Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По специальности 6.090101– Агрономия)
Макеевка 2020 УДК 78.001.6
Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, ведущих лабораторно-практические занятия по курсу «Основы научных исследований» со студентами стационарного и заочного обучения по специальности 6.090101 – Агрономия, а также для студентов этой специальности при самостоятельном изучении отдельных разделов или всего курса и при выполнении дипломных работ.
Донбасска агарная академия – Макеевка ДОНАГРА, 2020. – 57 с.
Учебно-методическое пособие поможет преподавателям в проведении занятий по “Основам научных исследований” на надлежащем научно-методическом уровне, а студентам окажет помощь при изучении этой дисциплины, частично восполнив отсутствие учебника для лабораторных занятий по данному курсу.
ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Учебное издание
Авторы: заведующий кафедрой земледелия и растениеводства,К. с.-х. наук, доцент Савкин Н.Л., к. биол.н. Сыщиков Д.В., к.экон. наук, доцент Крещенко О.В., ст, преп. Маруха Н.Н., Савкина В.Н. Ответственный за выпуск Савкин Н.Л. Оригинал-макет подготовили Крещенко О.В. и Маруха Н.Н.
Рецензент: доктор биологических наук, профессор Кирпичев Иван Васильевич
Учебно-методическое пособие обсуждено, отредактировано и рекомендовано для опубликования в печати профессорско-преподавательским составом кафедры земледелия и растениеводства (протокол №7 от 2 сентября 2020 г.), рассмотрено и рекомендовано к изданию Ученым советом и методической комиссией агрономического факультета Донбасской аграрной ак4адемии (протокол №3 от 4 сентября 2020 г.).
СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................. 4 1. Проектирование схемы полевого опыта (обоснование и выбор темы, список литературы, число и название вариантов, площадь, форма и размеры делянок, повторности, план размещения опыта, защитные полосы и дорожки, оформление опытного участка)................................................. 6 2. Программа исследований в полевом опыте (наблюдения, учеты и анализы – фенологические и метеорологические наблюдения, учеты густоты растений, определение влажности почвы, учеты засоренности посевов и поврежденности их болезнями и вредителями, учет урожайности)......... 9
3. Агротехника полевого опыта................................................................... 22 4. Приведение урожая к стандартным (базисным) показателям и первичная математическая обработка........................................................................ 25 5. Расчет экономической эффективности результатов исследований......... 27 6. Анализ вариационного ряда..................................................................... 29 7. Расчет объема выборки............................................................................. 32 8. Дисперсионный анализ экспериментальных данных.............................. 35 9. Корреляция и регрессия........................................................................... 43 10. Производственный сельскохозяйственный опыт................................... 46 Список использованной литературы...................................................... 48 Приложения............................................................................................. 49
ВВЕДЕНИЕ
Пособие составлено на основании учебных программ, утверждённых министерством образования и министерством С/Х Р.Ф. и методических указаний по выполнению лабораторно-практических занятий для студентов сельскохозяйственных вузов по специальности 7.130.102 “Агрономия” В работе использованы также материалы учебников для вузов по агрономическим специальностям под редакцией Б.А. Доспехова (1985), В.Ф. Мойсейченко, В.О. Ещенко (1994) и другой специальной литературы [1, 2, 4, 5, 7-12, 15]. Содержание, план и порядок изложения материала здесь такой же, какой принят в аграрных научно-исследовательских учреждениях и на кафедрах аграрных вузов при планировании и проведении научно-исследовательской работы, статистической обработке и представлении экспериментального материала. В таком же порядке проводится подготовка и выполнение дипломных работ студентами по специальности – “Агрономия”. Пособие призвано существенно восполнить отсутствие учебника для лабораторных занятий по курсу “ОНИ” (“Основы научных исследований”) и направлено на эффективное логическое обоснование творческого мышления, формирование практических навыков в планировании, закладке и проведении полевых опытов, анализе полученных результатов исследований и их интерпретации. При разработке пособия нами использовались общепринятые научные термины (приложение 1).
Научное исследование – это изучение конкретного объекта, явления или элемента технологии с целью выявления закономерностей его возникновения и развития, что является основой формирования новых знаний. В основе научных исследований лежат объективность, воспроизводимость результатов, их высокая достоверность и точность. Этапы научных исследований: 1) предварительный анализ существующей информации по изучаемому вопросу; 2) изучение условий и методов решения задач; 3) формулирование исходных гипотез и их теоретический анализ; 4) планирование, организация опыта (эксперимента) и его проведение; 5) анализ и обобщение результатов; 6) проверка исходных гипотез на основе исследованных факторов, окончательное формулирование новых закономерностей и законов, объяснение и научное предвидение; 7) внедрение предложений в производство (для прикладных исследований). Приёмы научных исследований – это выбор рабочей или конкурирующих гипотез, проведение наблюдений и эксперимента, разработка новой или усовершенствование существующей теории. Метод исследования – это спланированная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний. Существуют общенаучные и специальные методы научных исследований. Общенаучные методы – это диалектический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, конкретизации, абстракции, формализации, инверсии, обобщения и другие. Специальные агрономические исследования – это исследования, проводимые с помощью лабораторных, вегетационных, лизиметрических, полевых и производственных опытов (экспериментов), а также экспедиционных обследований. Среди них главнейшим методом научной агрономии является полевой опыт, связывающий теоретические исследования с практикой. Полевой сельскохозяйственный опыт – это исследование, которое проводится в полевых условиях на специально выделенном участке с целью установления достоверных различий между изучаемыми вариантами, количественной оценки действия факторов жизни, условий или приёмов выращивания на урожайность растений и качество продукции. Методические требования к полевому опыту: типичность, целесообразность, соблюдение принципа единственного различия между вариантами; проведение опыта на специально выделенном и выровненном по плодородию участке; все условия должны быть пригодными для проведения опыта; возможность воспроизведения результатов исследований в идентичных условиях; возможность введения дополнительных контролей и вариантов; проведение исследований на перспективных культурах и сортах; наличие необходимой документации; учет не только основных (урожайность и качество продукции), но и сопутствующих показателей; определение точности и достоверности опыта; определение взаимозависимости и взаимообусловленности наблюдений. Виды полевых опытов: по содержанию – агротехнические и по сортоиспытанию; по количеству факторов – однофакторные и многофакторные; по срокам проведения – краткосрочные, продолжительные, долгосрочные; по охвату территории – местные и географические. Планирование полевого опыта – охватывает этапы: выбор темы, определение задач и объекта исследований, изучение и критический анализ истории и современного состояния исследуемого вопроса, разработка рабочей гипотезы, составление программы и методики исследований.
Требования к почве опытного участка: типичность почвенногопокрова (репрезентативность), однородность по плодородию и рельефу. Изучение опытного участка – состоит в проведении уравнительных и рекогносцировочного (разведывательного) посевов с дробным учетом урожая. Это является основой в установлении количества повторностей, размера и формы делянок опыта. Методика полевого опыта – это совокупность слагающих её элементов: число вариантов в схеме опыта; количество и частота контролей; опытные делянки и защитные полосы; площадь, форма и направление делянок; повторение и повторность опыта на территории и во времени; система размещения делянок, повторностей и вариантов на территории; методика учетов и соответствующих наблюдений. Исследуемый вариант – это изучаемое растение (или сорт), условия выращивания, агротехнический прием или их объединение. Один или несколько вариантов, с которыми сравнивают исследуемые варианты, называют контролем или стандартом. Совокупность исследуемых и контрольных вариантов, объединенных общей идеей, есть схема опыта. Повторность опыта на территории – определяется наличием на площади одноименных делянок каждого варианта, повторность во времени – это проведение опыта на протяжении нескольких лет или получение нескольких урожаев в течение одного года исследований. Повторение – это часть площади опыта, которая включает все варианты схемы опыта. Методы размещения вариантов в полевом опыте: стандартные (ямб, дактиль, стандарт через три делянки, парный, шахматный); систематические (последовательное размещение вариантов в один, два и более ярусов); рендомизированные (рендомизированных блоков, латинского квадрата и латинского прямоугольника, решетки, расщепленных делянок, полной рендомизации).
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.013 с.) |