Предшествующее и последующее, данное вместе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предшествующее и последующее, данное вместе



Рассматривая понятия «предшествующего» и «последующего» Аристотель, начав говорить о них как о том, что может пониматься в четырёх смыслах, в итоге приходит к заключению, что есть ещё и пятый тип их понимания. Первый и самый основной смысл – это порядок следования во времени, когда одно более старое, старше другого, которое моложе. Второй смысл, когда не допустим обратный порядок следования бытия, например, если имеется «два», то очевидно, что есть и «одно», но если есть «одно», не факт, что есть и «два». То есть, в этом смысле первее то, «от чего нет обратного следования бытия» [5, стр. 87]. Третьим смыслом называется то, что говорится «в смысле определённого порядка». Например, в речи первее звуки, затем идут слоги, из которых образуются слова. В четвёртом смысле говорится о том, что лучше и более чтимо.

Пятый тип «предшествующего и последующего» – это когда первое, что, впрочем, допускает обратное следование бытия, при этом составляет причину её бытия. Аристотель говорит здесь о речи в её логическом аспекте. Бытие чего-либо предполагает обратное следование с истинной речью об этом. Например, «если имеется человек, то верна речь о том, что он человек. И обратимо: если верна речь о том, что есть человек, то человек есть. Но верная речь ни в коем случае не есть причина бытия вещи, однако вещь, по-видимому, есть некоторым образом причина истинности речи: ведь в зависимости от того, существует ли вещь или нет, речь о ней называется истинной или ложной» [5, стр. 87].

«Данное вместе» в прямом смысле – это те вещи, которые возникают в одно и тоже время и ничто из них не есть предшествующее или последующее. «Данное вместе» по природе – это то, что допускает обратное следование бытия, но ни одно из них не является причиной бытия другого. Например, если есть двойное, то есть и половинное и наоборот, но ничто из этого не является причиной бытия другого.

«Данным вместе» следует также называть виды, соподчинённые одному роду. Соподчинённые виды – те, которые противопоставлены друг другу в одном и том же делении, например: пернатые, живущие на суше и живущие в воде. Все они подчиняются одному роду – «животные», но ни один из них не первее и не следует из другого. Но при этом каждое из них можно в свою очередь разделить на живущих на суше, в воде и пернатых. «Роды же всегда первее видов [курсив мой]: они не допускают обратного с видами бытия;...если имеется животное, обитающее в воде, то имеется животное существо, но если имеется живое существо, то не обязательно имеется животное, обитающее в воде» [5, стр. 88].

Пытаясь осмыслить этот отрывок, выразимся так: если уже определён какой-то род, то не обязательно, что он может быть разделён на подчинённые ему виды только по какому-то одному основанию. Это действительно кажется правильным, ведь можно же, например, тех же живых существ делить как в современной зоологии на типы по особенностям строения. Однако Аристотель видит возможным и производит деление по среде обитания как тому, что более доступно для восприятия, а значит и деления. Однако обе эти классификации возможны и заложены в системе категорий – родов бытия: аристотелевское – по месту, современное зоологическое – по строению, то есть сущность (или качество?).           

Нужно ещё отметить, что этот отрывок перекликается с тем, что Аристотель пишет, размышляя о соотношении вида и рода, когда разбирает понятие «первая сущность»: «И так же как первые сущности относятся ко всему остальному, так и вид относится к роду, а именно: вид есть подлежащее для рода, ведь роды сказываются о видах, виды же не сказываются о родах» [5, стр. 57].

Согласно Аристотелю, отвлечённые понятия, по природе вещей, познаются первыми. Это значит, что они [отвлечённые понятия] для мышления первичнее и яснее отдельно существующих вещей, хотя несовершенное человеческое познание и узнаёт вначале отдельные вещи, а затем общие понятия. Главная мысль Стагирита в том, что истинная первая сущность – это отдельно существующая вещь, а все родовые и видовые понятия – вторичные сущности, по-видимому, не имеющие самостоятельного существования. Очень показателен для понимания данной мысли следующий отрывок из «Физики» [184а] Аристотеля: «Естественный путь к знанию идёт от более известного и явного для нас к более известному и явному с точки зрения природы вещей, ведь не одно и то же то, что известно для нас и то, что [известно] прямо, само по себе. Поэтому необходимо дело вести именно таким образом: от менее явного по природе, а для нас более явного, к более явному и известному по природе. Для нас же в первую очередь ясно и явно более слитное, а затем уже отсюда путём разграничения становятся известными начала и элементы...».

Обстоятельство это, что Аристотель признавал первичность для познания единичных вещей, следует учитывать при чтении комментариев на «Категории». Ведь, например, тот же Порфирий, как известно, был неоплатоником и значит, признавал примат идей над индивидуальностями, познаваемыми в чувственном опыте.

У другого комментатора – Боэция, универсалии суть первые, они первичнее отдельных вещей в бытии самом по себе, хотя и познаются нашим опытом позднее, что и заставляет понимать их как что-то вторичное по отношению к отдельным вещам.

Вообще, проблема эта приобрела остроту в средние века в виде спора об универсалиях в связи с трудом Боэция «Комментарий к Порфирию», которая тоже имеет непосредственное отношение и к «Категориям».

Шесть видов движения

Движению вообще противоположен покой и как утверждает Аристотель, можно выделить шесть видов движения, которые, как он говорит, явно отличаются одно от другого. Четыре из этих видов движения можно объединить в пары противоположностей по их сути: возникновение – уничтожение, увеличение – уменьшение (по количеству).

Ещё два типа – превращение (изменение по качеству) и перемещение можно попробовать объединить под рубрикой «изменение». Первое – это изменение, происходящее с сущностью (в форме и материи) того, о чём сказывается либо во времени, либо в порядке отношения частей его составляющих. Второе – изменение положения в пространстве и/или относительно других вещей.  

Обладание

Об обладании может говориться в разных смыслах. Во-первых, как об обладании свойством и состоянием, или каким-либо другим качеством, например, обладание знанием чего-то или достоинством. Во-вторых, как об обладании количеством, когда, например, говорится «обладает размером в десять метров». В-третьих, как об обладании чем-то на теле или частью тела. В общем, про всё, про что можно сказать, что «оно что-то содержит», как в сосуде, или когда об обладании говорится как об имуществе – всё это есть обладание.

Кстати, здесь же, ниже, Аристотель приводит двусмысленный пример об обладании женой, словесное выражение которого в древнегреческом языке, судя по его собственному намёку в тексте, имело примерно тот же двойной смысл, что и в современном русском языке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.007 с.)