![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика организации и проведения урокаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К проведению урока «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»
Пермь, 2016
Методические рекомендации разработаны государственным автономным учреждением «Институт развития образования Пермского края» специалистами отдела профессионального образования по поручению Министерства образования Пермского края в соответствии с Правительственной телеграммой от 24.06.2016 г. №СЭД-01-49-116 «О проведении уроков на тему «Моя будущая профессия». Даны рекомендации по организации урока по теме «Моя будущая профессия» для обучающихся разных возрастных групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработчики:
Клюева Галина Анатольевна, доцент, кандидат педагогических наук, начальник отдела профессионального образования Никонова Татьяна Викторовна, доцент, кандидат педагогических наук Цецегова Елена Владимировна, главный специалист профконсультант, психолог, бизнес-тренер, коуч Кашина Елизавета Сергеевна, специалист профконсультант, психолог, коуч
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В числе приоритетных направлений современной государственной политики России выделяется формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в позитивных видах деятельности, в том числе профессиональной ориентации. Ученые (А.Г. Асмолов, А.Н.Лейбович, С.Н. Чистякова и др.), занимающиеся формулировкой задач, содержания и технологии профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека в современной России, акцентируют внимание на современном глобальном контексте, в котором приходится решать вопросы подготовки человека к его профессиональному и жизненному выбору; отмечают значимость механизмов социального партнерства в современной системе профориентации, поскольку в современном обществе профессиональный выбор есть не что иное, как социальный договор. Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда[1].
Современный запрос государства и общества в высококвалифицированных кадрах, направленный с одной стороны на выявление и реализацию профессиональных интересов и возможностей населения, с другой – на устранение дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, обозначил переход от системы профориентации школьников к системе непрерывной поддержки (профнавигация) профессионального выбора на протяжении всей жизни. Направление движения в управлении и организации работы по профориентации обучающихся – переход от идеи реализации профориентационных мероприятий к идее сопровождения процесса профессионального самоопределения и формирования профориентационных компетенций. Несовершеннолетние обучающиеся и воспитанники в будущем должны стать активными участниками современного российского общества и профессионалами, обладающими необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями в той или иной профессиональной сфере. Школа – единственная институция, охватывающая всех без исключения детей и подростков самых разных возрастов, сензитивных для формирования у них готовности к профессиональному выбору. Именно поэтому школа является главным агентом государственной политики и государственной координации в сфере сопровождения профессионального самоопределения обучающихся школьного возраста. Основная роль школы в новом контексте заключается в организационно-техническом сопровождении и информационном посредничестве между учениками и их родителями, с одной стороны, и с организациями дополнительного, профессионального и высшего образования, предприятиями и специализированными центрами профориентации, как внешним контуром профориентации, с другой. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по служебной лестнице, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы.
Поэтому предложение в преддверии начала нового учебного года провести во всех общеобразовательных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья во всех регионах страны уроки на тему «Моя будущая профессия» столь актуально и может стать началом системной работы школ в этом направлении. В связи с этим Методические рекомендации составлены в помощь преподавателям и администрации общеобразовательных учреждений для подготовки и проведения в начале 2016-2017 учебного года урока «Моя будущая профессия» в 1-11 классах. Возможность применения методических материалов для широкого возрастного диапазона и категорий обучающихся будет обеспечена вариативностью методических средств, предложенных для применения, и отбором соответствующего содержания. В методические рекомендации включены материалы, учитывающие основные задачи и ведущие средства, используемые для профориентации школьников разных возрастных групп, результаты которой послужат опорой при планировании профориентационной работы с классом на учебный год и далее, в зависимости от мотивации и развития коллектива школьников (Приложение 1). В разделе «В помощь учителю» данных методических рекомендаций предложены материалы, которые помогут учителю при подготовке к уроку «Моя будущая профессия». Учитель также может использовать и другие материалы, и собственные наработки. СЦЕНАРНАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Ведущая идея. Для правильного выбора профессии важна обоснованность выбора, придающая уверенность в собственных действиях, поэтому для каждого человека (не зависимо от возраста) важно: - знать новые профессии, перспективы развития экономики и промышленности в той сфере, где сфокусированы личные интересы, интересы родителей, а в старшей школе и интересы региона; - знать, понадобится ли обществу твой труд (знание о социальной значимости выбранной обучающимся профессии); - знать перспективы развития и все аспекты (условия труда, ограничения, уровень образования, размер оплаты труда и др.) той профессии, которую хотят получить (знание о содержании труда и перспектив развития выбранной профессии); - соотнести содержание и условия будущей деятельности с личными способностями и интересами (уверенность в собственной пригодности к выбранной профессии); - выяснить, где можно получить данную профессию и реально оценивать возможности обучения (поступления) в это учебное заведение (знание требований выбранного учебного заведения, предъявляемых абитуриентам). Цель: рефлексия знаний о сфере профессиональной деятельности, определение вектора продвижения в профессиональном самоопределении. Задачи: - расширение кругозора обучающихся в сфере перспективных профессий (Атлас профессий - 2020), - осознание значимости профессионального самоопределения, - проектирование зоны деятельности в профессиональном самоопределении.
Методическая цель: создание событийного пространства для формирования личностно-значимого результата в зоне ближайшего развития обучающихся.
КОНСТРУКТОР ЗАНЯТИЯ
Дополнительная информация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспресс-диагностика и/или самодиагностика | 37 Вы можете проверить свою готовность к выбору профессии? | 38 Тест для определения профессиональных склонностей | 39 Анкета притязаний (М.Р. Гинзбург) | 40 Методика «Кем быть?» | 41 Методика «Мое любимое дело» | 42 Методика «Факторы, влияющие на здоровье» | 43 Игра- самопознание «Рука» | 44 Методика «Мотивы выбора сферы трудовой деятельности» | 45 Методика «Тип мышления» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с интернет-ресурсами | 46 http://atlas100.ru Атлас новых профессий.
| 47 http://www.shkolniky.ru Мир профессий. Профессиограммы более ста профессий. | 48 http://smartia.me/tests/ Бесплатные тесты по профориентации
|
Приложение 1 – Основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (по ступеням образования)
Ступень образования | Задачи | Рекомендуемые виды учебной деятельности |
Начальное общее образование (1-4 кл.) | - Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения. - Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества | - Общее знакомство с миром профессионального труда, включая: рассказы родителей и других специалистов о профессиях; экскурсии на предприятия микрорайона, района, города. - Практико-ориентированные проекты, реализуемые во внеклассной деятельности, в том числе в кружках и студиях технического и художественного творчества. - Творческие конкурсы практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями. |
Основное общее образование (5-7 кл.) | - Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению. - Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. | - Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализации взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой). - Родительские мастер-классы по профессиям. - Система ориентационных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности. - Экскурсии на предприятия. - Творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями. - Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио. |
Основное общее образование (8-9 кл.) | - Определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов. - Формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры. - Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами. - Построение учащимися личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории). - Подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе. | - Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов. - Знакомство с перечнями профессий, специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка в системе профессионального и высшего образования. - Обсуждение потребительских профилей интересующих профессий. - Система предпрофильных элективных мини-курсов профессиональной направленности и профессиональных проб. - Информационная работа с семьями, включая составление образовательной карты города, района. - Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, профориентационные тренинги, тематические конференции и телеконференции). - Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи, беседы). - Творческие конкурсы профессионально-практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями. - Летние профориентационные лагеря (смены). - Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио. |
Среднее (полное) общее образование | - Уточнение профильного выбора в условиях вариативного обучения; проектирование после-школьного образовательно-профессионального маршрута (с учетом введения в вузах бакалавриата); знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки. - Формирование ценности самообразования и саморазвития. | - Использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов. - Система профильных элективных курсов и профессиональных проб. - Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, профориентационные тренинги, тематические конференции и телеконференции). - Внеклассная проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности). - Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи, беседы, лекции, реализация проектов под руководством профессионалов). - Творческие конкурсы практической направленности, в том числе для детей с инженерно-техническими и мануальными способностями. - Летние профориентационные лагеря (смены). - Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио. |
Дополнительное образование детей | - Создание атмосферы увлечённости творческой, продуктивной, проектно-исследовательской деятельностью. -Поиск, обор и поддержка детей с мануальной одарённостью. | - Использование максимально разнообразного спектра видов деятельности, активно-деятельностных форм и методов работы. - Привлечение к педагогической работе в системе дополнительного образования специалистов, увлеченных своей профессиональной деятельностью. - «Хэнд-хантинг» как система творческих конкурсов, диагностических и других форм работы с детьми и подростками, имеющими инженерно-технические и мануальные способности. - Работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио. |
|
|
Приложение 2 – Нормативно-правовые документы, регламентирующие сферу профориентации обучающихся
· Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статьи 42.2; 66.3; 75.1);
· Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.: № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», № 597 «О мероприятиях по реализации социальной государственной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
· Распоряжение Правительства РФ 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 годы» (в части поддержки региональных программ модернизации профессионального образования, начатой в 2011 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.);
· Распоряжение Правительства РФ 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы» (Мероприятие 13 – «Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях и развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии»);
· Распоряжение Правительства РФ от 05 марта 2015 № 366-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий»;
· Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 30 сентября 2013 № 266 «Об утверждения положение о Всероссийском конкурсе на присуждение Премии «Траектория» за лучшие проекты, содействующие профессиональному самоопределению молодежи»;
· Совместный приказ Минтруда РФ и Минобрнауки РФ от 27 июля 2013 № 90/985 «О межведомственном координационном совете по профессиональной ориентации молодежи»;
· Приказ Минтруда РФ от 23 августа 2013 № 380н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования»;
· Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18 июля 2013 № ПК-5вн).
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
· Закон Пермского края от 12.03.2010 №587-ПК (ред. от 28.03.2013) «О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края»
· Постановление Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. №345-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Пермского края на 2013-2017 годы»
· Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 15.08.2013 «Об утверждении формы соглашения на подготовку квалифицированного рабочего, служащего или специалиста среднего звена по программе среднего профессионального образования в профессиональном образовательном учреждении Пермского края»
· Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 10.06.2013 «О межведомственной комиссии по определению и согласованию контрольных цифр приема обучающихся на 2014 год в краевые образовательные учреждения, реализующие программы начального и среднего профессионального образования»
· Закон Пермского края от 20.12.2012 №140-ПК (ред. от 05.06.2013) «О программе социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы»
· Постановление Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. №1318-п «Об утверждении государственной программы Пермского края «Развитие образования и науки»
· Региональный стандарт профессиональной деятельности в сфере профориентации. КГАОУ ДПО «Пермский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения», 2014.
· Положение о профессиональной ориентации в Пермском крае. КГАОУ ДПО «Пермский центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения», 2014
Приложение 3 – Интернет-ресурсы по вопросам выбора профессии и планированию карьеры
1. http://atlas100.ru Атлас профессий
2. http://smartia.me/tests/ Бесплатные тесты по профориентации
3. http://ppk1.perm.ru/LoadFiles/prepodu/Spravochnik-2016.co.pdf Справочник профессиональных образовательных учреждений Пермского края
4. https://eduscan.net/region/595 Вузы Пермского края
5. http://www.shkolniky.ru Столичный центр профориентации «Разумный выбор»
6. http://www.profcareer.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
7. http://www.job.ru «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства»
8. http://www.metodkabi.net.ru «Методический кабинет профориентации» психолога- профконсультанта Галины Резапкиной
9. http://www.proftime.edu.ru сайт для старшеклассников и специалистов по профориентационной работе «Время выбрать профессию»
10. http://www.proforientator.ru Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
11. http://www.edu.ru/db/portal/index_org.htm Портал «Российское образование»
12. http://www.planetaedu.ru Планета образования
13. http://www.postupim.ru Поступим.ру – место общения школьников, выпускников и абитуриентов
14. http://www.mosteens.ru/ru/you_future Портал для московской молодежи
15. http://www.sami-forum.ru Международный молодежный форум по самоопределению "Мы сами!"
Приложение 4 – Методические элементы занятия по профориентации.
Детская притча о труде
У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.
Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.
Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.
Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!
А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.
Советы успешных людей
(6 минут)
Канал ВикторУспех
https://www.youtube.com/watch?v=O06s3RaJVgE
Да пыль. И больше ничего.
Бывают люди - лодочки
Обычно по серёдочке
Плывут, без сожаления.
Куда несёт течение.
Заденешь – удивляются.
Ударишь – закачаются.
Они не оставляют след.
Им до следов и дела нет.
Бывают люди – ручейки.
Отбившиеся от реки.
Текут, где их не просят.
Во всё смятенье вносят.
Заденешь – растекутся.
Ударишь – разревутся.
Им всё равно куда идти.
Нет цели – нет конца пути.
Бывают люди – огоньки.
На фоне будничной тоски
Они горят, искрятся.
Их участь – выделяться.
Заденешь – согревают.
Ударишь – обжигают.
Скажи, а кто по жизни ты?
Дальше сказать о том, что по отношению к своей жизни, своему будущему, можно занимать разную позицию. Можно «плыть по течению», можно доверить свою жизнь другим людям («все решают родители, начальники, жены, мужья…») А можно стать строителем собственной жизни, целенаправленно идти к намеченной цели. И предстоящий разговор о том, как стать тем, кто осознанно планирует свою жизнь, является «архитектором» своей судьбы.
Игра «Волшебный магазин»
Один из участников группы приходит в «волшебный магазин», продавец в котором – ведущий урока. Продавец-волшебник может продать участнику все, что только тот может пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь. Но он требует, чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здоровьем, любовью и т.д.
Во время торговли необходимо задуматься о том, что для тебя действительно ценно и значимо, о настоящих целях и смыслах жизни.
Постарайся сформировать понятие о жизненном выборе, его связи с твоей судьбой!
9 – «Открывающие» вопросы
1. Представьте, пожалуйста, что вы уже знаете о мире труда и профессиях, что вы уже знаете о себе и своих интересах и способностях, что вы уже знаете о том, где можно научиться профессиям и куда можно пойти работать?
2. И как если бы мы представили, что за этот учебный год, каждый из нас может многое узнать и многому научиться, чтобы быть готовыми к профессиональному выбору… то, что самое важное вы хотели бы получить на сегодняшнем уроке по теме «Моя будущая профессия»?
3. Перед тем как двигаться в путешествие, давайте вместе определим ваши ожидания: Что ценного, важного я хочу узнать, получить на занятии «Моя будущая профессия?»
· Что для меня важно в этой теме?
· Почему это важно для меня сейчас, в этом году?
· Что я почувствую, когда получу это, то, что важно для меня?
· Что в этом самое ценное для меня?
Игра «Карусель»
Учитель просит ребят ответить на вопрос о том, что бы было, если бы все люди не работали?
Летом вы отдыхали: ездили в лагерь, на море, ходили в парк аттракционов. А давайте подумаем, кто организовывает наш отдых, делает его интересным, ярким, безопасным и т.д. Давайте сыграем в игру «Карусель». Кто организовывает наш отдых в парке развлечений, представители каких профессий трудились, были заняты в этом нелегком деле?
Инструкция: Дети вытягивают, заранее подготовленные учителем карточки, на которых написаны краткие характеристики того, чем занимается представитель определенной профессии, зачитывают вслух и угадывают, какая профессия там загадана. Можно эту же игру разыграть по-другому. Дети вытягивают карточки, им дается время для того чтобы подготовить выступление от лица представителя этой профессии, а остальные должны угадать кто же это.
Игра «Отдых на теплоходе»
Учитель просит ребят ответить на вопрос о том, что бы было, если бы все люди не работали?
Летом вы отдыхали: ездили в лагерь, на море, ходили в парк аттракционов. А давайте подумаем, кто организовывает наш отдых, делает его интересным, ярким, безопасным и т.д. Давайте сыграем в игру «Отдых на теплоходе». Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто организовывает наш отдых на теплоходе, представители каких профессий работают над этим?
Инструкция: Дети вытягивают, заранее подготовленные учителем карточки, на которых написаны краткие характеристики того, чем занимается представитель определенной профессии, зачитывают вслух и угадывают, какая профессия там загадана. Можно эту же игру разыграть по-другому. Дети вытягивают карточки, им дается время для того чтобы подготовить выступление от лица представителя этой профессии, а остальные должны угадать кто же это.
Игра «Летний лагерь»
Учитель просит ребят ответить на вопрос о том, что бы было, если бы все люди не работали?
Летом вы отдыхали: ездили в лагерь, на море, ходили в парк аттракционов. А давайте подумаем, кто организовывает наш отдых, делает его интересным, ярким, безопасным и т.д. Давайте сыграем в игру «Летний лагерь». Кто организовывает наш отдых в летнем лагере, представители каких профессий трудятся над тем, чтобы сделать наш отдых комфортным?
Инструкция: Дети вытягивают, заранее подготовленные учителем карточки, на которых написаны краткие характеристики того, чем занимается представитель определенной профессии, зачитывают вслух и угадывают, какая профессия там загадана. Можно эту же игру разыграть по-другому. Дети вытягивают карточки, им дается время для того чтобы подготовить выступление от лица представителя этой профессии, а остальные должны угадать кто же это.
Человек в мире профессий
Работа играет очень важную роль в жизни человека. Она оказывает влияние на все сферы его личности. Правильно выбранная профессия вызывает чувство удовлетворения, повышает позитивное представление человека о самом себе и тем самым положительно влияет на самооценку и самоуважение. Человек, отдающийся любимой работе, реализующий себя в ней и ощущающий свой успех, меньше болеет, обладает большей сопротивляемостью к стрессовым ситуациям и физическим недугам.
Поэтому человеку, вступающему в жизнь, так важно определиться и сделать правильный выбор. Между тем эта задача не из легких. Мир профессий необъятен и безбрежен, кроме того, очень динамичен и изменчив. Как вы думаете, сколько всего профессий насчитывается в мире? Более 40 тысяч!
Особенностью современной действительности является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Эта реальность сегодняшнего дня. И она указывает на то, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Это уже делают сегодня многие профессионалы, и даже студенты колледжей, техникумов, вузов.
Знания о современном мире быстро устаревают, и человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется переучиваться и постоянно повышать квалификацию. Именно поэтому уже сейчас на школьной скамье необходимо развивать в себе умения и навыки самообразования и саморазвития.
Определить раз и навсегда годен или нет человек к какой-то узкой профессии, очень проблематично и даже рискованно. Жизнь преподносит порой неожиданные сюрпризы. Известно, например, что великая русская актриса В.Ф. Комиссаржевская впервые пришла на подмостки сцены в 29 лет, а до этого никто и не подозревал, что в ней скрыт яркий артистический талант. Значит, многое зависит от активности, целеустремленности, направленности личности.
Итак, профессий много, однако не только познакомиться с каждой, но даже перечислить их трудно. Что делать?
Для начала надо определить не профессию, а сферу человеческой деятельности, наиболее привлекательную для тебя, и задуматься – есть ли у тебя необходимые задатки и способности этой сферы.
Варианты заданий:
Все многочисленные профессии можно разделить на 5 сфер.
Задание 1: Какие сферы труда вы знаете, найдите ответ с помощью сайта http://www.shkolniky.ru
Задание 2: Вспомните, приведите примеры профессий из разных сфер. Найдите, профессии с помощью сайта «Атлас профессий» http://atlas100.ru/catalog/ или http://www.shkolniky.ru/klimov/
Задание 3: Какие качества личности требуют профессии разных сфер. Найдите примеры с помощью сайта http://www.shkolniky.ru/
Трансформация профессий
Ежегодно появляется множество новых профессий. Некоторые профессии живут лишь 10-15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости.
Найдите профессии, которые появятся после 2020 года с помощью сайта http://atlas100.ru/catalog/
· Определите на основе каких профессий они возникли?
· Какую пользу они несут обществу?
· Какие способности необходимо развивать, чтобы стать успешным профессионалом?
Игра «Самопрезентация»
Инструкция: Вы участвуете в конкурсе на интересную престижную и высокооплачиваемую работу. Вам нужно осуществить самопрезентацию. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать работодателя. Затем все по очереди зачитывают свою «саморекламу», а группа помогает, добавляя то, что участник пропустил, т.е. идет редактирование объявлений, дополнение психологических портретов членов группы.
Время на написание 15 минут.
18 - «Открывающие» вопросы
· Давайте вместе, подумаем, как мы можем организовать жизнь класса так, чтобы у каждого к концу учебного года сформировалась готовность к выбору профессии?
· Каким образом мы можем запустить движение для реализации и формирования личного профессионального плана?
· Чего не хватает для выбора профессии прямо сейчас?
· Насколько выбор сформирован? (есть понимание на кого пойти учиться, где этому учат, какие там требования, какие условия работы) – от 1 до 10?
· Насколько выбор обоснован? (есть понимание своих сильных сторон, того, какие способности помогут в учебе по профессии, есть понимание своей жизненной перспективы в связи с профессиональным выбором) – от 1 до 10?
· Что будет нас поддерживать в ежедневном движении к цели? К правильному выбору, наилучшему для нас?
· Что может поддержать тебя в формировании и реализации личного профессионального плана?
· А еще что?
Лестница успеха
Линия времени»
Давайте вместе подумаем, как мы можем достичь цели? Если представить, что в сентябре 2017 года у нас получилось реализовать все наши планы, то какие это были бы шаги? Давайте отметим на линии времени те, шаги, которые мы с вами можем предпринять, чтобы достичь цели.
23 – ТОП- 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования
1. Автомеханик 2. Администратор баз данных 3. Графический дизайнер 4. Косметолог 5. Лаборант химического анализа 6. Мастер декоративных работ 7. Мастер столярно-плотницких работ 8. Метролог 9. Мехатроник 10. Мобильный робототехник 11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования 12. Оператор беспилотных летательных аппаратов 13. Оператор станков с программным управлением 14. Оптик-механик 15. Парикмахер 16. Плиточник-облицовщик 17. Повар-кондитер 18. Программист 19. Разработчик Web и мультимедийных приложений 20. Сантехник 21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам) 22. Сварщик 23. Сетевой и системный администратор 24. Слесарь 25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям) 26. Специалист по аддитивным технологиям 27. Специалист по гостеприимству 28. Специалист по информационным ресурсам | 29. Специалист по информационным системам 30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист) 31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей 32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций 33. Специалист по ремонту и обслуживанию авиатехники 34. Специалист по тестированию в области информационных технологий 35. Специалист по техническому контролю качества продукции 36. Специалист по технологии машиностроения 37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике 38. Техник авиационных двигателей 39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами 40. Техник по биотехническим и медицинским ап |
| Поделиться: |
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.47.192 (0.014 с.)