Комплекс учебно-методических материалов. Рекомендовано ученым советом нижегородского государственного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс учебно-методических материалов. Рекомендовано ученым советом нижегородского государственного



Рекомендовано Ученым советом Нижегородского государственного

технического университета в качестве учебно-методического пособия

для студентов безотрывных форм обучения по специальностям:

150202.65 "Оборудование и технология сварочного производства",

150204.65 "Машины и технология литейного производства",

151001.65 "Технология машиностроения",

190201.65 "Автомобиле- и тракторостроение",

190601.65 "Автомобили и автомобильное хозяйство"

 

ЧАСТЬ 2

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

Нижний Новгород 2007

 

УДК 621.81.001.66

 

 

Ульянов А.А. Детали машин и основы конструирования: комплекс учебно-методических   материалов  для  студентов  безотрывных  форм  обучения.  Ч.2: курсовой проект / А.А. Ульянов; Нижегород. гос. техн. ун-т.– Н.Новгород, 2007.- 95 с.

 

 

     Вторая часть учебно-методического комплекса содержит материалы для выполнения курсового проекта по деталям машин во втором семестре изучения дисциплины. Здесь приведены технические задания на проект, требования и последовательность выполнения пояснительной записки и чертежей, контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к защите проекта. Даны редко встречающиеся в литературе примеры расчета ременной и цепной передач, образец содержания и оформления пояснительной записки, а также примеры сборочных и рабочих чертежей по заданиям курсового проекта.         

Данное учебно-методическое пособие предназначено для заочной и

 дистанционной форм обучения студентов технических специальностей.

 

 

        

Рецензент доктор технических наук, профессор А.Ю. Панов

 

Редактор Э.Б. Абросимова

 

Подписано в печать 8.10.07. Формат 60 х 84 1/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Печ. л. 6,5. Уч.- изд. л. 6,0. Тираж 400 экз. Заказ.

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.

Типография НГТУ, 603950, Нижний Новгород, ул. Минина, 24.

 

 

                                    © Нижегородский государственный

                                                                                   технический университет

им. Р.Е. Алексеева, 2007

 

© Ульянов А.А., 2007


ВВЕДЕНИЕ

 

    Целью курсового проекта по дисциплине "Детали машин и основы конструирования" является приобретение первых инженерных навыков по расчетам и конструированию типовых деталей и узлов машин и механизмов на основе полученных теоретических знаний.

    В качестве объектов для разработки проекта предлагаются приводы машин непрерывного транспорта (конвейеров) и лебедки, а для более подробного проектирования из их состава – двухступенчатые редукторы, которые как сборочные единицы наиболее полно содержат в себе детали общемашиностроительного назначения (передачи, валы, подшипники, уплотнения, крепежные изделия, корпуса, системы смазки, регулирования, транспортирования и т.д.). Дополнительно к редукторам в технические задания (ТЗ) на проект включены открытые передачи (ременная или цепная).

    Конструирование – это создание конкретной, однозначной конструкции изделия. Конструкция – устройство, определяющее взаимное расположение частей (деталей и сборочных единиц) изделия.

    Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений, обоснование возможных вариантов решений на основе принятых критериев.

    Конструирование опирается на результаты проектирования и уточняет решения, принятые при проектировании.

    Эти два процесса взаимно связаны и, как правило, выполняются инженером-конструктором.

В соответствии с ГОСТ 2.103-68 ЕСКД "Стадии разработки" предусмотрены следующие этапы разработки конструкторской документации:

              – техническое задание;

              – техническое предложение;

              – эскизный проект;

              – технический проект;

              – рабочая конструкторская документация.

    Все стадии выполняются последовательно, каждая следующая – на основании разработки и утверждения предыдущей.

    Ограниченность времени на выполнение курсового проекта не позволяет реализовать процесс конструирования в соответствии с требованиями ГОСТа, приходится отдельные стадии совмещать и сокращать объем разработки документации.

    В начале проектирования согласно ТЗ рекомендуется найти и изучить известные технические решения конструкций (прототипы) заданных в ТЗ объектов, методику их расчета. В проекте следует максимально использовать унифицированные и стандартные детали, узлы, нормы и рекомендации. Везде, где возможно, необходимо применять в деталях форму тел вращения, технологически более простую в изготовлении и дешевую.

    Проектирование – многовариантная задача. Чем больше рассмотрено и разработано вариантов, тем качественнее окончательный выбор оптимального из них по критериям минимальных размеров и массы, надежности, технологичности, экономичности в изготовлении и эксплуатации.

    Перед началом обязательно следует ознакомиться с требованиями стандартов к оформлению пояснительной записки и чертежей [12]*.

    В разделе 1 второй части комплекса приведены 10 технических заданий на курсовой проект с десятью вариантами исходных данных в каждом ТЗ, указан порядок выбора конкретного номера задания и варианта исходных данных из приведенных здесь таблиц по шифру студента.

    В очень важном разделе 2 приводятся требования к содержанию и оформлению курсового проекта. даны последовательность выполнения и краткое описание предлагаемых для разработки схем двухступенчатых редукторов.

    Для практической работы над расчетами проекта в библиотеке НГТУ имеется полный комплект методических указаний в бумажном и электронном  видах.

    В связи с тем, что ременные и цепные передачи входят в состав ТЗ на проект, а численные расчеты их в литературе встречаются крайне редко, в разделе 3 даны методические указания и пример расчета с анализом трех вариантов ременной передачи.

Расчет цепной передачи (с. 37 и 46) представлен в образце пояснительной записки к проекту (раздел 4) для привода ленточного конвейера с цилиндрическим соосным редуктором Ц2С и цепной передачей.

В разделе 5 приведены контрольные вопросы для подготовки к защите курсового проекта. Вопросы разделены на два подраздела: первый – общие к любой теме проекта; второй – конкретные к результатам только Вашего проекта. Например, если в проекте нет сварных изделий или червячной передачи, то ответы по таким вопросам готовить не надо.

В приложениях А…Г приведены типовые бланки пояснительной записки проекта, соблюдение которых обязательно.

Приложение Д содержит изменения в обозначении шероховатостей поверхностей деталей, внесенные в ГОСТ 2.309-73 ЕСКД, которые необходимо самостоятельно использовать для замены старых обозначений в примерах чертежей приложений Ж и К.

Приложения Е, Ж, И, К включают примеры выполнения чертежей всего комплекта курсового проекта (сборочные редукторов всех ТЗ, общего вида, корпусных деталей, валов, зубчатых и червячных колес). Следует заметить, что размеры на чертежах не совпадают с размерами, полученными в примерах расчетов.

 

* В данной части пособия ссылка на литературу дается по общему ее списку, приведенному в части 1 настоящего комплекса на с. 101, кроме примеров (образцов) выполнения расчетов, где во избежание путаницы даны собственные списки литературы, использованной для решения конкретного примера. Для удобства пользования в этой части 2 список литературы продублирован на с. 93 в приложении Л.


ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

    Техническое задание (ТЗ) на курсовой проект выбирается индивидуально каждым студентом из настоящего пособия.

    Номер ТЗ должен соответствовать последней цифре шифра студента; вариант исходных данных – предпоследней цифре шифра.

    Объектом курсового проекта является привод рабочего (исполнительного) органа машины или механизма общетехнического применения.

    Содержание ТЗ определяется его условным кодом:

ДМ – 00.00 – 00.00

                                    1  2 3 4 5,

где цифрами (1, 2...5) обозначены позиции расположения следующих данных  ТЗ:

поз. 1 – ДМ ("Детали машин") – наименование дисциплины курсового проекта;

поз. 2 – номер ТЗ, он же определяет вид машины (табл. 1.1), к которой необхо-димо спроектировать привод. В последней графе табл. 1.1 приведен источник литературы*, где дано описание конструкции машины.

    В табл.1.2 даны геометрические параметры схемы машины, необходимые для проектирования привода к ней.

    В табл. 1.1 и 1.2 обозначено:

              D Б – диаметр приводного барабана (барабана лебедки);

              D Ш – диаметр шнека;

              Р    – шаг тяговой цепи конвейера;

              z     – число зубьев тяговой звездочки;

              D зв  – делительный диаметр тяговой звездочки;

              В     – длина барабана (расстояние между тяговыми звездочками);

              Н     – высота оси рабочего органа от уровня пола.

поз. 3 – номер варианта исходных данных ТЗ, помещенных в следующих таблицах:

табл. 1.3 –нагрузка на рабочем органе; табл. 1.4 – скорость рабочего органа;

табл. 1.5 – масштаб производства, долговечность и режим работы (одинаковые для всех номеров ТЗ и отличающиеся по вариантам исходных данных).

поз. 4 и 5 –    состав передач привода из табл. 1.6.

Пример кода ТЗ:     

ДМ – 05.02 – 01.14,

что обозначает: 

ДМ – курсовой проект по деталям машин;

05 – номер ТЗ (последняя цифра шифра студента): привод к ленточному

конвейеру (табл. 1.1); диаметр  приводного барабана (табл. 1.2)   D Б = 560 мм

(второй вариант);

02 – вариант исходных данных (предпоследняя цифра шифра  студента)  из:

табл. 1.3 – тяговая сила ленты: F = 8 кН (для ТЗ – 05); табл. 1.4 – скорость лен-ты v = 0,6 м/с; табл. 1.5 – единичное производство, h = 5 лет; k Г = 0,75; k С = 0,25.

_______________________________________________________________

    * – Спиваковский А.О. Транспортирующие машины / А.О. Спиваковский, В.К. Дьячков.– М.: Машиностроение, 1983.

 

 


Таблица 1.2. Геометрические параметры ТЗ из табл. 1.1

ТЗ

Параметры

В а р и а н т ы т е х н и ч е с к о г о з а д а н и я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
01; 05; 10 D Б, мм 500 560 630 630 500 630 630 500 500 560
02; 06 z P, мм 15 80 13 80 10 100 9 125 9 160 12 100 17 125 11 160 13 80 11 125
03; 08 D Б, мм 500 500 560 560 630 450 450 500 630 450
04 D Ш, мм 180 180 200 180 200 280 250 250 250 280
07 z P, мм 13 125 15 100 11 160 9 160 10 200 11 125 13 125 10 160 12 160 15 80
09 z P, мм 12 160 10 125 15 125 11 100 13 80 11 125 12 160 9 160 10 125 13 80

Таблица 1.3. Нагрузка на рабочем органе

ТЗ

Параметр

В А Р И А Н Т Ы технического задания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
01 F, кН 4 4,3 4,7 5 6 7,8 7 4,8 6 6,5
02 F, кН 4 4,8 5,3 7,5 11,5 10 6 12 3,5 7
03 F, кН 6 5,5 4,5 7,5 8 3 4 5 5,5 6
04 Т, Н×м 900 1100 1300 1000 1700 2800 2500 2300 2000 1500
05 F, кН 10 8 6 4 5 7 3 6 4 5
06 F, кН 3 4 5 6 9,5 7 8 9 4,5 6,5
07 F, кН 4 3,5 7 9 10 5 4,5 8 6 3
08 F, кН 5 6 6,5 7 8,5 4 3 5,5 7,5 4,5
09 F, кН 8 7 6 5 4,5 6,5 10 9 6,5 4
10 F, кН 6 7 8 4 5 3 4,2 5,5 3,5 2

       Примечание. Обозначено: F – тяговая сила ленты (цепи, каната); Т – вращающий момент на шнеке.

Таблица 1.4. Скорость рабочего органа

ТЗ

Параметр

В А Р И А Н Т Ы технического задания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
01 v, м/с 0,63 0,8 0,9 1,0 0,5 0,7 0,6 0,8 0,5 1,0
02 v, м/с 0,25 0,28 0,32 0,2 0,18 0,25 0,22 0,4 0,2 0,36
03 n Б, мин-1 20 22 18 16 12 15 20 18 15 10
04 n, мин-1 15 18 20 25 22 16 20 25 18 22
05 v, м/с 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,2 0,6 0,8 0,7
06 v, м/с 0,4 0,36 0,2 0,32 0,28 0,22 0,25 0,2 0,32 0,25
07 v, м/с 0,28 0,32 0,2 0,18 0,16 0,25 0,22 0,2 0,28 0,36
08 n Б, мин-1 10 12 15 18 16 20 22 15 12 16
09 v, м/с 0,32 0,28 0,25 0,36 0,4 0,25 0,18 0,2 0,32 0,4
10 v, м/с 0,75 0,6 0,5 0,9 0,8 1,2 1,0 0,55 0,75 0,9

  Примечание. Обозначено: v – линейная скорость ленты (цепи); n Б – частота вращения барабана; n – частота вращения шнека.

 

Таблица 1.5. Масштаб производства, долговечность и режим работы

Параметры

В А Р И А Н Т Ы технического задания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Выпуск Мс Е Кс М Мс Е Кс М Мс Кс
Долговечность h, годы 4 5 4 6 3 6 5 4 5 3
Коэффициенты исполь-зования: – годового k Г   0,3   0,75   0,6   0,5   0,25   0,8   0,75   0,6   0,4   0,5
         – суточного k С 0,3 0,25 0,33 0,66 1,0 0,66 0,33 0,66 0,25 1,0

По заданной циклограмме нагружения:

Число блоков нагрузки i 3 4 4 3 4 4 3 3 4 3
Отношение моментов Т i / Т 1.0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1.0
  0,8 0,8 0,75 0,75 0,7 0,5 0,8 0,8 0,5 0,6
  0,3 0,6 0,5 0,25 0,5 0,3 0,3 0,4 0,3 0,4
    0,4 0,25   0,3 0,1     0,1  
Отношения времен L hi / L h 0,4 0,3 0,3 0,5 0,4 0,4 0,6 0,3 0,4 0,6
  0,3 0,4 0,5 0,3 0,3 0,2 0,3 0,4 0,2 0,2
  0,3 0,2 0,1 0,2 0,1 0,3 0,1 0,3 0,1 0,2
    0,1 0,1   0,2 0,1     0,3  
Отношение пускового момента Т пуск / Т 1,4 1,3 1,5 1,6 1,4 1,6 1,5 1,3 1,7 1,5

       

      Примечания.

1. Циклограмма нагружения

2. Обозначение выпуска производства:

 

Мс – мелкосерийный;

Е – единичный

 

Кс – крупносерийный;

 

М – массовый

 

 

 

 

 

 

 

 

       Таблица 1.6. Передачи привода

 

 

Продолжение примера кода ТЗ:

Циклограмма нагрузки для четырех блоков по варианту 02 показана на рис. 1.1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.07 с.)