалистов с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в развитии включает психолого-педагогическое просвещение родителей, которое можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

  - родительские университеты;

  - конференции;

  - родительские собрания.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться.

Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения родителей и детей. Все специалисты Центра постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Родительские собрания могут быть: организационными; текущими или тематическими; итоговыми.

Наряду с общеприменяемыми формами, следует учитывать новые, но не менее эффективные методы взаимного сотрудничества с семьей.

Для осуществления психолого-педагогической пропаганды среди родителей можно использовать различные медиапособия и книги просветительской направленности.

Внедрение современных компьютерных технологий в практическую деятельность специалистов позволяет сделать просветительскую работу более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Помимо информационно-коммуникативных технологий просвещения родителей используются следующие виды:

- памятки;

- буклеты;

- информационные стенды.

Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы специалистов, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.

Критерии оценки результатов работы с семьей:

- родители знают о специфических факторах риска в состоянии ребенка, понимают, как развивается их ребенок с нарушениями, развитие каких навыков и способностей нужно поддерживать; 

- отвечают на потребности ребенка, как общего характера (например, в игре, в общении), так и специфического характера, связанных с конкретными особенностями своего ребенка; 

- понимают стиль обучения своего ребенка (темп, как долго ребенок может удерживать внимание и т.д.) и его предпочтения; 

- могут, наблюдая за поведением ребенка, определять, какие изменения произошли в результате реализации программы помощи; 

- знают о рекомендованных программах помощи и услугах, направленных на улучшение состояния ребенка или устранение факторов риска. 

- обеспечивают безопасную обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка (создают мотивирующую обстановку, используют любимые ребенком игрушки и ситуации); 

- используют специальные методы, которые могут быть эффективны для обучения ребенка или устранения его поведенческих проблем; 

- помогают ребенку участвовать в семейных ежедневных мероприятиях, обеспечивают не только физическое присутствие, но и включение ребенка в деятельность; 

- изменяют домашнюю обстановку так, чтобы подстроить ее под стиль обучения и потребности ребенка; 

- знают, как оценивать обоснованность рекомендаций относительно методов обучения и абилитации для своего ребенка.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получение качественных услуг ранней помощи на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями является гарантированным правом всех детей и их семей. Реализация этого права осуществляется путем создания целостной региональной системы ранней помощи ребенку и сопровождения его семьи.

Ведущим звеном этой системы являются Центры ранней помощи.

Единый подход к функционированию Центров ранней помощи в Мурманской области позволит:

- обеспечить непрерывную и длительную психолого-педагогическую помощь семьям, имеющим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- эффективно организовать доступность и качество психолого-педагогических услуг, предоставляемых детям-инвалидам и членам их семей;

- повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, и социальной адаптации; в выборе образовательного маршрута;

- сформировать у родителей (законных представителей) адекватную оценку состояния своего ребенка, а так же нормализовать эмоционально-положительного климата в семье.

Центр ранней помощи является эффективным методом профилактики инвалидности у детей младенческого и раннего возраста, имеющих нарушения развития или риск их возникновения, в более старшем возрасте, позволяет уменьшить количество детей, которые по достижении школьного возраста нуждаются в специализированном обучении.

 


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.

2. Информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / Составитель Ю.А. Разенкова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016.

3. Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования», 2016.

4. Оказание ранней помощи. Методические рекомендации. – М., 2016.

5. Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования», 2016.

6. Служба ранней помощи в учреждениях социального обслуживания (методические рекомендации по организации деятельности). – Красноярск, 2016.

7. Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи. / Отв. ред. М.М. Цапенко – М.: МГППУ, 2011.

8. Услуга «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 4-х лет (служба ранней помощи)». Книга 17 / под ред. М. О. Егоровой. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 250 с. – (Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства: в 26 книгах).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.01 с.)