Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень категорий аристотеля и что распределяется по нимСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В четвёртой главе Аристотель даёт список собственно категорий (другие названия: предикаменты, роды вещей, роды бытия): 1) субстанция; 2) количество; 3) качество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) принадлежность; 9) действие; 10) страдание. У всех комментаторов по этому списку замечается, что первая категория о том, «что есть это», а остальные девять – акциденции [например: 7, стр.11]. Стагирит опять оговаривает, что по категориям распределяются слова «без какой-либо связи», поэтому все отдельные слова, которые можно отнести к какой-либо из категорий, сами по себе не содержат никакого утверждения и значит, не истинны и не ложны. В трудах по философии можно встретить то представление, что существует некоторая проблема, суть которой заключается в том, что Аристотель в самих «Категориях» не определяет чётко и однозначно, что же собственно следует понимать под категориями: роды бытия или их определения – роды высказывания о бытии: «Категории часто подвергались критике и, как деление, осуждались, но странно! немногие лишь задавались вопросом о том, что собственно хотел классифицировать Аристотель и что он сам принял за основание деления. Важно ли само по себе это основание, - другой вопрос; но называть деление несовершенным, не выяснив предварительно намерений автора его, просто неправильно...» [ 10,79-80 ]. Трудность чёткого определения сути категорий послужила основанием тому, что некоторые крупные философы вообще не придают им сколько-нибудь серьёзного значения. Так Рассел в своём фундаментальном труде по истории философии следующим образом выражает позицию, на которой стоят противники системы категорий: «Я лично не верю, что термин «категория» может в какой-либо мере быть полезен в философии как представляющий ясную идею. {...} Нет указаний на какой-либо принцип, на основании которого был составлен список из десяти категорий» [Рассел. История западной философии,258]. Тот же В. Минто перечисляет в списке критически настроенных к учению о категориях Рамуса, Канта и Милля [ 10,80 ]. На этот вопрос пытались дать ответ те, кто серьёзно занимались проблемой категорий и комментировали Аристотеля. Например, Боэций в «Комментарии», признавая, что распределяются по категориям слова, всё же последовательно придерживается той мысли, что это распределение вообще возможно только в связи с вещами, которые эти слова обозначают. Исследуя тему и содержание «Предикаментов» Аристотеля, Боэций несколько раз возвращается к этому вопросу. Проговаривая каждый раз своё понимание Аристотеля, он вносит какие-нибудь уточнения.
Подводя итог рассуждениям о теме Аристотелевой книги и о том, что распределяется по предикаментам, Боэций резюмирует: «...в этом труде речь идёт не о родах вещей, не о вещах, но о словах (sermo), обозначающих роды вещей. Об этом заявляет сам Аристотель, говоря: «Из того, что говорится без какой-либо связи, каждое обозначает или субстанцию или количество». Если бы он производил деление вещей, то не говорил бы «обозначает»; ведь вещи обозначаются, но не обозначают» [6, стр.125]. Это первый аргумент Боэция в пользу того, что по категориям распределяются слова как имена. Второй аргумент – в понимании речи как того, что только и может быть утверждающим в отличие от вещей: «Если же вещи соединятся, то они никоим образом не произведут утверждения, ибо утверждение пребывает в речи». На ожидаемый же вопрос о том, почему Аристотель говорит о родах вещей, Боэций упреждает, говоря: «...вещи всегда связаны со своим знаком,...что бы ни происходило в вещах, это же можно обнаружить и относительно имён вещей». Возвращаясь к рассмотрению категорий, нужно дать объяснение того, почему Аристотель, вводя классификацию из десяти категорий, не свёл их все к чему-то общему и единственному. Рассуждения на эту тему можно найти у всех известных комментаторов «Категорий». У Порфирия есть замечательный отрывок по этому вопросу, который кроме этого напоминает об одноимённом и соимённом, показывая необходимость различения этих двух понятий и для понимания этого вопроса. «...Сущее не является одним общим родом для всего, и всё существующее не является однородным на основе одного наивысшего рода, как говорит Аристотель. Примем, напротив, как у него в «Категориях», десять первых родов в качестве десяти первых начал; тогда если обозначить все их как сущее, такое обозначение будет у них, по его словам, одинаковым по имени, но не одинаковым по смыслу. {...} Если бы сущее было одним общим родом для всего, тогда всё называлось бы сущим в одном смысле, а так как имеется десять первых родов, то общность даётся только по имени, но не в то же время и по смыслу, раскрывающемуся в соответствии с именем» [ 11,58-59].
Боэций в комментарии на «Isagoge» Порфирия замечает по этому поводу: «Аристотель усмотрел десять родов всех вещей; один из них – субстанция, остальные девять – акциденции... Так как эти десять родов – наивысшие, и нет такого рода, который можно было поставить над ними... Между этими родами распределены все возможные различия. Они, кажется, не имеют друг с другом ничего общего, кроме разве что, имени: о каждом из них можно сказать, что он есть. Глагол «есть» говорится обо всех одинаково, но при этом им всем присуща не какая-то одинаковая субстанция или природа, но только имя. Таким образом, десять родов,..., во всём различаются друг от дуга» [7, стр.11-12]. Кроме того, Боэций объясняет необходимость деления на роды бытия, не сводимые к чему одному общему, вполне «утилитарной» целью. «Поскольку число вещей бесконечно, также необходимо бесконечно и число звуков, которые их обозначают, однако познание бесконечного невозможно, ибо бесконечное не может быть объято духом. То же, что не может быть охвачено мыслительной способностью нельзя заключить в границы никакой науки, поэтому науки о бесконечном не существует» [6, стр. 122]. Далее, поскольку предполагается несводимость всех категорий к общему роду, Аристотель приступает к определению собственных признаков (proprium) каждой из них.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.3.114 (0.009 с.) |