Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема практического занятия относится к первому разделу программы «наука как предмет философского анализа».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель практического занятия: дать определение основных форм познания и изучить их особенности. Методические рекомендации Научное познание имеет широкое разнообразие форм, среди которых – проблема, факт, гипотеза, теория и концепция. Рекомендуется дать определение каждой формы познания, рассмотреть её роль в процессе познания и соотношение с другими формами познания. Необходимо выяснить, почему все формы познания тесно взаимосвязаны, и каким образом оказывают влияние друг на друга. Рекомендуется в процессе работы над материалом разобраться в следующих вопросах: Как формулировка проблемы влияет на развитие знания? Почему важно объективно описывать факты? Какую роль играют гипотезы в развитии современной науки? Очень часто происходит отождествление понятий «теория» и «концепция». Необходимо осуществить сравнительный анализ этих форм познания для того, чтобы понять, какая из них является высшей формой научного осмысления действительности. Необходимо рассмотреть этапы разработки теорий, и особенность теории как формы синтетического знания, в процессе разработки которой выявленные факты, отдельные понятия, гипотезы и законы приобретают характер единой системы. Проанализировать функции теории: описательную, объяснительную, прогностическую (предсказательную) и эвристическую (побуждение к открытиям). Указать на значение гипотетико-дедуктивного метода, принципов фальсификации (опровержения) и верификации (подтверждения) в разработке в теории. Рекомендуется рассмотреть структуру теории: 1. исходные факты, эмпирические закономерности, использованные исследователями для создания целостной теории; 2. аксиомы, предположения и допущения, которые лежат в основе сделанных теоретических обобщений; 3. основные постулаты, ключевые утверждения как результат обобщения отдельных фактов и закономерностей; 4. входящие в состав теории правила применения ее основных положений; 5. основные примеры успешного использования теории как демонстрации ее прогностического и эвристического потенциалов. Рекомендуется проанализировать, как во всех формах познания отражается синтез эмпирических и теоретических методов исследования. Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите основные формы научного познания. 2. Дайте характеристику проблемы как формы научного познания. 3. Дайте характеристику факта как формы научного познания. 4. Дайте характеристику гипотезы как формы научного познания 5. Дайте характеристику теории как формы научного познания. 6. Дайте характеристику концепции как формы научного познания. 7. Осуществите сравнительную характеристику теории и концепции. 8. Приведите примеры известных вам теорий, концепций и гипотез. 9. Какую роль гипотезы играют в научном познании? Практическое занятие № 8-9. Классическая и неклассическая научные парадигмы План 1. Основные положения и принципы классической научной парадигмы. 2. Основные положения и принципы неклассической научной парадигмы. 3. Новое понимание пространственно-временной организации материи в неклассической науке. Особенности физического пространства-времени. 4. Особенности биологического и социального пространства-времени. Тема занятия относится ко второму разделу программы «Закономерности исторического развития науки». Цель занятия: изучить причины формирования классической и неклассической научных парадигм, исследовать их основные принципы, а также осуществить сравнительную характеристику классической и неклассической научных парадигм. Методические рекомендации Каждая эпоха истории ставит определенные задачи перед человеком, определяя облик как самого человека, так и общества в целом. Соответственно, изменяется и научная парадигма, которая отражает произошедшие в обществе перемены. Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность представлений, фундаментальных концептуальных установок, представлений и терминов, характерных для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом. Данные представления разделяются всем научным сообществом и консолидируют всех его представителей. Эпоха Нового времени (XVII – XIX вв.) ознаменовалась новым переворотом в мировоззрении человечества. Был совершен переход от теоцентризма к антропоцентризму («человек в центре»), что сделало проблемы человеческого бытия самыми важными для философии. Важнейшей для философских размышлений становится проблема познания. Не было ни одного философа, который бы не рассуждал на тему, что первично – разум или чувства, разум или вера? Рационализм становится ведущим направлением в гносеологии (наука о познании), сделав науку и разум самыми важными инструментами познания и оттеснив веру и мистическую интуицию на второй план. Своей вершины рационализм достигает в философии Рене Декарта, говорившего «Я мыслю, следовательно, я существую». Начавшаяся научно-техническая революция выдвинула на первое место естественные науки и математику. Особое место среди наук начинают играть механика, оптика и физика сред, повлиявшие на формирование классической научной парадигмы, которую часто называют также аналитической. Основные положения новой парадигмы рекомендуется рассмотреть на примере учений Р. Декарта и И. Ньютона. Особенностью нового мировоззрения становится механицизм, который представляет мир и человека как сложную машину. Рекомендуется обратить внимание на механицизм и дуализм Декарта, на классическую механику И. Ньютона, а также на такие особенности научной парадигмы XVII века, как элементаризм, редукционизм, антиэволюционизм, всеобщий детерминизм. Следующая стадия – неклассическая в историческом познании мира связана с переходом от аналитической стадии научного познания к синтетической в конце ХΙХ–начале ХХ века. Преимущественно это связано с переходом к квантово-релятивистской физике. Новая парадигма сформировалась к 20-м годам и просуществовала до 70-х годов ХХ века. Рекомендуется обратить внимание на такую особенность неклассической научной парадигмы как синтез наук, результатом чего явилось появление новых наук, находившихся на стыке двух известных. Рассмотрите новое понимание взаимоотношений между субъектом и объектом познания. Каким образом квантовая физика отразилась на формировании таких новых принципов как релятивизм и холизм? Современная философия признает, что процесс познания материального мира необыкновенно сложен, и наших знаний не достаточно для того, чтобы дать исчерпывающее определение материи как философской категории. Наука столкнулась в 20 веке с парадоксом относительности материального мира. Это произошло после того как были развенчаны мифы об абсолютности ее атрибутов, то есть тех характерных признаков, без которых материя как таковая не существует. Основными атрибутами материи являются пространство, время и движение. В настоящее время говорят о существовании трех форм пространства и времени: физического (обусловленного особенностями неживой материи), биологического (обусловленного особенностями живой материи) и социального (обусловленного особенностями социальной материи). А. Эйнштейн ввел понятие четырехмерного пространственно-временного континуума (трехмерное пространство и одно измерение времени). Континуум предполагает неразрывную взаимосвязь пространственной и временной координаты в нашем диалектическом мире. На основании открытий современной физики становится очевидным, что время и пространство не являются константами (постоянными величинами): они совершенно по-разному ведут себя на Земле и за ее пределами. Была установлена связь между временем, с одной стороны, и скоростью движения системы, с другой стороны. А также между пространством и гравитацией. В чем принципиальное отличие евклидовой и неевклидовой геометрии Лобачевского и Римана? Особенности биологического пространства и времени исследовалиЛ. Пастер, В. Вернадский. Согласно их работ, внутри живых организмов существуют «биологические часы» и биологическое пространство. Рекомендуется проанализировать основные причины дисимметрии биологического пространства, а также факторы, способствующие ускорению и замедлению биологических часов. Социальное пространство-время - это восприятие пространства и времени человеком, зависящее от уровня развития сознания общества. Необходимо проанализировать, как изменяются под влиянием научно-технического прогресса наши представления о пространстве, а также отношения между людьми внутри общества, которые также являются одной из составляющих социального пространства. Важно рассмотреть такой феномен как социальная пирамида, показать многообразие социальных пирамид и проанализировать причины их формирования. Социальное время еще более тесно связано с уровнем научно-технического прогресса, формируя темп жизни общества, а также представления об исторических периодах и эпохах. Примером социального (или исторического) времени является разнообразие способов летоисчисления. Необходимо обратить внимание на тесную взаимосвязь всех форм пространства-времени. Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии. Вопросы для самопроверки: 1. Кто впервые использовал понятие «научная парадигма»? 2. Какое значение имеет понятие «научная парадигма»? 3. Назовите причины формирования классической научной парадигмы. 4. Кто из философов и ученых сделал вклад в формирование классической научной парадигмы? 5. Укажите основные принципы классической научной парадигмы. 6. Почему принято называть классическую парадигму аналитической? 7. Какие вы видите достоинства и недостатки классической научной парадигмы. 8. Назовите причины формирования неклассической научной парадигмы. 9. В какой период времени происходило формирование неклассической научной парадигмы? 10. Почему принято называть неклассическую парадигму синтетической? 11. Укажите основные принципы неклассической научной парадигмы. 12. Как Вы понимаете такой принцип как механицизм? 13. Как Вы понимаете такой принцип как элементаризм? 14. Как Вы понимаете такой принцип как редукционизм? 15. Как Вы понимаете такой принцип как антиэволюционизм? 16. Как Вы понимаете такой принцип как релятивизм? 17. Как Вы понимаете такой принцип как холизм? 18. Как решается в неклассической науке проблема соотношения субъекта и объекта познания? 19. Что влияет на пространство и время в неживой материи? 20. В чем отличие евклидовой и неевклидовой геометрии Лобачевского? 21. Объясните понятие «пространственно-временной континуум». 22. Объясните такую особенность биологического пространства как дисимметрия? Каковы основные причины этой дисимметрии? 23. Дайте определение «биологических часов». 24. Укажите особенности и проанализируйте особенности социального пространства. 25. Укажите особенности и проанализируйте особенности социального времени. 26. Покажите взаимосвязь социального пространства-времени с уровнем развития цивилизации и уровнем развития сознания общества. 27. Как взаимосвязаны между собой социальное и биологическое время? Можно ли говорить о конфликте социального и биологического времени на современном этапе, и каковы его последствия для человека? Практическое занятие № 10.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.007 с.) |