Снижение уровня собственного участия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Снижение уровня собственного участия



А) По отношению к сотрудникам, пациентам и т.д.

- Потеря положительного восприятия коллег

- Переход от помощи к надзору и контролю

- Приписывание вины за собственные неудачи другим людям

- Доминирование стереотипов в поведении

- Проявление негуманного подхода к людям

- Отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки

В) По отношению к профессиональной деятельности

- Нежелание выполнять свои обязанности

- Искусственное продление перерывов в своей работе, опоздания, уход с работы раньше времени

- Акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой

Г) Возрастание требований

- Потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях

- Чувство переживания того, что другие люди используют тебя; зависть

Эмоциональные реакции

А) Депрессия

- Постоянное чувство вины, снижение самооценки

- Безосновательные страх, лабильность настроения, апатия

Б) Агрессия

- Защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах

- Отсутствие толерантности и способности к компромиссу

- Подозрительность, конфликты с окружением

Фаза деструктивного поведения

А) Сфера интеллекта

- Снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий

- Ригидность мышления, отсутствие воображения

Б) Мотивационная сфера

- Отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям

В) Эмоционально-социальная сфера

- Безразличие, избегание неформальных контактов

- Отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу

- Самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука

Психосоматические реакции

- Снижение иммунитета

- Неспособность к релаксации в свободное время

- Бессонница, сексуальные расстройства

- Повышенное давление, тахикардия, головные боли

- Боли в позвоночнике, расстройства пищеварения

- Зависимость от никотина, кофеина, алкоголя

Разочарование

- Отрицательная жизненная установка

- Чувство беспомощности и бессмысленности жизни

- Экзистенциальное отчаяние

 

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Рассмотрим в качестве примера классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд внешних и внутренних факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание.

Группа внешних факторов является наиболее представительной в области исследований выгорания.

· хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

· дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация

· повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Содержание деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.

· неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”, и по горизонтали, в системе “ коллега – коллега”. Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

· психологически трудный контингент, с которым имеет делопрофессионал в сфере общения: в процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который выводит из состояния равновесия. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся следующие факторы:

· склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться.

· интенсивная интериоризация (восприятие и переживание)обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.

· слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональнойдеятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями.

· нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности.

 

Психологические особенности труда медицинской сестры

Сестринский процесс — образ мышления и действий по отношению к основным объектам сестринского дела — людям, окружающей среде, здоровью. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента, его родственников и сестру как взаимодействующих лиц. Их необходимо рассматривать как личности и относиться к ним с должным уважением. Цели сестринского процесса включают: 1) определение потребностей пациента в уходе; 2) определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов ухода; 3) применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение потребностей пациента; 4) оценку эффективности сестринского ухода.

Структура деятельности медицинской сестры

Организационная структура сестринского процесса состоит из 5 этапов: 1) обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента); 2) сестринский диагноз (определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента, требующих сестринского вмешательства); 3) составление плана (определение программы действий); 4) действия, необходимые для осуществления плана; 5) оценка (исследование реакций пациента на вмешательство сестры).

Характеризуя первый этап — обследование как текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии пациента, необходимо указать на информацию, которую собирает сестра, и источники ее получения. Это физиологические данные (их можно почерпнуть из истории болезни и при физическом обследовании), данные о развитии, психологические данные (индивидуальные особенности характера, самооценка, способность принимать решения); социологические данные (функции, взаимоотношения, источники); культурные данные (этические и культурные ценности); духовные данные (духовные ценности, религиозность и т. д.); данные об окружающей среде.

Данные обследования могут быть объективными и субъективными. Объективные данные включают наблюдения и данные, полученные сестрой, субъективные — предположения пациента о состоянии своего здоровья. Субъективные данные включают чувства и эмоции, выраженные словами, мимикой, жестами (вербальным или невербальным способом).

Источниками данных могут быть сам пациент, члены его семьи, специалисты, знакомившиеся ранее с пациентом, амбулаторная карта, специальная литература.

В ходе обследования между сестрой и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Пациент должен доверять медицинскому работнику, ощущать уверенность, что о нем позаботятся должным образом и на уровне, соответствующем достижениям современной медицины.

Вторая ступень сестринского процесса — сестринский диагноз. Греческое слово diagnosis — "распознавание, определение" для врача означает установление причин страдания на основе выявленных симптомов. Сестринский диагноз — это также продуманный вывод, основанный на анализе и интерпретации информации, полученной при обследовании, но он фокусируется на реакциях пациента, связанных со здоровьем, а не на распознавании болезней. Какие это могут быть проблемы? Ограниченность самообслуживания, нарушения сна, отдыха, питания, кровообращения, сексуальной жизни; боль; дискомфорт; эмоциональная неустойчивость, связанная с болезнью, угрожающей здоровью и повседневной жизни; нарушение мыслительной деятельности; изменение представления о самом себе; проблемы, связанные с жизненными циклами (рождение, смерть, стадии развития); проблемы в сфере отношений и т. д. Таким образом, сестринский диагноз выносит решение о состоянии здоровья пациента, сделанное профессиональными сестрами и описывающее реакции пациента на существующие или потенциальные проблемы со здоровьем. Во время установления сестринского диагноза принимаются во внимание физические, психологические и интеллектуальные данные.

Третий этап сестринского процесса — определение предстоящих целей, плана действий, включает планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей, связанных с состоянием здоровья пациента. Его цель — предупредить, облегчить, уменьшить или свести до минимума трудности, возникающие у пациента. Он сам должен участвовать в этом процессе, при котором сестра не только учитывает просьбы пациента, свои знания и возможности, но и возможности здравоохранения, учреждения, в котором она работает. Необходимо также установить конкретные сроки достижения каждой цели. Ожидаемые результаты записываются, а затем оцениваются на соответствующем этапе сестринского процесса. Цели должны быть реальными и мотивировать пациента к их достижению.

План должен включать кратковременные (на 1 нед) и долговременные цели. В нем указываются мероприятие (действие), критерии (число, время, расстояние), условия. Например, больной Н. должен начать ходить после перенесенного острого инфаркта миокарда на 10 м к 15.03 с помощником. Начать ходить — действие, к 15.03 на 10 м — критерии, с помощником — условие.

Следующий этап — реализация плана. Он включает помощь при болезни, в профилактике и укреплении здоровья. Такая помощь может быть ежедневной (гигиенические процедуры, одевание), периодической и т. д. Это развивающийся процесс, и сестра должна систематически уточнять план реализации, вносить в него коррективы.

В современном медсестринском деле выделяют 3 основных типа реализации плана действий: зависимый, когда требуются указания врача, но должны использоваться знания и навыки сестры (прием больным лекарств, введение желудочного зонда, подготовка к диагностическому исследованию и т. д.); независимый, при котором действия сестры регулируются каким-либо правовым актом (закон о сестринской деятельности, положение о хосписе, инструкция и пр.); взаимозависимый, или партнерский, при котором деятельность медсестры осуществляется совместно с другими специалистами.

Примером такого типа реализации может быть план процедур, выполняемых сестрой без врача.

Заключительный этап сестринского процесса — оценка достигнутых результатов. Она включает реакцию пациента на вмешательство, мнение пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в соответствии с определенными стандартами.

Необходимо остановиться и на этапах установления отношений между сестрой и больным в период пребывания его в лечебном учреждении.

Можно различать:

а) начальный,

б) развернутый

в) конечный этапы.

На начальном этапе происходит ориентация, больной и сестра знакомятся друг с другом. И хотя больной захвачен своими проблемами, но в интересах приспособления к новой среде он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание местные обычаи, особенности. Сестра и врач в ходе работы получают представление о поведении больного. Возникает связь между ними и больным. Познают они и отношение больного к своей болезни. Важны не только свойства личности больного. Очень полезно изучение и тех реакций, которые вызывает больной у врача, сестры. Прежние впечатления, предубеждения, личные воспоминания могут быть спроецированы на нового больного, могут послужить таким образом причиной заблуждений. Очень интересны воспоминания сестры и врача, связанные с той или иной больничной койкой (и, конечно, побывавшими на ней больными). “На этой же кровати лежал”... — это чувство вызывает впечатление повторяемости. Следы воспоминаний о прежних больных проецируются на вновь поступившего больного, положенного на то же место в палате. В начальный период и больному могут мешать предрассудки, предубеждения, воспоминания, которые он проецирует на лечащий персонал, на врачей и сестер.

На развернутом этапе лечащий и лечащийся познакомились друг с другом. Дальнейшая работа уже завист от сформировавшегося контакта между ними. Изменяющаяся картина болезни, все происходящее с больным могут вызвать появления страха, неуверенности, связанных с этим болезненных фантазий, иронию, горькую насмешливость, придирчивость; все это можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к больному, беседуя с ним, выслушивая его.

На конечном этапе трудности обычно возникают при выписке из больницы. Больной обеспокоен, он боится покинуть стены, где был надежно защищен от опасности. Не раз приходится слышать: “Больной не хочет выписываться...” Больного в таких случаях мучают сомнения: “Что будет со мной дома?” “Как смогу я выдерживать диету?” “Что будет, если...?” и пр. Больной должен быть соответствующим образом подготовлен к выписке. Неоднократные занятия, беседы обо всем том, что беспокоит его, что вызывает опасения и страхи в связи с выпиской, все это способствует устранению тех затруднений, которые часто связаны с выпиской больных из больницы.

Личность сестры, метод ее работы, стиль ее, умение обращаться с больными, владение техникой психологической работы с больными — все это, как и в случае врача, — само по себе может служить лекарством, оказывать исцеляющее действие. Однако приходится считаться и с побочными действиями этого “лекарства”, с его иногда вредными воздействиями, с проблемами соответствующей его “дозировки”.

Сестре приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Прием больного в лечебной учреждение, его знакомство с распорядком жизни больницы, сообщение ему необходимых во время его пребывания здесь сведений, выполнение назначений врача, — все это выполняется через сестру, с ее помощью. Врач не имеет возможности по нескольку раз объяснять больному одно и то же. Его представителем, его послом среди больных является сестра, она-то и “переводит” больным все, что было ими неправильно понято, вообще не понято или не так воспринято, как это следовало бы. Очень важно умение сестры видеть, что и как понял больной, в чем состоит недоразумение, способность умело разъяснить ему недопонятое или плохо понятое.

Больной очень многое может узнать о неправильности своего образа жизни, сама болезнь требует от него по-новому вести себя, приспособиться к новым условиям. Сестра, способствуя осуществлению на практике этого нового, здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает больному развиваться. Эта ее работа может быть эффективно только в том случае, если она хорошо знает своих больных. Ведь необходимо знать, кому, что и как следует объяснять. Ее взгляды и мнения должны соответствовать тому общему духу, который господствует в отделении. Ошибки ее, недостатки личности, столкновения с коллегами и больными очень мешают работе.

Все очерченные выше задачи могут быть выполнены сестрой в наше время лишь при постоянном совершенствовании ею своих знаний и навыков. Кроме изучения той области, в которой она работает, сестре постоянно необходимо заниматься и повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности.

 

Значимость общения в лечебной деятельности

Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми. В лечебной деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами, это отношения между врачом и больным, медсестрой и больным

Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит медработника- неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

И. Харди рекомендует применять следующие методы разговора медсестры с больным с целью соблюдения вышеприведенных принципов:

Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть, Ваша супруга Вас обидела?»

Задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите как можно скорее вернуться домой?»

Медсестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.

Задать отвлечённый вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?».

Сказать незаконченную фразу: «А если вы сейчас вернётесь домой, так…?

 

Индивидуальный стиль профессионального общения

В контакте между сестрой и больным большое значение имеет личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

Индивидуальный стиль профессионального общения есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у медсестры, стремящейся к наилучшему результату в общении. Это своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает медсестра в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с внешними условиями общения.

Среди особенностей составляющих ядро индивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в конкретной ситуации общения, и особенности, противодействующие успеху. Особенность, противодействующая успешному осуществлению деятельности рано или поздно, стихийно или сознательно «обрастает» компенсаторными механизмами. Так, условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности.

В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как медсестра не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше медсестра осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления медицинской сестры как профессионала.

Типы медицинских сестер.

Одной из наиболее актуальных проблем является механическое, автоматическое выполнение сестрами своих обязанностей, когда работа сестер ограничивается раздачей лекарств, измерением температуры, осуществлением медицинских процедур. При этом сам больной как бы обезличивается, превращается в объект медицинских манипуляций. В таких случаях возникают официальные, формальные, холодные отношения между сестрой и больным. Даже при хорошем качестве самих медицинских манипуляций возникают жалобы, столкновения, напряженность, которые являются результатом неблагоприятного психологического воздействия на пациентов.

 Связь между сестрой и больным является составной частью триады в процессе лечебной деятельности между врачом - сестрой - больным. Основная деятельность по излечению проводится в рамках связи между больным и врачом. Это оказывает свое воздействие и на работу сестры. Если между врачом и больным создан хороший контакт, то и работа сестры становится гораздо легче. Естественно, для этого необходимо, чтобы сотрудничество врача и сестры было не формальным, а основывалось на глубокой гармонии. Если атмосфера в лечебном учреждении здоровая, больные действительно чувствуют себя членами большой семьи, где люди, так много делающие для них, становятся очень близкими им. В таких лечебных учреждениях нередко можно слышать о поистине отцовской заботе врача, о материнской любви и доброте сестер. Очень многие исследователи подчеркивают поистине материнскую роль сестры среди больных. Среди сестер немало таких, о которых и сами больные говорят не иначе, как о "маме", в ней видят идеал, достойный подражания.

Необходимо особо остановиться и на допустимой мере контакта между сестрой и больным. Методы, формы проявления заботы и внимания зависят от сестры, от больного и от ситуации, в которой проводится уход за больным. Очевидно, что любовь и забота сестры по-разному проявляется, если больной - десятилетний ребенок, сорокалетний мужчина или страдающая склерозом восьмидесятилетняя женщина. В отдельных областях медицины приходится считаться и с теми зависящими от больного формами поведения, которые допустимы и необходимы с точки зрения морали и гуманности. Любовь, нежность и теплота со стороны сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживаниям, вызывать у них сексуальное влечение. Сестра должна знать, чувствовать, когда ей следует отдалиться от больного и когда наиболее приблизиться к нему, возможно, устранить возникшее недоразумение, если нужно, даже обратившись за помощью к врачу, побеседовав с ним. Иногда контакт с больным возникает именно в результате бесед сестры, замечаний, свидетельствующих о внимании, благодаря ее доброй улыбке. В других случаях достаточно поправить подушку, вытереть мокрый от пота лоб, взять больного за руку, когда он чего-то боится.

Обратимся к характеристике отдельных типов сестер, предложенной И.Харди:

Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные им задачи такие сестры выполняют с необычной тщательностью, скрупулезностью, часто проявляя невиданную ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больными, такие сестры работают автоматически, словно машины, безлично, не сопереживая и не сочувствуя больным. Они делают все, упуская из виду самого больного. Именно сестры этого типа могут совершать поистине абсурдные ошибки, так они способны разбудить больного, чтобы дать ему прописанное врачом снотворное.

Сестра, играющая заученную роль. Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь подражать кому-то, к осуществлению определенного идеала. Если же такое поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Следуя идеалу человечности, такая сестра вдруг может начать играть роль благодетельницы, часто проявляя незаурядные артистические способности в исполнении этой роли. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между нею и больным. Именно от таких сестер нередко можно слышать: "Напрасно я ему внушала", "Часами пыталась убедить - и вот тебе".

Нервная сестра. Эмоционально лабильная личность сестры, склонной к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющие на больных. Для таких сестер характерно хмурое настроение, обидчивость, их тревожность может принять форму ипохондрии, связанной с боязнью инфекций, рака. Эмоциональная лабильность может проявиться в отказе от выполнения различных заданий, жалобах на то, что "подъем тяжестей", "больничная суета" не под силу ей. Часто такие сестры просто не выходят на работу, ссылаясь на различные соматические жалобы, как "желчная колика", "засорение желудка", "простуда", "грипп без температуры" и др. Более серьезную проблему означает психопатия. Значительная импульсивность, выраженная агрессивность уже требуют вмешательства и помощи психиатра, психотерапии или - в более серьезных случаях - даже отстранения от работы.

Сестра с мужеподобной, сильной личностью Э ту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанницы станут говорить: "Строга, но справедлива". При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, - прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.

Сестра материнского типа. Такие сестры, выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным, успевают повсюду и, несмотря на свою седину подчас не уступающие в живости и подвижности двадцатилетним. Работа для них - естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призвание. К ним как нельзя лучше подходит такое обращение, как "милая сестрица". Частой заботой о других, любовью к людям пронизана и вся их личная жизнь.

Сестра - специалист. Сюда следует отнести тех сестер, которые благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности получают специальное назначение. Такие сестры бывают прекрасными секретарями, часто посвящают свою жизнь выполнению сложных технических задач, сопряженных с работой в специальных лабораториях.

Контрольные вопросы:

  1. Требования, предъявляемые к личностным характеристикам медработника.
  2. Психологические особенности личности, повышающие коммуникативную компетентность.
  3. Психологические особенности личности, снижающие коммуникативную компетентность
  4. Расскажите о психологических особенностях труда медицинской сестры, функционировании системы «врач–сестра–больной».
  5. Расскажите об этапах сестринского процесса.
  6. Индивидуальный стиль профессионального общения. Классификация типов среднего медицинского персонала по характеристике их деятельности (типология И. Харди).
  7. Перечислите и охарактеризуйте этапы профессионального становления.
  8. Что такое синдром эмоционального выгорания?
  9. Внешние факторы, способствующие развитию или торможению синдрома эмоционального выгорания.
  10. Внутренние факторы, способствующие развитию или торможению синдрома эмоционального выгорания.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов

1. СТАДИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) стадия оптации

2) стадия интернала

3) стадия профессиональной адаптации

4) стадия профессиональной деформации

5) стадия профессиональной реализации

 

2. ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:

1) условия труда

2) эмоциональные перегрузки

3) профессиональные кризисы

4) климат в трудовом коллективе

 

3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» МЕДРАБОТНИКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ПРИЗНАКАМИ:

1) эмоциональным истощением

2) деперсонализацией, раздражением по поводу поведения других

3) негативным восприятием себя как профессионала

4) экстравертированностью

5) тенденцией развивать негативное отношение к клиентам

 

4. К ВНЕШНИМ ФАКТОРАМ, ВЛИЯЮЩИМ НА РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ:

1) хроническая напряженная психоэмоциональная деятель­ность;

2) дестабилизирующая организация деятельности;

3) интровертированность;

4) повышенная ответственность за исполняемые функции и операции;

5) психологически трудный контингент.

 

5. К ВНУТРЕННИМ ФАКТОРАМ, ВЛИЯЮЩИМ НА РАЗВИТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ОТНОСЯТСЯ:

1) склонность к эмоциональной ригидности;

2) слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессио­нальной деятельности;

3) нравственные дефекты и дезориентация личности;  

4) повышенная ответственность за исполняемые функции и операции;

5) интенсивная интериоризация (внутреннее переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.

 

6. ЭМПАТИЯ В ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТОМ ОЗНАЧАЕТ:

1) сопереживание с ним

2) идентификацию

3) эмоциональную жалость к нему

4) самоактуализацию, реализацию своего потенциала

5) восприятие его проблем

 

7. МЕДСЕСТРА ПРИ ОЦЕНКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БОЛЬНОГО В ОБЫЧНОЙ РАБОЧЕЙ СИТУАЦИИ ИМЕЕТ ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ:

1) беседу

2) наблюдение

3) гипноз

4) проективные тесты

5) личностные опросники

 

8. ТИП МЕДСЕСТРЫ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ХАРДИ, ДЛЯ КОТОРОЙ ХАРАКТЕРНА ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К НЕВРОТИЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ, ОТКАЗ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПОРУЧЕНИЙ, ЧТО НЕРЕДКО ВЫЗЫВАЕТ НАПРЯЖЕННОСТЬ В ОБЩЕНИИ С ПАЦИЕНТАМИ, МЕДПЕРСОНАЛОМ И СТАНОВИТСЯ ПОМЕХОЙ В РАБОТЕ:

1)    сестра-рутинер

2)    тип «нервной» медсестры

3)    материнский тип медсестры

4)    тип медсестры - специалиста

5)    сестра, играющая заученную роль

 

9. ТИП МЕДСЕСТРЫ ПО КЛАССИФИКАЦИИ ХАРДИ, ДЛЯ КОТОРОЙ ХАРАКТЕРНО ПРОЯВЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ, ЭМПАТИИ И СОЧУВСТВИЯ, ЛЮБОВЬ КО ВСЕМ ПАЦИЕНТАМ, ЗАБОТА О БОЛЬНЫХ ДЛЯ НИХ ЕСТЕСТВЕННАЯ ЧАСТЬ ИХ ЖИЗНИ:

1)    сестра-рутинер

2)    тип «нервной» медсестры

3)    материнский тип медсестры

4)    тип медсестры - специалиста

5)    сестра, играющая заученную роль

 

10. УЧАСТНИКАМИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА ЯВЛЯЮТСЯ:

1) медсестра, пациент, семья пациента

2) медсестра, пациент

3) медсестра, врач

4) медсестра, врач, пациент

5) медсестра, другой медперсонал, врач

 

Человек и болезнь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.107 с.)