Глава 2. Исследование жизнестойкости делинквентных подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Исследование жизнестойкости делинквентных подростков



Оценка уровня жизнестойкости и её компонентов у воспитанников Омского специализированного училища

Закрытого типа

В качестве одного из ресурсов, способствующих самостоятельности и ответственному отношению к своей жизни и поступкам несовершеннолетних правонарушителей, может выступать их жизнестойкость. По мнению С.В. Книжниковой, жизнестойкость стоит определять как интегральную личностную характеристику, благодаря которой личность сопротивляется негативному воздействию среды, при этом, не только, преодолевая трудные жизненные ситуации, но и превращая их в ситуации личностного роста. С. В. Книжникова утверждает, что, именно высокий уровень жизнестойкости позволяет личности сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития [20].

Американским психологом Сальвадором Мадди разработана методика выявления уровня жизнестойкости по трём компонентам [30]:

- устойчивого переживания своих действий и происходящих вокруг событий (вовлечённость);

- результатов личностного выбора и инициативы (контроль);

- наличия стимулов к усвоению новых стратегий поведения (принятие риска) [см. Приложение 1].

На основе методики разработанной С. Мадди нами было проведено исследование уровня жизнестойкости воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

Цель исследования: оценка уровня жизнестойкости и связанных с ней компонентов у воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

 

Задачи исследования:

1. Определить уровень развития жизнестойкости у воспитанников училища;

2. Исследовать компоненты, связанные с жизнестойкостью, такие как самооценка, коммуникативные умения, волевая саморегуляция у воспитанников училища;

3. Проанализировать проводимую в училище работу, направленную на развитие внутреннего ресурса воспитанников училища;

4. Выявить ресурсы воспитанников училища.

 

Выборка: 40 воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа в возрасте от 14 до 16 лет.

 

Метод: тест жизнестойкости Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова.

Используемый нами тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 году Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой [30].

В рамках применения данной методики выявляются три уровня жизнестойкости: низкий, средний и высокий. Высокие и средние показатели уровня развития всех компонентов жизнестойкости рассматриваются как ресурс несовершенного, показатели же ниже нормативных значений свидетельствуют о необходимости проведения комплексной работы.

При проведении исследования испытуемым было предложено ответить на вопросы теста. Общие результаты исследования приведены в таблице [см. Приложение 2].

Уровень общей жизнестойкости. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис.1 – Уровень общей жизнестойкости

  Таким образом, у большинства воспитанников училища (87,5%) жизнестойкость не сформирована. Данный показатель, свидетельствует тому, что воспитанники не в состоянии самостоятельно найти конструктивное решение в ситуационных и возрастных кризисных обстоятельствах, противостоять негативному влиянию среды.

Уровень компонента вовлеченности. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рис.2 – Уровень компонента вовлеченности

Таким образом, у респондентов преобладает низкий уровень по компоненту вовлеченности (75%). Средним и высоким уровнем обладают по 12,5% опрошенных. Это говорит о том, что большинство воспитанников мало интересуются происходящими событиями и с трудом включаются во взаимодействие с людьми. Они ощущают отверженность, отчужденность от окружающего мира. Стремятся отгородиться от разнообразных дел и контактов. Чувствуют неуверенность в себе и недоверие к миру.

Уровень компонента контроля. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рис.3 – Уровень компонента контроля

Таким образом, большинство опрошенных воспитанников обладают низким уровнем контроля (75%). То есть фактически все опрошенные воспитанники убеждены в том, что борьба с обстоятельствами не имеет смысла. Они не готовы самостоятельно принимать решения и следовать им, склонны «плыть по течению», чувствуют беспомощность перед возникающими сложностями, считают себя неспособными повлиять на ход происходящих с ними событий. Они не верят в успех своих усилий, неудачи и жизненные трудности пугают их.

Уровень компонента принятия риска. Результаты исследования представлены на рисунке 4.

Рис.4 – Уровень компонента принятия риска

Таким образом, у половины опрошенных уровень принятия риска находится ниже нормы. Следовательно, половина респондентов склонны сожалеть о неудачах и просчетах, не видят в них интересный опыт и знания на будущее. Они убеждены в том, что все, что с ними случается, не способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из жизненного опыта, не готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха.

Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что большинство опрошенных воспитанников училища обладают несформированной жизнестойкостью. Воспитанникам присуще чувство отверженности, беспомощности, подверженность отрицательному влиянию среды. Они нацелены на избегание трудностей, испытывают неуверенность в эффективности своих действий. Оказавшись в ситуации риска воспитанники зачастую преодолевают ее с негативными последствиями.

Опираясь на то, что основными компонентами жизнестойкости в концепции С.В. Книжниковой выступает ценностно-волевая регуляция поведения, самооценка, стрессоустойчивость, коммуникативные умения нами было проведено дополнительное исследование, направленное на выявление показателей по данным компонентам. Проведение дополнительного исследования продиктовано необходимостью определения  показателей по компонентам, от сформированности которых зависит развитие жизнестойкости [20].

Для исследования уровня самооценки воспитанников специализированного училища нами был использован тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва. Данная методика позволяет увидеть, как воспитанники училища воспринимают себя и оценивают свои возможности.

В рамках применения данной методики выявляются три уровня самооценки: низкий, средний и высокий. Наличие среднего уровня определяет адекватность самооценки, т.е. степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств. Такой уровень самооценки позволяет несовершеннолетнему строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому средний уровень является одним из показателей гармоничности личности. В свою очередь, высокий и низкий уровень самооценки является неблагоприятным для личностного развития.

Цель исследования: выявление проблем самооценки воспитанников специализированного училища закрытого типа.

Метод: тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва.

При проведении исследования испытуемым было предложено заполнить бланк методики [см. Приложение 3]. Общие результаты исследования приведены в таблице [см. Приложение 4].

В ходе проведения исследования у большинства опрошенных воспитанников училища был выявлен заниженный уровень самооценки (90%).

Уровень самооценки. Результаты исследования представлены на рисунке 5.

 

Рис.5 – Уровень самооценки

     Полученные данные позволяют говорить о том, что для большинства опрошенных воспитанников характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений. Также, заниженная самооценка приводит к выученной беспомощности, несовершеннолетний заранее опускает руки перед проблемами, так как считает себя неспособным противостоять трудностям. Воспитанники с низким уровнем самооценки болезненно воспринимают любую критику, считая её доказательством своей ущербности. Так как им не хватает уверенности в себе, то они легко подаются давлению, падки на лесть. Желая восстановить самоуважение, они зачастую приобщаются к девиантным группам, где получают одобрение, в котором им отказывает остальная часть общества. Также, у большинства опрошенных воспитанников отсутствует стремление к достижению, так как они заранее уверенны в неудаче. Они предпочитают работать над простыми задачи, так как только тогда уверены в своих силах.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования самооценки воспитанников, подтверждают низкие показатели по компоненту контроля. Вследствие, деструктивного развития этих компонентов, несовершеннолетним присуще неуверенность, беспомощность, они считают себя неспособными повлиять на ход происходящих с ними событий.

Следующим компонентом, связанным с жизнестойкостью, выступает коммуникативные умения. Для исследования коммуникативных умений воспитанников училища нами был использован тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

В рамках применения данной методики выявляются три способа общения: зависимый, компетентный, агрессивный. Компетентный вариант поведения является эталонным и соответствует уверенному, партнёрскому стилю. Зависимый и агрессивный способ рассматривается как деструктивный вариант коммуникативного поведения.

Цель исследования: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Метод: тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

При проведении исследования испытуемым было предложено заполнить бланк методики [см. Приложение 5]. Общие результаты исследования приведены в таблице [см. Приложение 6].

Способ коммуникации. Результаты исследования представлены на рисунке 6.

Рис. 6 – Способ коммуникации

В ходе проведения исследования у опрошенных воспитанников выявилось преобладание агрессивного (50%) и зависимого (40%) способа коммуникации. Полученные данные позволяют говорить о том, что при агрессивном способе воспитанникам присуще раздражительность, склонность к проявлению физической и вербальной агрессии, провокация собеседника на конфликт. А при зависимом способе коммуникации воспитанники подвержены риску стать объектом манипулирования, пассивны, не склоны к отстаиванию своей точке зрения.

Также в ходе исследования нами было выявлено, что у опрошенных воспитанников училище умения реагировать на критику, умение реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника, умение ответить отказом на чужую просьбу не сформировано, так как по данным блокам преобладает деструктивный способ коммуникации.

Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных навыков большинства опрошенных воспитанников. Это позволяет говорить о нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности воспитанников брать на себя ответственность.

Для исследования ценностно-волевой регуляции поведения воспитанников училища нами была использована методика диагностики волевой саморегуляции А.Г. Зверькова и Е.В. Эйдмана. Данная методика позволяет определить меру овладения собственным поведением у воспитанников училища в различных ситуациях.

Цель исследования: Определение сформированности способности сознательного управления действиями, состояниями и побуждениями у воспитанников специализированного училища.

Метод: методика диагностики волевой саморегуляции А.Г. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

При проведении исследования испытуемым было предложено заполнить бланк методики [см. Приложение 7]. Общие результаты исследования приведены в таблице [см. Приложение 8].

Результаты проведенного исследования показали, что у большинства опрошенных воспитанников училища (75%) саморегуляция поведения не сформирована. Что говорит о наличии у несовершеннолетних эмоциональной неустойчивости, импульсивности, неуверенности в себе, невысокой рефлексивности и нестабильности намерений.

Таким образом, в ходе проведенных исследований нами было выявлено, что у воспитанников специализированного училища не сформирована жизнестойкость. Также у несовершеннолетних присутствуют проблемы с её компонентами, такими как самооценка, коммуникативные навыки, волевая саморегуляция. Это говорит о необходимости проведения работы с воспитанниками, направленной на повышение уровня жизнестойкости путём использования возможностей предоставляемых училищем и ресурсов самих воспитанников. Что впоследствии способствует выработки у подростков ответственного отношения к своим поступкам и снизит возможность возникновения рецидивов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.021 с.)