Кафедра земледелия и растениеводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра земледелия и растениеводства



МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ Д Н Р

ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И РАСТЕНИЕВОДСТВА

 

 

Савкин Н.Л.

Сыщиков Д.В.

Савкина В.Н.

Маруха Н.Н.,

                                                                Крещенко О.В.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по курсу “Основы научных исследований”
(для студентов агрономического и заочного факультетов

По специальности 6.090101– Агрономия)

 

Макеевка 2020


УДК 78.001.6 

 

Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, ведущих лабораторно-практические занятия по курсу «Основы научных исследований» со студентами стационарного и заочного обучения по специальности 6.090101 – Агрономия, а также для студентов этой специальности при самостоятельном изучении отдельных разделов или всего курса и при выполнении дипломных работ.

 

Донбасска агарная академия – Макеевка ДОНАГРА, 2020. – 57 с.

 

Учебно-методическое пособие поможет преподавателям в проведении занятий по “Основам научных исследований” на надлежащем научно-методическом уровне, а студентам окажет помощь при изучении этой дисциплины, частично восполнив отсутствие учебника для лабораторных занятий по данному курсу.

 

 

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Учебное издание

 

Авторы:

заведующий кафедрой земледелия и растениеводства,К. с.-х. наук, доцент Савкин Н.Л.,  к. биол.н. Сыщиков Д.В., к.экон. наук, доцент Крещенко О.В., ст, преп. Маруха Н.Н., Савкина В.Н. 

Ответственный за выпуск Савкин Н.Л.

Оригинал-макет подготовили Крещенко О.В. и Маруха Н.Н.

 

 

Рецензент: доктор биологических  наук, профессор Кирпичев Иван Васильевич

 

Учебно-методическое пособие обсуждено, отредактировано и рекомендовано для опубликования в печати профессорско-преподавательским составом кафедры земледелия и растениеводства (протокол №7 от 2 сентября  2020 г.), рассмотрено и рекомендовано к изданию Ученым советом и методической комиссией агрономического факультета Донбасской аграрной ак4адемии   (протокол №3 от 4 сентября 2020 г.).

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


Введение................................................................................................. 4

1. Проектирование схемы полевого опыта (обоснование и выбор темы, список литературы, число и название вариантов, площадь, форма и размеры делянок, повторности, план размещения опыта, защитные полосы и дорожки, оформление опытного участка)................................................. 6

2. Программа исследований в полевом опыте (наблюдения, учеты и анализы – фенологические и метеорологические наблюдения, учеты густоты растений, определение влажности почвы, учеты засоренности посевов и поврежденности их болезнями и вредителями, учет урожайности)......... 9

3. Агротехника полевого опыта................................................................... 22

4. Приведение урожая к стандартным (базисным) показателям и первичная математическая обработка........................................................................ 25

5. Расчет экономической эффективности результатов исследований......... 27

6. Анализ вариационного ряда..................................................................... 29

7. Расчет объема выборки............................................................................. 32

8. Дисперсионный анализ экспериментальных данных.............................. 35

9. Корреляция и регрессия........................................................................... 43

10. Производственный сельскохозяйственный опыт................................... 46

Список использованной литературы...................................................... 48

Приложения............................................................................................. 49

 


ВВЕДЕНИЕ

      

Пособие составлено на основании учебных программ, утверждённых министерством образования и министерством С/Х Р.Ф.  и методических указаний по выполнению лабораторно-практических занятий для студентов сельскохозяйственных вузов по специальности 7.130.102 “Агрономия” В работе использованы также материалы учебников для вузов по агрономическим специальностям под редакцией Б.А. Доспехова (1985), В.Ф. Мойсейченко, В.О. Ещенко (1994) и другой специальной литературы [1, 2, 4, 5, 7-12, 15].

Содержание, план и порядок изложения материала здесь такой же, какой принят в аграрных научно-исследовательских учреждениях и на кафедрах аграрных вузов при планировании и проведении научно-исследовательской работы, статистической обработке и представлении экспериментального материала. В таком же порядке проводится подготовка и выполнение дипломных работ студентами по специальности – “Агрономия”.

Пособие призвано существенно восполнить отсутствие учебника для лабораторных занятий по курсу “ОНИ” (“Основы научных исследований”) и направлено на эффективное логическое обоснование творческого мышления, формирование практических навыков в планировании, закладке и проведении полевых опытов, анализе полученных результатов исследований и их интерпретации. При разработке пособия нами использовались общепринятые научные термины (приложение 1).

Научное исследование – это изучение конкретного объекта, явления или элемента технологии с целью выявления закономерностей его возникновения и развития, что является основой формирования новых знаний. В основе научных исследований лежат объективность, воспроизводимость результатов, их высокая достоверность и точность.

Этапы научных исследований: 1) предварительный анализ существующей информации по изучаемому вопросу; 2) изучение условий и методов решения задач; 3) формулирование исходных гипотез и их теоретический анализ; 4) планирование, организация опыта (эксперимента) и его проведение; 5) анализ и обобщение результатов; 6) проверка исходных гипотез на основе исследованных факторов, окончательное формулирование новых закономерностей и законов, объяснение и научное предвидение; 7) внедрение предложений в производство (для прикладных исследований).

Приёмы научных исследований – это выбор рабочей или конкурирующих гипотез, проведение наблюдений и эксперимента, разработка новой или усовершенствование существующей теории.

Метод исследования – это спланированная деятельность исследователя, направленная на получение новых знаний. Существуют общенаучные и специальные методы научных исследований.

Общенаучные методы – это диалектический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, моделирования, конкретизации, абстракции, формализации, инверсии, обобщения и другие.

Специальные агрономические исследования – это исследования, проводимые с помощью лабораторных, вегетационных, лизиметрических, полевых и производственных опытов (экспериментов), а также экспедиционных обследований.  Среди них главнейшим методом научной агрономии является полевой опыт, связывающий теоретические исследования с практикой.

Полевой сельскохозяйственный опыт – это исследование, которое проводится в полевых условиях на специально выделенном участке с целью установления  достоверных различий между изучаемыми вариантами, количественной оценки действия факторов жизни, условий или приёмов выращивания на урожайность растений и качество продукции.

Методические требования к полевому опыту: типичность, целесообразность, соблюдение принципа единственного различия между вариантами; проведение опыта на специально выделенном и выровненном по плодородию участке; все условия должны быть пригодными для проведения опыта; возможность воспроизведения результатов исследований в идентичных условиях; возможность введения дополнительных контролей и вариантов; проведение исследований на перспективных культурах и сортах; наличие необходимой документации; учет не только основных (урожайность и качество продукции), но и сопутствующих показателей; определение точности и достоверности опыта; определение взаимозависимости и взаимообусловленности наблюдений.

Виды полевых опытов: по содержанию – агротехнические и по сортоиспытанию; по количеству факторов – однофакторные и многофакторные; по срокам проведения – краткосрочные, продолжительные, долгосрочные; по охвату территории – местные и географические.

Планирование полевого опыта – охватывает этапы: выбор темы, определение задач и объекта исследований, изучение и критический анализ истории и современного состояния исследуемого вопроса, разработка рабочей гипотезы, составление программы и методики исследований.

Требования к почве опытного участка: типичность почвенногопокрова (репрезентативность), однородность по плодородию и рельефу.

Изучение опытного участка – состоит в проведении уравнительных и рекогносцировочного (разведывательного) посевов с дробным учетом урожая. Это является основой в установлении количества повторностей, размера и формы делянок опыта.

Методика полевого опыта – это совокупность слагающих её элементов: число вариантов в схеме опыта; количество и частота контролей; опытные делянки и защитные полосы; площадь, форма и направление делянок; повторение и повторность опыта на территории и во времени; система размещения делянок, повторностей и вариантов на территории; методика учетов и соответствующих наблюдений.

Исследуемый вариант – это изучаемое растение (или сорт), условия выращивания, агротехнический прием или их объединение. Один или несколько вариантов, с которыми сравнивают исследуемые варианты, называют контролем или стандартом. Совокупность исследуемых и контрольных вариантов, объединенных общей идеей, есть схема опыта.

Повторность опыта на территории – определяется наличием на площади одноименных делянок каждого варианта, повторность во времени – это проведение опыта на протяжении нескольких лет или получение нескольких урожаев в течение одного года исследований. Повторение – это часть площади опыта, которая включает все варианты схемы опыта.

Методы размещения вариантов в полевом опыте:

стандартные (ямб, дактиль, стандарт через три делянки, парный, шахматный); систематические (последовательное размещение вариантов в один, два и более ярусов); рендомизированные (рендомизированных блоков, латинского квадрата и латинского прямоугольника, решетки, расщепленных делянок, полной рендомизации).

 

План размещения опыта

Варианты в повторностях размещаются рендомизированно (случайным методом), реже – систематически, т.е. в одинаковом порядке в каждом повторении (табл.1).

Колышки устанавливаются в левом крайнем ряду. Их размеры: высота 30-40 см, ширина 3-5 см, толщина до 1 см, краска – белая, номера делянок на колышке пишутся чёрным лаком.

 

 

Таблица 1. План размещения опыта

 

84,0 м 4,2 м
1 повторение         ІІ повторение            ІІІ повторение     IV повторение

 

 

 

 

 

 50  м

4,2 м 4,2 м

Боронование до всходов Контроль 1 Боронование по всходам Контроль 2 Боронование до- и по всходам Боронование до всходов Контроль 1 Боронование по всходам Контроль 2 Боронование до- и по всходам Боронование до всходов Контроль 1 Боронование по всходам Контроль 2 Боронование до- и по всходам Боронование до всходов Контроль 1 Боронование по всходам Контроль 2 Боронование до- и по всходам

 

 

Систематический метод
1. Контроль 2. Боронование по всходам 3. Боронование до- и по всходам 4. Контроль 2 5. Боронование до всходов 6. Боронование до всходов 7. Контроль 2 8. Контроль 1 9. Боронование по всходам 10. Боронование до- и по всходам 11. Боронование по всходам 12. Контроль 2 13. Боронование до всходов 14. Боронование до- и по всходам 15. Контроль 1 16. Боронование до- и по всходам 17. Контроль 1 18. Боронование по всходам 19. Контроль 2 20. Боронование до всходов Рендомизированный метод

92,4 м 4,2 м
                                                                                   

                                                          

 

 

– Защитная полоса опыта

 

 


Защитные полосы, дорожки

Защитные полосы защищают делянки от постороннего воздействия. Выделяют: боковые, иногда – внутренние, между вариантами, концевые. Засеваются той же культурой, что и опыт. Ширина – не менее одного метра.

В нашем опыте: боковые (краевые) шириной – 4,2 м (ширина сеялки), внутренних – нет, концевые – 4 м.

Оформление опыта.

В левом крайнем ряду делянки устанавливают колышек с номером

делянки. Перед опытом ставят этикетку (фанерку со столбиком)

на которой пишут название опыта. Между делянками намечают дорожки.

В нашем опыте это стыковые междурядья (ширина 70см).

 

 

Наблюдения за растениями

2.2.1. Фенологические наблюдения.

2.2.2. Учет густоты растений.

2.2.3. Замеры высоты растений и диаметра корзинки подсолнечника.

 

Учет засорённости посевов

 

Метод – количественно-весовой, с разделением сорняков на малолетние

и многолетние.

Сроки: первый учёт – через 2-3 дня после боронования;

второй – в фазу образования корзинки;

третий – конец цветения подсолнечника.

Учётная площадка – 0,5 м2 (70х71 см).

Повторность – 12-кратная, по 3 пробы на делянке.

     
шт./м2
 
г./м2   120   100   80   60   40   20   0


 

 

Рис. 1.4. Влияние боронования на засорённость подсолнечника.

 

 


Таблица 5. Учет засорённости посевов подсолнечника

Дата

Пов- тор- ности

делянок

Варианты опыта

Количество сорняков на площадке 0,5 м2, шт.

Всего сорняков на делянке

1

2

3

много-летние мало-летние много-летние мало-летние много-летние мало-летние много-летние мало-летние всего, шт. масса, г

10.

V.

2003

I

1

2

3

4

5

Боронование до всходов 1 14 0 17 0 22 1 53 54 67.3
Без боронования 4 13 3 19 7 31 14 63 77 131.1
Боронование по всходам 5 2 6 3 4 1 15 6 21 45.5
 Ручные прополки 1 3 1 2 2 2 4 7 11 17.4
Боронование до- и по всходам 0 2 0 1 1 3 1 6 7 11.2

II

6

7

8

9

10

Боронование до всходов 2 19 1 14 1 30 4 63 67 88.6
Без боронования 7 18 4 21 5 19 16 58 74 157.3
Боронование по всходам 6 3 2 4 5 6 13 13 26 48.4
Ручные прополки 0 2 1 1 2 4 3 7 10 15.1
Боронование до- и по всходам 1 4 0 2 1 4 3 10 13 12.2

III

11

12

13

14

15

Боронование до всходов 0 27 3 21 2 35 5 93 98 133.0
Без боронования 3 24 5 23 6 30 14 97 111 185.5
Боронование по всходам 4 4 4 0 3 1 11 5 16 41.2
Ручные прополки 0 1 1 3 0 0 1 4 5 9.1
Боронование до- и по всходам 0 0 2 1 1 2 3 3 6 8.4

IV

16

17

18

19

20

Боронование до всходов 3 34 1 25 0 28 4 85 89 76.5
Без боронования 8 31 6 34 4 42 18 107 125 169.1
Боронование по всходам 7 2 4 4 5 1 16 7 23 49.1
Ручные прополки 1 2 0 2 0 3 1 7 8 16.2
Боронование до- и по всходам 0 3 1 3 1 2 2 8 10 11.4

 

 

 

 


Таблица 6. Сводная таблица учета засорённости подсолнечника

 

№ вариантов

Названия вариантов

Учтено всего

Количество сорняков на всей
площади учета

Средняя засоренность посевов на 1 м2

площадок м2 многолетние малолетние всего, шт. масса, г многолетние сорняки малолетние сорняки всего, шт. масса, г
1 Боронование до всходов 12 6,0 14 294 308 365,2 2,3 42,0 51,3 60,9
2 Без боронования (контроль 1) 12 6,0 62 325 387 643,4 10,3 54,2 64,5 107,2
3 Боронование по всходам 12 6,0 55 31 86 184,2 9,2 5,2 14,4 30,7
4 Ручные прополки (контроль 2) 12 6,0 9 25 34 57,7 1,5 4,2 5,7 9,6
5 Боронование до- и по всходам 12 6,0 9 27 36 43,2 1,5 4,5 6,0 7,2

 

 

 


 


Выводы

1. Довсходовое боронование посевов проводилось при частичном появлении всходов ранних яровых сорняков и отсутствии всходов поздних яровых и многолетних сорняков, поэтому количество сорняков уменьшилось незначительно.

2. Боронование всходов подсолнечника проходило после массового появления ранних и поздних яровых сорняков, поэтому значительно снизило количество малолетников. Многолетние сорняки в основном появлялись не из семян, а от корней, поэтому слабо уничтожались боронованием.

3. Сочетание довсходового боронования и боронования всходов практически полностью уничтожило малолетние сорняки и более чем вдвое снизило количество всходов многолетних сорняков.

4. Прополки дали такой же результат, как два боронования, однако более эффективно уничтожили многолетние сорняки.

 

 

Фенологические наблюдения

Фенологические наблюдения – это регистрация даты наступления фаз роста и развития растений. У каждого растения дата наступления фазы различны, поэтому отмечают начало и массовое наступление фазы.

1. Метод – глазомерный или подсчёт растений.

2. Начало фазы – дата, когда в неё вступило не менее 10-15%, а массовое наступление (полная фаза) – это календарный срок, когда она отмечена не менее чем у 70-75% растений.

3. Фазы роста и развития у подсолнечника:

всходы – на поверхности появились семядоли;

1-я пара настоящих листьев;

3-я пара настоящих листьев;

образование соцветий (корзинок) - на вершине стебля образовалась “звёздочка” диаметром 1-1,5 см;

цветение – раскрытие первого язычкового цветка;

созревание – тыльная часть корзинки имеет восковую окраску, лузга – сухая и ломкая, окраска семян – типичная для сорта или гибрида. Отмечаются также даты посева и уборки подсолнечника.

Повторения

Всего,

шт.

Тыс.на гектар

Разница

I II III IV тыс./га %
Боронование до всходов 47 51 50 45 193 48,2 -1,1 2,2
Без боронования (контроль 1) 49 52 50 46 197 49,3 - -
Боронование по всходам 45 48 47 43 183 45,8 -3,5 7,1
Ручные прополки (контроль 2) 48 52 49 45 194 48,5 -0,8 2,2
Боронование до- и по всходам 44 47 46 43 180 45,0 -4,3 8,7

 

Рис. 2.1. Влияние боронований на густоту растений, тыс./га (2003 г.).

 

Выводы.

            1. Густота всходов подсолнечника была в целом близкой к   

                 оптимальной.

2.  Довсходовое боронование и ручные прополки практически не повлияли на густоту растений. Снижение густоты составило 2,2%.

3. Боронование всходов заметно снизило густоту. Изреженность составила 3,5 тыс./га или 7,1%, а при двукратном бороновании – даже 4,3 тыс./га, или 8,7%.

 

 

Расчет объёма выборки

 

Количество повторностей в опыте, замеров, учетов, подсчетов и т.д. зависит от варьирования изучаемого объекта и требуемой точности. Оно определяется статистическим методом в каждом отдельном случае.

Задание: Определить необходимое минимальное количество повторностей в полевом опыте на основании результатов рекогносцировочного посева и дробного учета урожая зерна ячменя для двух уровней значимости (n1 = 05; n2 = 01), т.е. ошибка опыта не должна превышать в первом случае 5% ( % = 5%), а во втором – 1% ( % = 1%).

 

Таблица 18. Расчет количества повторностей

№№ делянки Урожайность ячменя, кг/делянку - Х Х - (Х – )2
1 18,5 0,0 0,00
2 18,7 0,2 0,04
3 19,1 0,6 0,36
 4 19,4 0,9 0,81
5 17,8 -0,7 0,49
6 19,2 0,7 0,49
7 18,5 0,0 0,00
8 17,3 -1,2 1,44
9 18,9 0,4 0,16
10 17,6 -0,9 0,81
å 185,0 0,0 4,60
18,5 - -

 

Расчеты

            

= åf × х/n = 185/10 = 18,5 – (средняя арифметическая).

    

S = = = ± 0,7 –  (среднее квадратическое отклонение).

V = =  = 3,8 % – (вариационный коэффициент).

                                

                Для справки: V < 10 % – варьирование слабое,

                                       V = 10 – 20 % – варьирование среднее,

                                       V > 20 % – варьирование сильное.

 

S % = – (относительная ошибка, по условию опыта £ 5%).

 

S  = = 0,9 кг/дел.

 

n 05 = = 2,4 раза, округляем до 3.

 

n01 =  = 5,4 раза, округляем до 6.

 

   


Вывод: При данном состоянии пестроты урожайности для проведения
полевых опытов с допустимой ошибкой не более 5% достаточна 3-х кратная повторность, а с ошибкой не более 1% - 6-ти кратная повторность.

 

Задание: Рассчитать минимальное количество замеров высоты растений подсолнечника, необходимое для определения средней высоты растений с допустимыми ошибками 5% и 1% (1-й и 2-й уровни вероятности).

 

Расчеты

 

1. Замеряем высоту 5-ти растений подряд:

                                Высота, см: 200; 190; 178; 160 и 185 см.

2. Определяем размах колебаний высоты:

              Х max = 200 cм, X min = 160 cм;

              R = X max – X min = 40 cм (размах колебаний).

3. Находим среднюю арифметическую величину:

              х = (Х max + X min) / 2 = (200 + 160) / 2 = 180 cм.

4. Находим среднее квадратическое отклонение:

              S = k×R = 0,43 .  40 = 17,2 cм.

        

 

Таблица 19. Табличное значение k - коэффициента Пирсона (приложение 6)

n 2 3 4 5 6 7 8 9 10
k 0,89 0,59 0,49 0,43 0,40 0,37 0,35 0,34 0,32

                

5. S % = S  /   . 100 = £ 5% или £ 1% - по условию.

             

     Отсюда: S  = (S % . ) / 100 = (5 .  180) / 100 = 9 cм (ошибка).

 

6. n 05 = (2S / S )2 = (22  .  17,22) / 92 = (4 . 295,84) / 81 = 14,6» 15.

 

     n 01 = (3S / S )2 = (32. 17,22) / 92 = (9 . 295,84) / 81 = 32,85» 33.

 

Вывод. Для определения средней высоты растений подсолнечника с

ошибкой не более 5% достаточно 15 замеров растений, а с

ошибкой £ 1% необходимо не менее 33 замеров (подряд).

 


Дисперсионный анализ

 

Дисперсионный анализ – основной и наиболее распространённый метод математической обработки результатов исследований. Он позволяет оценить методику исследований по величине относительной ошибки (точности) –

S %, и достоверность разницы между вариантами.

Если Sx%  менее 2%, точность отличная, нарушений методики нет.

Если  2 < Sx% < 4% - хорошая точность;

если 4 < Sx% < 5% - удовлетворительная точность;        

если Sx% более 5% - точность опыта низкая.

Если разница между вариантами больше (с плюсом или минусом) НСР – она существенна, меньше НСР – несущественна.

1. Пример проведения статистической обработки урожайных данных результатов исследований методом дисперсионного анализа в однофакторном полевом опыте: ”Влияние боронования на урожай подсолнечника”

Условные (статистические) обозначения:

l – число вариантов в опыте;

n – количество повторений;

Х – поделяночный урожай;

Х – средний урожай по вариантам;

Хp - средний урожай по повторениям;

Х0 – средний урожай по опыту;

d – разница между вариантами и контролем;

А – произвольное начало (округленное до целого числа значение 0);

V – сумма по вариантам;

Р – сумма по повторениям;

VA – cумма отклонений от А по вариантам;

РА – сумма отклонений от А по повторениям;

С – корректирующий фактор;

СУ – общее варьирование (общая дисперсия);

СV  - варьирование вариантов (дисперсия вариантов);

СР – варьирование повторений (дисперсия повторений);

СZ – случайное варьирование (остаточная дисперсия);

n - число степеней свободы;

Sx – ошибка опыта;

Sx % - точность опыта (относительная ошибка);

НСР05 – наименьшая существенная разность (для 5%-го уровня

          значимости);

å - сигма, знак суммирования;

F05 критерий Фишера F;

t05 - критерий Стьюдента t;

Н0 – нулевая гипотеза.

Исходные данные и расчетные показатели оформляются в таблицу.

№ вар.

Варианты

Х

V

X

d

X-A

VA

(X-A)2

V2A

І ІІ ІІІ IV І ІІ ІІІ IV І ІІ ІІІ IV
1 2 3               å(X-A)2 åV2A
    P XP             å p2A [å(X-A]2

В нашем случае данная таблица приобретёт следующий вид (табл. 20).

Список использованной литературы

1. Перегудов В.Н. Статистические методы обработки данных полевого опыта. – М.:ОГИЗ – Сельхозгиз, 1948. – 296 с.

2. Кудрявцева А.А. Методика и техника постановки полевого опыта на стационарных участках. – М.:Сельхозгиз, 1959. – 320 с.

3. Вольф В.Г. Статистическая обработка опытных данных. – М.: Колос, 1966. – 254 с.

4. Гордієнко В.Г. Соняшник. – К.: Урожай, 1972. – 251 с.

5. Юдин Ф.А. Методика агрохимических исследований. – М.: Колос, 1980. – 368 с.

6. Филёв Д.С., Циков В.С., Золотов В.И., Логачев Н.И., Телятников Н.Я., Пономаренко А.К. Методические рекомендации по проведению полевых опытов с кукурузой. – Днепропетровск, 1980. – 55 с.

7. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта.–М.: Колос, 1985. – 416 с.

8. Растениеводство / П.П. Вавилов, В.В. Гриценко, В.С. Кузнецов и др.; Под ред. П.П. Вавилова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Агропромиздат, 1986. – 512 с.

9. Мойсейченко В.Ф., Єщенко В.О. Основи наукових досліджень в агрономії: Підручник. – Київ: Вища школа, 1994. – 334 с.

10. Система ведения агропромышленного производства Луганской области на период 1997 – 2005 гг. – Луганск: Лугань, 1997.-560 с.

11. Ермантраут Е.Р., Гудзь В.П., Манько Ю.П., Цюк О.А. Основи наукових досліджень у рослинництві // Навчальне видання / Методичні вказівки до виконання лабораторно-практичних занять для студентів сільскогосподарських вузів зі спеціальності 7.130102 “Агрономія”.– Київ: Видавничій центр НАУ.–2000.–56 с.

12. Соколов И.Д., Шелихов Н.В., Наумов С.Ю., Сыч Е.И. Компьютеризация аграномических и биологических расчетов. – Луганск: “Элтон – 2”,  2001. – 133 с.

13. Ермантраут Е.Р., Манько Ю.П., Цюк О.А., В’ялий С.О. Основи наукових досліджень у рослинництві // Навчальне видання. Завдання для виконання лабораторно-практичних занять для студентів сільскогосподарських вузів зі спеціальності 7.130102 – “Агрономія”. – Київ: Видавничий центр НАУ, 2002. – 58 с.

14.  Молостов А.С., Бровенко Ф.М., Валовненко Д.К., Кудря С.А., Надєждін О.М. М. Методика проведення польових дослідів у колгоспах і радгоспах УРСР. – К.: Урожай, 1974. – 57с.

15. Захаренко А.В. Современное состояние и перспективы развития

полевого экспериментирования // Земледелие, 2004.- № 5. –
С. 28-29.

 

 

Приложение 1

 

КРАТКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ МЕТОДИКИ ПОЛЕВОГО
ОПЫТА И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.234 с.)