Структура группы, групповые роли и структура лидерства в группе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура группы, групповые роли и структура лидерства в группе.



Структура группы бывает формальная (тренер и клиенты) и неформальная, формируемая интерперсональными взаимодействиями людей, связана с ролями участников группы.

Роли - это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам. Роль клиента в группе обычно отличается от роли, играемой им вне группы. Это требует психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии - гибкости в ролевой тактике.

Групповые роли по Р. Шиндлеру.

a- лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги.

b- эксперт, имеющий нужные или уважаемые группой специальные знания, навыки и способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально.

c- пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы.

d- самый "далекий" член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу.

Противник - символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант.

Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе:

1. Лидер по способности к руководству (характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, активный, надежный).

2. Лидер по популярности (общительный, веселый, увлекательный, сердечный).

3. "Черная овца" - человек для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.

Сплоченность группы.

Это необходимое условие, выражающееся в стремлении членов группы остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности - особые отношения, которые складываются между членами группы. Особая атмосфера возникающая в ходе коррекционной деятельности.

Групповое напряжение.

Во время деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и др. Появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, участником и руководителем.

Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются выявлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (используются дополнительные объекты: клиент бьёт по подушке, которая является символов человека - предмета агрессии).

Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, т.к. работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать комплексы. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.

Сплоченность группы - стабилизирующий фактор, который обеспечивает поддержку и относительную безопасность.

Групповое напряжение - побуждающий фактор, обеспечивающий неудовлетворенность и желание что-то изменить. Психолог должен контролировать динамическое равновесие между этими факторами.

 

Практическое занятие № 3.

Цель занятия – закрепить на практике знание основ и закономерностей групповой работы научиться осуществлять управление процессом групповой динамики

План занятия.

Преимущества групповой формы работы.

Личность, профессиональные навыки, основные функции руководителя группы.

3.3.Пять основных ролей группового руководителя по С.Кратохвилу и стили руководства группой.

Групповая динамика.

Практическое задание для самостоятельной работы.

1. По каждому пункту плана приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodle), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради).

2. На основе изучения практической психологической литературы (предлагаются, прежде всего, работы Осиповой А.А.), приготовить для краткой презентации разбор конкретной составляющей групповой динамики (название, предназначение, организационные аспекты, пример):

· задачи и нормы группы;

· структура группы и структура лидерства;

· групповые роли;

· сплоченность группы и факторы, вызывающие сплоченность;

· групповое напряжение.

3. Осуществите подбор 1-2 упражнений для организации групповой работы (создание психологического пространства, развитие групповой сплоченности …).

4. Контрольные вопросы и задания.

1) В чем состоят преимущества групповой формы работы практического психолога?

2) Перечислите основные свойства гетерогенной группы, критерии гетерогенности.

3) Как осуществляется подбор кандидатов для групповой работы?

4) Какие вам известны нормы работы группы психологического тренинга?

5) В чем состоят основные преимущества работы в гетерогенной группе?

6) В чем состоят недостатки работы в гетерогенной группе?

7) Охарактеризуйте возрастные категории лиц, участие которых в СПТ наиболее

8) актуально?

9) В чем состоят основные преимущества работы в малой группе?

10) В чем испытывают недостаток участники работы в малой группе?

11) Охарактеризуйте достоинства и недостатки больших групп.

12) Запишите определение понятия групповая динамика.

13) Перечислите задачи и нормы группы СПТ.

14) Какова ролевая структура группы? Приведите пример.

15) Какие вам известны варианты поведения лидера группы?

16) Дайте определение понятия групповая сплоченность.

17) Дайте определение понятия групповое напряжение.

18) Охарактеризуйте факторы, вызывающие сплоченность.

19) В чем состоит назначение групповой напряженности.

20) Определите круг основных задач группового психолога.

21) В чем состоит значимость невербальных средств воздействия психолога на группу? Приведите примеры.

22) Приведите примеры случаев применения различных стилей руководства группой. Дайте краткое описание конкретной ситуации.

23) Какие вам известны варианты роли группового психолога?

5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки. Выберите правильный ответ.

1. Кто из этих авторов выделил пять основных ролей группового руководителя?

а) Морено; б) С. Кратохвил; в) Р. Шиндлер; г) В. Шутц.

2. Перенос инфантильных чувств клиентов к отцу и матери на себя провоцирует:

а) аналитик; б) аутентичная личность; в) проводник; г) комментатор.

3. Какой из стилей руководства наиболее свойственен для «аналитика»?

а) познавательная ориентация; б) опека; в) эмоциональная стимуляция; г) инструктаж.

4. Какой по порядку фазе развития группы свойственно наибольшее напряжение?

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

5. Какой руководитель группы не руководит группой и не направляет ее деятельность?

а) комментатор; б) аутентичная личность; в) эксперт; г) аналитик.

6. Какой руководитель группы является моделью для подражания?

а) проводник; б) аутентичная личность; в) лидер; г) аналитик.

7. Если в группе есть клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом, последнему следует использовать

а) прием попеременного игнорирования/обсуждения некорректных высказываний;

б) неожиданное предоставление ему обязанностей организатора;

в) метод «горячее кресло»;

г) вывести его из состава группы.

8. Высокий уровень напряжения на первой стадии групповой работы вызывается

а) поведением психолога; б) новыми условиями; в) необходимостью вступать в контакты; г) внутренним напряжением каждого индивида.

9. Главным стабилизирующим фактором, обеспечивающим поддержку и относительную безопасность, является…

а) соблюдение групповых норм; б) поддержка тренера; в) сплоченность группы; г) постоянство ролевой структуры.

10. Для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний необходимо, прежде всего, …

а) работать, соблюдая обговоренные правила; б) согласовывать конфликтное поведение с ведущим; в) реализовывать коммуникативные навыки; г) избегать агрессивных проявлений.

11. Сколько различных фаз развития группы принято выделять?

а) 1; б)2; в) 3; г) 4.

12. Групповое напряжение, прежде всего, связано с…

а) ролью тренера; б) необходимостью сублимирования агрессии; в) отсутствием сплоченности; г) внутренним напряжением каждого индивида.

13. Какой вид тренинговых групп характеризуется постоянным количеством участников?

а) гомогенная; б) закрытая; в) проблемно-коррекционная; г) константные.

14. В группах какого рода низка интенсивность межперсональных взаимодействий?

а) малых; б) с разбиением; в) закрытых; г) устойчивых.

15. Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к…

а) снижению уровня работы над собой; б) смене стиля руководства; в) распаду группы; г) смене тренера.

16. Интерперсональные взаимодействия участников и их роли способствуют формированию … структуры группы

а) формальной; б) организованной; в) неформальной; г) межперсональной.

17. При наличии в группе пассивных клиентов, психологу следует помочь им

а) осознать ответственность за протекание групповых процессов; б) вынести на обсуждение соответствующие психические проблемы; в) адаптироваться к системе побуждения группы; г) вывести их из состава группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.02 с.)