Содержание пособия отражает парадигмальную составляющую курса «Концепции современного естествознания». В связи с дефицитом времени, отводимого на лекционные, аудиторные занятия, рассмотрение некоторых тем учебной программы, отвечающей требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, осталось вне его рамок. Их представление планируется осуществить в последующем подобном издании, предназначенном уже для семинарских занятий и самостоятельной работы студента.
Авторы пособия надеются через используемый методический прием помочь студентам в овладении и систематизации естественнонаучных знаний с целью формирования научного мировоззрения. Авторы выражают надежду, что в круг представлений будущих специалистов гуманитарного профиля войдут концептуальные основы современного естествознания, которые позволят понять место и функции человека любой специальности в окружающем его мире. Особо следует подчеркнуть важность осознания того, что каждый человек, являясь частью природы, должен в своей профессиональной деятельности следовать законам её развития в рамках коэволюции. И здесь хочется процитировать В.А. Канке [3]:
«Природа, в отличие от человека, не обладает сознанием, поэтому ей невозможно навязать глупость. Природа не зломеренна, она не способна на месть человеку. Природа стоит перед нами как прямой укор: Неужели?! Неужели её самое строптивое, но зато и умнейшее дитя не способно понять то немногое, незнание чего грозит превратить его в «обезьяну цивилизации». Неужели человек не сможет обеспечить своё собственное будущее? На наш взгляд, сможет, но лишь при условии очень тщательного, бдительного и ответственного синтеза природного и неприродного. В этом деле нет альтернативы научному знанию. Надуманно-надменное отношение к наукам, в том числе к естествознанию, давно исчерпало себя. Стратегия нового века нуждается и новом естествознании, и в новой гуманитаристике, и в обновлении их союза».
1. Грядовой, Д.И. Концепции современного естествознания: Структурированный учебник (для вузов) / Д.И. Грядовой – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-239 с.
2. Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: Учебник. –
2-е изд. / М.К. Гусейханов; О.Р. Рабаджабов – М.: Издательско-
торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 692 с.
3. Канке, В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. / В.А. Канке – М.: Логос, 2001. – 368 с.
4. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова, – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
5. Мамонтов, С.Г. Общая биология: Учебник / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров – М.: Высш. шк.», 2006. – 317 с.
6. Романов, В.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп. / В.П. Романов – М.: Вузовский учебник, 2008. – 282 с.
7. Тимофеева, С.С. Основы современного естествознания и экологии / Серия «Учебники, учебные пособия» / С.С. Тимофеева, С.А. Медведева, Е.Ю. Ларионова – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
8. Хомутов, А.Е. Антропология / А.Е. Хомутов – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
9. Юлов, В.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие/ В.Ф. Юлов – Киров, ВГПУ, 1997. – 253 с.
Предисловие…………………………………………………………………….
| 3
|
Раздел I. Наука в системе культуры ………………………………………..
| 5
|
Тема 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры ………………...
| 6
|
1.1.1. Структура мира человека ……………………………………….
| 6
|
1.1.2. Предметные области науки ………………………………………
| 7
|
1.1.3. Уровневая структура естественнонаучного образования ………
| 8
|
1.1.4.
| Функции естественнонаучных знаний …………………………
| 9
|
1.1.5.
| Смысл названия учебного курса …………………………
| 10
|
1.1.6.
| Метасистема ……………………………………………………..
| 11
|
1.1.7.
| Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания»………………………………………………….
|
12
|
1.1.8.
| Научное мировоззрение в мире духовных ценностей…………
| 13
|
1.1.9.
| Естественнонаучная и гуманитарная культуры………………..
| 14
|
1.1.10.
| Путь к единой культуре…………………………………………
| 15
|
1.1.11.
| Классификация культуры в зависимости от целей деятельности...................................................................................
| 16
|
Тема 1.2. Наука как способ познания мира ……………………………….
| 17
|
1.2.1.
| Наука в системе духовной культуры……………………………
| 17
|
1.2.2.
| С Общая систематизация наук …………………………………….
| 18
|
1.2.3.
| Уровни, методы и формы научного познания………………….
| 19
|
1.2.4.
| Гипотетико-дедуктивная модель научного познания………….
| 20
|
1.2.5.
| Модели развития науки………………………………………….
| 21
|
Тема 1.3.
| Панорама и тенденции развития естествознания………………
| 22
|
1.3.1.
| Связь естествознания с общественным развитием……………
| 22
|
1.3.2.
| Периодизация истории естествознания…………………………
| 23
|
1.3.3.
| Понятие о научной картине мира……………………………….
| 24
|
1.3.4.
| Функции научной картины мира как связующего звена………
| 25
|
Раздел II.
| Основные физические концепции материального мира.............
| 26
|
Тема 2.1.
| Корпускулярное и континуальное описания природы ………..
| 27
|
2.1.1.
| Материальное единство мира……………………………………
| 27
|
2.1.2.
| Материя как физическая реальность……………………………
| 28
|
2.1.3.
| Развитие представлений о природе света………………………
| 29
|
2.1.4.
| Структурные уровни организации материи……………………
| 30
|
2.1.5.
| Реальный мир в научных картинах …………………………….
| 31
|
Тема 2.2.
| Пространство и время……………………………………………
| 32
|
2.2.1.
| Понятие о пространстве и времени…………………………….
| 32
|
2.2.2.
| Классическая концепция пространства и времени…………….
| 33
|
2.2.3.
| Современная концепция пространства и времени (СТО)……..
| 34
|
2.2.4.
| Общая теория относительности (ОТО)…………………………
| 35
|
Тема 2.3.
| Физические концепции развития природы……………………..
| 36
|
2.3.1.
| Фундаментальные взаимодействия в природе…………………
| 36
|
2.3.2.
| Сравнительный анализ фундаментальных взаимодействий…..
| 37
|
2.3.3.
| Теория единого поля……………………………………………
| 38
|
2.3.4.
| Систематизация представлений о фундаментальных взаимодействиях в природе……………………………………...
|
39
|
2.3.5.
| Принципы симметрии и симметрия законов…………………...
| 40
|
2.3.6.
| Законы сохранения физических величин………………………
| 41
|
2.3.7.
| Категории симметрии……………………………………………
| 42
|
2.3.8.
| Геометрическая симметрия……………………………………..
| 43
|
2.3.9.
| Золотое сечение – проявление гармонии в природе…………..
| 44
|
2.3.10.
| Классическая термодинамика о направлении протекания процесса………………………………………………………….
|
45
|
2.3.11.
| Статистическая природа энтропии……………………………..
| 46
|
2.3.12.
| Самоорганизация – фундаментальный принцип Вселенной…
| 47
|
2.3.13.
| Этапы цикла развития открытых систем………………………
| 48
|
2.3.14.
| Синергетическая концепция развития природы………………
| 49
|
2.3.15.
| Примеры самоорганизующихся систем………………………..
| 50
|
Раздел III
| Структурная организация неживой природы………………….
| 51
|
Тема 3.1.
| Квантово-механическая концепция материи…………………..
| 52
|
3.1.1.
| Кризис физики на рубеже XIX – XX в.в………………………
| 52
|
3.1.2.
| Принципы и математический аппарат квантовой механики….
| 53
|
3.1.3.
| Классификация элементарных частиц…………………………
| 54
|
3.1.4.
| Основные характеристики некоторых элементарных частиц…
| 55
|
3.1.5.
| Истинно элементарные частицы………………………………..
| 56
|
3.1.6.
| Химический элемент…………………………………………….
| 57
|
3.1.7.
| Периодический закон Д.И.Менделеева…………………………
| 58
|
3.1.8.
| Состав атомных ядер……………………………………………
| 59
|
3.1.9.
| Естественная и искусственная радиоактивность………………
| 60
|
3.1.10.
| Периоды полураспада некоторых радиоактивных изотопов…
| 61
|
3.1.11.
| Ядерные процессы ……………………………............................
| 62
|
3.1.12
| Формы записи ядерных реакций……………………………….
| 63
|
3.1.13.
| Структура атома …………………………………………………
| 64
|
3.1.14.
| Электронная конфигурация атомов…………………………….
| 65
|
3.1.15.
| Последовательность заполнения электронных уровней (подуровней) в атоме……………………………………………
| 66
|
3.1.16.
| Химическая связь и её типы……………………………………
| 67
|
Тема 3.2.
| Химические и физико-химические системы…………………..
| 68
|
3.2.1.
| Химия как раздел естествознания………………………………
| 68
|
3.2.2.
| Развитие представлений о химическом элементе……………..
| 69
|
3.2.3.
| Учения о составе вещества………………………………………
| 70
|
3.2.4.
| Структура химических соединений……………………………..
| 71
|
3.2.5.
| Химические превращения……………………………………….
| 72
|
3.2.6.
| Отличие химических превращений от физических процессов
| 73
|
3.2.7.
| Управление химическими процессами…………………………
| 74
|
3.2.8.
| Скорость химических реакций………………………………….
| 75
|
3.2.9.
| Каталитические реакции…………………………………………
| 76
|
3.2.10.
| Химическое равновесие…………………………………………
| 77
|
3.2.11.
| Структурная организация макромира………………………….
| 78
|
3.2.12.
| Природа как дисперсная система………………………………
| 79
|
Тема 3.3.
| Системная организация и эволюция Вселенной………………
| 80
|
3.3.1.
| Развитие представлений о структуре мира…………………….
| 80
|
3.3.2.
| Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира………..
| 81
|
3.3.3.
| Варианты решения уравнения А.Фридмана……………………
| 82
|
3.3.4.
| Модель расширяющейся Вселенной……………………………
| 83
|
3.3.5.
| Красное смещение – подтверждение модели расширяющейся Вселенной…………………………………………………………
|
84
|
3.3.6.
| Модели Вселенной на начальном этапе возникновения………
| 85
|
3.3.7.
| От Большого Взрыва до современной Вселенной……………..
| 86
|
3.3.8.
| Космическая шкала времени…………………………………….
| 87
|
3.3.9.
| Состав современной Вселенной…………………………………
| 88
|
3.3.10.
| Иерархия звездных структур Вселенной……………………….
| 89
|
3.3.11.
| Галактики – гигантские звездные системы…………………….
| 90
|
3.3.12.
| Классификация галактик по Э.Хабблу………………………….
| 91
|
3.3.13.
| Снимки галактик различных типов……………………………..
| 92
|
3.3.14.
| Модель галактики – Млечный путь…………………………….
| 93
|
3.3.15.
| Формирование звезд……………………………………………..
| 94
|
3.3.16.
| Термоядерные реакции в недрах звезд…………………………
| 95
|
3.3.17.
| Термоядерные процессы в зависимости от температуры звезды……………………………………………………………..
|
96
|
3.3.18.
| Длительность этапов ядерного синтеза в недрах звезд………..
| 97
|
3.3.19.
| Звезды – источники химических элементов……………………
| 98
|
3.3.20.
| Характеристики звезд……………………………………………
| 99
|
3.3.21.
| Характеристики звезд (продолжение)…………………………..
| 100
|
3.3.22.
| Диаграмма Герцшпрунга-Рессела……………………………….
| 101
|
3.3.23.
| Характеристики звезд главной последовательности…………..
| 102
|
3.3.24.
| Продукты эволюции звезд……………………………………….
| 103
|
3.3.25.
| Завершение жизненного цикла звезд……………………………
| 104
|
3.3.26.
| Космический круговорот вещества в галактике………………..
| 105
|
3.3.27.
| Сравнительные размеры звезд…………………………………..
| 106
|
3.3.28.
| Общая характеристика Солнца………………………………….
| 107
|
3.3.29.
| Строение Солнца…………………………………………………
| 108
|
3.3.30.
| Солнечная система……………………………………………….
| 109
|
3.3.31.
| Сравнительные размеры Солнца и планет……………………...
| 110
|
3.3.32.
| Характеристика планет Солнечной системы…………………..
| 111
|
3.3.33.
| Особенности строения Солнечной системы……………………
| 112
|
3.3.34.
| Развитие представлений о происхождении Солнечной системы…………………………………………………………....
|
113
|
3.3.35.
| История эволюции Земли……………………………………….
| 114
|
3.3.36.
| Геосферные оболочки Земли…………………………………….
| 115
|
3.3.37.
| Общая характеристика Земли……………………………………
| 116
|
Раздел IV
| Жизнь……………………………………………………………..
| 117
|
Тема 4.1.
| Происхождение и сущность жизни……………………………..
| 118
|
4.1.1.
| Биология как раздел естествознания……………………………
| 118
|
4.1.2.
| Естественнонаучное понятие жизни…………………………....
| 119
|
4.1.3.
| Структурные уровни организации материи……………………
| 120
|
4.1.4.
| Химический состав живой материи…………………………….
| 121
|
4.1.5.
| Хиральность – фундаментальный признак живой материи…...
| 122
|
4.1.6.
| Белок как основа живых систем ………………………………..
| 123
|
4.1.7.
| Нуклеиновые кислоты живых систем…………………………..
| 124
|
4.1.8.
| Концепции возникновения жизни на Земле……………………
| 125
|
4.1.9.
| Концепция биохимической эволюции………………………….
| 126
|
4.1.10.
| Экспериментальное подтверждение получения органических веществ абиотическим путем……………………………………
|
127
|
4.1.11.
| Модель коацерватной капли…………………………………….
| 128
|
4.1.12.
| Гипотезы голобиоза и генобиоза – современные концепции зарождения жизни на Земле……………………………………..
|
129
|
4.1.13.
| Необходимые условия для возникновения жизни на планете...
| 130
|
4.1.14.
| Схема перехода химической эволюции в биологическую……
| 131
|
4.1.15.
| Условия перехода химической эволюции в биологическую….
| 132
|
4.1.16.
| Формы жизни …………………………………………………….
| 133
|
4.1.17.
| Классификация организмов по способу получения энергии….
| 134
|
Тема 4.2.
| Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем……………………………………………………………..
|
135
|
4.2.1.
| Развития представлений о многообразии видов жизни……….
| 135
|
4.2.2.
| Концепция эволюции жизни Ж.Б.Ламарка…………………….
| 136
|
4.2.3.
| Эволюционная теория Ч. Р.Дарвина – А. Р.Уолесса…………..
| 137
|
4.2.4.
| Антидарвинизм конца XIX – начала XX века………………….
| 138
|
4.2.5.
| Этапы развития генетики………………………………………..
| 139
|
4.2.6.
| Основные понятия генетики……………………………………..
| 140
|
4.2.7.
| Синтетическая теория эволюции………………………………..
| 141
|
4.2.8.
| Этапы развития жизни на Земле………………………………...
| 142
|
Раздел V
| Человек как объект естественнонаучного познания…………..
| 143
|
Тема 5.1.
| Антропогенез и антропосоциогенез…………………………….
| 144
|
5.1.1.
| Человек и наука…………………………………………………..
| 144
|
5.1.2.
| Развитие представлений о происхождении человека………….
| 145
|
5.1.3.
| Естественнонаучное обоснование животного происхождения человека…………………………………………………………..
|
146
|
5.1.4.
| Генеалогическое древо человека………………………………..
| 147
|
5.1.5.
| Основные стадии эволюции человека…………………………..
| 148
|
5.1.6.
| Представители семейства гоминид……………………………..
| 149
|
5.1.7.
| Природные факторы – движущие причины становления вида Homo sapiens……………………………………………………...
|
150
|
5.1.8.
| Признаки человека……………………………………………….
| 151
|
5.1.9.
| Коэволюция как взаимодействие биологического и социального в историческом развитии человека……………...
|
152
|
5.1.10.
| Человек как индивид и как личность……………………………
| 153
|
Раздел VI
| Мир как целостная система……………………………………...
| 154
|
Тема 6.1.
| Человек и Вселенная……………………………………………..
| 155
|
6.1.1.
| Развитие учения о биосфере……………………………………..
| 155
|
6.1.2.
| Состав биосферы…………………………………………………
| 156
|
6.1.3.
| Границы биосферы……………………………………………….
| 157
|
6.1.4.
| Атмосфера и жизнь………………………………………………
| 158
|
6.1.5.
| Гидросфера и жизнь……………………………………………...
| 159
|
6.1.6.
| Литосфера Земли…………………………………………………
| 160
|
6.1.7.
| Распространение организмов в биосфере………………………
| 161
|
6.1.8.
| Биосфера и космос……………………………………………….
| 162
|
6.1.9.
| Биосфера и ноосфера…………………………………………….
| 163
|
6.1.10.
| Экология как наука………………………………………………
| 164
|
6.1.11.
| Антропогеоценоз и экологические кризисы……………………
| 165
|
6.1.12.
| Характеристика экологических кризисов в развитии биосферы и цивилизации………………………………………..
|
166
|
6.1.13.
| Кризис природы и кризис человека……………………………..
| 167
|
6.1.14.
| Основные концепции взаимодействия общества и природы….
| 168
|
Тема 6.2.
| Единая картина мира – путь к единой культуре……………..
| 169
|
6.2.1.
| Основные концепции естествознания…………………………..
| 169
|
6.2.2.
| Основные этапы становления современной естественнонауч-ной научной картины мира……………………………………...
|
170
|
6.2.3.
| Особенности современной естественнонаучной картины мира………………………………………………………………..
| 171
|
6.2.4.
| Модель мира……………………………………………………...
| 172
|
6.2.5.
| Иерархическое многообразие материального мира……………
| 173
|
6.2.6.
| Глобальные модели будущего развития мира………………….
| 174
|
Заключение………………………………………………………………………
| 175
|
Библиографический список…………………………………………………….
| 176
|