Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт общественных наук и международных отношений↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Институт общественных наук и международных отношений Кафедра «Политология и международные отношения»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Философия и методология Исследовательской деятельности» для студентов всех специальностей и форм обучения
Севастополь – 2019 Методические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Философия и методология исследовательской деятельности» для магистров всех специальностей и форм обучения [Электронный ресурс]. / Составитель Н. С. Жиртуева. – 2019. – 27 с. – URL: https://zhirtueva.ru/umm_FMID.html Целью методических указаний является оказание помощи магистрам всех специальностей и направлений в подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Философия и методология исследовательской деятельности», в результате изучения которой магистры формируют целостное представление о феномене науки, основных этапах философского осмысления науки, приобретают знания о методологии научного познания и практические навыки исследовательской деятельности.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Политология и международные отношения», протокол № 1 от 30.08.2019 г.
Рецензент: доктор философских наук, профессор Миронов А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание учебной дисциплины по темам……………………………………4 Темы семинарских занятий и методические указания к их подготовке ……………………………………...7 Рекомендованная литература и интернет-ресурсы……………………………21 1. Содержание учебной дисциплины по темам Раздел 1. Наука как предмет философского анализа. Тема 1. Философия и ее основные проблемы. Лекционное занятие № 1. Философия как тип мировоззрения (2 часа). Философия в системе человеческой культуры. Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного. Философия как теоретическое мировоззрение. Проблемное поле философии и структура философского знания. Определение знания. Соотношение знания и информации. Классификация форм знания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественно-образное, личностное. Практические занятия № 1-2. Философские категории (4 часа). Значение философского категориального аппарата. Диалектическая взаимосвязь категорий. Категории определения. Определение категорий «единичное», «общее» и «всеобщее». Определение категорий «явление» и «сущность». Определение категорий «форма» и «содержание». Анализ смыслового содержания категорий на конкретных примерах. Категории причинности. Определение категорий «причина» и «следствие». Закон причинно-следственных связей. Определение категорий «случайность» и «необходимость». Определение категорий «возможность» и «действительность». Анализ смыслового содержания категорий на конкретных примерах. Категории целостности. Определение категорий «часть» и «целое». Дайте определение категорий «элемент» и «система». Концепции холизма и системности. Анализ смыслового содержания категорий на конкретных примерах. Лекционное занятие № 2-3. Основные положения современной гносеологии (4 часа). Гносеология как наука о познании. Цель познания. Возможности и границы познания. Гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм. Субъект и объект познания. Основные принципы современной гносеологии. Типы познания. Чувственное познание: преимущества и недостатки. Рациональное познание: преимущества и недостатки. Особенность интуитивного познания. Цель мистического познания. Взаимосвязь типов познания. Раздел 2. Закономерности исторического развития науки. Раздел 3. Методология современного научного исследования Практические занятия № 1-2. Философские и научные категории. План 1. Категории определения (единичное, общее и всеобщее, явление и сущность, форма и содержание). 2. Категории причинности (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность). 3. Категории целостности (часть и целое, элемент и система, система и структура). Практическое занятие № 3-4. План 1. История возникновения науки. 2. Особенности науки как системы знаний. 3. Структура науки. 4. Классификация науки. Различие и сходство наук о природе и наук о человеке. 5. Наука как социальный институт. 6. Теория истины. Истина и заблуждение. 7. Проблема критериев научного и ненаучного знания в философии. Цель практического занятия: дать определение науки, указать ее особенности как системы знаний, охарактеризовать основные этапы ее развития, проанализировать структуру науки, дать классификацию науки, проанализировать науку как социальный институт, рассмотреть критерии научного и ненаучного знания. Методические рекомендации Наука как феномен культуры имеет свою историю возникновения и развития. Ее истоки надо искать в культуре и философии Древней Греции. Необходимо рассмотреть причины возникновения науки, ее функции, проанализировать особенности научного мировоззрения, и его отличия от мифологического, религиозного и философского типов мировоззрений. В отличие от донаучного знания, наука, во-первых, возникает на этапе истории человечества, когда происходят разделение труда и отделение умственного труда от физического. Во-вторых, наука предусматривает выделение особой группы людей, которые специализируются на умственном труде. В-третьих, наука формирует особые методы и средства познания, свой особый категориальный аппарат. Наука имеет определенные результаты познания, которые отражаются в идеях, проблемах, концепциях, теориях, научных гипотезах. Существуют три вида научных исследований000 (фундаментальные, теоретические, прикладные) и два уровня научного познания (эмпирический и теоретический), а также разнообразные научные методы. Рекомендуется указать основные этапы развития научного знания и дать краткую характеристику каждого из них. Более подробно необходимо остановиться на современном этапе развития науки, и рассмотреть науку как систему знаний и социальный институт. При рассмотрении науки как системы знаний следует показать взаимосвязь всех компонентов этой системы. Отдельно рекомендуется рассмотреть структуру науки как сложной системы, состоящей из несколько взаимосвязанных элементов. В различных источниках выделяют от трех до шести основных структурных элементов науки. Назовите известные Вам классификации наук, обратите внимание на многообразие подходов к классификации науки. Как можно объяснить такое разнообразие научного знания? Каким образом современные науки связаны друг с другом? В чем Вы видите принципиальное сходство и различие наук о природе и наук об обществе? Важно показать философские основания науки. Необходимо дать определение такого понятия как «научная картина мира». На современном этапе не существует исчерпывающего ответа на вопрос о сущности истины. Можно выделить несколько подходов к решению этой проблемы. Рекомендуется рассмотреть основные современные концепции теории истины, а также дать определение таких понятий как «абсолютная истина» и «относительная истина». Современная теория истины рассматривает истину как основной смысл познавательной деятельности человека. Этот процесс длится бесконечно, так как состоит из бесконечной цепи относительных истин, которые сменяют друг друга на пути к абсолютной истине. Человек в процессе достижения истины неизбежно сталкивается с ошибками и заблуждениями, а иногда и с прямой фальсификацией истины – обманом. Проблема критериев научного знания была рассмотрена в философии позитивизма, которая поставила цель провести демаркацию научного и ненаучного знания. Проанализируйте принципы, по которым принято разграничивать научное и ненаучное. Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии.
Вопросы для самопроверки: 1. Укажите этапы становления и развития науки. 2. Проанализируйте особенности научного мировоззрения, и покажите его отличия от мифологического, религиозного и философского типов мировоззрений. 3. Назовите функции науки. 4. Объясните, как наука связана с философией. 5. Почему наука является системой знаний? 6. Укажите структурные элементы науки. 7. Какие Вы знаете классификации науки? 8. Существует ли сходство и различие наук о природе и наук об обществе? 9. Дайте характеристику науки как социального института. 10. Дайте определение понятий «истина» и «заблуждение». 11. Дайте характеристику современных концепций истины. 12. Дайте определение понятий «абсолютная истина» и «относительная истина». 13. Охарактеризуйте проблему критериев научного знания. 14. По каким принципам принято разграничивать научное и ненаучное знание?
Практические занятия № 5-6. Методы научного познания План 1. Определение метода и методологии. 2. Философские и общенаучные методы. 3. Методы эмпирического исследования. 4. Методы теоретического познания. 5. Значение предвидения для научно-исследовательской деятельности. Формы научного познания План 1. Проблема как форма научного познания. 2. Факт как форма научного познания. 3. Гипотеза как форма научного познания. 4. Теория как форма научного познания. 5. Концепция как форма научного познания. Практическое занятие № 8-9. План 1. Основные положения и принципы классической научной парадигмы. 2. Основные положения и принципы неклассической научной парадигмы. 3. Новое понимание пространственно-временной организации материи в неклассической науке. Особенности физического пространства-времени. 4. Особенности биологического и социального пространства-времени. Цель занятия: изучить причины формирования классической и неклассической научных парадигм, исследовать их основные принципы, а также осуществить сравнительную характеристику классической и неклассической научных парадигм. Методические рекомендации Каждая эпоха истории ставит определенные задачи перед человеком, определяя облик как самого человека, так и общества в целом. Соответственно, изменяется и научная парадигма, которая отражает произошедшие в обществе перемены. Парадигма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность представлений, фундаментальных концептуальных установок, представлений и терминов, характерных для определенного этапа развития науки, культуры, цивилизации в целом. Данные представления разделяются всем научным сообществом и консолидируют всех его представителей. Эпоха Нового времени (XVII – XIX вв.) ознаменовалась новым переворотом в мировоззрении человечества. Был совершен переход от теоцентризма к антропоцентризму («человек в центре»), что сделало проблемы человеческого бытия самыми важными для философии. Важнейшей для философских размышлений становится проблема познания. Не было ни одного философа, который бы не рассуждал на тему, что первично – разум или чувства, разум или вера? Рационализм становится ведущим направлением в гносеологии (наука о познании), сделав науку и разум самыми важными инструментами познания и оттеснив веру и мистическую интуицию на второй план. Своей вершины рационализм достигает в философии Рене Декарта, говорившего «Я мыслю, следовательно, я существую». Начавшаяся научно-техническая революция выдвинула на первое место естественные науки и математику. Особое место среди наук начинают играть механика, оптика и физика сред, повлиявшие на формирование классической научной парадигмы, которую часто называют также аналитической. Основные положения новой парадигмы рекомендуется рассмотреть на примере учений Р. Декарта и И. Ньютона. Особенностью нового мировоззрения становится механицизм, который представляет мир и человека как сложную машину. Рекомендуется обратить внимание на механицизм и дуализм Декарта, на классическую механику И. Ньютона, а также на такие особенности научной парадигмы XVII века, как элементаризм, редукционизм, антиэволюционизм, всеобщий детерминизм. Следующая стадия – неклассическая в историческом познании мира связана с переходом от аналитической стадии научного познания к синтетической в конце ХΙХ–начале ХХ века. Преимущественно это связано с переходом к квантово-релятивистской физике. Новая парадигма сформировалась к 20-м годам и просуществовала до 70-х годов ХХ века. Рекомендуется обратить внимание на такую особенность неклассической научной парадигмы как синтез наук, результатом чего явилось появление новых наук, находившихся на стыке двух известных. Рассмотрите новое понимание взаимоотношений между субъектом и объектом познания. Каким образом квантовая физика отразилась на формировании таких новых принципов как релятивизм и холизм? Современная философия признает, что процесс познания материального мира необыкновенно сложен, и наших знаний не достаточно для того, чтобы дать исчерпывающее определение материи как философской категории. Наука столкнулась в 20 веке с парадоксом относительности материального мира. Это произошло после того как были развенчаны мифы об абсолютности ее атрибутов, то есть тех характерных признаков, без которых материя как таковая не существует. Основными атрибутами материи являются пространство, время и движение. В настоящее время говорят о существовании трех форм пространства и времени: физического (обусловленного особенностями неживой материи), биологического (обусловленного особенностями живой материи) и социального (обусловленного особенностями социальной материи). А. Эйнштейн ввел понятие четырехмерного пространственно-временного континуума (трехмерное пространство и одно измерение времени). Континуум предполагает неразрывную взаимосвязь пространственной и временной координаты в нашем диалектическом мире. На основании открытий современной физики становится очевидным, что время и пространство не являются константами (постоянными величинами): они совершенно по-разному ведут себя на Земле и за ее пределами. Была установлена связь между временем, с одной стороны, и скоростью движения системы, с другой стороны. А также между пространством и гравитацией. В чем принципиальное отличие евклидовой и неевклидовой геометрии Лобачевского и Римана? Особенности биологического пространства и времени исследовалиЛ. Пастер, В. Вернадский. Согласно их работ, внутри живых организмов существуют «биологические часы» и биологическое пространство. Рекомендуется проанализировать основные причины дисимметрии биологического пространства, а также факторы, способствующие ускорению и замедлению биологических часов. Социальное пространство-время - это восприятие пространства и времени человеком, зависящее от уровня развития сознания общества. Необходимо проанализировать, как изменяются под влиянием научно-технического прогресса наши представления о пространстве, а также отношения между людьми внутри общества, которые также являются одной из составляющих социального пространства. Важно рассмотреть такой феномен как социальная пирамида, показать многообразие социальных пирамид и проанализировать причины их формирования. Социальное время еще более тесно связано с уровнем научно-технического прогресса, формируя темп жизни общества, а также представления об исторических периодах и эпохах. Примером социального (или исторического) времени является разнообразие способов летоисчисления. Необходимо обратить внимание на тесную взаимосвязь всех форм пространства-времени. Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии. Вопросы для самопроверки: 1. Кто впервые использовал понятие «научная парадигма»? 2. Какое значение имеет понятие «научная парадигма»? 3. Назовите причины формирования классической научной парадигмы. 4. Кто из философов и ученых сделал вклад в формирование классической научной парадигмы? 5. Укажите основные принципы классической научной парадигмы. 6. Почему принято называть классическую парадигму аналитической? 7. Какие вы видите достоинства и недостатки классической научной парадигмы. 8. Назовите причины формирования неклассической научной парадигмы. 9. В какой период времени происходило формирование неклассической научной парадигмы? 10. Почему принято называть неклассическую парадигму синтетической? 11. Укажите основные принципы неклассической научной парадигмы. 12. Как Вы понимаете такой принцип как механицизм? 13. Как Вы понимаете такой принцип как элементаризм? 14. Как Вы понимаете такой принцип как редукционизм? 15. Как Вы понимаете такой принцип как антиэволюционизм? 16. Как Вы понимаете такой принцип как релятивизм? 17. Как Вы понимаете такой принцип как холизм? 18. Как решается в неклассической науке проблема соотношения субъекта и объекта познания? 19. Что влияет на пространство и время в неживой материи? 20. В чем отличие евклидовой и неевклидовой геометрии Лобачевского? 21. Объясните понятие «пространственно-временной континуум». 22. Объясните такую особенность биологического пространства как дисимметрия? Каковы основные причины этой дисимметрии? 23. Дайте определение «биологических часов». 24. Укажите особенности и проанализируйте особенности социального пространства. 25. Укажите особенности и проанализируйте особенности социального времени. 26. Покажите взаимосвязь социального пространства-времени с уровнем развития цивилизации и уровнем развития сознания общества. 27. Как взаимосвязаны между собой социальное и биологическое время? Можно ли говорить о конфликте социального и биологического времени на современном этапе, и каковы его последствия для человека? Практическое занятие № 10. План 1. Основные принципы постнеклассической (интегральной) научной парадигмы. 2. Теоретизация и математизация современной науки. Роль новейших информационных технологий в современной науке. 3. Возрастание роли гуманитарных наук. Модернизация философских оснований науки. 4. Роль синергетики в постнеклассической картине мира. Цель занятия: проанализировать основные принципы постнеклассической научной парадигмы, значение современных технологий в исследовательской деятельности, показать роль философии и гуманитарных наук в современной науке. Методические рекомендации Начиная с 70-х годов ХХ века, происходят существенные изменения научной парадигмы, которую на современном этапе принято называть постнеклассической или интегральной. В дальнейшем она будет углубляться по мере того, как малый синтез двух трех смежных дисциплин будет дополняться масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований. Важную интегрирующую роль играют в современной науке такие общенаучные методы исследования как математизация научного знания, системный и эволюционно-синергетический подходы. В течение занятия рекомендуется выделить и проанализировать основные принципы новой научной парадигмы. Прежде всего, следует обратить внимание на то, как трансформируется объект исследования и идеал объективности, как решается проблема преодоления разрыва объекта и субъекта познания. Необходимо проанализировать такие принципы современной парадигмы как отказ от редукции и логоцентризма. Существует ли связь между отказом от редукции и концепцией холизма? Почему все более доверия вызывают не только чувственное, рациональное, но также интуитивное познание? Уделите внимание такому важному принципу как глобальный эволюционизм. Предлагается подумать, почему внимание науки обращено на исторически развивающиеся, открытые и саморазвивающиеся системы. Обратите внимание на процессы теоретизации и математизации современной науки, изменение идеалов и норм описания. Раскройте философский смысл теорем Гёделя и Тарского. Проанализируйте, как меняется характер научной деятельности в связи с революцией в средствах сохранения и получения знаний, а также, какую роль играют новейшие информационные технологии в современной науке. Рекомендуется рассмотреть причины возрастания роли гуманитарных наук и человеческого фактора в современной научно-исследовательской деятельности. Проанализируйте причины модернизации философских оснований науки. В чем, с Вашей точки зрения, заключается роль философии в современной науке? Особое внимание необходимо уделить положениям синергетики, которая разработала новое представление об устройстве миропорядка, о роли в нем хаоса и порядка, случайного и необходимого. Покажите, какое значение в современной парадигме играет синергетика. В ходе проведения практического занятия необходимо провести сравнительный анализ постнеклассической с классической и неклассической парадигмами. Какими Вы видите перспективы развития современной науки? Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии. Вопросы для самопроверки: 1. В какой период времени происходило формирование постнеклассической научной парадигмы? 2. Почему принято называть постнеклассическую парадигму интегральной? 3. Назовите основные принципы постнеклассической научной парадигмы. 4. Проведите сравнительный анализ классической, неклассической и постнеклассической научных парадигм. 5. Что является объектом исследования в постнеклассической науке? 6. Почему в центре внимания современной науки открытые и саморазвивающиеся (исторически развивающиеся) системы? 7. Каким образом в современной науке решается проблема преодоления разрыва объекта и субъекта познания? 8. Проанализируйте такой принцип современной научной парадигмы как отказ от редукции. 9. Как Вы понимаете такой принцип как глобальный эволюционизм? Почему он играет важную роль в современной науке? 10. Проанализируйте такой принцип современной научной парадигмы как отказ от логоцентризма. 11. Укажите причины теоретизации и математизации современной науки, 12. Какая, с Вашей точки зрения, роль новейших информационных технологий в современной науке? 13. Проанализируйте причины возрастания роли гуманитарных наук и человеческого фактора в современной научно-исследовательской деятельности. 14. Почему происходит модернизация философских оснований науки, и каким образом философия может повлиять на современную науку? 15. Какую роль в постнеклассической науке играет синергетика? 16. Как соотносятся в постнеклассической науке хаос и порядок, случайность и необходимость? 17. Покажите принципиальные отличия постнеклассической, классической и неклассической научных парадигм. 18. Какими Вы видите перспективы развития современной науки? Практическое занятие № 11. План 1. Проблема роста научных знаний (К. Поппер). 2. Методология НИ-программ (И. Лакатос). 3. Историческая динамика научных знаний (Т. Кун). 4. Эволюция матрицы понимания (С. Тулмин). Цель практического занятия: проанализировать основные концепции современной постпозитивистской философии науки, дать сравнительную характеристику позитивистской и постпозитивистской концепций научного знания. Методические рекомендации Становление философии науки связывают с философией позитивизма, которая прошла несколько этапов в своем развитии. Современная философия науки в 70-е годы ХХ века преимущественно развивается в рамках постпозитивизма. Все современные философские концепции науки, в той или иной степени отталкиваются от позитивистской модели, но, как правило, ее критикуют. Философия постпозитивизма рассматривает следующие проблемы: как возникает новая теория? Как она добивается признания, и какие существуют критерии выбора конкурирующих теорий? Как развивается система научных знаний? В настоящее время происходит смещение внимания от проблемы структуры научного знания к проблеме роста научного знания. Постпозитивизм отказывается от дихотомии эмпирического и теоретического знания, факта и теории. Говорится даже о теоретической нагруженности фактов, показывается, что для установления фактов всегда необходима конкретная теория. Факты, установленные на основе одной теории, могут отличаться от фактов, установленных на основе другой теории. Вот почему смена теории может привести и к смене фактического базиса науки. Любое научное знание, согласно К. Поппера как основоположника «критического рационализма», носит гипотетический, или предположительный характер. Философ полагал, что индуктивным методам уже нет места в науке. Важно проанализировать такие принципы как фаллибилизм и фальсификационизм. Идеи К. Поппера получили развитие в учении И. Лакатоса. Рекомендуется проанализировать его методологию НИ-программ, дать определение понятий «жесткое ядро» и «предохранительный пояс». Важно то, что, желая проследить развитие научного знания, постпозитивизм, в отличие от позитивизма, обратился к истории возникновения и смены научных теорий и парадигм. Возникла тенденция к историзации философии науки. Одной из центральных проблем стало соотношение философии науки и истории науки. Особый интерес в этом отношении представляют исследования Т. Куна и С. Тулмина. Проанализируйте учение Т. Куна об исторической динамике научных знаний и смене научных парадигм, а также эволюцию матрицы понимания С. Тулмина. Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии.
Вопросы для самопроверки: 1. Покажите значение философии постпозитивизма для философского осмысления сущности науки. 2. Почему представители постпозитивизма отказались от дихотомии эмпирического и теоретического знания, факта и теории? 3. Почему представители постпозитивизма обратились к истории науки? 4. Проанализируйте основные принципы философии науки К. Поппера. 5. Как Вы понимаете принцип фальсификационизма? 6. Как Вы понимаете принцип фаллибилизма? 7. Как решается проблема роста научных знаний в философии К. Поппера? 8. Дайте характеристику и проанализируйте методологию научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 9. Как соотносятся «жесткое ядро» и «предохранительный пояс» в методологии И. Лакатоса? 10. Дайте характеристику и проанализируйте историческую динамику научных знаний Т. Куна. 11. Дайте характеристику и проанализируйте эволюцию матрицы понимания С. Тулмина. План 1. Цель и задачи, объект и предмет научного исследования. 2. Принципы научного исследования. 3. Основные этапы научного исследования. 4. Значение прогнозирования и планирования для научно-исследовательской деятельности. 5. Виды научных исследований.
Практическое занятие № 14. Документальное оформление результатов исследований. План 1. Современные требования к научным исследованиям. 2. Разнообразие документального оформления научной работы (тезисы, статья, автореферат, диссертация). 3. Техническое оформление работы.
Информационные ресурсы
1. http://philosophy.ru – философский портал России, а также «Античная философия». 2. http://intencia.ru – сайт «Все про философию». 3. http://window.edu.ru – портал «Единое око доступа к информационным ресурсам». В разделе "Библиотеки" – полнотекстовые версии учебников, методических пособий, тексты лекций по философии. 4. http://psylib.org.ua - сайт «Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры» 5. https://zhirtueva.ru – сайт доктора философских наук Жиртуевой Н. С.
Дополнительная литература 1. Крянев Ю.В., Моторина Л.Е. История и философия науки (Философия науки). – М: Альфа-М, ИНФРА-М, 2011. – 416 с. 2. Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. История и философия науки. – М: Флинта, 2011. – 472 с. 3. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов и магистрантов./ под ред. А. И. Зеленкова. – Минск: ГИУСТ, 2011. – 479 с. 4. История и философия науки: пособие для аспирантов / под реда. А. С. Мамзина. – М.: Питер, 2008. – 304 с. 5. Штанько В.И. Философия и методология науки: учеб. пособие. – Харьков: ХНУРЭ, 2003. – 292 с. 6. Краткая философская энциклопедия. – М. 1994. 7. Будко В. В. Философия науки: учебное пособие / В. В. Будко. - Харьков: Консум, 2005. - 268 c. 8. Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки: итоги ХХ столетия: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, а также для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Философия" / В. А. Канке. - М.: Логос, 2000. - 320 с. 9. Бессонов, Борис Николаевич. История и философия науки: учебное пособие для магистров / Б. Н. Бессонов. - Москва: Юрайт, 2014. - 394 с.; 20 см. - (Магистр). 10. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической эволюции. – М.: Издательство ACT, ЛЮКС,2004. 11. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. / А. П. Дубров, В. Н. Пушкин. – М.: Соваминко, 1989. – 280 с. 12. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие./ Вячеслав михайлович Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. – 475 с. 13. Современная западная философия: Словарь. / [сост. Малахов В. С., Филатов В.П.]. - М.: Политиздат, 1991. – 414 с. 14. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. 15. Великие мыслители о великих вопросах: Современная западная философия. / [пер. с англ. К. Савельева]. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 400 с. 16. Капра Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. – http:// akamar.narod.ru 17. Жиртуева Н. С. Мистический феномен в философии, естественных науках и богословии ХХ - ХХІ вв. // Философия и культура. — 2015. – № 3. - С. 364-374. 18. Жиртуева Н. С. Постнеклассическая наука и философско-мистическая картина мира // Вопросы философии. — 2018. – № 8. – С. 77-85.
Институт общественных наук и международных отношений
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.012 с.) |