Этап 2. Оценка состояния и определение потребностей ребенка и семьи (углубленное диагностическое обследование) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 2. Оценка состояния и определение потребностей ребенка и семьи (углубленное диагностическое обследование)



С целью оценки состояния и определения потребностей ребенка и его семьи специалистами Центра ранней помощи совместно с родителями осуществляется комплексное всестороннее углубленное изучение ребенка, которое позволяет осуществлять обоснованное проектирование индивидуальных программ ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.

Существует ряд положений (требований), лежащих в основе углубленной диагностики:

- построение гипотезы обследования на основе целостного представления о ребенке, с привлечением знаний различных отраслей психологии, педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики, в том числе специальной (коррекционной педагогики);

- построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, а также с учетом взаимодействия в диаде взрослый – ребенок;

- использование диагностического аппарата, адекватного целям и гипотезе обследования с учетом процедурных особенностей, позволяющих получать многофакторную (многофункциональную) информацию за счет технологии предъявления;

- анализ получаемых данных с применением технологии интегративной оценки результатов, не только дающий максимальную информацию о специфике развития и формирования различных функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющей выявить комплекс и иерархию причин, приводящую к данному варианту развития;

- психолого-педагогическая квалификации уровня актуального развития ребенка с выходом на тип и структуру развития, постановку психолого-педагогического заключения и определение вероятностного прогноза развития;

- учет особенностей операциональных характеристик деятельности ребенка с целью минимизации его «ресурсных» затрат;

- определение конкретных рекомендаций по особенностям сопровождения ребенка междисциплинарной командой специалистов, в том числе рекомендации родителям, другим участникам психолого-педагогического сопровождения.

Только в случае следования этим положениям диагностический процесс приобретает характер системного и целенаправленного.

Сама структура углубленной оценки психического развития ребенка представляется в виде последовательных и тесным образом взаимосвязанных, вытекающих один из другого этапов:

1. сбор психолого-педагогического анамнеза;

2. создание гипотезы обследования с выходом на предварительный психологический диагноз, ее уточнение и корректировка в процессе работы;

3. непосредственно процедура обследования ребенка с использованием соответствующих тактик и технологий, адекватных возрасту и возможностям ребенка, а также методов, позволяющих получить информацию от родителей (опросники, проективные методики, наблюдение и др.). Процедура углубленного обследования не должна сводиться только к использованию диагностических методик, она должна включать наблюдение за игрой ребенка, взаимоотношениями в семье, включая домашний визит, анализ видеозаписей;

4. развернутый системный анализ результатов обследования, их сопоставление между собой в соответствии с гипотезой;

5. окончательная постановка психоло-педагогического заключения с учетом полученных результатов, определение вероятностного прогноза развития, путей и методов мульти- и междисциплинарного сопровождения ребенка.

В настоящее время существуют различные методики диагностики детей раннего возраста, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Специалисты Центра ранней помощи в своей работе могут использовать следующий диагностический инструментарий:

- Пакет диагностических методик на основе международной классификации функционирования от 0 до 3 лет.

- Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели), Волосова Е.Б.

- Коррекционно-диагностический комплекс «Лель».

- Методика обследования детей раннего возраста по Стребелевой Е.А.

- Шкала психомоторного развития А. Гезелла.

- Изучение особенностей основных линий развития ребенка раннего возраста (Приходько О.Г.).

- Шкала психомоторного развития по Гриффитс.

- Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (сокращенный вариант методики Э. Фрухт).

- Тест общение со взрослым 0-6 месяцев.

- Мюнхенская функциональная диагностика развития ребенка 1-3 лет.

- Возрастная шкала оценки психического развития детей.

- Экспертная система «Лонгитюд».

- Психологическая диагностика детей 1-3 лет Мамайчук И.И.

- Диагностическая карта. Исследование ребенка первых лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма (Лебединская К.С., Никольская О.С,).

- Рейтинговая шкала аутизма у детей (childhood autism rating scale) Шкала C.A.R.S.

- Тест M-CHAT – Выявление признаков РАС.

По результатам углубленного диагностического обследования каждый специалист составляет индивидуальное заключение о состоянии ребенка.

В настоящее время в муниципальных образованиях Мурманской области индивидуальные заключения специалистов Центра формулируются по-разному, поэтому основной задачей Центра является организация деятельности на основе единых методологических подходов, в том числе к диагностическому обследованию и формулировке индивидуальных заключений специалистами. С этой целью разработаны и предлагаются к использованию примерные рекомендации по составлению индивидуальных заключений педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, составленные специалистами ЦПМПК МО (приложение 2).

Рекомендации по составлению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.005 с.)