Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как мир символов и значений

Поиск

Согласно семиотическому подходу, любые явления культуры выступают в качестве знаков и их совокупностей знаковых систем. Особую знаковую систему представляет каждый из языков культуры.

К числу наиболее логичных и обоснованных типологий знаков и знаковых систем относится концепция современного отечественного учёного А. С. Кармина:

1. Естественные, или природные «знаки-признаки». Это явления природы, которые сами по себе, не будучи вовлечёнными в орбиту человеческой культуры, никакой знаковой функцией не обладают.

2. Функциональные знаки – в отличие от естественных знаков, они принадлежат творениям человека, представляя собой «вторичную» функцию артефактов. Помимо своего первичного, функционального назначения, творения культуры приобретают знаковый смысл, знаковые функции (например, престижность, социальную значимость, статус владельца).

3. Иконические знаки, или «знаки-образы», так как они обязательно должны иметь большее или меньшее сходство с тем, что обозначают. Это знаки в полном смысле слова, поскольку их основной функцией является знаковая. Например, имитация звуков в музыке, изображающие природные явления или человека произведения изобразительного искусства, образные описания в художественной литературе.

4. Конвенциональные знаки – условные, которые создаются специально со знаковой функцией, и никакой другой функции в культуре не имеют. Существует несколько разновидностей конвенциональных знаков:

а) сигналы – звуковые, цветовые, световые и т. п., извещающие и предупреждающие (звонки, гудки и т. д.);

б) индексы, или условные обозначения – компактные, легко узнаваемые, создаются для выделения предметов или явлений из ряда других: показания приборов, картографические знаки, обозначения в точных науках, на схемах, графиках и т. д.

5. Вербальные знаки и знаковые системы – разговорные языки и диалекты; любой язык общения – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу конкретной культуры.

6. Знаковые системы записи, среди которых важнейшей является письмо – система записи разговорного языка. К знаковым системам записи относятся также нотная грамота и запись танца в хореографии.

7. Особую группу среди знаков культуры составляют символы, поскольку они не только указывают на обозначаемые предметы или явления, но и выражают их смысл, зачастую очень глубокий. Символы в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи и понятия, несут в себе глубокое мифологическое и философское содержание. К важнейшим символам относят, государственные (геральдическая символиках гербов, эмблем, орденов, флагов), а также религиозные (звёзды, кресты и т. д.).

 

Культурные архетипы

Представление о символической природе культуры присуще не только семиотическому направлению в науке. К проблеме символа в культуре обращались философы, этнологи, представители аналитической психологии.

С точки зрения психоаналитического подхода к пониманию культуры, в частности выдающегося швейцарского психиатра, психоаналитика, теоретика культуры Карла Густава Юнга (1875–1961), культура представляет систему ценностей и символов, обусловленную развитием человеческой психики. Коллективная память каждого народа запечатлевает любимые и повторяющиеся из века в век образы, модели поведения, мотивы, образцы мышления, устойчивые представления. Это – своего рода общая внеисторическая канва.

Центральным моментом психоаналитической концепции культуры является положение о существовании, наряду с индивидуальным подсознанием, коллективного бессознательного, общего для всего человечества. Коллективное бессознательное отражает духовный опыт предшествующих поколений, содержащийся в символической форме архетипов (от греч. «типос» – «печать, отпечаток») фундаментальных структур психики, архаичных образов и переживаний, связанных с первичной адаптацией к миру. Происхождение многих символов коренится в первобытных культурах и ранних цивилизациях. Архетипы, по мысли Юнга, оставляют на психике индивидуума свой след подобно штампу, воздействуя на человека посредством архетипических образов, присутствующих в мифологической и религиозной символике. Среди относительно константных архетипических образов, встречающихся в большинстве мифологических систем: боги-младенцы, наделённые чудесной силой, умирающие и воскресающие божества, символизирующие циклический ход времени, образы богини-матери, разнообразные чудовища (например, драконы).

 

Миф как феномен культуры

В тесной связи с темой символизма в культуре находится проблематика мифа и мифологического сознания.

Первые попытки трактовать мифы появляются уже в эпоху античности: например, философы-стоики считали, что миф – аллегория сил природы и человеческого характера; эпикурейцы рассматривали миф как сказку; Эвгемер, Платон, Аристотель связывали миф с эпосом.

В эпоху Просвещения миф часто трактовали как «первобытную науку».

Большинство ученых ХХ в. считали миф первичным явлением по сравнению с ритуалом. Французский этнолог Клод Леви-Стросс (1908 – 2009), трактовал мифотворчество в контексте коллективного бессознательного.

Российский филолог и историк культуры, Елеазар Моисеевич Мелети́нский (1918—2005) рассматривал мифологию в контексте теории архетипов.

Немецкий философ Эрнст Кассирер ставил мифологию в один ряд с языком и искусством.

Русский философ Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988) считал, что мифологическое сознание является изначальной и неотъемлемой частью человеческой культуры.

 

Межкультурная коммуникация

Очень близка концепциям символического происхождения культуры идея коммуникативной природы культуры. С точки зрения одного из основателей теории межкультурной коммуникации, американского антрополога Эдварда Холла (1914 2009), культура – это коммуникация, коммуникация – это культура.

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communicare», что означает «делать общим, связывать, беседовать». Он используется в научной литературе для обозначения процессов передачи информации и взаимосвязей между субъектами и системами.

Выделяют несколько основных типов коммуникации в практике человеческого общения:

1) межличностная коммуникация;

2) интергрупповая (внутригрупповая) коммуникация;

3) межгрупповая коммуникация;

4) межкультурная коммуникация;

5) массовая коммуникация.

Межкультурные коммуникации – это информационные взаимодействия культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими и национальными группами.

Развитие межкультурной коммуникации в истории человечества связано с рядом факторов:

1) возникновение речи;

2) появление письменности;

3) телевидения и другие СМИ;

4) сотовая связь и Интернет;

5) развитие туристической индустрии в ХХ–ХХI вв.

Межкультурная (кросскультурная) коммуникация как научная дисциплина возникла в середине ХХ в. в США. Наиболее известными являются теории межкультурной коммуникации американского лингвиста и антрополога Эдварда Холла, а также голландского социолога Герта Хофштеде и американского культуролога Эрика Дональда Хирша.

В центре научных интересов современной межкультурной коммуникации – изучение культур разных народов и различий между ними, проблемы вербального и невербального общения между представителями различных культур, процессов миграции, адаптации к инокультурной среде, в том числе культурного шока, аккультурации, ассимиляции.

Коммуникационный аспект межкультурного общения даёт несколько типов отношений между культурами:

    тип утилитарных отношений, ведущий к отречению от собственной самобытности и подчинение чужой культуре;

    тип, определяемый отношениями неприятия между культурами, приводящий к ослаблению взаимодействий и замыканию культуры в самой себе;

    тип, основанный на принципе диалога культур.

Наиболее благожелательным является третий тип отношений взаимодействия между культурами, предполагающий равноправие, равноценность сторон, взаимообмен ценностями, когда каждая культура, соприкасаясь с другой, сравнивая себя с ней, осознаёт свою индивидуальность.

Идея «диалога культур» была предложена выдающимся русским учёным Михаилом Михайловичем Бахтиным (1895–1975). Идея основана на том, что любой культуре, как и любому человеку, для полноценного развития необходимо постоянное общение. Для этого культуре необходимы «собеседники», «партнёры», «адресаты», с которыми происходил бы постоянный обмен информацией, знаниями, ценностями. Общение и обмен могут происходить как между культурами, современными друг другу, так и между культурами различных эпох.

Основными вариантами межкультурных контактов выступают контакты либо между двумя отдельными представителями, либо между группами разных культур. В первую очередь, это контакты между лицами (группами), переместившимися в инокультурную среду (например, мигрантами), и представителями местного населения.

Среди контактов между разными этническими или национальными группами выделяют:

а) непосредственные контакты между индивидами, принадлежащими к разным этнонациональным группам;

б) опосредованные контакты – при помощи письменных текстов, произведений изобразительного искусства, кино- и фотоматериалов;

в) контакты путём знакомства с повседневной культурой этнонациональной общности.

Существует несколько основных видов межкультурной коммуникации. Основным видом коммуникации является вербальная коммуникация, или речевое общение.

Однако общение между людьми обычно сопровождается различными действиями (мимикой, жестами, особенностями речи), которые, наряду с позами говорящего (слушающего), одеждой, внешностью и т. д. относят к невербальной коммуникациисовокупности неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения.

Третий вид межкультурной коммуникации – паравербальная коммуникация, включающая совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь: интонации, тембр, ритм, высоту, громкость, скорость речи и другие паралингвистические средства.

Коммуникативное поведение людей определяется несколькими факторами:

1) особенностями инкультурации – усвоения родной культуры, которое происходит как через воспитание и обучение, так и под влиянием повседневной жизни;

2) фактором «культурных очков», связанным с тем, что большинство людей понимает и оценивает чужие культуры через призму ценностей и норм своей культуры;

3) фактором обстоятельств и обстановки в момент коммуникации;

4) фактором времени коммуникации, зависящий от протяженности контакта и его своевременности.

Тема 4. Культура и личность

Учебные вопросы

    1. Культура и личность.

    2. Личность и ее место в системе культуры.

    3. Проблемы социализации и инкультурации.

 

Культура и личность

Культура личности соизмерима с культурой общества и выражает меру усвоения культурного наследия, норм и правил межличностного общения, индивидуального поведения, степень и направленность участия личности в культурно-творческом процессе. Культуру личности классифицируют по разным основаниям, выделяя, например:

духовную культуру личности (мировоззренческую, методологическую, мыслительную);

практически-деятельностную культуру личности (проявляется в культуре поведения, общения и деятельности);

общую культуру личности (картину мира, кругозор, усвоенное личностью культурное наследие);

профессиональную культуру личности (систему усвоенных специальных знаний, ценностных ориентаций, интересов, навыков и умений).

Теоретическая, идеализированная модель культуры личности включает ряд элементов: картина мира; направленность мировоззрения; уровень интеллекта; отношение между индивидуально-личностным и социально-общественным; навыки и умения, социальный опыт, способность к саморегуляции и самоконтролю; социальные качества, особенности поведения, общения и деятельности; результаты деятельности и их направленность; физическая культура личности и т. д.

Говоря о соотношении между личностью и культурой, следует отметить основные «ипостаси» личности в культуре:

1) личность – творец культуры;

2) она – творение, или «продукт» культуры;

3) личность носитель родной культуры;

4) «транслятор» культуры (в общении с представителями других культур);

5) для современного общества личность выступает как потребитель культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.008 с.)