Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель практического занятия: дать определение основных философских и научных категорий (понятий), показать их значение в научном познании.

Поиск

Методические рекомендации

Человек часто не замечает, насколько большое значение играют в его жизни слова. Каждое из них наделяется тем или иным смыслом, становится определенным понятием.

Понятие – логически оформленная мысль о предмете, идея предмета.

Категория (от греч. «высказывание, признак») – предельно общее понятие.

Философия как наука направлена на формирование наиболее общих представлений о мире и человеке. Поэтому во все времена своего существования философия опирается на категории и постоянно совершенствует, дополняет свой категориальный аппарат.

Философские категории можно условно разделить на несколько групп. Семинар посвящен рассмотрению категорий определения, причинности и целостности. Все категории связано между собой парно, поскольку наш материальный мир состоит из противоположностей. Внутри каждой пары категории тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, подобно даосских инь и ян. Помимо этого существуют взаимосвязи между отдельными парами категорий.

Рекомендуется каждую категорию рассматривать на конкретном примере.

Пример:

Каждый объект окружающего мира может быть назван явлением - то, что существует наяву, может быть зафиксировано нашими органами чувств. Явлением можно считать обычную ручку, которой мы пишем в тетради.

Но каждое явление имеет сущность – смысл существования данного явления, его предназначение. Сущность ручки – писать.

Обычно люди фиксируют явление, то есть то, что на виду, явно. Сущность всегда глубинна, скрыта. Если явление можно зафиксировать органами чувств, то познание сущности сопряжено с деятельностью разума, процессом мышления, что требует от человека дополнительных усилий.

Каждое явление имеет помимо сущности форму и содержание.

Форма всегда определяется внешними признаками явления, его цветом, материалом, параметрами. Например, ручка может быть деревянной, резной, покрытой бесцветным лаком, длиной 15 см. и т.д.

Содержание – то, что наполняет форму. Ручка может содержать черную пасту, быть гелевой или чернильной.

Многие допускают ошибку, отождествляя содержание и сущность. Однако понятно, что категория «сущность» более глубинна, чем «содержание».

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии.

Вопросы для самопроверки:

1. Какую роль в науке играют категории?

2. Дайте определение категорий «единичное», «общее» и «всеобщее», покажите их взаимосвязь.

3. Дайте определение категорий «явление» и «сущность», покажите их диалектическую взаимосвязь.

4. Дайте определение категорий «форма» и «содержание», покажите их диалектическую взаимосвязь.

5. Дайте определение категорий «причина» и «следствие», покажите их диалектическую взаимосвязь.

6. Дайте определение категорий «случайность» и «необходимость», покажите их диалектическую взаимосвязь.

7. Дайте определение категорий «возможность» и «действительность», покажите их диалектическую взаимосвязь.

8. Дайте определение категорий «часть» и «целое», покажите их диалектическую взаимосвязь.

9. Дайте определение категорий «элемент» и «система», покажите их диалектическую взаимосвязь.

10. В чем сущность современной концепции холизма?

Практическое занятие № 3-4.

Особенности научного типа мировоззрения.

План

1. История возникновения науки.

2. Особенности науки как системы знаний.

3. Структура науки.

4. Классификация науки. Различие и сходство наук о природе и наук о человеке.

5. Наука как социальный институт.

6. Теория истины. Истина и заблуждение.

7. Проблема критериев научного и ненаучного знания в философии.

Тема практического занятия относится к первому разделу программы «Наука как предмет философского анализа».

Цель практического занятия: дать определение науки, указать ее особенности как системы знаний, охарактеризовать основные этапы ее развития, проанализировать структуру науки, дать классификацию науки, проанализировать науку как социальный институт, рассмотреть критерии научного и ненаучного знания.

Методические рекомендации

Наука как феномен культуры имеет свою историю возникновения и развития. Ее истоки надо искать в культуре и философии Древней Греции. Необходимо рассмотреть причины возникновения науки, ее функции, проанализировать особенности научного мировоззрения, и его отличия от мифологического, религиозного и философского типов мировоззрений.

В отличие от донаучного знания, наука, во-первых, возникает на этапе истории человечества, когда происходят разделение труда и отделение умственного труда от физического. Во-вторых, наука предусматривает выделение особой группы людей, которые специализируются на умственном труде. В-третьих, наука формирует особые методы и средства познания, свой особый категориальный аппарат. Наука имеет определенные результаты познания, которые отражаются в идеях, проблемах, концепциях, теориях, научных гипотезах. Существуют три вида научных исследований000 (фундаментальные, теоретические, прикладные) и два уровня научного познания (эмпирический и теоретический), а также разнообразные научные методы.

Рекомендуется указать основные этапы развития научного знания и дать краткую характеристику каждого из них. Более подробно необходимо остановиться на современном этапе развития науки, и рассмотреть науку как систему знаний и социальный институт. При рассмотрении науки как системы знаний следует показать взаимосвязь всех компонентов этой системы.

Отдельно рекомендуется рассмотреть структуру науки как сложной системы, состоящей из несколько взаимосвязанных элементов. В различных источниках выделяют от трех до шести основных структурных элементов науки. Назовите известные Вам классификации наук, обратите внимание на многообразие подходов к классификации науки. Как можно объяснить такое разнообразие научного знания? Каким образом современные науки связаны друг с другом? В чем Вы видите принципиальное сходство и различие наук о природе и наук об обществе?

Важно показать философские основания науки. Необходимо дать определение такого понятия как «научная картина мира».

На современном этапе не существует исчерпывающего ответа на вопрос о сущности истины. Можно выделить несколько подходов к решению этой проблемы. Рекомендуется рассмотреть основные современные концепции теории истины, а также дать определение таких понятий как «абсолютная истина» и «относительная истина». Современная теория истины рассматривает истину как основной смысл познавательной деятельности человека. Этот процесс длится бесконечно, так как состоит из бесконечной цепи относительных истин, которые сменяют друг друга на пути к абсолютной истине. Человек в процессе достижения истины неизбежно сталкивается с ошибками и заблуждениями, а иногда и с прямой фальсификацией истины – обманом.

Проблема критериев научного знания была рассмотрена в философии позитивизма, которая поставила цель провести демаркацию научного и ненаучного знания. Проанализируйте принципы, по которым принято разграничивать научное и ненаучное.

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Укажите этапы становления и развития науки.

2. Проанализируйте особенности научного мировоззрения, и покажите его отличия от мифологического, религиозного и философского типов мировоззрений.

3. Назовите функции науки.

4. Объясните, как наука связана с философией.

5. Почему наука является системой знаний?

6. Укажите структурные элементы науки.

7. Какие Вы знаете классификации науки?

8. Существует ли сходство и различие наук о природе и наук об обществе?

9. Дайте характеристику науки как социального института.

10. Дайте определение понятий «истина» и «заблуждение».

11. Дайте характеристику современных концепций истины.

12. Дайте определение понятий «абсолютная истина» и «относительная истина».

13. Охарактеризуйте проблему критериев научного знания.

14. По каким принципам принято разграничивать научное и ненаучное знание?

 

Практические занятия № 5-6.

Методы научного познания

План

1. Определение метода и методологии.

2. Философские и общенаучные методы.

3. Методы эмпирического исследования.

4. Методы теоретического познания.

5. Значение предвидения для научно-исследовательской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.009 с.)