Основы функционирования Центра ранней помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы функционирования Центра ранней помощи



По организации деятельности

Центров ранней помощи

В Мурманской области

 

 

Мурманск

2017г.

Методические рекомендации по организации деятельности Центров ранней помощи в Мурманской области – Мурманск, 2017 г.

 

Методические рекомендации предназначены для специалистов центров ранней помощи и содержат общие положения по функционированию Центров, критерии включения семьи в программу ранней помощи, этапы практической деятельности Центров, особенности работы с семьей.

В приложении к данным рекомендациям включены образцы основных форм рабочей документации, рекомендации по составлению заключений специалистами Центров, образец индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.

 

СОСТАВИТЕЛИ:

Дергунова А.И., педагог-психолог,

Корякина Л.А., учитель-дефектолог,

Гребенева Н.А., учитель-логопед

 

Информационное обеспечение:

ГОБУ МО ЦППМС-помощи

183010, г. Мурманск, ул. Советская, д.9а

тел./факс: (8152) 25-66-49

e-mail: opmpk@mail.ru

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение 4
2. Основы функционирования Центров ранней помощи 5
3. Целевая группа и критерии включения детей в программы ранней помощи 6
4. Кадровое обеспечение 8
5. Рабочая документация 10
6. Формы работы 10
7. Этапы практической деятельности 11
7.1. Этап 1. Обращение семьи в службу ранней помощи (первичный прием) 11
7.2. Этап 2. Оценка состояния и определение потребностей ребенка и семьи (углубленное диагностическое обследование) 12
7.3. Этап 3. Разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи 17
7.4. Этап 4. Оценка эффективности реализации программы 19
8. Работа с семьей 20
9. Заключение 36
10. Литература 37
11. Приложения: 38-80
11.1. Приложение 1. Формы рабочей документации  
11.2. Приложение 2. Примерные формулировки индивидуального заключения учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога  
     

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Согласно «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р., за последние 5 лет в России увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Раннее выявление и начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Необходимость оказания ранней медико-социальной, психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями развития научно обоснована работами как российских, так и зарубежных авторов (А. Камю, Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия, М.С.Певзнер, Т.В. Розанова, Е.А. Стребелева, и др.).

Период раннего детства (от рождения до 3 лет) является уникальным и имеет ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных этапов и требующих создания для детей специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, воспитания (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.П. Фрухт). Этот период характеризуется наиболее интенсивным темпом развития ребенка; это сензитивный период для развития его моторики, психики, речи. Раннее детство характеризуется скачкообразностью и неравномерностью развития, высокой пластичностью высшей нервной и психической деятельности, легкой обучаемостью; большими потенциальными компенсаторными возможностями развития; единством и взаимосвязью физического и психического развития. Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому.

Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощидетям представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим. Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в социум. В настоящее время работа специалистов: педагогов, психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников, призванных действовать в интересах ребенка, будет эффективна, если их деятельность будет организована на основе единых методологических подходов. Единый алгоритм деятельности специалистов СРП представлен в данных методических рекомендациях.

Биологические критерии:

- дети, рожденные с очень низкой или экстремально низкой массой тела (менее 1500 грамм),

- дети, рожденные на сроках гестации менее 33 недель,

- серьезные трудности в контакте с ребенком, подозрение на ранний детский аутизм.

Медицинские критерии:

- дети, имеющие нарушения (отставание) в развитии, выявленные с помощью нормированных шкал;

- дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии (церебральные и спинальные параличи любой этиологии; генетические синдромы и хромосомные аберрации; наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы; врожденные аномалии развития ЦНС и других органов и систем; тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии), атрофии мозга, гидроцефалия).

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Управление деятельностью Центра ранней помощи осуществляет руководитель, назначаемый приказом заведующего дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).

Для организации деятельности Центра заведующий ДОО самостоятельно разрабатывает отдельное штатное расписание, предусматривающее количество штатных единиц, необходимых для оказания ранней помощи с учетом специфики и численности обслуживаемых детей и семей. 

Перечень должностей:

- руководитель Центра ранней помощи,

- педагог-психолог,

- учитель-дефектолог,

- учитель-логопед.

При необходимости к работе могут привлекаться другие специалисты в рамках выделенного финансирования.

Специалисты Центра ранней помощи должны иметь высшее образование в области педагогики или психологии, повышение квалификации или профессиональную переподготовку в области ранней помощи.

 

Примерное распределение обязанностей в службе ранней помощи

Руководитель Центра ранней помощи планирует и организует деятельность Центра, осуществляет контроль за реализацией основных принципов работы, занимается вопросами оперативного управления, организует мониторинг для оценки эффективности деятельности и принятия обоснованных управленческих решений, организует и обеспечивает деятельность по взаимодействию с другими организациями и учреждениями (государственными и негосударственными организациями, СМИ и др.), планирует и организует работу по повышению квалификации сотрудников, планирует и обеспечивает техническое и методическое оснащение ее деятельности.

Деятельность социального педагога направлена на информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям; о деятельности государственных и общественных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа); помощь клиентам Центра в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям (взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий). Принимает участие в реализации программ индивидуального сопровождения (оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи), организует работу по поддержке семьи за счет ресурсов социума; проводит работу по направлению ребенка и семьи в другие структуры для получения дополнительной помощи, консультаций или для последующего дошкольного воспитания и образования.

Педагог-психолог осуществляет оценку особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценку взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные соционально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.

В обязанности учителя-дефектолога, логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога входят:

- оценка особенностей развития ребенка,

- участие в первичном приеме или работе медико-психолого-педагогического консилиума,

- углубленная оценка функциональных возможностей ребенка,

- участие в работе междисциплинарной команды по созданию и реализации индивидуальных программ ранней помощи и сопровождения ребёнка и семьи;

- проведение индивидуальных и групповых занятий для детей с нарушениями в развитии;

- работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями);

- оценка уровня развития ребенка,

- планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи;

- взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между сотрудниками Центра;

- систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

 

 

Рекомендации по составлению

Рекомендации по составлению индивидуального заключения учителем-логопедом

Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической.

Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно учитывать:

• возраст ребёнка;

• состояние его здоровья;

• этап обследования;

• характер дефекта;

• степень выраженности его симптоматики нарушения;

• психические особенности ребёнка.

Для детей раннего возраста до 3 лет используется заключение: Задержка речевого развития. От 2 лет 8 месяцев до 3 лет: при наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста. Также, в соответствии с Концепцией ранней помощи при определенных условиях в Центр могут быть зачислены дети в возрасте до 8 лет.

Примерные формулировки логопедических заключений представлены в приложении 2.2.

Рекомендации по составлению

Рекомендации по составлению

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

 

Родители – первые и главные воспитатели ребенка. Глубина их влияния обеспечивается, прежде всего, постоянством и длительностью воспитательных воздействий в разнообразных жизненных ситуациях. Педагогическая и психологическая грамотность родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка играет основополагающую роль в формировании гармоничной личности ребёнка, т.к. ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью большую часть своей жизни проводят в кругу семьи.

Психолого-педагогическая грамотность родителей – освоение необходимого минимума педагогических и психологических знаний и умение пользоваться ими в процессе воспитания, который основан на понимании специфических черт и проблем в развитии ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.

Психолого-педагогическая грамотность не является обязательной составной частью общей культуры родителей. Они могут быть образованными, культурными людьми, но не знать, какие периоды жизни ребенка наиболее значимы для развития речи или образного мышления; родители могут иметь грамотную и выразительную речь, но не знать эффективные словесные формулы, например для выражения недовольства. С течением времени возрастает количество родителей, стремящихся получить ответы на разные вопросы воспитания и развития детей. Удовлетворить свои запросы они могут с помощью книг, интернет-ресурсов, журналов. Другое дело, что подчас именно психолого-педагогической грамотности не хватает, чтобы разобраться, что в потоке информации полезно, а что лучше во внимание не принимать.

Психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на выбор воспитательных методов, их эффективность и, в конечном счете, на личностное развитие ребенка. Ошибки могут обойтись слишком дорого и оказать травмирующее воздействие на всю последующую жизнь человека.

В связи с этим, одним из направлений деятельности службы ранней помощи является работа с семьей ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью. Причем эффективность напрямую зависит от времени начала работы с родителями – раннее начало позволяет свести к минимуму проявление ошибок в воспитании ребенка и их травмирующее воздействие.

Специалисты Центра ранней помощи должны помогать семье преодолеть стресс рождения особенного ребенка, правильно оценить его реальные возможности и начать длительную серьезную работу по его социализации и интеграции.

 

Групповая форма

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа (горизонтальный «контур взаимодействия»). В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий становятся специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц. Таковыми являются темы, освещающие:

· внутренние психологические проблемы родителей, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии;

· проблемы, возникающие при взаимодействии родителей с больным ребенком в микро- и макросоциуме;

· проблемы, возникающие во взаимоотношениях супругов, членов семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, и др.

Групповое психокоррекционное занятие имеет следующие этапы работы.

1. Ритуал приветствия - важный момент работы с группой, позволяющий сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. В ходе развития группы контроль над его исполнением постепенно переходит к членам группы.

2. Разминка: участники группы подготавливаются к психологической работе. Для этой цели используются специальные вводные психогимнастики, настраивающие родителей на определенный вид внутренней психологической работы.

Так же на этапе разминки используются упражнения на внимание, на снятие напряжения, на сокращение эмоциональной дистанции, на тренировку понимания невербального поведения, а также на тренировку способности выражения своих чувств с помощью мимики и жестов (Приложение 20).

3. Основная часть: состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение поставленных перед психологом и группой задач (Приложение 21). Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизического состояния членов группы.

· обсуждение домашнего задания (в кругу).

· упражнения, связанные с темой занятия.

· упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребенком (выполняются в парах).

· домашнее задание.

4. Рефлексия занятия — предполагает оценку занятия в двух аспектах:

- эмоционально-смысловом: понравилось — не понравилось, было хорошо или плохо и почему, что показалось самым важным, полезным;

- эмоционально-оценочном: как себя чувствуют здесь и сейчас, т.е. оценка своего эмоционального состояния.

5. Ритуал прощания — способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе.

Рекомендации к формированию и организации работы психокоррекционной группы

Определяя численный состав и форму работы группы, следует помнить о том, что наиболее эффективной формой являются «частично открытые» группы, состоящие из 7—10 человек, или малокомплектные группы, состоящие из 2-5 человек. «Частично открытая» группа – это группа, которая не имеет фиксированного состава участников. Она может работать, не исключая тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены на каких-то занятиях отсутствовать. Занятия могут проводиться еженедельно или два раза в месяц в установленные дни. С этой целью специально составляется расписание, с которым знакомятся родители. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а лучше — двух и более лет. После окончания работы группы следует учесть необходимость создания цикла поддерживающих психокоррекционных занятий для отдельных членов бывшей группы (1-2 раза в полугодие). На первом занятии родители должны быть обязательно ознакомлены с правилами работы группы.

Психокоррекционная работа с родителями позволяет сформировать адекватные модели поведения в семье и в обществе. У родителей формируется позитивное мышление, помогающее им преодолевать травмирующие ситуации, связанные с проблемным ребенком.

 

Задачи:

1. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребенка раннего возраста по основным направлениям (коммуникативному, познавательному, социальному, физическому, художественному), закономерностях и принципах воспитания и обучения;

2. Оптимизировать и гармонизировать детско-родительские взаимоотношения через развитие новых коммуникативных форм поведения, способствующих самосовершенствованию и самоутверждению родителей детей раннего возраста.

3. Повышать степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.

4. Формировать навыки адекватного общения родителей с детьми. Улучшение рефлексии взаимоотношений в семье, выработка новых навыков взаимодействия.

5. Стимулировать личностный рост, повышение социальной и психологической компетентности родителей.

Взаимодействие специалистов с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в развитии включает психолого-педагогическое просвещение родителей, которое можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

  - родительские университеты;

  - конференции;

  - родительские собрания.

Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов — психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться.

Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения родителей и детей. Все специалисты Центра постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Родительские собрания могут быть: организационными; текущими или тематическими; итоговыми.

Наряду с общеприменяемыми формами, следует учитывать новые, но не менее эффективные методы взаимного сотрудничества с семьей.

Для осуществления психолого-педагогической пропаганды среди родителей можно использовать различные медиапособия и книги просветительской направленности.

Внедрение современных компьютерных технологий в практическую деятельность специалистов позволяет сделать просветительскую работу более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Помимо информационно-коммуникативных технологий просвещения родителей используются следующие виды:

- памятки;

- буклеты;

- информационные стенды.

Таким образом, выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы специалистов, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы.

Критерии оценки результатов работы с семьей:

- родители знают о специфических факторах риска в состоянии ребенка, понимают, как развивается их ребенок с нарушениями, развитие каких навыков и способностей нужно поддерживать; 

- отвечают на потребности ребенка, как общего характера (например, в игре, в общении), так и специфического характера, связанных с конкретными особенностями своего ребенка; 

- понимают стиль обучения своего ребенка (темп, как долго ребенок может удерживать внимание и т.д.) и его предпочтения; 

- могут, наблюдая за поведением ребенка, определять, какие изменения произошли в результате реализации программы помощи; 

- знают о рекомендованных программах помощи и услугах, направленных на улучшение состояния ребенка или устранение факторов риска. 

- обеспечивают безопасную обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка (создают мотивирующую обстановку, используют любимые ребенком игрушки и ситуации); 

- используют специальные методы, которые могут быть эффективны для обучения ребенка или устранения его поведенческих проблем; 

- помогают ребенку участвовать в семейных ежедневных мероприятиях, обеспечивают не только физическое присутствие, но и включение ребенка в деятельность; 

- изменяют домашнюю обстановку так, чтобы подстроить ее под стиль обучения и потребности ребенка; 

- знают, как оценивать обоснованность рекомендаций относительно методов обучения и абилитации для своего ребенка.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получение качественных услуг ранней помощи на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями является гарантированным правом всех детей и их семей. Реализация этого права осуществляется путем создания целостной региональной системы ранней помощи ребенку и сопровождения его семьи.

Ведущим звеном этой системы являются Центры ранней помощи.

Единый подход к функционированию Центров ранней помощи в Мурманской области позволит:

- обеспечить непрерывную и длительную психолого-педагогическую помощь семьям, имеющим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- эффективно организовать доступность и качество психолого-педагогических услуг, предоставляемых детям-инвалидам и членам их семей;

- повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах обучения и воспитания детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, и социальной адаптации; в выборе образовательного маршрута;

- сформировать у родителей (законных представителей) адекватную оценку состояния своего ребенка, а так же нормализовать эмоционально-положительного климата в семье.

Центр ранней помощи является эффективным методом профилактики инвалидности у детей младенческого и раннего возраста, имеющих нарушения развития или риск их возникновения, в более старшем возрасте, позволяет уменьшить количество детей, которые по достижении школьного возраста нуждаются в специализированном обучении.

 


 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Фальковская Л.П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.

2. Информационно-методические материалы по ранней помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / Составитель Ю.А. Разенкова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016.

3. Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования», 2016.

4. Оказание ранней помощи. Методические рекомендации. – М., 2016.

5. Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования», 2016.

6. Служба ранней помощи в учреждениях социального обслуживания (методические рекомендации по организации деятельности). – Красноярск, 2016.

7. Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи. / Отв. ред. М.М. Цапенко – М.: МГППУ, 2011.

8. Услуга «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 4-х лет (служба ранней помощи)». Книга 17 / под ред. М. О. Егоровой. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. – 250 с. – (Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства: в 26 книгах).

По организации деятельности

Центров ранней помощи

В Мурманской области

 

 

Мурманск

2017г.

Методические рекомендации по организации деятельности Центров ранней помощи в Мурманской области – Мурманск, 2017 г.

 

Методические рекомендации предназначены для специалистов центров ранней помощи и содержат общие положения по функционированию Центров, критерии включения семьи в программу ранней помощи, этапы практической деятельности Центров, особенности работы с семьей.

В приложении к данным рекомендациям включены образцы основных форм рабочей документации, рекомендации по составлению заключений специалистами Центров, образец индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи.

 

СОСТАВИТЕЛИ:

Дергунова А.И., педагог-психолог,

Корякина Л.А., учитель-дефектолог,

Гребенева Н.А., учитель-логопед

 

Информационное обеспечение:

ГОБУ МО ЦППМС-помощи

183010, г. Мурманск, ул. Советская, д.9а

тел./факс: (8152) 25-66-49

e-mail: opmpk@mail.ru

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение 4
2. Основы функционирования Центров ранней помощи 5
3. Целевая группа и критерии включения детей в программы ранней помощи 6
4. Кадровое обеспечение 8
5. Рабочая документация 10
6. Формы работы 10
7. Этапы практической деятельности 11
7.1. Этап 1. Обращение семьи в службу ранней помощи (первичный прием) 11
7.2. Этап 2. Оценка состояния и определение потребностей ребенка и семьи (углубленное диагностическое обследование) 12
7.3. Этап 3. Разработка и реализация индивидуальной программы ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи 17
7.4. Этап 4. Оценка эффективности реализации программы 19
8. Работа с семьей 20
9. Заключение 36
10. Литература 37
11. Приложения: 38-80
11.1. Приложение 1. Формы рабочей документации  
11.2. Приложение 2. Примерные формулировки индивидуального заключения учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога  
     

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. Согласно «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р., за последние 5 лет в России увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Раннее выявление и начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Необходимость оказания ранней медико-социальной, психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями развития научно обоснована работами как российских, так и зарубежных авторов (А. Камю, Ж. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия, М.С.Певзнер, Т.В. Розанова, Е.А. Стребелева, и др.).

Период раннего детства (от рождения до 3 лет) является уникальным и имеет ряд психофизиологических особенностей, отличающих его от последующих возрастных этапов и требующих создания для детей специальных условий окружающей среды, всего уклада жизни, воспитания (Н.М. Аксарина, Н.М. Щелованов, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.П. Фрухт). Этот период характеризуется наиболее интенсивным темпом развития ребенка; это сензитивный период для развития его моторики, психики, речи. Раннее детство характеризуется скачкообразностью и неравномерностью развития, высокой пластичностью высшей нервной и психической деятельности, легкой обучаемостью; большими потенциальными компенсаторными возможностями развития; единством и взаимосвязью физического и психического развития. Ведущая роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому.

Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощидетям представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим. Обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в социум. В настоящее время работа специалистов: педагогов, психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников, призванных действовать в интересах ребенка, будет эффективна, если их деятельность будет организована на основе единых методологических подходов. Единый алгоритм деятельности специалистов СРП представлен в данных методических рекомендациях.

ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕНТРА РАННЕЙ ПОМОЩИ

 

Центр ранней помощи (далее - Центр) создается с целью содействия оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению детей в среду сверстников и жизнь сообщества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.11 с.)