Социальная программа развития жизнестойкости делинквентных подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная программа развития жизнестойкости делинквентных подростков



Социальная программа развития жизнестойкости делинквентных подростков

(на примере специализированного училища закрытого типа г.Омска)

 

 

Выполнил:

студентка группы ГОБ-401-О

Елина Наталья Александровна

____________________________

(подпись)

 

Научный руководитель:

к.пед.н., доцент

Гребенникова Наталья Борисовна

___________________________

(подпись)

 

Выпускная работа защищена

«__» ________________ 2018 г.

                                                                  Оценка____________________

 

 

Омск – 2018

Содержание

Введение  
Глава 1. Теоретические основы проблемы жизнестойкости делинквентных подростков  
1.1. Сущностные характеристики понятия жизнестойкости  
1.2. Характеристика делинквентного поведения  
 1.3. Личностные и возрастные особенности делинквентных подростков  
1.4. Особенности нахождения делинквентных подростков в учреждениях закрытого типа  
Выводы к главе 1  
Глава 2. Исследование жизнестойкости делинквентных подростков  
 2.1. Оценка уровня жизнестойкости и её компонентов у воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа  
 2.2. Исследование особенностей реабилитационной работы, проводимой с воспитанниками, в Омском специализированном училище закрытого типа  
Выводы к главе 2  
Глава 3. Социальная программа развития жизнестойкости воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа  
3.1. Концептуальные основы программы  
3.2. Содержание, формы и методы реализации программы  
2.3.  Кадровое обеспечение реализации программы  
Заключение  
Список использованных источников  
Словарь терминов  
Приложение 1. "Тест жизнестойкости С. Мадди" в адаптации    Леонтьева Д.А.  
Приложение 2. Результаты исследования жизнестойкости воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа   
Приложение 3. Тест-опросник С.В. Ковалева «Определение уровня самооценки»  
Приложение 4. Результаты исследования самооценки воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа  
Приложение 5. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона  (адаптация Ю.З. Гильбуха)  
Приложение 6. Результаты исследования коммуникативных умений воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа  
Приложение 7. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана  «Диагностика волевой саморегуляции»  
Приложение 8. Результаты исследования волевой саморегуляции воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа  
Приложение 9. Анкета для определения ресурсов воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа  
Приложение 10. Методические материалы программы  
Приложение 11. Индивидуальная карта воспитанника  

Введение

 

Делинквентное поведение несовершеннолетних было и остаётся одной из самых актуальных социально-правовых проблем российского общества. Несмотря на то, что государство предпринимает различные меры по профилактике правонарушений и наблюдается снижение подростковой преступности, но  всё же удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними, остаётся весьма велик.

Федеральная служба государственной статистики говорит о том, что за 2017 год в России было зарегистрировано 45 288 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что составляет 22,6 % от общего количества совершаемых преступлений. Стоит отметить и то, что уровень подростковой преступности снизился на 15,7% по сравнению с предыдущими периодами, так как в 2016 году было зарегистрировано 53 736 преступлений, совершенных несовершеннолетними [54].  

Однако другие факты следует трактовать как вызывающие беспокойство. Во-первых, при оценке динамики преступности несовершеннолетних необходимо учитывать сокращение численности данной демографической группы, а также высокую долю латентной преступности, не отраженной в официальной статистической информации. К негативным тенденциям стоит отнести вовлечение подростков в виды преступной деятельности, ранее для них нехарактерные: преступления в сфере компьютерной безопасности, валютного мошенничества, вымогательства, торговли оружием, наркотиками и т. д. Еще одна негативная тенденция связана с ростом участия несовершеннолетних в организованной преступности, что за 2017 год составило 2003 преступления.

Изучением делинквентного поведения занимались такие зарубежные ученые как К. Бартол, Э. Дюркгейм, А. Коэн, Р. Мертон, Э. Сатерленд и другие, а также  отечественные ученные такие как А. А. Бакаев, Е. В. Змановская, В.Н. Иванов, Г. С. Ковтун, Ю. Ю. Комлев, А.Е. Личко, А.В. Хомич и другие.

Социальная реабилитация несовершеннолетних, нарушивших нормы законодательства, осуществляется в специализированных учреждениях закрытого типа. С помощью системы социально-педагогического сопровождения воспитанников, путём вовлечения их в социально одобряемую деятельность. Однако  воспитанники учреждения осуществляют социально-одобряемую деятельность под внешним тотальным контролем, и, зачастую, подростки не заинтересованы в процессе собственного самоизменения и самовоспитания. Также в условиях полного контроля у воспитанников слабо развивается самоконтроль, а мотивация к деятельности, зачастую основывается на системе требований предъявляемых учреждением, которые перестают действовать в самостоятельной жизни.

Вследствие чего, после выпуска из специализированного училища воспитанники оказываются неспособны нести ответственность за свою жизнь и строить конструктивные жизненные планы. А оказавшись, в прежней социально неблагоприятной среде, несовершеннолетний зачастую не может противостоять её негативному воздействию, что повышает риск возникновения рецидива. В подтверждение можно привести данные Омского специализированного училища закрытого типа, по которым около 30% выпускников испытывают трудности в дальнейшей социализации.

Таким образом, существует необходимость в развитии у несовершеннолетних правонарушителей внутреннего ресурса, благодаря которому они смогли бы реализовать себя в социально одобряемой деятельности, противостоять негативному влиянию среды, справляться со стрессами и выходить из сложных жизненных ситуаций конструктивным путём.

Многие исследователи в качестве такого ресурса определяют жизнестойкость личности. Так, по мнению С. В. Книжниковой, именно высокий уровень жизнестойкости позволяет личности сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития [20].

В отечественной науке понятие жизнестойкость является довольно новым, однако, такие ученные как Л.А Александрова, С.В. Книжникова, Д.А. Леонтьев, Т.В. Наливайко, Е.И. Рассказова и многие другие внесли существенный вклад в развитие данного феномена. За рубежом исследованием жизнестойкости занимались такие ученные как С. Кобейса,  С. Мадди, И. Солкова, П. Томане, Д. Хошаба, М. Шейер и другие.

Администрация Омского специализированного училища закрытого типа сформулировала социальный запрос на программу, направленную на развитие жизнестойкости воспитанников. Не смотря на то, что Омское специализированное училище закрытого типа проводит активную работу, направленную на развитие творческого и спортивного потенциала воспитанников, а также предоставляет им возможность в получении специальности, однако данной работы не достаточно для развития ресурса жизнестойкости.

Поэтому, для успешной социализации воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа необходимо исследовать внутренние и внешние ресурсы и разработать программу развития жизнестойкости воспитанников.

Объект выпускной квалификационной работы: жизнестойкость делинквентных подростков.

Предмет выпускной квалификационной работы: жизнестойкость воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

Цель выпускной квалификационной работы: разработка программы, направленной на развитие жизнестойкости воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

Задачи:

1) Выявить специфические черты делинквентных подростков и особенности развития жизнестойкости в подростковом возрасте.

2) Определить уровень развития жизнестойкости у воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

3) Изучить особенности реабилитации и условия пребывания делинквентных подростков в Омском специализированном училище закрытого типа.

4) Разработать программу, направленную на развитие жизнестойкости воспитанников  Омского специализированного училища закрытого типа.

 

Методы исследования:

Теоретические: анализ, обобщение, сравнение.

Эмпирические: анкетирование, тестирование, анализ документов, беседа.

 

 

                                                                                                                                                  

 

 

Выводы к главе 1

1. Делинквентное поведение является одной из наиболее опасных форм девиаций. Данное поведение определяется как противоправное поведение личности, отклоняющиеся от норм права и морали, угрожающие благополучию других людей и являющиеся уголовно наказуемым в крайних своих проявлениях. Данное поведение может выражаться как в форме мелких правонарушений, так и в форме преступных действий.

2. Несовершеннолетним правонарушителям, присуще определенные особенности, которые подразделяются на возрастные особенности, связанные с подростковым возрастом, и на те, которые непосредственно связанны с деформацией личности. Так как личностные особенности присущие несовершеннолетним правонарушителям зачастую свойственны людям, обладающим низким уровнем жизнестойкости, то можно предположить, что и они обладают сниженной жизнестойкостью. В связи, с чем следование антиобщественным формам поведения для подростков представляется более легким и удобным способом существования.

3. Жизнестойкость является интегральной личностной характеристикой, благодаря которой личность сопротивляться негативному воздействию среды, при этом, не только, преодолевая трудные жизненные ситуации, но и превращая их в ситуации личностного роста. Основными компонентами, способствующими развитию жизнестойкости выступает волевая соморегуляция личности, адекватная самооценка, а также развитые коммуникативные способности и умения. При высоком уровне жизнестойкости человек ощущает контроль за событиями  жизни, способен быть ответственным за свои поступки, строить эффективные социальные связи, осуществлять деятельность социально одобряемым путём. Высокий уровень жизнестойкости может являться ресурсом несовершеннолетнего правонарушителя, способствуя его эффективной социальной адаптации. В связи с этим использование ресурса жизнестойкости в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, является одним из необходимых компонентов в процессе их перевоспитания.

 

Закрытого типа

В качестве одного из ресурсов, способствующих самостоятельности и ответственному отношению к своей жизни и поступкам несовершеннолетних правонарушителей, может выступать их жизнестойкость. По мнению С.В. Книжниковой, жизнестойкость стоит определять как интегральную личностную характеристику, благодаря которой личность сопротивляется негативному воздействию среды, при этом, не только, преодолевая трудные жизненные ситуации, но и превращая их в ситуации личностного роста. С. В. Книжникова утверждает, что, именно высокий уровень жизнестойкости позволяет личности сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевать жизненные трудности, трансформируя их в ситуации развития [20].

Американским психологом Сальвадором Мадди разработана методика выявления уровня жизнестойкости по трём компонентам [30]:

- устойчивого переживания своих действий и происходящих вокруг событий (вовлечённость);

- результатов личностного выбора и инициативы (контроль);

- наличия стимулов к усвоению новых стратегий поведения (принятие риска) [см. Приложение 1].

На основе методики разработанной С. Мадди нами было проведено исследование уровня жизнестойкости воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

Цель исследования: оценка уровня жизнестойкости и связанных с ней компонентов у воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

 

Задачи исследования:

1. Определить уровень развития жизнестойкости у воспитанников училища;

2. Исследовать компоненты, связанные с жизнестойкостью, такие как самооценка, коммуникативные умения, волевая саморегуляция у воспитанников училища;

3. Проанализировать проводимую в училище работу, направленную на развитие внутреннего ресурса воспитанников училища;

4. Выявить ресурсы воспитанников училища.

 

Выборка: 40 воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа в возрасте от 14 до 16 лет.

 

Метод: тест жизнестойкости Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова.

Используемый нами тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Адаптирована и издана эта методика была в 2006 году Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой [30].

В рамках применения данной методики выявляются три уровня жизнестойкости: низкий, средний и высокий. Высокие и средние показатели уровня развития всех компонентов жизнестойкости рассматриваются как ресурс несовершенного, показатели же ниже нормативных значений свидетельствуют о необходимости проведения комплексной работы.

При проведении исследования испытуемым было предложено ответить на вопросы теста. Общие результаты исследования приведены в таблице [см. Приложение 2].

Уровень общей жизнестойкости. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рис.1 – Уровень общей жизнестойкости

  Таким образом, у большинства воспитанников училища (87,5%) жизнестойкость не сформирована. Данный показатель, свидетельствует тому, что воспитанники не в состоянии самостоятельно найти конструктивное решение в ситуационных и возрастных кризисных обстоятельствах, противостоять негативному влиянию среды.

Уровень компонента вовлеченности. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рис.2 – Уровень компонента вовлеченности

Таким образом, у респондентов преобладает низкий уровень по компоненту вовлеченности (75%). Средним и высоким уровнем обладают по 12,5% опрошенных. Это говорит о том, что большинство воспитанников мало интересуются происходящими событиями и с трудом включаются во взаимодействие с людьми. Они ощущают отверженность, отчужденность от окружающего мира. Стремятся отгородиться от разнообразных дел и контактов. Чувствуют неуверенность в себе и недоверие к миру.

Уровень компонента контроля. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

Рис.3 – Уровень компонента контроля

Таким образом, большинство опрошенных воспитанников обладают низким уровнем контроля (75%). То есть фактически все опрошенные воспитанники убеждены в том, что борьба с обстоятельствами не имеет смысла. Они не готовы самостоятельно принимать решения и следовать им, склонны «плыть по течению», чувствуют беспомощность перед возникающими сложностями, считают себя неспособными повлиять на ход происходящих с ними событий. Они не верят в успех своих усилий, неудачи и жизненные трудности пугают их.

Уровень компонента принятия риска. Результаты исследования представлены на рисунке 4.

Рис.4 – Уровень компонента принятия риска

Таким образом, у половины опрошенных уровень принятия риска находится ниже нормы. Следовательно, половина респондентов склонны сожалеть о неудачах и просчетах, не видят в них интересный опыт и знания на будущее. Они убеждены в том, что все, что с ними случается, не способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из жизненного опыта, не готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха.

Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что большинство опрошенных воспитанников училища обладают несформированной жизнестойкостью. Воспитанникам присуще чувство отверженности, беспомощности, подверженность отрицательному влиянию среды. Они нацелены на избегание трудностей, испытывают неуверенность в эффективности своих действий. Оказавшись в ситуации риска воспитанники зачастую преодолевают ее с негативными последствиями.

Опираясь на то, что основными компонентами жизнестойкости в концепции С.В. Книжниковой выступает ценностно-волевая регуляция поведения, самооценка, стрессоустойчивость, коммуникативные умения нами было проведено дополнительное исследование, направленное на выявление показателей по данным компонентам. Проведение дополнительного исследования продиктовано необходимостью определения  показателей по компонентам, от сформированности которых зависит развитие жизнестойкости [20].

Для исследования уровня самооценки воспитанников специализированного училища нами был использован тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва. Данная методика позволяет увидеть, как воспитанники училища воспринимают себя и оценивают свои возможности.

В рамках применения данной методики выявляются три уровня самооценки: низкий, средний и высокий. Наличие среднего уровня определяет адекватность самооценки, т.е. степень ее соответствия реальной выраженности личностных качеств. Такой уровень самооценки позволяет несовершеннолетнему строить более точные и более выполнимые планы, стремиться к более осуществимым целям и желаниям. Поэтому средний уровень является одним из показателей гармоничности личности. В свою очередь, высокий и низкий уровень самооценки является неблагоприятным для личностного развития.

Цель исследования: выявление проблем самооценки воспитанников специализированного училища закрытого типа.

Метод: тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва.

При проведении исследования испытуемым было предложено заполнить бланк методики [см. Приложение 3]. Общие результаты исследования приведены в таблице [см. Приложение 4].

В ходе проведения исследования у большинства опрошенных воспитанников училища был выявлен заниженный уровень самооценки (90%).

Уровень самооценки. Результаты исследования представлены на рисунке 5.

 

Рис.5 – Уровень самооценки

     Полученные данные позволяют говорить о том, что для большинства опрошенных воспитанников характерна пассивность, неуверенность в себе, в правильности своих наблюдений и суждений. Также, заниженная самооценка приводит к выученной беспомощности, несовершеннолетний заранее опускает руки перед проблемами, так как считает себя неспособным противостоять трудностям. Воспитанники с низким уровнем самооценки болезненно воспринимают любую критику, считая её доказательством своей ущербности. Так как им не хватает уверенности в себе, то они легко подаются давлению, падки на лесть. Желая восстановить самоуважение, они зачастую приобщаются к девиантным группам, где получают одобрение, в котором им отказывает остальная часть общества. Также, у большинства опрошенных воспитанников отсутствует стремление к достижению, так как они заранее уверенны в неудаче. Они предпочитают работать над простыми задачи, так как только тогда уверены в своих силах.

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования самооценки воспитанников, подтверждают низкие показатели по компоненту контроля. Вследствие, деструктивного развития этих компонентов, несовершеннолетним присуще неуверенность, беспомощность, они считают себя неспособными повлиять на ход происходящих с ними событий.

Следующим компонентом, связанным с жизнестойкостью, выступает коммуникативные умения. Для исследования коммуникативных умений воспитанников училища нами был использован тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

В рамках применения данной методики выявляются три способа общения: зависимый, компетентный, агрессивный. Компетентный вариант поведения является эталонным и соответствует уверенному, партнёрскому стилю. Зависимый и агрессивный способ рассматривается как деструктивный вариант коммуникативного поведения.

Цель исследования: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Метод: тест коммуникативных умений Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

При проведении исследования испытуемым было предложено заполнить бланк методики [см. Приложение 5]. Общие результаты исследования приведены в таблице [см. Приложение 6].

Способ коммуникации. Результаты исследования представлены на рисунке 6.

Рис. 6 – Способ коммуникации

В ходе проведения исследования у опрошенных воспитанников выявилось преобладание агрессивного (50%) и зависимого (40%) способа коммуникации. Полученные данные позволяют говорить о том, что при агрессивном способе воспитанникам присуще раздражительность, склонность к проявлению физической и вербальной агрессии, провокация собеседника на конфликт. А при зависимом способе коммуникации воспитанники подвержены риску стать объектом манипулирования, пассивны, не склоны к отстаиванию своей точке зрения.

Также в ходе исследования нами было выявлено, что у опрошенных воспитанников училище умения реагировать на критику, умение реагировать на провоцирующее поведение со стороны собеседника, умение ответить отказом на чужую просьбу не сформировано, так как по данным блокам преобладает деструктивный способ коммуникации.

Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о низком уровне развития коммуникативных навыков большинства опрошенных воспитанников. Это позволяет говорить о нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, низкой целеустремленности и степени готовности воспитанников брать на себя ответственность.

Для исследования ценностно-волевой регуляции поведения воспитанников училища нами была использована методика диагностики волевой саморегуляции А.Г. Зверькова и Е.В. Эйдмана. Данная методика позволяет определить меру овладения собственным поведением у воспитанников училища в различных ситуациях.

Цель исследования: Определение сформированности способности сознательного управления действиями, состояниями и побуждениями у воспитанников специализированного училища.

Метод: методика диагностики волевой саморегуляции А.Г. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

При проведении исследования испытуемым было предложено заполнить бланк методики [см. Приложение 7]. Общие результаты исследования приведены в таблице [см. Приложение 8].

Результаты проведенного исследования показали, что у большинства опрошенных воспитанников училища (75%) саморегуляция поведения не сформирована. Что говорит о наличии у несовершеннолетних эмоциональной неустойчивости, импульсивности, неуверенности в себе, невысокой рефлексивности и нестабильности намерений.

Таким образом, в ходе проведенных исследований нами было выявлено, что у воспитанников специализированного училища не сформирована жизнестойкость. Также у несовершеннолетних присутствуют проблемы с её компонентами, такими как самооценка, коммуникативные навыки, волевая саморегуляция. Это говорит о необходимости проведения работы с воспитанниками, направленной на повышение уровня жизнестойкости путём использования возможностей предоставляемых училищем и ресурсов самих воспитанников. Что впоследствии способствует выработки у подростков ответственного отношения к своим поступкам и снизит возможность возникновения рецидивов.

 

Выводы к главе 2

1. Проведенное нами исследование выявило, что жизнестойкость у большинства воспитанников специализированного училища не сформирована. Данный показатель свидетельствует тому, что воспитанники не в состоянии самостоятельно найти конструктивное решение в ситуационных и возрастных кризисных обстоятельствах, противостоять негативному влиянию среды.

2. В ходе дополнительного исследования выявилось, что у большей части опрошенных воспитанников имеются проблемы с компонентами жизнестойкости, такими как коммуникативные умения, самооценка и волевая саморегуляция.

3. Исходя из проведенного анализа документов, можно говорить о том, что в училище проводится недостаточное количество занятий, направленных на работу по выявленным нами проблемам.

Однако, существенным плюсом училища в работе с воспитанниками, является оказание помощи несовершеннолетним в определении своих возможностей, исходя из интересов, склонностей и способностей.

В связи, с чем возникает необходимость разработки программы, направленной на развитие жизнестойкости несовершеннолетних правонарушителей, путём работы с её основными компонентами, такими как самооценка, коммуникативные навыки, волевая саморегуляция. Что впоследствии способствует усилению личности несовершеннолетнего, развитию внутреннего контроля, выработки у несовершеннолетних более ответственного отношения к поступкам, позволит уменьшить риск возникновения рецидивов.

 

Содержание, формы и методы реализации программы

 

На основании результатов исследования, по запросу администрации училища закрытого типа нами разработана комплексная программа, направленная на развития жизнестойкости воспитанников Омского специализированного училища закрытого типа.

Цель программы: Разработка комплекса мероприятий, направленных на повышения уровня жизнестойкости несовершеннолетних правонарушителей.

Задачи программы:

1. Построить системную работу с группой;

2. Организовать комплексную помощь в индивидуальной работе;

3.Обеспечить взаимодействие специалистов, участвующих в реализации программы.

Направления программы

Данная программа реализуется в двух направлениях:

1.Работа с воспитанниками специализированного училища;

2.Работа со специалистами училища.

     Работа с воспитанниками специализированного училища реализуется в трех блоках программы и осуществляется путём групповых занятий. Блоками программы выступают компоненты жизнестойкости (коммуникативные умения, волевая саморегуляция, самооценка). В связи с чем, выделяется блок коммуникативности, волевой саморегуляции и самооценки.

Связующим звеном для развития компонентов жизнестойкости нами выбран проект социального театра. Социальный театр - это площадка, на которой реализуется постановка спектаклей на острые социальные темы. Так как в основе спектакля будут лежать актуальные для подростка проблемы, то это позволит ему в безопасной обстановке выработать свое отношение к проблеме, увидеть последствия делинквентного поведения на опыте проигрываемых героев. Таким образом, спектакль способствует повышению уровня рефлексии и самооценки подростка, развивает у несовершеннолетнего конструктивные способы выхода из сложных жизненных ситуаций. А также проигрывание ролей и проживание эмоций героев позволяет безопасным путём удовлетворить возрастную потребность подростка в риске [46].

В работу социального театра планируется приглашение студентов факультета культуры и искусства ОмГУ им. Достоевского, студентов Омского областного колледжа культуры и искусства в качестве волонтёров. Роль студентов заключается в оказании помощи в постановке спектакля, в проведении для воспитанников мастер-классов по актерскому мастерству и т.д. А также наличие новых лиц в работе театра будет способствовать повышению интереса и мотивации воспитанников к данной деятельности. Деятельность социального театра будет носить выездной характер, с постановкой спектаклей в геронтологических центрах, детских домах и т.д.

В программе используются тренинговые упражнения и ролевые игры. Использование данных форм работы способствуют активному обучению несовершеннолетних посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии. Также использование тренингов и ролевых игр способствуют развитию у несовершеннолетних правонарушителей способности познания себя и других людей, способностей и умений, а также повышению представлений о собственной значимости.

 Работа со специалистами училища будет осуществляться путем организации консилиума, на котором будет происходить взаимодействие специалистов, а также их ознакомление с индивидуальными картами воспитанников и при необходимости дополнение этих карт. Через составление и последующее применения индивидуальных карт воспитанников будет реализован индивидуальный подход, что позволит достичь наибольшей эффективности данной программы.

 

Этапы реализации программы:

Реализация программы состоит из 3-х этапов:

1 этап –  подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости и связанных с ней характеристик воспитанников (тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова); тест определение уровня самооценки (С.В.Ковалёв); тест коммуникативных умений (Л. Михельсон); Методика диагностики волевого самоконтроля (А.Г. Зверьков и Е.В. Эйдман)).

2 этап – формирующий включает в себя различные воспитательные мероприятия, направленные на формирование и развитие компонентов жизнестойкости к которым относятся оптимальная смысловая регуляция личности, адекватная самооценка, развитые волевые качества, развитые коммуникативные способности и умения.   

3 этап – промежуточная и итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в личностной и эмоционально-волевой сферах несовершеннолетних.

    

     Содержание программы:

Участниками программы являются воспитанники училища в возрасте 14-17 лет в количестве 13 человек, специалисты училища, студенты.

Программа реализуется в мероприятиях в форме социального театра, тренингов и ролевых игр, мини-лекций.

Программа включает два направления:

- работа с воспитанниками училища;

- работа со специалистами училища.

Работа с воспитанниками училища  содержит 3 блока и носит групповой характер, занятия проводятся 2-3 раза в неделю в течение 1-2 часов.

Работа со специалистами училища, осуществляется посредством заполнения индивидуальных карт воспитанников с дальнейшим их обсуждением и согласованием на консилиуме специалистов училища. Собрание консилиума осуществляется два раза в месяц.

Реализация программы ориентирована на год, в случаи, если промежуточной диагностикой будет выявлено улучшение показателей, то данная программа продлевается на весь срок пребывания воспитанника в училище.

Промежуточная диагностика результатов осуществляется по истечению шести месяцев с начала реализации программы, а далее по истечению шести месяцев с проведения предыдущей диагностики. Итоговая диагностика осуществляется непосредственно перед выпуском воспитанника.

Программа реализована частично. Полная реализация программы будет осуществляться с сентября 2018 года.

В проведённых исследованиях мы выявили не только проблемы, но и ресурсы воспитанников, а также учебного учреждения. Поэтому разработанная нами программа будет направлена на решение проблем с использованием выявленных ресурсов.

Содержание программы представлено ниже. В «Таблице 1» приведено описание основных блоков программы. Методические материалы программы представлены в приложении 10.

Блоки программы

Таблица 1.

Проводимые мероприятия

Количество

Мероприятий

Ответственный

Блок - коммуникативность

Цель: В ходе проведения тренингов, ролевых игр развить у воспитанников навыки позитивного общения.

Задачи:

- Развить умение говорить «нет», познакомить подростка с приёмами отказа;

- Развить умение реагировать на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника;

- Развить умение обращаться с просьбой;

- Развить способность в установлении и поддержании позитивного общения, познакомить подростка с приёмами общения.

 

 

- Мини лекция «Эффективные способы отказа»;

- Упражнение «Да - нет»;

- Упражнение «Скажи «Нет»»;

- Ролевая игра «Очередь»;

- Упражнение «Разожми кулак»;

- Упражнение «Заезженная пластинка»;

- Упражнение «Пинг-понг» (ролевая игра);

- Ролевая игра «Я встретил Шапокляк»;

- Ролевая игра «Острые коммуникации»;

- Упражнение «Если ты мне поможешь»;

- Упражнение «Что я могу сделать другим»;

- Упражнение «В три касания»;

- Упражнение «Раздвоение личности»;

- Спектакль «Стая»;

-Спектакль «Подростки».

3 занятия в месяц   педагог-психолог, педагог-организатор

Блок – саморегуляция

Цель: В ходе проведения тренингов и участия в социальном театре ознакомить воспитанников с конструктивными способами релаксации и саморегуляции психического состояния, а также инициировать процесс самопознания и самоактуализации.

Задачи:

- Познакомить подростка с конструктивными способами избавления от негативных эмоций (гнев, злость и т.д.), со способами релаксации и нормализации своего внутреннего состояния;

- Развить у подростка умение контролировать своё состояние и поведение.

- Активизировать рефлексию подростка по отношению к своему поведению;

- Помочь подростку в осознании природы собственных чувств и переживаний.

 

  - Упражнение «Я злюсь, когда...»; - Упражнение «Позвольте улететь своим заботам»; - Упражнение «Цветное дыхание»; - Упражнение «Вулкан»; - Упражнение «Уши - нос»; - Упражнение «Как я себя чувствую»; - Упражнение «Путешествие в страну VAKOG»; - Упражнение «Игры со стыдом»; - Спектакль «Стая»; - Спектакль «Подростки».  

 

2 занятия в месяц

 

  педагог-психолог, педагог-организатор  

Блок – самооценка

Цель: В ходе проведение тренингов и участия в социальном театре развить у воспитанников уверенность в себе, в своих силах.

Задачи:

- Развить у подростка представления о ценности себя самого и другого человека;

- Помочь подростку осознать наличие имеющихся у него ресурсов, способностей;

- Привести подростка к осознанию того, что только он способен повлиять на ход своей жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.129 с.)