Тема практического занятия относится к первому разделу программы «наука как предмет философского анализа». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема практического занятия относится к первому разделу программы «наука как предмет философского анализа».



Цель практического занятия: дать определение метода и методологии, проанализировать особенности общенаучных методов, эмпирических, теоретических.

Методические рекомендации

Проблема метода и методологии научного познания является одной из самых важнейших в философии науки. Выбор метода и методологии во многом определяет результат исследования. Как показывает история, методология тесно связана с научной парадигмой, которая определяет мировоззрение ученого. Зачастую смена научной парадигмы приводила к кардинальному пересмотру методологии и методов научного познания.

Рекомендуется дать классификацию основных методов научного исследования и рассмотреть на конкретных примерах особенности общенаучных, эмпирических и теоретических методов. Среди общенаучных методов необходимо уделить внимание методам анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделированию. Необходимо показать роль общенаучных методов в истории науки: когда и кем они были разработаны и введены в исследовательскую деятельность.

Среди эмпирических методов необходимо уделить внимание таким методам как наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Необходимо показать роль эмпирических методов в истории науки: когда и кем они были разработаны и введены в исследовательскую деятельность.

Рекомендуется рассмотреть возможности и ограничения каждого из видов эмпирического исследования – наблюдения, сравнения, измерения, эксперимента. Например, влияние на качество наблюдений гало-эффекта, ошибка контраста и первого впечатления, ориентация экспериментов на проверку уже сформированной теории, ране обнаруженных закономерностей и т.д.

Обратите внимание на важность методов описания, обработки, анализа и интерпретации полученных данных, содержательный анализ самих процедур измерения и корректность интерпретации результатов расчетов.

Среди теоретических методов необходимо уделить внимание абстрагированию, идеализации, мысленному эксперименту, системному подходу, гипотетически-дедуктивному и аксиоматическому методам. Необходимо показать роль теоретических методов в истории науки: когда и кем они были разработаны и введены в исследовательскую деятельность.

Важно проанализировать такой футурологический метод как предвидение и показать его значение для научно-исследовательской деятельности.

Сделайте личные выводы относительно вопросов, рассмотренных на практическом занятии.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение метода и покажите его значение в науке.

2.  Дайте определение методологии и покажите её значение в науке.

3. Покажите взаимосвязь методологии и научной парадигмы.

4. Назовите философские и общенаучные методы познания и дайте их характеристику.

5. Покажите роль философских и общенаучных методов в истории науки.

6. Покажите возможности и ограничения философских и общенаучных методов.

7. Назовите эмпирические методы познания и дайте их характеристику.

8. Покажите роль эмпирических методов в истории науки.

9. Покажите возможности и ограничения эмпирических методов.

10. Назовите теоретические методы познания и дайте их характеристику.

11. Покажите роль теоретических методов в истории науки.

12. Покажите возможности и ограничения теоретических методов.

13. Проанализируйте футурологический метод предвидения.

14. Какую роль в современной научно-исследовательской деятельности играет предвидение?

15. Покажите взаимосвязь всех методов исследования.

16. Какие из рассмотренных методов доминируют на современном этапе развития науки?

   Практическое занятие № 7.

Формы научного познания

План

1. Проблема как форма научного познания.

2. Факт как форма научного познания.

3. Гипотеза как форма научного познания.

4. Теория как форма научного познания.

5. Концепция как форма научного познания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.006 с.)