Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции естественнонаучных знаний↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ Многолетняя практика преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» доказывает необходимость использования в учебном процессе пособия, содержание которого тематически структурировано и представлено в виде иллюстраций. Такое убеждение связано с тем, что студенты гуманитарных специальностей, как правило, сталкиваются со значительными трудностями восприятия материала в текстовом изложении, которое имеет место в подавляющем большинстве существующих учебников по дисциплине. При разработке данного пособия авторы стремились использовать наглядно информативный способ подачи концептуальных основ современного естествознания посредством структурно-логических схем, сопровождаемых многочисленными рисунками, таблицами, графиками, картинками. В пособии представлены авторские разработки, а также наиболее удачный иллюстрационный материал из других научных и учебных изданий, приведенных в библиографическом списке. Лекционная часть курса «Концепции современного естествознания», представленная в объеме шести разделов, направлена на формирование научного мировоззрения студента. Раздел I позволяет уяснить место и роль науки в системе культуры, показывает отличие и единство рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) способов постижения мира, демонстрирует исторический характер научного познания, ведущего к смене научных картин мира. Раздел II вскрывает физическую сущность природы и закономерностей её развития, дает общие представления о принципах современной физики. Разделы III, IV дают возможность познать неживой и живой мир через его структуру, осознать единство живой и неживой природы. Разделы V, VI позволяют уяснить биологическую и социальную сущность человека, осознать взаимосвязь элементов в системе человек – биосфера – космос, выработать потребность сознательного регулирования социальных отношений с учетом развития биосферы. Структура лекционного курса «Концепции современного естествознания»
Раздел I
НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Структура мира человека
Предметные области науки
1.1.3. Уровневая структура естественнонаучного образования
Метасистема
\
1.1.7. Учебная дисциплина «Концепция современного естествознания»
Путь к единой культуре Вено идеальный
Общая систематизация наук
Модели развития науки
Тема 1.3. Панорама и тенденции развития естествознания
Новое время |
Современное время | |||||||||||||||||||||||||
Общественно - экономичес-кая формация | Рабовладельческий строй | Феодальный строй |
Капитализм | ||||||||||||||||||||||||
Стадия познания | Натурфилософия | Натурфилософия |
Аналитическая | Синтетическая | Интегрально- дифференциальная | ||||||||||||||||||||||
Картина мира | Натурфилософская | Схоластическая |
Механистическая | Современная естественно- научная | |||||||||||||||||||||||
1.3.3. Понятие о научной картине мира
Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения и синтеза основных естественнонаучных понятий, принципов, методологических установок |
Виды |
Элементы |
Общенаучная картина мира |
Картина мира с точки зрения господствующих в данное время парадигм |
Чувственно-образный |
Понятийный |
Общенаучные понятия и законы (закон сохранения и превращения энергии) |
Совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (планетарная модель атома, образ Вселенной в виде расширяющейся сферы) |
Картины мира отдельных наук |
Философские категории (материя, движение, пространство, время) |
физическая |
биологическая |
астрономическая |
вероятностно-статистическая |
эволюционистская |
синергетическая |
Принципы (материальное единство мира, детерминизм, всеобщая связь, взаимообуслов-ленность явлений) |
Фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, популяция, биологический вид) |
Материальное единство мира
Теория единого поля
Категории симметрии
Операции симметрии |
Геометрическая симметрия
Зеркальная симметрия
| |||||||||||||||||||||||
Поворотная симметрия | |||||||||||||||||||||||
Инверсия
|
| ||||||||||||||||||||||
Трансляция
| |||||||||||||||||||||||
Винтовая симметрия |
| ||||||||||||||||||||||
|
Симметрия – это согласованность (уравновешенность) отдельных частей объекта, объединённых в единое целое (гармония пропорций) |
2.3.9. Золотое сечение – проявление гармонии в природе
Закон единства мира |
Закон гармонии в природе |
Золотое сечение (Леонардо да Винчи) |
Закон пропорциональной связи целого и составляющих его частей |
В астрономии: - соотношение периодов соседних планет равны Ф или Ф2 - частоты обращения планет и разности частот обраще- ний образуют спектр с ин -тервалом равным числу Ф |
У человека: при рождении: Фr = 2; к 21 году: Фr = 1,625; у женщин: Фr = 1,6 |
a > b | ||
корни Золотой пропорции:
|
В ряде чисел Фибоначчи: 0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,233,377,610,.. | В биологических дробях, описывающих винтовую симметрию у растений: I ряд: II ряд: |
В искусстве: - в музыкальных произведениях; - в стихосложении; - в архитектуре |
2.3.10. Классическая термодинамика о направлении протекания процесса
Примеры самоорганизующихся систем
Ячейка Бенара | ||
|
Химические часы Б.Белоусова – А. Жаботинского | ||||||||||||
|
Лазер |
Работа источника высокоорганизованного оптического излучения (когерентного света) |
Живые системы |
- сокращение мышечных волокон; - электрические колебания в коре головного мозга и др. |
Социальные системы |
- рыночная экономика; - смена общественно-экономических формаций |
|
Раздел III
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Тема 3.1. Квантово-механическая концепция материи
Химический элемент
АТОМ ≡ Zp + Nn + Ze Z – число протонов р в атоме; N – число нейтронов n в атоме. Атом – нейтральная частица. |
ядро атома · Ядро атома имеет положительный заряд. · Заряд ядра атома Z+ численно равен порядковому номеру атома в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. · Заряд ядра атома является носителем химических свойств атома. Z=18 Z=19 |
В г. Дубна РФ синтезирован 118 вид атома (октябрь 2006 г.) |
Состав атомных ядер
Протонно-нейтронная модель ядра атома (Д.Д.Иваненко, В.Гейзенберг, 1932 г.) |
↓
· Ядра атомов химических элементов состоят из протонов p и нейтронов n.
· В ядре атома сосредоточена практически вся масса атома, т.к.
mp =
Общее число протонов Z и нейтронов N в ядре называется массовым числом А: A = Z+N
Для ядра атома Ar: Z=18; А = 40; N = 22 Для ядра атома К: Z=19; А = 39; N = 20
|
Обозначение ядер атомов (нуклидов):
Э – символ химического элемента в общем виде
|
Ядра атомов с одинаковым числом протонов, но разным числом нейтронов (массовым числом) называются изотопами. Пример: изотопы кислорода , , |
Ядерные процессы
Ядерные реакции могут протекать с выделением или поглощением энергии: ∆Е = ∆mc2, где ∆Е – энергетический выход реакции; ∆m – разность масс частиц, вступивших в реакцию, и продуктов реакции; с– скорость света |
Синтез гелия из тяжелых изотопов водорода – дейтерия и трития: ® + (T = 5∙107 K)
При синтезе 1г Не выделяется 4,2∙1011 Дж энергии, что соответствует сжиганию 10 т дизельного топлива |
· В природе термоядерные реакции происходят в недрах звезд. Они являются поставщиками химических элементов во Вселенной. · В условиях Земли термоядерные реакции имеют место при взрыве водородной бомбы |
Структура атома
атом
Модели атомов
Планетарная модель (Резерфорд, 1913 г.) | Квантово-механическая модель (Э.Шредингер, 1925 г.) |
H1 Be4 Z=4 (4p,4e) | H1 Be4 |
Химическая связь и ее типы
|
Каталитические реакции
|
Оценка совместимости продуктов
(концепция раздельного питания)
4–хорошо 3–допустимо 2-плохо | Мясо, рыба, птица | Масло слив. | сметана | Масло растит. | Хлеб, крупа, картофель | творог | сыр | яйца | Овощи, зеления |
Мясо, рыба, птица | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Масло слив. | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | |
сметана | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | |
Масло растит. | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Хлеб, крупа, картофель | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | |
творог | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | |
сыр | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | |
яйца | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Овощи, зеления | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Химическое равновесие
|
Закон смещения химического равновесия
Принцип Ле Шателье | Если на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, оказывать внешнее воздействие (изменять T,C,P), то равновесие смещается в таком направлении, что оказанное воздействие уменьшается |
Влияние факторов на смещение равновесия химической реакции
Фактор | Направление смещения |
увеличение температуры | в сторону эндотермической реакции |
увеличение давления | в сторону уменьшения количества молей газообразных веществ |
увеличение концентрации вещества | в сторону реакции, приводящей к расходованию вещества |
Пример: N2(г)+3H2(г) 2NH3(г) +92,4 kДж
увеличение выхода продуктов реакции |
Варианты решения уравнения А.Фридмана
Значение плотности вещества | Модель Вселенной |
ρ = ρ кр | Неограниченное расширение (пространство описывается геометрией Евклида) |
ρ > ρ кр | Расширение сменяется сжатием вплоть до первоначального точечного состояния |
ρ < ρ кр | Неограниченное расширение (пространство описывается геометрией Лобачевского) |
Модели Вселенной
1 – модель пульсирующей Вселенной;
2 – модель Вселенной со строго подогнанной средней плотностью, в
точности равной критической;
3 – модель равномерно расширяющейся по инерции Вселенной;
|
3.3.4. Модель расширяющейся Вселенной
|
Эффект Доплера – изменение длины волн (в том числе световых), воспринимаемых наблюдателем, вследствие взаимного движения наблюдателя и источника: если источник приближается, то линии в его спектре сдвигаются к синему концу, если удаляется – к красному. Чем больше скорость удаления, тем сильнее смещены линии.
Закон Хаббла:
|
H – постоянная Хаббла
H = 75-80 км/с·Мпк
1Мпк=106пк,
1парсек (пк)= 3,1·1016м
V – скорость удаления галактики, км
L – расстояние до галактики (пк)
Возраст Вселенной (по современным данным)
|
Космическая шкала времени
От температуры звезды
Т, К | Реакция | Выгорание химических элементов |
Т ~ 107 К | водород | |
Т ~ 2 ∙ 108 К | гелий | |
Т ~ 8 ∙ 108 К | углерод | |
Т ~ 109 К | кислород и т.д. |
Термоядерный цикл заканчивается синтезом элементов группы железа
|
Спектральные классы звезд
Сравнительные размеры звезд
Общая характеристика Солнца
СОЛНЦЕ
СОЛНЦЕ КАК ЗВЕЗДА
Строение Солнца
|
Солнечная система
3.3.31. Сравнительные размеры Солнца и планет
|
3.3.32. Характеристика планет Солнечной системы
Планета | Расстояние от Солнца, а.е. | Период обращения, лет | Масса (в массах Земли) | Средняя плотность, г/см3 | Диаметр, км | Число спутников (на 01.10.2009) |
Меркурий | 0,4 | 0,24 | 0,055 | 5,43 | 4 800 | Нет |
Венера | 0,7 | 0,6 | 0,82 | 5,24 | 12 100 | Нет |
Земля | 1 | 1 | 1 | 5,52 | 12 756 | 1 |
Марс | 1,5 | 1,9 | 0,11 | 3,94 | 6 800 | 2 |
Юпитер | 5,2 | 12 | 318 | 1,33 | 143 000 | 63 |
Сатурн | 9,5 | 29,5 | 95 | 0,71 | 120 500 | 60 |
Уран | 19 | 84 | 14,5 | 1,3 | 51 000 | 27 |
Нептун | 30 | 165 | 17,2 | 1,7 | 49 500 | 13 |
Астрономическая единица (а.е.) – 150 млн. км, расстояние от Земли до Солнца,
единица измерения расстояний в Солнечной системе
Солнечной системы
История эволюции Земли
Геосферные оболочки Земли
Общая характеристика Земли
Форма планеты | Геоид – сплюснутый эллипсоид | ||
Экваториальный радиус | 6378,164 ± 0,003 км | ||
Полярный радиус | 6356,779 км | ||
Средний радиус | 6371,03 км | ||
Средняя плотность | 5518 кг/м3 | ||
Скорость обращения вокруг Солнца | 29,78 км/с | ||
Период обращения | 365,24 сред.солн.с
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.155 (0.011 с.) |