Исследования особенностей реабилитационной работы, проводимой с воспитанниками, в Омском специализированном училище закрытого типа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования особенностей реабилитационной работы, проводимой с воспитанниками, в Омском специализированном училище закрытого типа



Для того, чтобы получить представление о работе, проводимой с воспитанниками в стенах специализированного училища, нами был проведен анализ документов, беседа с социальным педагогом.

В ходе анализа плана работы педагога-психолога на 2017-2018 год нами было выявлено, что большая часть мероприятий посвящена профилактики употребления психоактивных веществ и алкоголя, адаптации воспитанников к училищу. Также стоит отметить, что в основном мероприятия проводятся в форме психологической беседы, занятие в форме тренинга используются в меньшей степени. Так из восемнадцати мероприятий, представленных в плане, форму тренинга имеют лишь четыре занятия.

Несмотря на то, что проведенные исследования выявили наличие проблем с самооценкой, коммуникативными умениями, волевой саморегуляцией воспитанников, мероприятия, направленные на работу с данными компонентами, фактически не отражены в плане работы. Так из восемнадцати мероприятий, указанных в плане, лишь одно имеет косвенную направленность на работу с самооценкой, два мероприятия направленны на работу с коммуникативными навыками. Мероприятия, косвенно или напрямую связанные с волевой саморегуляцией, представлены в большем количестве, в плане отражены: релаксационная психотерапия, занятие «управление стрессом», пескотерапия и арттерапия. Но все же данное количество мероприятий является недостаточным и обуславливает необходимость проведения дополнительных занятий по данным направлениям.

Также стоит отметить, что в училище не проводится диагностика жизнестойкости воспитанников. Отсутствует специальная учебная деятельности, в которой моделировались бы сложные условия социального взаимодействия, проигрывались сложные жизненные ситуации.

На основании перечисленных данных можно предположить, что в училище уделяется недостаточное внимание развитию ресурса жизнестойкости и связанных с ней компонентов, таких как самооценка, коммуникативные умения, волевая саморегуляция.

Однако, существенным плюсом училища в работе с воспитанниками, является оказание помощи несовершеннолетним в определении своих возможностей, исходя из интересов, склонностей и способностей.

Из беседы с социальным педагогом училища, мы выяснили, что на базе учебного учреждения функционируют спортивные секции, имеется бассейн и оборудованный спортивный и атлетический зал. Также благодаря работе секций и кружков воспитанники имеют возможность развития творческого потенциала. Данное образовательное учреждение предоставляет возможность несовершеннолетним не только в получении общего среднего образования, но и в получении специальности. В училище осуществляется подготовка по профессии слесарь механосборочных работ, токарь, фрезеровщик. Что является ресурсом и может способствовать положительной социальной адаптации несовершеннолетних.

Для выявления ресурсов воспитанников и для исследования степени использования ими возможностей, предоставляемых училищем, нами была разработана анкета и проведено анкетирование [Приложение 9].

Данная анкета позволила выявить предпочтение и перспективные жизненные планы воспитанников, а также степень их вовлеченности в деятельность, предоставляемую училищем.

В результате проведения анкетирования, нами было выявлено, что в основном перспективными жизненными планами у опрошенных воспитанников является закончить обучение и получить профессию. В качестве желаемой профессии многие воспитанники выделили те, подготовка по которым осуществляется в самом училище, однако, встречаются и другие направления, такие как: психолог, ветеринарный врач, сварщик, автомеханик, станочник, электрик и водитель. Также стоит отметить, что многие опрошенные воспитанники училища в качестве планов выделили прохождение обучения на получения водительского удостоверения.

Наличие у воспитанников перспективных жизненных панов позволяет сделать вывод об имеющемся у них позитивном стремлении. Что может быть использовано при работе с воспитанниками в качестве повышения их уровня мотивации.

Также воспитанники посещают как спортивные секции (легкая и тяжелая атлетика, хоккей, теннис, футбол, волейбол, плавание), так и творческие кружки (резьба по дереву, изготовление подделок). Что, несомненно, развивает личность воспитанников и является их ресурсом.

Однако, с другой стороны, данная деятельность не всегда является для воспитанников предпочитаемой. Не стоит забывать и о том, что зачастую включенность воспитанников в различные виды деятельности не является их внутренней потребностью, кроме того, они находится под постоянным контролем, образующим мотивацию этой деятельности.

Таким образом, работа училища, направленная на  изменение показателей по компонентам, выявленным нами как проблемными, является недостаточной. Что говорит о необходимости проведения с воспитанниками училища работы, направленной на повышение жизнестойкости, путём опоры на их личностный потенциал и возможности, предоставляемые училищем.

Выводы к главе 2

1. Проведенное нами исследование выявило, что жизнестойкость у большинства воспитанников специализированного училища не сформирована. Данный показатель свидетельствует тому, что воспитанники не в состоянии самостоятельно найти конструктивное решение в ситуационных и возрастных кризисных обстоятельствах, противостоять негативному влиянию среды.

2. В ходе дополнительного исследования выявилось, что у большей части опрошенных воспитанников имеются проблемы с компонентами жизнестойкости, такими как коммуникативные умения, самооценка и волевая саморегуляция.

3. Исходя из проведенного анализа документов, можно говорить о том, что в училище проводится недостаточное количество занятий, направленных на работу по выявленным нами проблемам.

Однако, существенным плюсом училища в работе с воспитанниками, является оказание помощи несовершеннолетним в определении своих возможностей, исходя из интересов, склонностей и способностей.

В связи, с чем возникает необходимость разработки программы, направленной на развитие жизнестойкости несовершеннолетних правонарушителей, путём работы с её основными компонентами, такими как самооценка, коммуникативные навыки, волевая саморегуляция. Что впоследствии способствует усилению личности несовершеннолетнего, развитию внутреннего контроля, выработки у несовершеннолетних более ответственного отношения к поступкам, позволит уменьшить риск возникновения рецидивов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.007 с.)