Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предшествующее и последующее, данное вместеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассматривая понятия «предшествующего» и «последующего» Аристотель, начав говорить о них как о том, что может пониматься в четырёх смыслах, в итоге приходит к заключению, что есть ещё и пятый тип их понимания. Первый и самый основной смысл – это порядок следования во времени, когда одно более старое, старше другого, которое моложе. Второй смысл, когда не допустим обратный порядок следования бытия, например, если имеется «два», то очевидно, что есть и «одно», но если есть «одно», не факт, что есть и «два». То есть, в этом смысле первее то, «от чего нет обратного следования бытия» [5, стр. 87]. Третьим смыслом называется то, что говорится «в смысле определённого порядка». Например, в речи первее звуки, затем идут слоги, из которых образуются слова. В четвёртом смысле говорится о том, что лучше и более чтимо. Пятый тип «предшествующего и последующего» – это когда первое, что, впрочем, допускает обратное следование бытия, при этом составляет причину её бытия. Аристотель говорит здесь о речи в её логическом аспекте. Бытие чего-либо предполагает обратное следование с истинной речью об этом. Например, «если имеется человек, то верна речь о том, что он человек. И обратимо: если верна речь о том, что есть человек, то человек есть. Но верная речь ни в коем случае не есть причина бытия вещи, однако вещь, по-видимому, есть некоторым образом причина истинности речи: ведь в зависимости от того, существует ли вещь или нет, речь о ней называется истинной или ложной» [5, стр. 87]. «Данное вместе» в прямом смысле – это те вещи, которые возникают в одно и тоже время и ничто из них не есть предшествующее или последующее. «Данное вместе» по природе – это то, что допускает обратное следование бытия, но ни одно из них не является причиной бытия другого. Например, если есть двойное, то есть и половинное и наоборот, но ничто из этого не является причиной бытия другого. «Данным вместе» следует также называть виды, соподчинённые одному роду. Соподчинённые виды – те, которые противопоставлены друг другу в одном и том же делении, например: пернатые, живущие на суше и живущие в воде. Все они подчиняются одному роду – «животные», но ни один из них не первее и не следует из другого. Но при этом каждое из них можно в свою очередь разделить на живущих на суше, в воде и пернатых. «Роды же всегда первее видов [курсив мой]: они не допускают обратного с видами бытия;...если имеется животное, обитающее в воде, то имеется животное существо, но если имеется живое существо, то не обязательно имеется животное, обитающее в воде» [5, стр. 88]. Пытаясь осмыслить этот отрывок, выразимся так: если уже определён какой-то род, то не обязательно, что он может быть разделён на подчинённые ему виды только по какому-то одному основанию. Это действительно кажется правильным, ведь можно же, например, тех же живых существ делить как в современной зоологии на типы по особенностям строения. Однако Аристотель видит возможным и производит деление по среде обитания как тому, что более доступно для восприятия, а значит и деления. Однако обе эти классификации возможны и заложены в системе категорий – родов бытия: аристотелевское – по месту, современное зоологическое – по строению, то есть сущность (или качество?). Нужно ещё отметить, что этот отрывок перекликается с тем, что Аристотель пишет, размышляя о соотношении вида и рода, когда разбирает понятие «первая сущность»: «И так же как первые сущности относятся ко всему остальному, так и вид относится к роду, а именно: вид есть подлежащее для рода, ведь роды сказываются о видах, виды же не сказываются о родах» [5, стр. 57]. Согласно Аристотелю, отвлечённые понятия, по природе вещей, познаются первыми. Это значит, что они [отвлечённые понятия] для мышления первичнее и яснее отдельно существующих вещей, хотя несовершенное человеческое познание и узнаёт вначале отдельные вещи, а затем общие понятия. Главная мысль Стагирита в том, что истинная первая сущность – это отдельно существующая вещь, а все родовые и видовые понятия – вторичные сущности, по-видимому, не имеющие самостоятельного существования. Очень показателен для понимания данной мысли следующий отрывок из «Физики» [184а] Аристотеля: «Естественный путь к знанию идёт от более известного и явного для нас к более известному и явному с точки зрения природы вещей, ведь не одно и то же то, что известно для нас и то, что [известно] прямо, само по себе. Поэтому необходимо дело вести именно таким образом: от менее явного по природе, а для нас более явного, к более явному и известному по природе. Для нас же в первую очередь ясно и явно более слитное, а затем уже отсюда путём разграничения становятся известными начала и элементы...». Обстоятельство это, что Аристотель признавал первичность для познания единичных вещей, следует учитывать при чтении комментариев на «Категории». Ведь, например, тот же Порфирий, как известно, был неоплатоником и значит, признавал примат идей над индивидуальностями, познаваемыми в чувственном опыте. У другого комментатора – Боэция, универсалии суть первые, они первичнее отдельных вещей в бытии самом по себе, хотя и познаются нашим опытом позднее, что и заставляет понимать их как что-то вторичное по отношению к отдельным вещам. Вообще, проблема эта приобрела остроту в средние века в виде спора об универсалиях в связи с трудом Боэция «Комментарий к Порфирию», которая тоже имеет непосредственное отношение и к «Категориям». Шесть видов движения Движению вообще противоположен покой и как утверждает Аристотель, можно выделить шесть видов движения, которые, как он говорит, явно отличаются одно от другого. Четыре из этих видов движения можно объединить в пары противоположностей по их сути: возникновение – уничтожение, увеличение – уменьшение (по количеству). Ещё два типа – превращение (изменение по качеству) и перемещение можно попробовать объединить под рубрикой «изменение». Первое – это изменение, происходящее с сущностью (в форме и материи) того, о чём сказывается либо во времени, либо в порядке отношения частей его составляющих. Второе – изменение положения в пространстве и/или относительно других вещей. Обладание Об обладании может говориться в разных смыслах. Во-первых, как об обладании свойством и состоянием, или каким-либо другим качеством, например, обладание знанием чего-то или достоинством. Во-вторых, как об обладании количеством, когда, например, говорится «обладает размером в десять метров». В-третьих, как об обладании чем-то на теле или частью тела. В общем, про всё, про что можно сказать, что «оно что-то содержит», как в сосуде, или когда об обладании говорится как об имуществе – всё это есть обладание. Кстати, здесь же, ниже, Аристотель приводит двусмысленный пример об обладании женой, словесное выражение которого в древнегреческом языке, судя по его собственному намёку в тексте, имело примерно тот же двойной смысл, что и в современном русском языке.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.190.6 (0.008 с.) |