Методы активного социально-психологического обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы активного социально-психологического обучения



учебно-методическое пособие.

 

Учебно-методическое пособие для студентов.

 

Печатается в авторской редакции.

ISBN ©Автор-составитель А.Б.Ваньков

                                                                                                                                          


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение в дисциплину МАСПО. Цели и задачи изучения............................. 4

Методические указания студентам............................................................................ 6

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ....................................................................................................................................... 6

Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения................ 6

   Теоретический обзор............................................................................................................. 6

   Практическое занятие.......................................................................................................... 12

Тема № 2. Социально-психологический тренинг (далее СПТ) межличностного общения. 13

   Теоретический обзор........................................................................................................... 13

   Практическое занятие.......................................................................................................... 15

Тема № 3. Психологические вопросы организации тренинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия.................................................................................................. 16

   Теоретический обзор........................................................................................................... 16

   Практическое занятие.......................................................................................................... 21

Тема 4. Технология и эффекты групповой дискуссии............................................................. 23

   Теоретический обзор........................................................................................................... 23

   Практическое занятие.......................................................................................................... 31

Тема № 5. Стимулирование творчества активными методами обучения............................. 32

   Теоретический обзор........................................................................................................... 32

   Практическое занятие.......................................................................................................... 35

Тема № 6. Использование различных видов тренинга............................................................ 36

   Теоретический обзор........................................................................................................... 36

   Практические занятия......................................................................................................... 43

Тема № 7. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр............. 46

   Теоретический обзор........................................................................................................... 46

   Практическое занятие.......................................................................................................... 51

Тема № 8. Психолого-педагогический тренинг....................................................................... 52

   Теоретический обзор........................................................................................................... 52

   Практическое занятие.......................................................................................................... 54

Формы итогового контроля и ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................................................................................. 56

Рекомендуемая литература............................................................................................ 58

 


Введение в дисциплину МАСПО. Цели и задачи изучения.

Программа дисциплины профильной подготовки «Методы активного социально-психологического обучения» (далее МАСПО) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031000 (050706) Педагогика и психология.

Цель изучения дисциплины:

Обучение студентов использованию эффективных практических форм интерактивной психологической работы; развитие их профессионального мышления при подходе к анализу межгруппового и межличностного взаимодействия, группы как развивающего и обучающего фактора развития личности; повышение уровня профессиональной подготовки будущих практических психологов.

Задачи изучения дисциплины:

1. Осуществить ознакомление студентов с теоретическими основами оказания психологического воздействия, в том числе социально-психологического тренинга межличностного общения.

2. Сформировать необходимый багаж теоретических знаний и практических навыков по основам проведения тренинга, дискуссии, деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр.

3. Повысить собственную компетентность в общении и приобрести необходимые для групповой работы психолога профессиональные умения и навыки:

а) умение лучше понимать особенности общения людей;

б) умение создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

в) умение гибко ориентироваться в различных ситуациях общения;

г) умение анализировать вербальные и невербальные компоненты общения и их соотношения;

д) умение предупреждать конфликтные ситуации в общении и обеспечивать их разрешение;

е) умение чувствовать себя более уверенным, раскованным;

ж) умение осознавать собственные творческие способности и использовать их в общении;

з) умение добиваться в своей профессиональной деятельности личностной самореализации с учетом знаний в области психологии общения.

4. Научиться осуществлять управление процессом групповой динамики.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.

Программа изучения дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» включена в цикл подготовки по специальности 050706 Педагогика и психология; бакалавров направлений подготовки 050700 Педагогика профиль «Практическая психология в образовании»; 030300 Психология профиль «Психология управления персоналом»; 050400 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования». Она позволяет студенту научиться ориентироваться в существующем многообразии базовых методов, применяемых в работе с людьми, таких как социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, имитационные игры. Профессионально значимыми являются приобретаемые в ходе освоения дисциплины умения составлять и реализовывать программу тренинга, игры, дискуссии с учетом специфики работы образовательного учреждения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате обучения студент сможет усвоить ряд практических знаний и умений. Он должен

знать:

· основные характеристики совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды;

· перечень утвержденных стандартных методов и технологий, позволяющих решать коррекционно-развивающие задачи;

· основные характеристики социально-психологического тренинга межличностного общения;

· принципы и способы стимулирования творчества активными методами обучения;

· технологии и эффекты групповой дискуссии;

· основные критерии гармоничного развития личности субъектов образовательного процесса;

уметь:

· применять утвержденные стандартные методы и технологии психологического воздействия, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

· организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

· организовывать работу групп психолого-педагогического тренинга;

· использовать различные виды тренинга;

· организовывать и проводить деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры;

· осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в социальном и личностном статусе школьников и в развитии их личностных качеств;

· организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

· использовать стандартный набор методов и технологий АСПО, позволяющих решать коррекционно-развивающие задачи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(8-Й СЕМЕСТР, форма контроля - зачет)

№№п/п

Название темы

Количество часов

Лек Пр С/р
11 Понятие о методах активного социально-психологического обучения. 4 2 16
2 2 Социально-психологический тренинг межличностного общения. 2 4 14
33 Психологические вопросы организации тренинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия. 4 4 14
44 Технология и эффекты групповой дискуссии. 4 4 14
55 Стимулирование творчества активными методами обучения. 2 4 14
66 Использование различных видов тренинга. 4 8 16
77 Организация и проведение деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр. 4 4 14
88 Психолого-педагогический тренинг 2 4 14

Всего

26 34 116

 Методические указания студентам.

Приступая к изучению дисциплины «Методы АСПО», студенты должны ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.

При изучении литературы следует обратить внимание на тот факт, что перед педагогами-психологами в условиях развития современного общества стоит задача активного участия в решении таких задач, как личностная ориентированность образования и процесса воспитания, развитие активного субъекта деятельности – предприимчивого и мобильного специалиста в той или иной профессиональной области. Для успешности своего труда будущий специалист должен научиться различным формам и способам оптимизации своего взаимодействия с окружающими. Ему необходимо освоить различные подходы к тренинговой, дискуссионной и игровой формам работы практического психолога, сущность которых изложена в данном пособии. На старших курсах обучения в ходе дипломной работы все это ляжет в основу формирования актуального в настоящее время уровня профессионализма.

При изучении дисциплины «Методы АСПО» студенты должны овладеть конкретной системой знаний и умений. В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется:

- систематически вести записи лекций;

- систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;

- при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;

- вести словарь основных научных терминов и понятий, изучаемых в рамках дисциплины;

- использовать основные формы самостоятельной работы, такие как анализ и конспектирование научной и учебно-методической литературы, составление словаря специальных терминов, выполнение аннотаций, подготовка докладов по основным разделам курса.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ.

Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения.

План изучения темы № 1.

1.1.Проблема активности личности в обучении.

1.2.Методы активного социально- психологического обучения как учебная дисциплина.

1.3.Цели и задачи изучения методов активного социально- психологического обучения.

1.4.Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

1.5.История возникновения и развития МАСПО.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.016 с.)