![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции естественнонаучных знанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ Многолетняя практика преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» доказывает необходимость использования в учебном процессе пособия, содержание которого тематически структурировано и представлено в виде иллюстраций. Такое убеждение связано с тем, что студенты гуманитарных специальностей, как правило, сталкиваются со значительными трудностями восприятия материала в текстовом изложении, которое имеет место в подавляющем большинстве существующих учебников по дисциплине. При разработке данного пособия авторы стремились использовать наглядно информативный способ подачи концептуальных основ современного естествознания посредством структурно-логических схем, сопровождаемых многочисленными рисунками, таблицами, графиками, картинками. В пособии представлены авторские разработки, а также наиболее удачный иллюстрационный материал из других научных и учебных изданий, приведенных в библиографическом списке. Лекционная часть курса «Концепции современного естествознания», представленная в объеме шести разделов, направлена на формирование научного мировоззрения студента. Раздел I позволяет уяснить место и роль науки в системе культуры, показывает отличие и единство рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) способов постижения мира, демонстрирует исторический характер научного познания, ведущего к смене научных картин мира. Раздел II вскрывает физическую сущность природы и закономерностей её развития, дает общие представления о принципах современной физики. Разделы III, IV дают возможность познать неживой и живой мир через его структуру, осознать единство живой и неживой природы. Разделы V, VI позволяют уяснить биологическую и социальную сущность человека, осознать взаимосвязь элементов в системе человек – биосфера – космос, выработать потребность сознательного регулирования социальных отношений с учетом развития биосферы. Структура лекционного курса «Концепции современного естествознания»
Раздел I
НАУКА КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ
ТЕМА 1.1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Структура мира человека
Предметные области науки
1.1.3. Уровневая структура естественнонаучного образования
Метасистема
\
1.1.7. Учебная дисциплина «Концепция современного естествознания»
Путь к единой культуре
Вено идеальный
Общая систематизация наук
Модели развития науки
Тема 1.3. Панорама и тенденции развития естествознания
Новое время |
Современное время | ||||||||||||||||||||||||||
Общественно - экономичес-кая формация | Рабовладельческий строй | Феодальный строй |
Капитализм | |||||||||||||||||||||||||
Стадия познания | Натурфилософия | Натурфилософия |
Аналитическая | Синтетическая | Интегрально- дифференциальная | |||||||||||||||||||||||
Картина мира | Натурфилософская | Схоластическая |
Механистическая | Современная естественно- научная | ||||||||||||||||||||||||
1.3.3. Понятие о научной картине мира
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Элементы |
Общенаучная картина мира |
Картина мира с точки зрения господствующих в данное время парадигм |
Чувственно-образный |
Понятийный |
Общенаучные понятия и законы (закон сохранения и превращения энергии) |
Совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах (планетарная модель атома, образ Вселенной в виде расширяющейся сферы) |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Философские категории (материя, движение, пространство, время) |
|
физическая |
биологическая |
астрономическая |
вероятностно-статистическая |
эволюционистская |
синергетическая |
![]() ![]() |
Фундаментальные понятия отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, популяция, биологический вид) |
Материальное единство мира
![]() |
Теория единого поля
![]() |
Категории симметрии
![]() |
![]() |
Геометрическая симметрия
![]() | |||
![]() | |||
| ![]() ![]() | ||||||||||||||||||||||
![]()
Поворотная симметрия | ![]() | ||||||||||||||||||||||
Инверсия
|
![]() ![]() | ||||||||||||||||||||||
Трансляция
| ![]() ![]() ![]() | ||||||||||||||||||||||
Винтовая симметрия |
![]()
| ||||||||||||||||||||||
![]()
|
Симметрия – это согласованность (уравновешенность) отдельных частей объекта, объединённых в единое целое (гармония пропорций) |
2.3.9. Золотое сечение – проявление гармонии в природе
![]() |
Закон гармонии в природе |
![]() |
Золотое сечение (Леонардо да Винчи) |
![]() |
В астрономии: - соотношение периодов соседних планет равны Ф или Ф2 - частоты обращения планет и разности частот обраще- ний образуют спектр с ин -тервалом равным числу Ф |
У человека:
![]() |
![]() | ![]() | ||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() |
корни Золотой пропорции:
|
В ряде чисел Фибоначчи:
0,1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144,233,377,610,..
![]() ![]() | В биологических дробях, описывающих винтовую симметрию у растений:
I ряд:
![]() ![]() |
В искусстве: - в музыкальных произведениях; - в стихосложении; - в архитектуре |
2.3.10. Классическая термодинамика о направлении протекания процесса
Примеры самоорганизующихся систем
Ячейка Бенара | ||
![]() ![]()
|
Химические часы Б.Белоусова – А. Жаботинского | ||||||||||||
![]()
![]()
|
Лазер |
Работа источника высокоорганизованного оптического излучения (когерентного света) |
Живые системы |
- сокращение мышечных волокон; - электрические колебания в коре головного мозга и др. |
Социальные системы |
- рыночная экономика; - смена общественно-экономических формаций |
|
Раздел III
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
|
Тема 3.1. Квантово-механическая концепция материи
Химический элемент
![]() |
АТОМ ≡ Zp + Nn + Ze Z – число протонов р в атоме; N – число нейтронов n в атоме. Атом – нейтральная частица. |
ядро атома · Ядро атома имеет положительный заряд. · Заряд ядра атома Z+ численно равен порядковому номеру атома в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. · Заряд ядра атома является носителем химических свойств атома. Z=18 Z=19 |
В г. Дубна РФ синтезирован 118 вид атома (октябрь 2006 г.) |
Состав атомных ядер
Протонно-нейтронная модель ядра атома (Д.Д.Иваненко, В.Гейзенберг, 1932 г.) |
↓
· Ядра атомов химических элементов состоят из протонов p и нейтронов n.
· В ядре атома сосредоточена практически вся масса атома, т.к.
mp =
![]() Общее число протонов Z и нейтронов N в ядре называется массовым числом А: A = Z+N
Для ядра атома Ar: Z=18; А = 40; N = 22 Для ядра атома К: Z=19; А = 39; N = 20
|
Обозначение ядер атомов (нуклидов):
Э – символ химического элемента в общем виде
|
Ядра атомов с одинаковым числом протонов, но разным числом нейтронов (массовым числом) называются изотопами.
Пример: изотопы кислорода ![]() ![]() ![]() |
Ядерные процессы
![]() |
Ядерные реакции могут протекать с выделением или поглощением энергии: ∆Е = ∆mc2, где ∆Е – энергетический выход реакции; ∆m – разность масс частиц, вступивших в реакцию, и продуктов реакции; с– скорость света |
![]() |
Синтез гелия из тяжелых изотопов водорода – дейтерия и трития: ![]() ![]() ![]() |
· В природе термоядерные реакции происходят в недрах звезд. Они являются поставщиками химических элементов во Вселенной. · В условиях Земли термоядерные реакции имеют место при взрыве водородной бомбы |
Структура атома
![]() |
|
атом
Модели атомов
Планетарная модель (Резерфорд, 1913 г.) | Квантово-механическая модель (Э.Шредингер, 1925 г.) |
H1
![]() ![]() ![]() | H1
![]() ![]() |
|
Химическая связь и ее типы
|
Каталитические реакции
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
|
Оценка совместимости продуктов
(концепция раздельного питания)
4–хорошо 3–допустимо 2-плохо | Мясо, рыба, птица | Масло слив. | сметана | Масло растит. | Хлеб, крупа, картофель | творог | сыр | яйца | Овощи, зеления |
Мясо, рыба, птица | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Масло слив. | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | |
сметана | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | |
Масло растит. | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Хлеб, крупа, картофель | 2 | 4 | 4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 4 | |
творог | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | |
сыр | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 4 | |
яйца | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
Овощи, зеления | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Химическое равновесие
![]()
|
Закон смещения химического равновесия
Принцип
![]() ![]() |
![]() ![]() |
Влияние факторов на смещение равновесия химической реакции
Фактор | Направление смещения |
увеличение температуры | в сторону эндотермической реакции |
увеличение давления | в сторону уменьшения количества молей газообразных веществ |
увеличение концентрации вещества | в сторону реакции, приводящей к расходованию вещества |
Пример: N2(г)+3H2(г) 2NH3(г) +92,4 kДж
![]() |
Варианты решения уравнения А.Фридмана
Значение плотности вещества | Модель Вселенной |
ρ = ρ кр | Неограниченное расширение (пространство описывается геометрией Евклида) |
ρ > ρ кр | Расширение сменяется сжатием вплоть до первоначального точечного состояния |
ρ < ρ кр | Неограниченное расширение (пространство описывается геометрией Лобачевского) |
|
Модели Вселенной
1 – модель пульсирующей Вселенной;
2 – модель Вселенной со строго подогнанной средней плотностью, в
точности равной критической;
3 – модель равномерно расширяющейся по инерции Вселенной;
|
3.3.4. Модель расширяющейся Вселенной
![]() |
|
Эффект Доплера – изменение длины волн (в том числе световых), воспринимаемых наблюдателем, вследствие взаимного движения наблюдателя и источника: если источник приближается, то линии в его спектре сдвигаются к синему концу, если удаляется – к красному. Чем больше скорость удаления, тем сильнее смещены линии.
Закон Хаббла:
|
H – постоянная Хаббла
H = 75-80 км/с·Мпк
1Мпк=106пк,
1парсек (пк)= 3,1·1016м
V – скорость удаления галактики, км
L – расстояние до галактики (пк)
Возраст Вселенной (по современным данным)
|
Космическая шкала времени
От температуры звезды
Т, К | Реакция | Выгорание химических элементов |
Т ~ 107 К | ![]() | водород |
Т ~ 2 ∙ 108 К | ![]() | гелий |
Т ~ 8 ∙ 108 К | ![]() | углерод |
Т ~ 109 К | ![]() ![]() ![]() | кислород и т.д. |
Термоядерный цикл заканчивается синтезом элементов группы железа
![]() |
|
Спектральные классы звезд
![]() |
Сравнительные размеры звезд
![]() |
Общая характеристика Солнца
СОЛНЦЕ
СОЛНЦЕ КАК ЗВЕЗДА
Строение Солнца
|
![]() |
Солнечная система
3.3.31. Сравнительные размеры Солнца и планет
|
3.3.32. Характеристика планет Солнечной системы
Планета | Расстояние от Солнца, а.е. | Период обращения, лет | Масса (в массах Земли) | Средняя плотность, г/см3 | Диаметр, км | Число спутников (на 01.10.2009) |
Меркурий | 0,4 | 0,24 | 0,055 | 5,43 | 4 800 | Нет |
Венера | 0,7 | 0,6 | 0,82 | 5,24 | 12 100 | Нет |
Земля | 1 | 1 | 1 | 5,52 | 12 756 | 1 |
Марс | 1,5 | 1,9 | 0,11 | 3,94 | 6 800 | 2 |
Юпитер | 5,2 | 12 | 318 | 1,33 | 143 000 | 63 |
Сатурн | 9,5 | 29,5 | 95 | 0,71 | 120 500 | 60 |
Уран | 19 | 84 | 14,5 | 1,3 | 51 000 | 27 |
Нептун | 30 | 165 | 17,2 | 1,7 | 49 500 | 13 |
Астрономическая единица (а.е.) – 150 млн. км, расстояние от Земли до Солнца,
единица измерения расстояний в Солнечной системе
Солнечной системы
История эволюции Земли
Геосферные оболочки Земли
![]() |
|
Общая характеристика Земли
Форма планеты | Геоид – сплюснутый эллипсоид | ||
Экваториальный радиус | 6378,164 ± 0,003 км | ||
Полярный радиус | 6356,779 км | ||
Средний радиус | 6371,03 км | ||
Средняя плотность | 5518 кг/м3 | ||
Скорость обращения вокруг Солнца | 29,78 км/с | ||
Период обращения | 365,24 сред.солн.с
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.169 (0.014 с.) |