Вопрос об авторстве Аристотеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос об авторстве Аристотеля



Следует отметить, что у позднеантичных и средневековых авторов имелись какие-то основания сомневаться в том, что авторство «Категорий» принадлежит Аристотелю. Зачастую в пользу этого сомнения приводился тот аргумент, что Стагирит вовсе не является первым, кто предложил рассматривать всё разнообразие бытия при помощи некоторой сложной, подразумевающей перекрёстную классификацию, системы категорий.

Такими замечаниями в адрес Аристотеля известны многие платоники начала нашей эры, которые стремились интегрировать в единую систему идеи Платона и Аристотеля. Зачастую, они указывают на то, что систему категорий можно найти в диалогах Платона. Например, Плутарх (конец I в.н.э.) приводит отрывок из «Тимея» (37a-b), из которого при желании действительно можно извлечь все категории. Или, например, в «Софисте» (248c) говорится о деятельности, претерпевании и т.д.

Несомненно, что учение Аристотеля не появилось на пустом месте и некоторые категории были введены в обиход философии до него. Однако следует учесть, что эти категории понимались в плане онтологии хотя бы уже по тому, что логики как самостоятельной системы знаний на тот момент просто не существовало. Хотя по поводу связи логики с онтологией в свете исследования «Категорий» советский философ Микеладзе З. Н. заметил следующее: «В «Категориях» изложены онтологические предпосылки логики и методологии эмпирических и дедуктивных наук, а также диалектических рассуждений. Тем самым становится понятным характер связи этого трактата с «Метафизикой». Грубо говоря, в него включено почти всё то из первой философии, что, согласно, Стагириту, необходимо для онтологического обоснования логики и методологии. В частности, учение о категориях сформулировано там в качестве определённого интенсионального принципа» [9, стр. 598].

В связи с этим, некоторые комментаторы, помимо разбора самих «Категорий», уделяют внимание защите авторства Аристотеля на эту работу.           

Например, Боэций приводит в доказательство этого следующие аргументы. Во-первых, то, что вся философия Аристотеля согласуется с содержанием и данного труда. Во-вторых, Боэций заявляет о стиле написанного текста, что он воплощает собой манеру самого Стагирита. И, в-третьих, Боэций высказывает мысль, что «Категории» придают законченность содержанию других специальных работ по логике, написанных её создателем: «...труд, который он написал о силлогизмах, выглядел бы неоконченным и незавершённым, если бы он не предпослал бы ему книгу о посылках или пренебрёг бы трактатом о первых звуках, из которых состоят посылки» [6, стр.124]. Обосновывая авторство Аристотеля на «Категории», Боэций попутно упоминает ту причину, которая дала основание сомневаться в этом. Оказывается, ещё до Аристотеля, существовала книга на подобную тематику, в которой тоже помещён список некоторых категорий. Боэций называет эту книгу – «Общие слова» и её автора Архита из Тарента, жившего в IV веке до н. э. Этот философ-пифагореец известен тем, что первым стал изучать механику, используя математические принципы. Этот же Архит упоминается Платоном в «Государстве» как первооткрыватель куба.     

Следует отметить, что Боэций упоминает ещё и другую книгу Аристотеля по этой же теме, схожую с ней по содержанию.

Комментарии к «Категориям»

Первыми комментаторами логических трудов Аристотеля были его друг и ученик Теофраст (умер в 288 г. до н. э.) и Эвдем – тоже из школы перипатетиков. Вообще же из античных комментаторов собственно «Категорий» можно назвать римского стоика Корнута, греческого математика и астронома Адраста Афродисийского, сирийско-римского неоплатоника Порфирия, александрийского неоплатоника Элия, греческого грамматиста и математика Аммония Гермия, афинского философа Симпликия. Например, Корнут (I в. н. э.) отмечал параллелизм между категориями и грамматическими элементами греческого языка, а Симпликий интерпретировал категории «действия» и «претерпевания» как частный случай категории «отношение».

Из огромного числа комментаторов средневековья и Ренессанса можно назвать Уильяма Оккама (XIV в.), который свёл десятку категорий к трём: субстанции, качеству и отношению и рассматривал их в составе терминов первичной интенции. Следует отметить, что на схоластическую философию определённо повлияли идея различения первых и вторых сущностей.        

Из комментаторских работ на «Категории», составляющих собой некий основной корпус особо отметим несколько работ.

Isagoge» Порфирия

Во-первых, это комментарий уже упомянутого Порфирия (вторая половина III в. н. э.) «Введение к «Категориям» Аристотеля» («Isagoge»), написанный около 258 г., как это видно из самого текста, чтобы разъяснить учение Аристотеля о категориях некоему Хрисаорию. Хотя следует отметить, что «Введение» Порфирия – это не столько комментарий, связанный непосредственно с тематикой «Категорий», сколько работа, дающая читателю те предварительные знания, которые необходимы для чтения и понимания трактата Аристотеля. Особенностью этого труда является то, что в нём Порфирий, разбирая учение Аристотеля о предикабилиях (другие названия: роды сказуемого; логические моменты или термины; классы определительности сказуемых [9, стр. 646]), к четырём имеющимся уже у Аристотеля (род, вид, собственный признак и случайный признак) прибавляет видовое различие [ 10, стр. 77 ].

Ясное объяснение этому дополнению Порфирия к списку предикабилий Аристотеля даёт Абеляр в комментариях на «Категории», о чём ещё будет сказано ниже. Здесь только заметим, что собственный признак (proprium) и различающий признак (differentia) по определению самого Порфирия различаются следующим образом: «Характерным для различающего признака является, что он часто утверждается относительно нескольких видов, как разумность и относительно бога и относительно человека, между тем собственный признак – лишь относительно одного вида, у которого это – собственный признак. И различающий признак неуклонно следует за теми видами, у которых это был различающий признак, но обратное следование не имеет в свою очередь места с неизбежностью; между тем собственные признаки в отношении тех видов, у которых это – собственные признаки, допускают взаимное высказывание, потому что здесь обратное следование имеет место» [11, стр. 73].          

Вообще, Порфирий, тщательно разбирая все пять предикабилий, соотносит каждую из них со всеми остальными и подробно рассматривает те признаки, которые позволяют говорить об их сходствах и различиях.   

Кроме этого он, подробно рассматривает природу рода, вида и индивида, объясняет все особенности, существующие в вертикали от единичных объектов до наивысших родов, которые уже не являются в свою очередь видами какого-то единственного рода. Порфирий выстраивает чёткую систему, дающую возможность работать в рамках логики с различными объектами через их определение и деление. Эта система получила название «древа Порфирия».        

Порфирию также принадлежит «Толкование «Категорий» Аристотеля», написанное в диалогической форме. Считается, что эти тексты Порфирия послужили одним из отправных элементов для средневековой проблематики природы универсалий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.005 с.)