Как поговорить об ответственности с малышом и подростком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как поговорить об ответственности с малышом и подростком.



1. Прочитайте малышу рассказы В.А Сухомлинского (3).

Коту стало стыдно (с 4-5 лет).

Сидит кот на пороге. Жмурится от яркого солнышка. Вдруг слышит: воробьи зачирикали. Притих кот, насторожился. Тихонько начал пробираться к забору. А там сидели воробьи.

Подполз к самому забору – и как прыгнет. Хотел воробья схватить. А воробышек – порх и улетел.

Кот перелетел через забор и в лужу упал. Выскочил мокрый, грязный.

Идёт кот домой. Стыдно ему. А воробьи слетелись со всего двора, летают над неудачником, чирикают. Это они смеются над котом.

Беседа с малышом

- Почему коту стало стыдно? (Подведите малыша к мысли, что он собирался совершить дурной поступок)

- Почему кот упал в лужу? (А следствием неправильного выбора (поступка) всегда бывает печальная расплата).

Так мы подводим малыша к мысли, что за всё в своей жизни он в ответе, за все поступки, особенно плохие, придётся давать ответ, отвечать, потому что человек ответственен за свои поступки. Вот и котёнок поплатился за своё злонамерение.

Можно задать малышу вопрос, если он расположен к общению и вы видите у него интерес:

- А за что в своей жизни отвечаешь ты?  

Чтобы бабочка не укололась (с 4 лет)

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации – острые – острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку – что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

- Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась,- ответила Зоя.

 

- Зачем Зоя сломала колючки? (Девочка почувствовала свою ответственность за то, что с бабочкой может случиться, потому что она добрая и неравнодушная. Зоя сделала то, что могла сделать, чтобы помочь бабочке не попасть в беду. Даже маленькая девочка может сделать много, совершить Поступок, уберечь от опасности.

- А за какое живое существо ты когда-нибудь чувствовал ответственность? (Можно поговорить о животном, которое есть в семье).

- А за родителей ты отвечаешь? Каким образом? (Ребёнок ответственен за настроение родителей, его поступки влияют на самочувствие родителей, а в минуты испытаний малыш может поддержать родителей своей любовью).

- В чём выражается твоя ответственность за нас? (Мы должны помочь малышу понять простую истину, что просто слова о своей заботе и любви – это недостаточно, отношение выражается в поступках и поступками).

- Что хорошего ты сегодня сделал для нас, родителей?

 

Как спаслась Ласточка (с 3-4 лет).

Летела Ласточка высоко в небе. Заметил Ласточку хищный Коршун и погнался за ней, чтобы съесть. Вот-вот настигнет Ласточку. Жалобно пискнула Ласточка. Это она заплакала от горя. А потом вспомнила, что в гнезде ждут её маленькие птенчики. Голые, беспомощные. Ждут они не дождутся матери.

«Кто же будет кормить вас, маленькие, если я погибну! Нет, не догонит меня хищный Коршун».

Стрелой полетела Ласточка и спряталась в гнезде. Обрадовались птенцы, радостно запищали.

 

- Что придало сил Ласточке, какие мысли? (Ответственность за своих птенцов, любовь к ним придали сил Ласточке. Она почувствовала, что кроме неё, некому будет заботиться о птенцах, и они погибнут).

Каждый человек должен (с 4-5 лет).

Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в далёкий южный город, на берег тёплого моря – отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает: ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко покачиваясь, убаюкивают вагоны. Лёг Петрик на мягкую постель и спрашивает:

- Мама, вы говорили, что поезд ведёт машинист. А кто же ночью ведёт поезд? Неужели он идёт сам?

- Ночью тоже ведёт поезд машинист.

- Как?- удивляется Петрик.- Неужели он ночью не спит?

- Не спит, сынок.

- Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – ещё больше удивляется Петрик.

- Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на минуточку уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.

- Но как же это так?- не может понять Петрик.- Ведь спать-то ему хочется?

- Хочется, но он д о л ж е н вести поезд. Каждый человек - д о л ж е н. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь, как прожектором освещает поле? Потому что он д о л ж е н работать ночью.

- И я д о л ж е н?

- И ты д о л ж е н.

- Что же я д о л ж е н?

- Быть человеком,- ответила мама.- Это самое главное. Трудиться. Уважать и почитать старших. Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную землю.

Петрик долго не мог уснуть. 

 

- Что не давало Петрику заснуть? Какие мысли? (Петрик впервые задумался о слове «должен», о своём собственном долге. Он был потрясён тем, что люди выполняют свой долг даже тогда, когда очень хочется спать…)

Можно поговорить о том, ЧТО помогает людям бороться со сном? (Ответственность за своё дело, жизни других людей).

- Что может случиться, если взрослый человек занимает ответственную должность, а к ответственности с детства не приучен?

- За что отвечаешь ты? Что ты д о л ж е н делать? Перед кем чувствуешь долг?

- Что такое долг?

- Слово долг ближе к слову надо или хочу?

-Что делать, если надо, а не хочется?

- Что ты сегодня сделал такого, чтобы преодолеть себя?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.006 с.)