Личностные и возрастные особенности делинквентных подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностные и возрастные особенности делинквентных подростков



Несовершеннолетние правонарушители являются особой категорией и для построения эффективного процесса, направленного на повышение их личностного ресурса и перевоспитания, необходимо знать и учитывать их личностные особенности.

Так личности правонарушителя свойственна определенная совокупность черт, основой которых являются негативные свойства, образовавшиеся в результате смены образа жизни, социальных ролей и характера контактов с другими людьми. Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей следует подразделять на возрастные особенности, связанные с подростковым возрастом, и на те, которые непосредственно связанны с деформацией личности.       

В подростковом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено, что отражается на характере его действий и поступков. Вследствие чего, подросток стремится к проявлению самостоятельности, к собственной реализации, что в некоторых случаях является причиной, толкающей несовершеннолетнего на совершение асоциального поступка. Ввиду того, что подростковому возрасту свойственна низкая осознанность действий, доверчивость, инфантилизм, конформизм, высокая активность, несовершеннолетние достаточно легко склоняются к свершению преступления. Переходному возрасту также свойственна эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющихся в неоправданной резкости и повышенной конфликтности с окружающими [15, с. 115, 116].

По мнению А.Н. Фоминовой, в этом возрасте приобретается определённый стиль поведения, в зависимости от анализа переживаний подростка и их положительного или отрицательного подкрепления [49].

Одной из характерных особенностей, свойственной несовершеннолетним правонарушителям, по мнению А. Б. Гусейнова, является устойчивое отклонение в нравственной сфере, проявляющееся в отсутствии положительных установок. В связи с чем, делинквентным подросткам присуще отсутствие эмпатии, равнодушие к чувствам окружающих, неумение устанавливать эмоционально глубокие и стабильные взаимоотношения [14]

Нравственная деформация личности несовершеннолетних отражается и в эмоциональных особенностях. Так правонарушителям характерна эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная эффективность [14].

Кроме того, у личностей, склонных к противоправному поведению, прослеживается низкая выраженность волевой сферы. Что проявляется в их неумении контролировать себя, сдерживать проявление эмоциий, соизмерять желаемое с действительным. В связи с этим, следование антиобщественным формам поведения для них представляется более легким и удобным способом существования.

Будущее воспринимается делинквентам неясно, зачастую он живёт настоящим и у него отсутствуют чёткие жизненные планы. Также данные личности не испытывают рвения к знаниям и получению образования, они отвергаются сверстниками, не имеют навыков здорового общения. В тоже время, у них наблюдается высокое стремление к получению лёгкого удовольствия, затрачивая на это минимум усилий и труда. С чувством пустоты и скуки такие подростки справляются с помощью употребления психоактивных веществ [32].

Несовершеннолетним правонарушителям свойственно игнорирование ценностей, существующих в обществе, облегченное усвоение навыков асоциального поведения и общий социально-правовой нигилизм. Также им присуще эгоцентричность, уверенность в правильности своего поведения, его оправдание путём переноса ответственности за свои действия на окружающих. Нарушение правовых норм не только не вызывает у делинквента чувства вины, а наоборот, доставляет ему определенное удовольствие [5].

Как отмечает И.О Барыкин, несовершеннолетним правонарушителям свойственен высокий уровень уязвимости, связанный с низкой осознанностью действий, доверчивостью, сравнительной легкостью вовлечения их в противоправную деятельность [4].

А.И. Долговая выделяет два типа делинквентов, на основе насильственной и корыстной деформации личности.

При насильственном типе деформации личность позиционирует себя как справедливого, отзывчивого человека, стремящегося в любой ситуации прийти на помощь. Однако, обладая искаженным представлением о справедливости, такие люди стремятся к самоутверждению за счёт окружающих, применяя жестокость, одобряя применение силы к слабым, групповой эгоизм, не сомневаясь в правильности своих действий.

При корыстном типе деформации личность осознаёт неправильность своих поступков. Такой личности присуще нарушение ценностной сферы, индивидуальный эгоизм, скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запущенность. Однако, наличие у личности кого либо одного типа деформации встречается редко, чаще же эти два типа встречаются в комбинированном виде [16].

Иная классификация представлена в работах Г.М. Миньковского, где главным критерием классификации выступает степь выраженности преступной направленности, на основе чего им выделяются четыре группы делинквентов [40].

К первой группе относятся правонарушители с ярко выраженной преступной направленностью. Совершаемых деяниях, проявляют активность, зачастую являются организаторами преступлений. Такой личности свойственна жестокость, агрессивность, нацеленность на удовлетворение потребностей и получение легких удовольствий.

Ко второй группе правонарушителей следует отнести личности с отрицательной направленностью. Нарушение закона осуществляется ими спонтанно, не готовясь. Такой личности присуще пустое время провождения, пристрастие к психоактивным веществам.

К третьей группе правонарушителей относятся несовершеннолетние с неустойчивой личностной направленностью. Такие личности совершают преступления, прежде всего ради престижа или в результате подражания, а потом выражают раскаяние в своих действиях.

К четвертой группе относятся несовершеннолетние с положительной направленностью. В этом случаи преступления совершаются случайно, необдуманно, по причине неправильной оценки последствий данного поведения.

Таким образом, к числу характерных личностных особенностей несовершеннолетних, совершающих преступления, относятся деформации их нравственных и правовых ценностных ориентаций. Также выделяются и возрастные особенности несовершеннолетних правонарушителей, такие как: эмоциональная неустойчивость, конформизм, стремление к самоутверждению. Так как личностные особенности присущие несовершеннолетним правонарушителям зачастую свойственны людям, обладающим низким уровнем жизнестойкости, то можно предположить, что и они обладают сниженной жизнестойкостью. В связи, с чем следование антиобщественным формам поведения для подростков представляется более легким и удобным способом существования.

 

1.4. Особенности нахождения делинквентных подростков в учреждениях закрытого типа

 Для несовершеннолетних с проявлением черт отклоняющегося поведения, преступивших нормы морали и закона в нашей стране создано множество специализированных учреждений (воспитательно-трудовые колонии, училища, социально-реабилитационные центры и т.п.). Особое место в системе перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей занимают специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, к которым относятся специализированные профессиональные училища.

Данные учреждения предусмотрены для несовершеннолетних, совершивших общественно опасное деяние, в возрасте от 11-18 лет. Помещение несовершеннолетнего в данное учреждение регулируется ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.

Так как данные организации находятся в ведении органов образования, то помещение в них несовершеннолетнего является не карательной мерой, в отличии от воспитательно - исправительных учреждений (колоний), а принудительной воспитательно-профилактической мерой, не влекущей за собой судимости. В тоже время, помещаясь в учреждения закрытого типа несовершеннолетний решается возможности свободного перемещения и возможности самостоятельно покидать данное учреждение.

Важнейшей целью учреждений закрытого типа является перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей, путём вовлечения их в образовательную, творческую, спортивную и социальную деятельность.

   Для достижения этой цели в специализированных учреждениях реализуется система медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Данная система является комплексной и включает в себя следующие компоненты:

- медицинская деятельность, направленная на устранения и профилактику заболеваний;

   - режим;

   - воспитательная работа;

   - работа кружков и спортивных секций;

   - общественно полезный труд;

   - получение образования, допрофессиональная подготовка.

Данный комплекс мероприятий направлен на развитие у несовершеннолетних правонарушителей положительных привычек и навыков, а также на создания мотивов, которые бы способствовали исключению противоправного поведения. 

Однако, воспитанники учреждения осуществляют социально-одобряемую деятельность под внешним тотальным контролям и это не является их внутренний потребностью. А за время нахождения в закрытом учреждении воспитанники зачастую привыкают и к тому, что жизненно важные вопросы за них кто-то решает. Вследствие чего, выйдя за стены образовательного учреждения и оказавшись в прежней социальной среде, жизнь в которой привела их к совершению преступления, они зачастую оказываются не способными противостоять её негативному воздействию, принимать конструктивные решения и разрешать жизненные ситуации социально- приемлемым способом.

Поэтому существует необходимость в воспитании их самостоятельности, ответственного отношения к своей жизни и своим поступкам, а также в формировании у них готовности к проявлению жизнестойкость к различным негативным ситуациям повседневной жизни. 

Увеличение эффективности процесса перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, по мнению А. С. Максимова, возможно в результате актуализации и самореализации внутренних возможностей и личностного потенциала каждого подростка [37].

Также М. Э. Паатовой считает, что успешная постинтернатная социализация подростков, совершивших преступление, во многом зависит от формирования навыков жизнестойкости [43].  

Естественно, что условия пребывания и уровень ограничений несовершеннолетних в данных образовательных учреждениях гораздо мягче, по сравнению с условиями пребывания в воспитательно - исправительных учреждениях. Но всё же, нахождения несовершеннолетнего в условиях ограничения свободы, влияет на его личность и является для него трудной жизненной ситуацией.

Сам факт попадания несовершеннолетнего в закрытое учреждение является для него стрессовым и стигматизирующим. По причине того, что ситуация изоляции субъективно воспринимается несовершеннолетним как акт клеймения, в результате которого им приобретается статус преступника, вызывая у несовершеннолетнего чувство неполноценности.

Также ситуация изоляции вносит существенные изменения в привычный образ жизни несовершеннолетнего, посредством приобщения его к новым видам деятельности, таким как контролируемое обучение и участие в общественной жизни коллектива. Кроме того, несовершеннолетнему приходится соблюдать нормы и правила, которые до этого были для него несущественны. А их нарушения в данной ситуации, будет расцениваться, как нежелание исправляться и может повлечь за собой правовые последствия, вплоть до изменения срока выпуска из спецучреждения [23].

Одной из трудностей, нахождения в закрытых учреждениях является постоянная публичность и невозможность уединиться. Подростки вынуждены постоянно общаться друг с другом. Что вызывает острые конфликты и меняет поведенческую и мотивационную сферу подростка.

Следует отметить и то, что находясь в условиях социальной изоляции, несовершеннолетние приобщаются к специфической среде, которую составляют лица с различным уровнем педагогической запущенности и криминальной зараженности, вследствие чего в такой среде могут преобладать социально негативные нормы, ценности, традиции.

Таким образом, в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей особое внимание нужно уделять развитию личностного ресурса подростка, благодаря которому несовершеннолетний сможет противостоять негативному воздействию социальной среды. Также развитие жизнестойкости позволит несовершеннолетнему правонарушителю конструктивно справляться с переживаниями и стрессом, связанным с нахождениям в закрытом учреждении.

 

Выводы к главе 1

1. Делинквентное поведение является одной из наиболее опасных форм девиаций. Данное поведение определяется как противоправное поведение личности, отклоняющиеся от норм права и морали, угрожающие благополучию других людей и являющиеся уголовно наказуемым в крайних своих проявлениях. Данное поведение может выражаться как в форме мелких правонарушений, так и в форме преступных действий.

2. Несовершеннолетним правонарушителям, присуще определенные особенности, которые подразделяются на возрастные особенности, связанные с подростковым возрастом, и на те, которые непосредственно связанны с деформацией личности. Так как личностные особенности присущие несовершеннолетним правонарушителям зачастую свойственны людям, обладающим низким уровнем жизнестойкости, то можно предположить, что и они обладают сниженной жизнестойкостью. В связи, с чем следование антиобщественным формам поведения для подростков представляется более легким и удобным способом существования.

3. Жизнестойкость является интегральной личностной характеристикой, благодаря которой личность сопротивляться негативному воздействию среды, при этом, не только, преодолевая трудные жизненные ситуации, но и превращая их в ситуации личностного роста. Основными компонентами, способствующими развитию жизнестойкости выступает волевая соморегуляция личности, адекватная самооценка, а также развитые коммуникативные способности и умения. При высоком уровне жизнестойкости человек ощущает контроль за событиями  жизни, способен быть ответственным за свои поступки, строить эффективные социальные связи, осуществлять деятельность социально одобряемым путём. Высокий уровень жизнестойкости может являться ресурсом несовершеннолетнего правонарушителя, способствуя его эффективной социальной адаптации. В связи с этим использование ресурса жизнестойкости в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, является одним из необходимых компонентов в процессе их перевоспитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.015 с.)