Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы активного социально-психологического обучения
учебно-методическое пособие.
Учебно-методическое пособие для студентов.
Печатается в авторской редакции.
СОДЕРЖАНИЕ Введение в дисциплину МАСПО. Цели и задачи изучения............................. 4 Методические указания студентам............................................................................ 6 СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ....................................................................................................................................... 6 Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения................ 6 Теоретический обзор............................................................................................................. 6 Практическое занятие.......................................................................................................... 12 Тема № 2. Социально-психологический тренинг (далее СПТ) межличностного общения. 13 Теоретический обзор........................................................................................................... 13 Практическое занятие.......................................................................................................... 15 Тема № 3. Психологические вопросы организации тренинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия.................................................................................................. 16 Теоретический обзор........................................................................................................... 16 Практическое занятие.......................................................................................................... 21 Тема 4. Технология и эффекты групповой дискуссии............................................................. 23 Теоретический обзор........................................................................................................... 23 Практическое занятие.......................................................................................................... 31 Тема № 5. Стимулирование творчества активными методами обучения............................. 32 Теоретический обзор........................................................................................................... 32 Практическое занятие.......................................................................................................... 35 Тема № 6. Использование различных видов тренинга............................................................ 36 Теоретический обзор........................................................................................................... 36 Практические занятия......................................................................................................... 43
Тема № 7. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр............. 46 Теоретический обзор........................................................................................................... 46 Практическое занятие.......................................................................................................... 51 Тема № 8. Психолого-педагогический тренинг....................................................................... 52 Теоретический обзор........................................................................................................... 52 Практическое занятие.......................................................................................................... 54 Формы итогового контроля и ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.............................................................................................................................. 56 Рекомендуемая литература............................................................................................ 58
Введение в дисциплину МАСПО. Цели и задачи изучения. Программа дисциплины профильной подготовки «Методы активного социально-психологического обучения» (далее МАСПО) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031000 (050706) Педагогика и психология. Цель изучения дисциплины: Обучение студентов использованию эффективных практических форм интерактивной психологической работы; развитие их профессионального мышления при подходе к анализу межгруппового и межличностного взаимодействия, группы как развивающего и обучающего фактора развития личности; повышение уровня профессиональной подготовки будущих практических психологов. Задачи изучения дисциплины: 1. Осуществить ознакомление студентов с теоретическими основами оказания психологического воздействия, в том числе социально-психологического тренинга межличностного общения. 2. Сформировать необходимый багаж теоретических знаний и практических навыков по основам проведения тренинга, дискуссии, деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр. 3. Повысить собственную компетентность в общении и приобрести необходимые для групповой работы психолога профессиональные умения и навыки: а) умение лучше понимать особенности общения людей;
б) умение создавать благоприятный психологический климат в коллективе; в) умение гибко ориентироваться в различных ситуациях общения; г) умение анализировать вербальные и невербальные компоненты общения и их соотношения; д) умение предупреждать конфликтные ситуации в общении и обеспечивать их разрешение; е) умение чувствовать себя более уверенным, раскованным; ж) умение осознавать собственные творческие способности и использовать их в общении; з) умение добиваться в своей профессиональной деятельности личностной самореализации с учетом знаний в области психологии общения. 4. Научиться осуществлять управление процессом групповой динамики. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Программа изучения дисциплины «Методы активного социально-психологического обучения» включена в цикл подготовки по специальности 050706 Педагогика и психология; бакалавров направлений подготовки 050700 Педагогика профиль «Практическая психология в образовании»; 030300 Психология профиль «Психология управления персоналом»; 050400 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования». Она позволяет студенту научиться ориентироваться в существующем многообразии базовых методов, применяемых в работе с людьми, таких как социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, имитационные игры. Профессионально значимыми являются приобретаемые в ходе освоения дисциплины умения составлять и реализовывать программу тренинга, игры, дискуссии с учетом специфики работы образовательного учреждения. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате обучения студент сможет усвоить ряд практических знаний и умений. Он должен знать: · основные характеристики совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды; · перечень утвержденных стандартных методов и технологий, позволяющих решать коррекционно-развивающие задачи; · основные характеристики социально-психологического тренинга межличностного общения; · принципы и способы стимулирования творчества активными методами обучения; · технологии и эффекты групповой дискуссии; · основные критерии гармоничного развития личности субъектов образовательного процесса; уметь: · применять утвержденные стандартные методы и технологии психологического воздействия, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; · организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; · организовывать работу групп психолого-педагогического тренинга; · использовать различные виды тренинга; · организовывать и проводить деловые, ролевые, организационно-деятельностные игры; · осуществлять профилактику и коррекцию отклонений в социальном и личностном статусе школьников и в развитии их личностных качеств; · организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; · использовать стандартный набор методов и технологий АСПО, позволяющих решать коррекционно-развивающие задачи. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (8-Й СЕМЕСТР, форма контроля - зачет)
Название темы |
Количество часов | |||||||||||
Лек | Пр | С/р | |||||||||||
11 | Понятие о методах активного социально-психологического обучения. | 4 | 2 | 16 | |||||||||
2 2 | Социально-психологический тренинг межличностного общения. | 2 | 4 | 14 | |||||||||
33 | Психологические вопросы организации тренинговой работы. Группа как инструмент психологического воздействия. | 4 | 4 | 14 | |||||||||
44 | Технология и эффекты групповой дискуссии. | 4 | 4 | 14 | |||||||||
55 | Стимулирование творчества активными методами обучения. | 2 | 4 | 14 | |||||||||
66 | Использование различных видов тренинга. | 4 | 8 | 16 | |||||||||
77 | Организация и проведение деловых, ролевых, организационно-деятельностных игр. | 4 | 4 | 14 | |||||||||
88 | Психолого-педагогический тренинг | 2 | 4 | 14 | |||||||||
Всего | 26 | 34 | 116 |
Методические указания студентам.
Приступая к изучению дисциплины «Методы АСПО», студенты должны ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.
При изучении литературы следует обратить внимание на тот факт, что перед педагогами-психологами в условиях развития современного общества стоит задача активного участия в решении таких задач, как личностная ориентированность образования и процесса воспитания, развитие активного субъекта деятельности – предприимчивого и мобильного специалиста в той или иной профессиональной области. Для успешности своего труда будущий специалист должен научиться различным формам и способам оптимизации своего взаимодействия с окружающими. Ему необходимо освоить различные подходы к тренинговой, дискуссионной и игровой формам работы практического психолога, сущность которых изложена в данном пособии. На старших курсах обучения в ходе дипломной работы все это ляжет в основу формирования актуального в настоящее время уровня профессионализма.
При изучении дисциплины «Методы АСПО» студенты должны овладеть конкретной системой знаний и умений. В процессе изучения дисциплины студентам рекомендуется:
- систематически вести записи лекций;
- систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
- при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;
|
- вести словарь основных научных терминов и понятий, изучаемых в рамках дисциплины;
- использовать основные формы самостоятельной работы, такие как анализ и конспектирование научной и учебно-методической литературы, составление словаря специальных терминов, выполнение аннотаций, подготовка докладов по основным разделам курса.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ МАСПО. ПЛАНЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИЗУЧЕНИЮ.
Тема № 1. Понятие о методах активного социально-психологического обучения.
План изучения темы № 1.
1.1.Проблема активности личности в обучении.
1.2.Методы активного социально- психологического обучения как учебная дисциплина.
1.3.Цели и задачи изучения методов активного социально- психологического обучения.
1.4.Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.
1.5.История возникновения и развития МАСПО.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.016 с.)