Психологическая составляющая здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая составляющая здоровья



Социопсихосоматический подход к здоровью человека это комплексный подход, который утверждает единство медицинского (биологического), социального и психосоматического подходов к здоровью человека.

В Уставе ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) здоровье определено как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. В понимании здоровья следует исходить из концепции единого организма, неразделимости физиологического (соматического), социального, душевного и духовного в человеческой личности.

Медицинский подход к здоровью рассматривает человека с точки зрения «нормы» и «функциональности». Необходимость существования стандартной нормы обусловлена тем, что в пределах ее границ происходящие сдвиги не вызывают качественного изменения в состоянии здоровья человека. За пределами этих границ с одной стороны – патология, нарушения, с другой – так называемая экстремальная реактивность, повышение норм многих физиологических показателей.

В медицинском подходе существуют свои сложности, особенно затрагивающие категорию нормы. Интерес представляет взгляд Н.М. Амосова, который обратил внимание на то, что здоровье организма определяется его количеством. Концепция Амосова в определенной мере противопоставляет количество здоровья его качеству и является заявкой на решение сложнейшей проблемы здоровья. Основная трудность заключается в том, что еще не разработаны соответствующие критерии, позволяющие судить о качественных пределах функционирования различных органов и их систем.

По мнению В.М. Дильмана, говорить о здоровье организма и его норме вообще невозможно, так как все индивидуальное развитие является патологией, отклонением от нормы. Он выделяет нормальный период с 20 лет, который длится всего 5 лет и характеризуется «минимальной частотой главных болезней человека».

В настоящее время научное толкование понятия «здоровье» предполагает отказ от жесткой оппозиции «здоровье – болезнь» и большинство исследователей предлагают рассматривать здоровье и болезнь не как застывшие, строго противоположные понятия, а как динамичные, часто сочетающие принципы того и другого.

Социальный подход к здоровью учитывает тот факт, что в последние сто лет произошло резкое изменение образа жизни: изменился характер быта, труда, питания, физической активности; меняется и среда обитания и химический состав продуктов питания. Таким образом, основные факторы современной патологии населения тесно связаны с изменением условий жизни. Психические и эмоциональные стрессы, снижение физической активности, загрязнение окружающей среды, нерациональное питание, вредные привычки, – современные причины ухудшения общественного здоровья, которые лежат на поверхности. Поэтому из двух возможных путей: прямого – сохранения и укрепления здоровья человека и обратного – излечение от заболеваний, все цивилизованные страны выбрали первый. В настоящее время накопилась масса эмпирического материала, свидетельствующего, что именно образ жизни определяет состояние здоровья человека. Из всех социальных теорий приоритет получила «концепция здорового образа жизни», так как в ней показаны реальные механизмы, при помощи которых можно управлять здоровьем человека.

Значение социального подхода к здоровью человека заключается в формировании морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, определяющих поведение человека, и отношение к своему здоровью как к ценности.

Таким образом, здоровье – система открытая: меняются социальные условия и требования к здоровью, создаются новые медицинские технологии и услуги, меняется образ жизни людей, могут измениться и представления отдельного человека о здоровье или месте его в жизни, измениться его ценность.

Психосоматический подход к здоровью человека (от психо... и греч. soma — тело) особое внимание уделяет роли психических факторов в возникновении, течении и исходе соматических заболеваний. Каждый пациент – это личность: эмоциональные напряжения влияют на все процессы его организма. Особенности соматического благополучия человека уходят корнями в его детство. Именно в детстве определяются развитие и дифференцировка всех структур и функций организма и закладывается фундамент будущего здоровья. Существует четкая взаимосвязь между уровнем гуманности и здоровьем всего населения. Обществе и семья должны формировать здоровье личности и обеспечивать полноценное существование для тех индивидов, которые имеют некоторые отклонения в здоровье.

Впервые термин «психосоматический» вел немецкий врач из Лейпцига Хайнрот в 1818 г. Проблема психосоматических соотношений – одна из наиболее сложных проблем современной медицины и психологии. Соматическое и психическое, хотя и являются качественно различными явлениями, но реально представляют лишь различные стороны единого конкретного человека. Отрывать эти стороны друг от друга в исследованиях проблемы болезни представляется принципиально неверным. Проблема взаимодействия души и тела имеет такую же давнюю историю, как и сама медицина. Психосоматическая проблема как таковая возникла в древности, когда у истоков научной медицины стояли две школы, отражающие два подхода к трактовке общей концепции болезни: первая – школа Гиппократа; вторая – книдская врачебная школа. Первая трактовала болезнь как расстройство отношений между субъектом и действительностью (динамическая, гуморально-духовная соответственно «психосоматическая» концепция; вторая рассматривала болезнь как поражение какой-то материальной стуктуры (механическая, органная ориентация). Исходные формулы оценки болезни и больного при этом различны. В первом случае «человек болен», во втором – «у человека есть болезнь».

В XX веке это направление получило развитие в психологических теориях конституции у Э.Кречмера (1924) и У. Шелдона (1942). К этой концепции относятся работы Ф. Данбар, в которых сформулирована теория профилей личности. С точки зрения этой теории личностные особенности определяют тип реагирования человека в различных ситуациях, что в конечном счете может привести к заболеванию. В современной медицине применение этого подхода нашло отражение в исследовании определенной типологии «личностей риска», например тип личности А угрожаем в плане развития инфаркта миокарда и гипертонической болезни (М. Friedman, R.H. Rosenman, 1959). Предложенная Ф. Александером теория эмоциональных конфликтов, воздействующих на внутренние органы, утверждает что психологические механизмы лежат в основе произвольного поведения, экспрессивных проявлений, вегетативных висцеральных и сосудистых реакций, т.е. всех процессов, ответственных за поддержание гомеостаза, а также за подготовку к борьбе или бегству при опасной ситуации, отступлению от направленной вовне активности. Когда личность лишается возможности открыто участвовать в борьбе и проявлять агрессивность, тогда симпатическая нервная система надолго оказывается в состоянии повышенного возбуждения. В результате этого напряжения возникают вегетативные симптомы, т.к. реакции борьбы и бегства не могут реализоваться в сфере произвольного поведения.

Основным методом психосоматического лечения является психотерапия, ориентированная преимущественно на: 1) установление вытесненных в бессознательное влечений и желаний и выявление скрытых связей между психическими (эмоциональными, личностными) конфликтами и соматическими симптомами и 2) их коррекцию.

Сейчас интенсивно разрабатывается социопсихосоматика (транскультурная психосоматика). Психосоматические заболевания широко распространены среди различных народов, этнических групп, особенно подвержены психосоматическим влияниям народы, проживающие в странах с рыночной экономикой. Эффективность медицинской помощи во многом определяется знаниями этнокультурных воззрений (привычки, верования, образ жизни и т.д.) на здоровье и болезнь. Часто этнокультурные различия служат барьером к доступности медицинских услуг.

Здоровье в широком смысле – это качественно прожитая жизнь, а человек – сверхсложный, неисчерпаемый, загадочный предмет познания, способный обладать всеми уровнями здоровья:

1. Физическое здоровье − совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

2. Психическое здоровье − высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности состояние общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

3. Духовно-нравственное здоровье - это система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

4. Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

В общей проблеме психосоматических взаимоотношений выделяют два главных аспекта: влияние психического фактора на соматическую сферу человека, и влияние соматических факторов на психику человека.

Влияние соматического состояния на психику человека может быть патогенным и саногенным. Патогенное влияние заключается в нарушении психической деятельности в условиях соматической болезни. Оно может быть двух видов: соматогенным (общее влияние на функции органов) и психогенным (в виде реакции личности на болезнь). Соматогенное влияние специфично для данного конкретного заболевания, психогенное влияние зависит от структуры личности заболевшего, типологии характерологических черт.

Влияние психического фактора на соматическое состояние рассматривается с нескольких позиций. Так, изучаются особенности психики, врожденные по природе, которые могут повышать чувствительность человека ко всякого рода патогенным воздействиям; рассматриваются фомирующиеся в процессе развития личности способы реагирования, изменение направленности, мотивации, создающие особый комплекс свойств - компонентов психосоматического радикала, прямо задействованных в развертывании психосоматического заболевания

Внутренняя картина здоровья, здоровый образ жизни

Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) — обобщенный образ нормального или ненормального состояния, субъективное переживание человеком уровня своего здоровья, осознание своих душевных и физических возможностей, ресурсов.

В структуре внутренней картины здоровья. по аналогии с внутренней картиной болезни вслед за А. Р. Лурией можно выделить сензитивную и интеллектуальную составляющие, а в соответствии с современной трактовкой — три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

Когнитивный компонент – знания человека о своем здоровье, о его роли в жизни, знание основных факторов, укрепляющих и повреждающих здоровье.

Эмоциональный компонент – отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья, а также особенности эмоционального состояния, возникающие из-за ухудшения физического или психического самочувствия человека.

Поведенческий компонент – актуализация деятельности человека по сохранению здоровья.

Н.Д. Творогова подчеркивает, что обычно человек имеет ресурсы фиксировать, осознавать как сигналы благополучия, так и сигналы нездоровья, идущие от своего тела и со стороны своей психики, и в соответствии с этим строить обобщенные модели, образы ("картины") своего здоровья и нездоровья. Эти внутренние "картины" могут быть в разной мере сформированы, полны, по разному соотноситься друг с другом и с объективными показателями состояния организма. Вопрос в том, какая "картина" находится в фокусе внимания данной личности, и на что эта личность направляет основные свои усилия: на "выращивание" здоровья, его укрепление, расширение сферы его проявления, на поиск своих ресурсов или преимущественно на борьбу со своим неблагополучием, болезнями. Образ мыслей, включающий идею здоровья, благополучия, как показывают специальные клинические исследования, порождает благоприятную реакцию организма.

ВКЗ различаются уровнем сформированности, степенью осознанности (так, люди с различным типом межполушарной асимметрии мозга — правши, левши, амбидекстры характеризуются своими особенностями ВКЗ.). Реальное состояние физического здоровья человека, общество, в котором он живет, и его личностные особенности оказывают влияние на его ВКЗ. Обществу необходимо создавать среду, которая бы информировала о действиях, способствующих здоровью человека, оказывала поддержку людям на их пути к нему.

Для поддержания оптимальной для себя ВКЗ личность вынуждена совершать те или иные действия в направлении поддержания своего здоровья, использовать свои ресурсы. Но будут эти действия ею совершаться или нет, зависит от ВКЗ и от внешней нормативной системы (значимые другие, референтная группа, влияние общины, общие социальные нормы), нормативных представлений самой личности, ее мотивации действовать в соответствии со своими нормативными представлениями, ее общего представления о жизни, о самой себе, ее уровня самоуважения, знания о действиях на благо своего здоровья, осознания своих побуждений и эмоциональных состояний, затрат и компенсаций за совершение тех или иных действий, умения действовать в направлении своего здоровья, наличия саногенных навыков. Исследуются "выгоды" здоровья, причины предпочтения быть "здоровым" или "больным", условия принятия роли больного или здорового, пр. Выбор стратегии поведения: в направлении здоровья или болезни — это и осознанный выбор личности.

Здоровый образ жизни

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора — генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

1. Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

2. В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

3. В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

4. Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

— индивидуально-типологическими наследственными факторами;

— объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

— конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

— личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реа­лизуемого через структурный, энергетический и информацион­ный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:

1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.

2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциал;движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:

· физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями; физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни;

· физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства человека;

· психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением — мышечным движением;

· психическим состоянием — сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации;

· психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем;

· социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества;

· духовностью как «одним из самых главных заблуждений человечества — это отрыв от материального» (по Н. Рериху).

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы: аддероптимальный двигательный режим; тренировку иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическую регуляцию; психосексуальную и половую культуру; рациональный режим жизни; отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование.

Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физи­ческой культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т.п.

Биосоциальные критерии эффективности

 здорового образа жизни

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения — важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следую­щих биосоциальных критериев:

1.       Оценку морфофункциональных показателей здоровья:

— уровень физического развития;

— уровень физической подготовленности.

2.       Оценка состояния иммунитета:

— количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

— при наличии хронического заболевания — динамику его течения.

3.       Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

— эффективность профессиональной деятельности;

— активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

— широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4.       Оценка уровня валеологических показателей:

— степень сформированности установки на здоровый образ жизни;

— уровень валеологических знаний;

— уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

—      умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

— положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат — уменьшает затраты на лечение;

— способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

—      обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

—      является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

—      обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе — высокий материальный достаток;

— позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

— обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Роль религиозных представлений в формировании внутренней картины здоровья

Несмотря на кажущееся различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни и содержат схожие императивы об этических и медицинских нормах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые религиозными организациями, относительно следующих основных угроз здоровью, очевидны общие черты:

1. Аборт резко осуждается и признается как неблагоприятный фактор ухудшающий состояние здоровья нации;

2. Употребление психически активных веществ неприемлемо, причем это утверждается не только современными священнослужителями (как в случае с абортом), но также подробно рассматривается в древнейших религиозных книгах с позиции максимального ограничения. Религиозные организации также играют огромную роль, предлагая современной медицине эффективный альтернативный путь преодоления патологической зависимости от вредных привычек;

3. Личная гигиена как барьер для распространения инфекционных заболеваний. У мусульман, например, личная гигиена сакрализована, что имело определенные исторические предпосылки: бытовые условия кочевых племен в засушливой климатической зоне затрудняли поддержание чистоты тела при сопутствующем риске развития инфекционных заболеваний. Считается, что применение омовения в качестве религиозного ритуала повышало распространенность основ гигиены за счет предубеждений веры.

4. Любая религия расставляет приоритеты в значении пищи для жизни человека, строго определяя качественный и количественный состав продуктового рациона. Источником этих приоритетов является культурно-историческая основа конкретного этноса и степень богатства природных ресурсов в коренной для данной религии местности.

5. Нематериальная сущность религиозной веры предполагает также утверждение определенных психологических установок (т.н. «духовной позиции»). Определяются границы и способы развития умственной работоспособности и методы адаптации и реабилитации при неврозах и т.д.

С другой стороны, несмотря на некоторые схожие черты, все религии имеют определенные различия. В условиях этнического и национального разнообразия населения России представляется необходимым особо отметить три наиболее распространенных религиозных течения: православное христианство, мусульманство (ислам) и буддизм.

Православие рассматривает человека в триединстве: Дух, душа и тело. А медицина исключает Дух, избирая объектом внимания только душу и тело- правда, при этом часто признавая, что душа доминирует, так как в практике именно психофизические расстройства преобладают. Православие же считает, что очень много зависит от Духа человека, выстраивая такую иерархию: Дух, душа, тело. При этом ни в коей мере церковь не призывает забыть о теле. Наоборот - грех не заботиться о нем, ведь тело - сосуд Духа.

Среди грехов - болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние. Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума, детская способность взрослого человека удивляться (эмоция, свойственная только человеку).

Одно из непременных условий жизни православных людей - соблюдение постов. Пост - это не только запреты на определенные продукты питания, но и большая духовная работа. Это особые периоды, когда Господь показывает человеку, как мало ему надо, освобождает ему время для раздумий о божественном. А результаты поста в чисто телесном плане - чистка организма, укрепление здоровья.

В связи с низкими демографическими и социально-экономическими показателями жизни горожан и необходимостью активизации использования духовных начал в решении данных проблем, Православная епархия России предлагает проведение ряда мероприятий:

· организацию часовен и молельных комнат в лечебно-профилактических учреждениях;

· содействие медицинскому персоналу православного вероисповедования в консолидации по духовному окормлению пациентов и их родственников;

· систематические выступления перед медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений по проблемам духовного окормления;

· организацию при лечебно-профилактических учреждениях обществ православных врачей и сестер милосердия.

Буддизм за свою 2500-летнюю историю направлял свою энергию внутрь в стремлении научить ум понимать психическое состояние счастья, опознавать и обезвреживать источники негативных эмоций и культивировать такие эмоциональные состояния, как сочувствие, для улучшения жизни человека и общества. Уже в течение нескольких десятков лет в США проводятся научные исследования кратковременного воздействия медитации на нервную систему. Обнаружилось, что медитация сокращает показатели стресса, например, ускоренное сердцебиение и потоотделение. Эти исследования стали основой для тренингов на расслабление. Однако буддийская практика делает упор на необратимые изменения в психической активности, а не только на кратковременные результаты. И учёных всё больше интригует тот нервный и физический стимул для долговременных изменений, который достигается годами интенсивной практики.

Отличительной чертой буддизма с позиции здравоохранения является духовная направленность жизнедеятельности на обретение гармонии с окружающим миром. Единение с природой прослеживается в традиционной медицине тибетских монахов, вегетарианстве, упоре на внутреннее самосовершенствование предпочтительно к внешнему.

Ислам. Каждая религия по-своему воспитывает своих приверженцев. Респондентов спросили, чему, по их мнению, учит, как воспитывает людей ислам. На этот вопрос попробовали ответить 53% опрошенных. При этом 25% высказали позитивно окрашенные суждения, 24% - негативно окрашенные, а 12% - нейтральные, неопределенные или двойственные.

По мнению опрошенных, отметивших положительные воспитательные свойства ислама, эта религия прививает своим приверженцам нравственные ценности, учит " доброте, чистоте, верности, трудолюбию, дружбе", "мужеству", "миролюбию, человеколюбию", "честности, справедливости", "уважению старших", "соблюдению традиций", "миру, согласию", "хорошему поведению молодежи". Кроме того, ислам учит вести "здоровый образ жизни", запрещает "гулять", "пить и курить". Иными словами, респонденты, позитивно оценивающие воспитательную роль ислама, говорили о законах общежития, которые предписывает соблюдать эта религия.

В исламе большое значение уделяется чистоте и гигиене человека. Символично, что каждая книга по мусульманскому праву, как правило, начинается с раздела «Очищение» («Тахара»).

Неотъемлемой частью мусульманской культуры являются горячие бани. Эти гигиенические сооружения появились в Мавароуннахре и Туркестане на основе имеющихся местных бань только с внедрением ислама. Привнесенная с Ближнего Востока конструкция получила здесь дальнейшее развитие. В Ташкенте открыта и изучена археологами баня конца XV-XVI веков.

Элементы нравственного отношения к природе, объектам экосистемы, принципы здорового образа жизни и формирования философии здоровья присутствуют в священных писаниях ислама, в которых мусульманам рекомендуется искать корни экологических знаний и использовать эти знания в решении современных проблем окружающей среды и здоровья населения.

На основе концепции ислама, учений и произведений мыслителей исламской цивилизации и культуры, социально-философского наследия предшествующих поколений необходимо возродить и внедрить в сознание населения древние традиции соблюдения требований санитарии и гигиены и последовательно добиваться, чтобы эти вековые традиции стали твердым убеждением каждого человека, обязательным практическим навыком и жизненной потребностью.

Так, на основе священных писаний и источников было рекомендовано разработать религиозно-этические основы экологии, которые позволили бы сохранить равновесие между человеком и природой. Требуется пропаганда этических основ экологии, идей здорового образа жизни среди широких масс. При этом необходимо уделить особое внимание бережному и экономному расходованию воды.

В конечном итоге все это должно быть направлено на то, чтобы с использованием изречений из Корана, Хадиса и других священных книг ислама в общественных местах (на Амри-маърифах, пятничных молитвах, в мечетях) глубже и всестороннее раскрывать опыт и традиции исламской культуры по сохранению и приумножению природных богатств, ведению правильного и здорового образа жизни.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое социопсихосоматический подход к здоровью?

2. Расскажите о саногенном и патогенном влиянии психологических факторов на соматическую сферу человека.

3. Что такое внутренняя картина здоровья? Охарактеризуйте ее компоненты.

4. Раскройте понятие здорового образа жизни.

5. Каковы биосоциальные критерии эффективности здорового образа жизни?

6. Из чего складывается структура здорового образа жизни конкретного человека?

7. Какова роль религиозных представлений в формировании внутренней картины здоровья?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов

21. ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ СОДЕРЖИТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ НОРМАХ, УСТАНОВЛЕНЫХ РАЗЛИЧНЫМИ РЕЛИГИЯМИ, ОТНОСИТЕЛЬНО ОСНОВНЫХ УГРОЗ ЗДОРОВЬЮ:

1) запрещение абортов

2) контроль за употребления психически активных веществ

3) правила личной гигиены

4) качественный и количественный состав продуктового рациона питания

5) запрет на общение с иноверцами

6) утверждение определенных психологических установок (т.н. «духовной позиции»)

 

22. СТРУКТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОЛЖНА ВКЛЮЧАТЬ ФАКТОРЫ:

1) оптимальный двигательный режим

2) тренировку иммунитета и закаливание

3) рациональное питание

4) высокий материальный достаток

5) психосексуальную и половую культуру

6) отсутствие вредных привычек

7) высшее образование

 

23. ПРОГРАММА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКА ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЯТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ОСНОВНЫМИ ПОСЫЛКАМИ:

1) индивидуально-типологическими наследственными факторами

2) объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами

3) конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность

4) модой на медицинские процедуры и спортивные методики

5) личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни

 

24. ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ КАК ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ НОРМАЛЬНОГО ИЛИ НЕНОРМАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ УРОВНЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ, ОСОЗНАНИЕ СВОИХ ДУШЕВНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, ВКЛЮЧАЕТ КОМПОНЕНТЫ

1) Когнитивный компонент

2) Эмоциональный компонент

3) Поведенческий компонент

4) Социальный компонент

 

25. УРОВНИ ЗДОРОВЬЯ – ЭТО:

1) Физическое здоровье

2) Психическое здоровье

3) Политическое здоровье

4) Духовно-нравственное здоровье

5) Социальное здоровье

 

26. СОЦИОПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА ЭТО КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД, КОТОРЫЙ УТВЕРЖДАЕТ ЕДИНСТВО

1) медицинского (биологического) подхода к здоровью человека

2) социального подхода к здоровью человека

3) психосоматического подхода к здоровью человека

4) кибернетического подхода к здоровью человека

 

27. К БИОСОЦИАЛЬНЫМ КРИТЕРИЯМ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОТНОСЯТСЯ:

1) уровень физического развития

2) уровень физической подготовленности

3) количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода

4) социальный уровень и уровень доходов

5) степень сформированности установки на здоровый образ жизни

 

28.В СОЦИАЛЬНОМЙ ПОДХОДЕ К ЗДОРОВЬЮ ОСНОВНЫМИ ФАКТОРАМИ СОВРЕМЕННОЙ ПАТОЛОГИИ НАСЕЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) психические и эмоциональные стрессы

2) нарушение норм функционирования организма

3) снижение физической активности

4) загрязнение окружающей среды

5) нерациональное питание

6) вредные привычки

 

29. К ПРИНЦИПАМ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА ОТНОСЯТСЯ:

1) каждый пациент – это личность

2) особенности соматического благополучия человека уходят корнями в его детство

3) Здоровье – это нормальное функционирование организма

4) существует четкая взаимосвязь между уровнем гуманности и здоровьем всего населения

5) общество и семья должны формировать здоровье личности и обеспечивать полноценное существование для тех индивидов, которые имеют некоторые отклонения в здоровье

 

30. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЛЯ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СЛЕДУЮ­ЩИМ БИОСОЦИАЛЬНЫМ КРИТЕРИЯМ:

1) при наличии хронического заболевания — динамику его течения

2) эффективность профессиональной деятельности

3) активность исполнения семейно-бытовых обязанностей

4) широту и степень проявления социальных и личностных интересов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.172 с.)