Особенности личности медицинского работника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности личности медицинского работника



Этические основания деятельности медицинской сестры

Ассоциацией медсестер России в 1997 г. был разработан и принят Этический кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которой явилось утверждение автономии и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в частности. Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые определяют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973) и ряда других международных документов, в том числе Кодекса профессиональной этики психиатра (принят Российские обществом психиатров в 1993 г.).

В соответствии с этими документами, медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями его поручений, а представителями самостоятельной профессии, которые владеют навыками комплексного, всестороннего ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают знаниями в области психологии и психотерапии в пределах своей компетенции. Вспомним еще раз слова медицинской сестры Флоренс Найтингейл, сказанные ею почти 100 лет назад; “Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную — для понимания больных, научную — для понимания болезней, техническую — для ухода за больными”.

Каждый из нас хотя бы раз находился в больнице или обращался в поликлинику, и впечатление о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас встретили врач и медсестра. В условиях лечебного учреждения первый контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения с обеих сторон, чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений.

Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица). Совершенно неприемлемо обращение “больной”, как будто пациент потерял право на имя и отчество. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент должен чувствовать, что вы хотите ему помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационировании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляются отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз.

При всем этом медсестра постоянно должна помнить, что партнерские отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует больному, между ними устанавливается так называемая эмпатия, т.е. медсестра способна познать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят конфиденциальный характер.

Зная особенности переживаний больного, его личности, медсестра тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности, рассказывает в доступной для больного форме о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.

Отказ пациента от того или иного вида обследования или лечения не должен вызывать к нему негативного отношения со стороны медицинского персонала.

Обязанность медсестры — быть честной и правдивой по отношению к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут выходить за рамки, обозначенные лечащим врачом. Это относится и к беседам медсестры с родственниками пациентов.

Взгляды врача и медсестры на какие-то особенности ухода за больным могут не совпасть. Тогда нужно очень тактично обсудить спорные вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу. Обговаривать же такие ситуации с другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит — это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.

Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный уровень должен соответствовать статусу ее профессии. Медицинских работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

Велика и психотерапевтическая роль медсестры, где бы она ни работала. Не случайно вначале, когда институт медсестер только создавался, они назывались сестрами милосердия, так как заботились не только о теле, но и о душе больных.

Искусство сестринского дела заключается в гармоничном сочетании творческого подхода и научной обоснованности процедур, пособий, словесных воздействий и бесед в процессе ухода за больным; в умении порой защитить пациента от обуревающих его негативных мыслей и чувств, как известно, существенно затягивающих выздоровление, Такая защита важна для людей любого возраста, но особенно для детей и престарелых.

Чтобы осуществить ее, медсестра должна быть готова к сопереживанию, должна проявлять доброту, отзывчивость, участие. Но в ряде случаев просто хороших человеческих качеств недостаточно. Чтобы применять их профессионально, а значит, с высокой степенью надежности, надо усвоить определенные элементы медицинской психологии и психотерапии.

Психотерапевтическая деятельность медсестры территориальной поликлиники прежде всего должна быть направлена на такой сложный патопсихологический комплекс, каким является внутренняя картина болезни, т.е. понимание пациентом характера своего заболевания. Отношение больного к своей болезни может носить гипернозогнозический или анозогнозический характер; кроме того, возможно множество переходных состояний.

Коммуникативная компетентность медицинского работника

Медицинский работник призван отвечать за физическое (соматическое), эмоциональное и духовное здоровье пациента. Специфика работы медиков требует от них мобилизации всех физических и душевных сил. Современная социальная ситуация предъявляет повышенные требования к личностным качествам. В своей работе медицинскому работнику необходимо демонстрировать психологические качества, располагающие к себе пациентов для завоевания их уважения и доверия.

К профессионально значимым психологическим качествам медицинского работника относится коммуникативная компетентность. Профессиональное умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Коммуникативная компетентность медицинского работника предполагает умение ставить цели в общении с пациентом, владение психологическими методами их достижения и сохранение контроля за процессом общения на всех его этапах.

Коммуникативная компетентность предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах темперамента, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связей между типом телосложения и особенностями психического склада личности и т.д.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умение устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Если пациент доверяет своему мед. работнику, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры.

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность

В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться в месте с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. Эта психологическая черта, потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, обозначается термином «аффилиация» (от анг. to affiliate – присоединять) - потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению». В работе мед. работника, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к пациенту, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.

Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность, это эмоциональная стабильность, уравновешенность, сохранение контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Медсестра должна осознанно заниматься саморегуляцией эмоционального состояния, включающей в себя управление познавательными процессами, поведением и эмоциям. В настоящее время существует множество систем саморегуляции эмоционального состояния. (аутотренинг, практики НЛП, медитация, психокоррекционные группы и т.д.)

Обеспечивает коммуникативную компетентность и адекватность социальной перцепции. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком — партнером по общению— также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения,

Термин " идентификация ", буквально обозначающий установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление его себе, это представление о ком-то, как о продолжении себя или своего окружения. И тогда новый незнакомый человек начинает напоминать кого-то уже знакомого, известного нам. Этот механизм облегчает первый момент коммуникации, но в конечном итоге искажает перцепцию, затрудняя понимание его индивидуальности.

Существует другой механизм междичностной перцепции — эмпатия. Для образного представления технической стороны акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Наиболее известное определение эмпатии К.Роджерса звучит следующим образом: эмпатия - это способность встать в ботинки другого, изнутри воспринимать внутреннюю систему координат другого, как если бы терапевт был этим другим, однако без потери условия "как если бы". Иначе говоря, с точки зрения гуманистической психологии эмпатия - это процесс контактирования с внутренним миром другого посредством воображения, настройка на вчувствование и постижение нюансов его переживания и личностного смысла. Навык эмпатии дает возможность стать «отражением» своего пациента, позволить ему доверять медработнику как «самому себе». Однако на деле подчас осуществление эмпатии оказывается непреодолимо трудным. Как, например, вчувствоваться в состояние человека намного старше или младше себя, другого пола, национальности, вероисповедания, социального уровня, являющегося беженцем или инвалидом? Наши ценности и убеждения могут, как поощрять, так и подавлять эмпатическое поведение – например, исключая (включая) некоторую категорию людей из числа (в число) достойных сочувствия и сострадания. В некоторых случаях к экстраординарно взволнованному, «взвинченному» лицу эмпатия уменьшается – ему могут и не помочь под давлением незримого негативного стереотипа. Групповое деление на «своих» и «чужих», традиционная дифференциация партнеров по общению на категории «мы» и «они» нередко является достаточным фактором, запускающим или отторгающим эмпатию. Вот с этого момента врачу требуется еще один незаменимый навык – рефлексия.

Чтобы связать в единый процесс проявления эмпатии и рефлексии привлечем категорию «позиций восприятия» в контакте, существующую в НЛП. "Позиция восприятия" является, по существу, особой перспективой или точкой зрения, с которой человек воспринимает ситуацию коммуникации. Для компетентного контакта нужны, по крайней мере, три позиции. Первая позиция – «Я как Я» это вы, находящийся в своем собственном физическом пространстве, обращенный к своим собственным чувствам, восприятию и идеям и т. д. Вторая позиция (позиция эмпатии, «Я как ТЫ») способна принять точку зрения другого человека, принимая его или ее физическую позу и представление о мире, как если бы вы были этим человеком. Вы видите, слышите, чувствуете, воспринимаете мир через глаза, мысли, чувства, убеждения другого человека. Третья позиция, или позиция "эксперта", помещает вас временно за пределы коммуникации, для того чтобы собрать информацию, как будто вы являетесь компетентным свидетелем, а не участником взаимодействия. Находясь в этой позиции, вы будете видеть, слышать, чувствовать, с позиции заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Информация, собранная с этой перспективы, может быть взята вами обратно в свою первую позицию и использована вместе с информацией, собранной во второй позиции, чтобы помочь улучшить качество вашего взаимодействия и отношения внутри коммуникации. Важно умение врача в процессе коммуникации с пациентом как использовать информацию из позиции «эмпатии», так и давать себе совет из позиции «эксперта», что позволяет, в том числе рефлексивно обнаружить субъективные барьеры в проявлении эмпатии. Это умение позволяет не «сгорать» в процессе проявления эмпатии, не отказываться от нее, а выразить себя в первой позиции или переместиться в более эмоционально нейтральную третью позицию «эксперта», после чего, осознав особенности коммуникации, возвратиться к эмпатии.

В процессе коммуникации важно перемещение по всем позициям восприятия, т.к. фиксация в первой позиции ведет к фиксации на собственных переживаниях, в позиции «эмпатии» - к слиянию с объектом сопереживания и последующему «выгоранию», а фиксация в позиции «эксперта» - к постоянной эмоциональной отстраненности, холодности. Вот мнение Кохута о психоаналитиках, подтверждающее вышесказанное: "Ученые психологи, в частности - психоаналитики, должны быть способны не только на эмпатическое понимание, но и на отказ от эмпатической установки. Если психолог (психоаналитик) не будет эмпатичным, ему не удастся наблюдать и собирать факты. Если психолог не сумеет сделать шаг за пределы эмпатии, ему не удастся создать новые гипотезы и теории, и, в конечном итоге, объяснить наблюдаемые факты".

Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетенции мед. работника, является и сенситивность к отвержению, т.е. способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, представляет мед. работнику своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с пациентом.

Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность.

Профессиональная деятельность мед. работника связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищать возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В этой связи важно наличие мед. работника у такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль. Как правило, тревога возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом.

Еще одна психологическая характеристика, затрудняющая установления доверительных отношений «мед. работник - пациент» - глубокая интровертированность мед. работника. Интровертированная личность, погруженная в свой психологический мир, занятая собой, своими чувствами, идеями, впечатлениями, мало интересуется другими людьми, обнаруживая беспомощность в ситуации, требующей взаимодействия и сотрудничества с окружающими.

 Другой характеристикой мед. работника, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессивность. Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связанна с переживаниями прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Мед. работник, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия пациента. Погруженный в собственные переживания мед. работник может не заметить изменения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его, напротив «заражает» его тоскливой безнадежностью, разрушая позитивные эффекты проведенной терапии.

Отношение к собственным ошибкам в работе медицинской сестры

Часто причиной депрессии служат профессиональные ошибки, совершенные в прошлом. Ошибки порождают чувство вины, болезненное и поэтому часто вытесняемое из сознания. Известно выражение «ошибки – наши учителя». Однако учиться на собственных ошибках можно, только если они осознаются. Так иногда может преследовать цепь неудач и ошибок, похожих друг на друга. Это связано с неосознанным стереотипом, проявляющимся всякий раз в ситуации общения.

Практика подтверждает, что чаще всего успех приходит к тому, кто мыслит категориями успеха. В основе этого принципа лежит именно позитивное отношение к объективной реальности. Сформировать позитивное отношение к окружающему может тот, кто знает, как работает его собственное подсознание, и осознанно влияет на него, умело превращая это воздействие в управляемый процесс. Проблема формирования позитивного мышления требует решения следующих вопросов:

1. Раскрытие особенностей работы подсознания человека.

2. Обоснование специфики функционирования эмоционально-чувственной сферы личности.

3. Способность отделить действия «по привычке» от осознанных действий.

4. Раскрытие умения быть "режиссером собственной жизни".

Профессиональное становление

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение – основа самоутверждения человека в обществе. Особую актуальность это приобретает в пору молодости, когда происходит определение своего места в жизни, формирование мировоззрения, становление самосознания.

Профессиональное становление является длительным, многоуровневым процессом, состоящим из четырех последовательных стадий (модель Е.А.Климова).

Первая стадия – стадия ОПТАЦИИ заключается в возникновении и формировании первоначальных профессиональных намерений, т.е. профессиональное самоопределение. Чаще всего это конец подросткового и юношеский возраст, хотя не исключаются и люди других возрастов. Иногда эту стадию называют маргинальной («зависшее» положение), человек находится перед выбором профессионального направления. Итогом прохождения этого этапа является социально и психологически обоснованный выбор профессии.

На второй стадии – стадии АДАПТАНТА происходит собственно профессиональное обучение. Это этап целенаправленной подготовки к избранной профессии. Психологическим критерием этой стадии является профессиональное самоопределение.

Третья стадия – стадия ИНТЕРНАЛА предполагает процесс вхождения молодого специалиста получившего специальное образование (среднее, высшее, втрое образование и т.д.) в профессию, нахождения собственного места в профессиональном обществе, т.е. познает тонкости профессии. На этой стадии проявляется высокая активность молодого специалиста, возможны высокие достижения, а так же ошибки из-за отсутствия достаточного опыта. 

На четвертой стадии происходит полная реализация личности в самостоятельном профессиональном труде.

Эту стадию иногда разделяют еще на две: стадию МАСТЕРА  и стадию НАСТАВНИКА. На стадии мастера человек способен к стабильной, качественной работе с минимальным количеством срывов и ошибок. На стадии наставника (как правило, это уже человек в возрасте) человек имеет высокую квалификацию, значительный стаж, но в виду возрастного фактора его не сильно отягощают служебными обязанностями, перекладывая часть работы на более молодых.

 

Профессиональная адаптация

Адаптация молодого мед. работника к профессиональной деятельности занимает около двух лет. В начале самостоятельной работы молодой мед. работник обычно еще не чувствует себя вполне уверенно, ориентируясь на более опытных мед. работников, к помощи которых прибегает в сложных или ответственных случаях. На этом этапе происходит совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков.

Другой эмоциональной составляющей профессиональной адаптации является выработка навыка определения той степени эмоциональной «включенности» больного, которая необходима в каждом конкретном случае профессионального общения. Этот компонент адаптации связан с эмпатией, с «дозированием» эмпатической вовлеченности в процесс межличностного взаимодействия пациентом. В первые годы самостоятельной профессиональной деятельности молодой мед. работник, в своем стремлении как можно лучше помочь пациенту, переживает повышенную ответственность за свои действия вследствие недостаточной уверенности в себе, в своем профессионализме, испытывает чрезмерные эмоциональные нагрузки. Избыточна эмоциональная «включенность» в переживания пациента, повышенный уровень тревоги как реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасение и настороженность в отношении возможных последствий приводят к хроническим эмоциональным перегрузкам.

Профессиональная психологическая деформация

Синдром эмоционального выгорания наиболее часто возникает в профессиях, связанных с взаимодействием «человек – человек». Профессиональная деформация развивается постепенно из профессиональной адаптации. «Выгорание – плата за сочувствие», главная причина – психологическое, душевное, эмоциональное переутомление.

Симптомы профессионального выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего, эмоциональной. Развитие синдрома носит стадиальный характер.

Фазы развития синдрома эмоционального выгорания М. Буриша (Burisch, 1994).

1. Предупреждающая фаза:

А) Чрезмерное участие

- Чрезмерная активность, чувство незаменимости

- Отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований

- Ограничение социальных контактов

Б) Истощение

- Чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.039 с.)