Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденции культурной универсализации в современном мире
Среди причин возникновения единой глобальной культуры человечества учёные называют, во-первых, кардинальное изменение в ХХ в. образа жизни гигантских масс населения вследствие изменения характера и условий труда, урбанизации, информатизации общества. Во-вторых, в связи с изменениями в образе жизни произошли фундаментальные перемены в культурно-ценностной ориентации людей. Появились новые культурные стереотипы, связанные с формированием человека нового типа: динамичного, постоянно стремящегося к инновациям и нестандартным решениям. Само понятие «глобализация» было введено в научный оборот британским учёным Роландом Робертсоном (р. 1938), предложившим универсалистскую концепцию этого феномена. По мнению учёного, социокультурное оформление глобализации началось ещё в XV в. Глобализация мировой экономики и политики, как и многие другие проблемы современной культуры, напрямую связаны с развитием индустриального и постиндустриального общества. Теоретики постиндустриального общества, например, американские учёные Дэниэл Бэлл (1919–2011), Олвин Тоффлер ( род. 1928), делят исторический процесс на 3 основные стадии: аграрную (доиндустриальную), индустриальную и постиндуриальную. Глобализация подразумевает ускорение интеграции стран и народов в мировую экономическую и политическую систему, связанное с модернизационными процессами. С точки зрения современной науки, модернизация – противоречивый процесс, включающий в себя и созидание, и разрушение, борьбу старого и нового в культуре, столкновение интересов различных слоёв общества и политических сил. Процессы глобализации, с одной стороны, считаются оптимальными для решения многих проблем, стоящих перед человечеством. Так, глобализация способствует расширению межкультурных контактов и миграциям людей, разрушая «перегородки» между обществами и культурами. Однако, как и все явления в мире, глобализация имеет обратную сторону. Процессы глобализации в современной экономике и политике ставят ряд серьёзных проблем, касающихся всего человечества и прежде неизвестных. Например, при всеобщей взаимосвязи кризис в экономике одной из стран вызывает «цепную реакцию» аналогичных кризисов в десятках других стран. В ходе глобализации возрастает роль надгосударственных объединений, таких как Европейское Экономическое Сообщество, руководство которого обладает полномочиями принимать решения, которые могут затрагивать суверенитет отдельных государств.
Глобализация усиливает диспропорции в развитии стран и регионов: от глобализации экономики выигрывают развитые страны, становящиеся более богатыми, а страны, экономически слабо развитые, беднеют. Есть мнение, что процессы глобализации напоминают осуществляемую в мировом масштабе монополизацию, а диспропорции в развитии различных стран и регионов создают ситуацию «нового колониализма». Процессы глобализации связаны со стандартизацией образа жизни людей и моделей поведения, которая может привести к исчезновению культурных явлений, не вписывающихся в единую модель развития. Таким образом, глобализация ведёт к разрушению самобытности народов, размыванию культурных традиций, вызывает проблемы в сфере национально-культурной идентичности. Однако, несмотря на трудности и противоречия между различными цивилизациями и странами, существует и противоположная тенденция – культурного, экономического и политического сотрудничества. В противовес концепции «конфликта цивилизаций» предлагается идея «межцивилизационного культурного обмена» между Западом и Востоком, в ходе которого обе стороны должны создавать новые способы существования в условиях глобального постмодернистского общества. При этом важная роль в указанном культурном обмене должна принадлежать российской культуре, синтезирующей элементы Запада и Востока, сочетающей, с одной стороны, восточно-христианскую духовность и евразийскую модель государственности, и, с другой стороны, устремлённый в будущее «западный прометеизм». По мнению выдающегося отечественного политолога Александра Сергеевича Панарина (1940–2003), Россия способна на «альтернативный исторический проект», связанный с преодолением линейной схемы исторического развития и приоритетов, основанных на завышении роли технико-экономических факторов, превращающих человека в марионетку. Учёный считал, что преодоление инерции развития современной техногенной цивилизации, ведущей к «новому варварству», возможно только благодаря обращению к внутреннему миру человека, ценностям и приоритетам духовного порядка.
II. литература а) основная 1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2011. 2. Горелов, А. А. История русской культуры: учебник для бакалавров и студентов вузов / А. А. Горелов. – М.: Юрайт, 2013. 3. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Кнорус, 2011. 4. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 5. Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Проспект, 2013. 6. Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В. М. Дианова и др.; под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2015. 7. Культурология: учебник для бакалавров и специалистов / Г. В. Драч и др. – СПб.: Питер, 2011.
б) дополнительная
1. Бакулина, С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам: учеб. пособие для вузов / С. Д. Бакулина. – М.: Флинта Наука, 2015. 2. Березкин, Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света / Ю. Е. Березкин. – М.: Астрель, АСТ, 2010. 3. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв. / Ф. Бродель. – М.: Весь мир, 2011. 4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – М.: Бизнеском, 2013. 5. Викторов, В. В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие для вузов / В. В. Викторов. – М.: Вузовский учебник, 2010. 6. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Эллада, Германия, Франция: Опыт экзистенциальной культурологии / Г. Д. Гачев. – М.: Логос, 2011. 7. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2013. 8. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Алгоритм, 2014. 9. История и культура Древнего Востока: Энциклопедический словарь / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко; отв. ред. А. А. Вигасин. – М.: РОССПЭН, 2009. 10. Кармин, А. С. Культурология: учебник для вузов / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2009. 11. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Волтерс Клувер, 2010. 12. Культурология: словарь-справочник / Н. В. Шишова, Д. В. Волкова, И. В. Топчий. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. 13. Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 14. Кушаев, У. Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У. Р. Кушаев, И. Г. Дорошина. – Пенза: Социосфера, 2014. 15. Ле Гофф, Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. – СПб.: Alexandrina, 2014. 16. Ле Гофф, Ж. Герои и чудеса Средних веков / Ж. Ле Гофф. – М.: Текст, 2012. 17. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учеб. пособие для вузов/ Н. Ф. Алефиренко. – М.: Флинта, Наука, 2010. 18. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. – СПб.: Алетейя, Историческая книга, 2013. 19. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М.: Академический проект, 2009. 20. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство, 2010. 21. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) / Ю. М. Лотман. – СПб.: Азбука, 2014. 22. Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие для вузов / Б. В. Марков. – СПб.: Питер, 2009.
23. Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры. / С. Т. Махлина. – СПб.: Искусство – СПб., 2009. 24. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. – М.: Мир, Академический проект, 2011. 25. Мифы народов мира: энцикл.: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. – М.: Большая Росс. Энцикл.: Дрофа, 2009. 26. Печурина, О. А. Культурология. Тексты лекций: учеб. пособие / О. А. Печурина. – СПб.: СПГУТД, 2011. 27. Садохин, А. П. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – М.: Юнити, 2010. 28. Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохиин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. 29. Стецкевич, М. С. Религиозная толерантность и нетерпимость в истории европейской культуры / М. С. Стецкевич. – СПб., 2013. 30. Тихонова, В. Б. Культурология: учеб. пособие для бакалавров / В. Б. Тихонова. – СПб: СПГУТД, 2013. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444, по паролю. 31. Тойнби, А. Дж. Постижение истории: избранное. 1934 – 1961 / А. Дж. Тойнби. – М.: Айрис Пресс, 2010. 32. Тойнби, А. Дж. Возникновение и распад цивилизаций / А. Дж. Тойнби. – М.: АСТ Астрель, 2012. 33. Толерантность в культуре и процесс глобализации. – М.: Гуманитарий, 2010. 34. Уильямс, Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы / Ч. Уильямс; пер. с англ. С. Федорова. – М.: Центрполиграф, 2011. 35. Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь / А. А. Федоров. – М.: Флинта МПСИ, 2012. 36. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь / Дж. Фрэзер. – М.: Академический проект, 2014. 37. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья: исследование форм жизни, уклада и форм мышления в XIV – XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. – СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2013. 38. Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015. 40. Чурилова, Г. А. Деловые и ролевые игры в процессе оптимизации современных технологий высшего образования / Г. А. Чурилова, Д. А. Ермин; под ред. проф. Ю. В. Манько. – СПб.: СПбГУТД, 2010. 41. Шпенглер, О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории/ О. Шпенглер. – М.: Альфа-книга, 2010. 42. Юнг, К. Г. Структура психики и архетипы / К. Г. Юнг. – М.: Академический проект, 2010. III. Рабочая программа и планы семинарских занятий
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.62 (0.023 с.) |