Характеристика делинквентного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика делинквентного поведения



На сегодняшний день проблема делинквентного поведения несовершеннолетних является одной из актуальных проблем в России, так как именно несовершеннолетние делинквенты являются основой для воспроизводства взрослой преступности в будущем.

Понятие делинквентность происходит от латинского delinquens - "проступок, провинность".

Изучением делинквентного поведения занимались такие зарубежные ученые как К. Бартол, Э. Дюркгейм, А. Коэн, Р. Мертон, Э. Сатерленд и другие, а также отечественные ученные такие как А. А. Бакаев, Е. В. Змановская, В.Н. Иванов, Г. С. Ковтун, Ю. Ю. Комлев, А.Е. Личко, А.В. Хомич и другие.

В литературе нет единого определения данного понятия, некоторые авторы отождествляют его с понятием девиантное, но всё же большинство авторов относят делинквентное поведение как к одному из видов девиантного поведения.

 По мнению А. Е. Личко, девиантное поведение является более широким понятием и определяется как любое отклонение от укрепившихся в обществе норм и правил. Делинквентное поведение, в свою очередь, выступает одной из форм девиантного поведения и определяется как антиобщественное действие, не влекущее за собой уголовную ответственность [32, с. 52].

Однако, В. В. Ковалев возражает против трактовки делинквентности, данной А.Е. Личко, указывая, что делинквентное поведение является именно преступным поведением. [21]

Более полное определение делинквентного поведения даётся в работах Е. В. Змановской. По её мнению, делинквентным поведением является поведение личности, нарушающее установленные законы, несущее опасность для окружающих и являющееся при его крайнем проявлении уголовно наказуемым [17, c. 33].

Делинквентное поведение имеет множество форм проявления от вандализма и магазинных краж, до изнасилования и ограбления. В соответствии с чем, делинквентность подразделяется на два вида.

К первому, так называемому асоциальному поведению, относятся мелкие правонарушения, не достигающие уровня преступления.

Криминальное же поведение, являющееся вторым типом, проявляется в совершении преступных действий, и влечёт за собой уголовное наказание.

В.Н. Кудрявцевым предлагается иная классификация, главным критерием в которой выступает степень выраженности личностной деформации, на основе этого выделяется несколько типов делинквентов:

- профессиональные преступники, для которых совершение преступление является заработком и осуществляется регулярно;

 - ситуативные преступники, те лица, для которых совершения преступления возможно при благоприятной для этого обстановке;

- случайные преступники, совершившие преступление единожды, нанёсшие вред по неосторожности [25].

Е.Н. Кондрат утверждает, что становление делинквентного поведения происходит у подростка постепенно, в связи с чем, подразделяет данный процесс на пять этапов.

На первом этапе у несовершеннолетнего возникают затруднения в области самовыражения и самоутверждения, происходит эпизодическое нарушение запретов и норм, также у подростка наблюдается проявление скрытых аддикций.

На втором этапе у несовершеннолетнего происходит деформация ценностных ориентаций. В этот период у подростка сокращается число социальных контактов, увеличивается количество знакомых с асоциальным поведением, причём для возникновения делинквентного поведения достаточно небольшого давления со стороны референтной группы.

Третий этап, именуемый как асоциальный, отличается нарушением ценностной сферы и жизненных приоритетов личности. Подростком отвергаются понятия семья, учёба, труд, ещё более сокращается число социальных контактов, увеличивается число отрицательных связей. Зачастую приобретается зависимость к алкоголю и психотропным веществам [24].

По мнению В.Н. Кудрявцева, процесс становления делинквентного поведения в среднем происходит за 2 года. Так же немало важным является тот факт, что около 60% преступников начали этот путь в 16 лет [25].

Стоит сказать и о том, что на становление делинквентного поведения подростков влияет множество различных факторов. Так в своей работе В. В. Понкратов, подразделяет причины становления делинквентного поведения на внешние и внутренние. К внешним причинам, по его мнению, относится негативное влияние семьи и референтной группы, а также недостаточное развитие досуговой сферы несовершеннолетнего. К внутренним же причинам стоит отнести психологические и возрастные особенности несовершеннолетнего [45].

Также, по мнению Е.В. Змановской, одной из причин, способствующих становлению делинквентного поведения, являются особенности мотивационной сферы несовершеннолетнего. Отдельными мотивами, побуждающими к противоправной деятельности является: стремление к получению лёгких удовольствий, самоутверждению, к высокому социальному положению, к риску, потребность в принадлежности к референтной группе и её одобрению [17].

Вместе с тем, в работах С. А. Беличевой [7], Е. В. Змановской [17], Л. Б. Шнейдер [53], говорится о том, что факторами способствующими развитию делинквентного поведения являются не столько негативные качества личности, сколько неумение несовершеннолетнего управлять своим поведением. В связи с чем, работа по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей должна быть направлена не на исправления характера, а на формирование у несовершеннолетнего навыков саморегуляции и развитие ресурсов личности.

По мнению В. А Лелекова, к одной из особенностей делинквентного поведения несовершеннолетних относятся повторные правонарушения. По данным, приведенным в его работе, состояние повторной преступности среди несовершеннолетних в России составляет более 26%, что говорит о том, что для подростка правонарушения легко становятся устойчивой формой поведения [29].

Повторная преступность несовершеннолетних, по мнению В. Н. Бойко, определяется как социальное явление, отражающее совокупность преступлений, совершенных несовершеннолетним под влиянием факторов преступности при отсутствии эффективного педагогического воздействия на личность несовершеннолетнего после первого, совершенного им нарушения [6].

Факторы повторной преступности довольно разнообразны, в диссертационной работе А.С. Максимова выделяются следующие группы факторов: криминальные, пенитенциарные, деструктивные, личностные и социальные [37].

Особое внимание хотелось бы уделить тому, что немало важным фактором, способствующим возникновению повторной преступности, является то, что выходя за стены воспитательного учреждения, несовершеннолетний возвращается в туже конфликтную среду, взаимодействует с тем же асоциальным окружением. Вследствие чего, по мнению Ю. М. Антоняна [3] и Л. С. Голубничей [10], в процессе работы с несовершеннолетним большое внимание должно уделяться повышению устойчивости личности, путём развития её внутреннего ресурса.

Таким образом, делинквентное поведение является одной из наиболее опасных форм девиаций. Понятие «делинквентность», следует понимать как любое поведение, противоречащее нормам права. Данное поведение может выражаться как в форме мелких правонарушений, так и в форме преступных действий. Причина возникновения делинквентного поведения подростков является многофакторной. Повторная преступность выступает одной из характерных особенностей делинквентного поведения несовершеннолетних.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.008 с.)