Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процессы изменчивости культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная наука выделяет следующие типы культурных изменений: 1. Фазовые, линейные, поступательные изменения, связанные с эволюционным развитием культуры. 2. Смена духовных стилей эпохи: перемещение культурных центров, изменение жанров, мод, направлений. Стиль – фундаментальная и универсальная категория искусства. Понятие стиля представляет наиболее общую категорию художественного мышления. Особо выделяют так называемые «великие стили», которые не только выражают уникальную суть художественного творчества определённой эпохи, но и пронизывают всю культуру соответствующего периода, включая повседневную жизнь общества. В истории западноевропейской культуры наиболее отчётливо заметна последовательная смена великих духовных стилей: романского, готического, ренессансного, барокко, классицизма, рококо, сентиментализма, ампира, романтизма, неоклассицизма, реализма, модерна. 3. Обогащение и дифференциация культуры: обычно позитивный процесс, сопровождающийся поступательным развитием, например, появлением новых жанров в искусстве, новых направлений в науке и т. д. 4. Культурный застой – состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов, знаний в обществе. Приверженность общества к неизменности традиций и канонов, резкое ограничение или запрет на новшества и культурные заимствования извне. Нельзя путать с застоем устойчивость (обычаев, норм, стилей), которая может подразумевать лишь сохранение самобытности данной культуры. 5. Упадок и упрощения культуры – упрощение культурной жизни общества, упадок культуры, её деградация вследствие ослабления дифференциации культуры, устранения каких-либо её элементов, норм. Вариантами упадка культуры могут быть намеренная изоляция культуры; упадок высокой культуры, великих стилей, направлений в искусстве; примитивизация и архаизация социальных групп при распаде государств; упадок в результате стандартизации жизни общества. 6. Кризис культуры происходит в условиях, когда старые культурные институты и духовные структуры уходят в прошлое, а новые ещё находятся в процессе формирования. 7. Циклические изменения культуры, когда общество движется по сходным циклам развития, повторяя себя на протяжении поколений. Вариантом циклического развития является инверсия (или откат) – «маятниковые качания» культуры от крайности к крайности: например, от полной покорности к бессмысленному бунту или от крайнего аскетизма – к крайней распущенности нравов. Чем менее устойчиво ценностное ядро культуры, тем меньше стабильность общества, тем больше опасность возникновения инверсии, одним из вариантов которой может быть социальная революция. 8. Возрождение как обращение к более богатой культуре прошлого. Наиболее известным примером этого типа культурных изменений явился европейский Ренессанс. 9. Преобразование (трансформация) культуры – новое состояние культуры, которое возникает при интенсивно происходящих процессах обновления либо в результате переосмысления традиций, либо благодаря заимствованиям извне, которые подвергаются качественному изменению. 10. Модернизация культуры как универсальный процесс изменчивости, в широком смысле, связана с обновлениями в культуре, которые имеют место в любой период и в любом обществе. В настоящее время модернизацию чаще рассматривают в узком смысле - как переход от доиндустриального общества к индустриальному. Этот подход основывается на современной теории модернизации, рассматривающей движение аграрных обществ к рыночной экономике, правовому государству, гражданскому обществу, массовой культуре, характерным для развитых капиталистических стран. Обычно различают два вида модернизации: а) органическая модернизация, которая подготовлена ходом развития данного общества, развивается «снизу», изнутри культуры и начинается с изменения общественного сознания, а не экономики; б) неорганическая модернизация, которая представляет собой вариант «догоняющего» развития, обычно предпринимается «сверху», с помощью реформ, и начинается с преодоления экономического отставания. В ходе неорганической модернизации происходят заимствование чужих технологий и оборудования, привлечение иностранных инвестиций, приглашение зарубежных специалистов, обучение своих специалистов за рубежом. В качестве основных источников и факторов культурной динамики выступают инновации и обращение к традициям. Инновации – важнейшие факторы культурной динамики, связанные с выработкой или изобретением новых идей, образов, моделей, принципов действия, программ изменения общества, новых типов мышления и чувствования. Традиции – унаследованные от предшествующих поколений ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы и взгляды. Традиции служат объединению общества и окружены ореолом почёта и уважения. Традиции относятся к культурному наследию как сумме всех достижений конкретной культуры и историческому опыту данного общества. Понятие культурного наследия является более широким, чем понятие традиции, поскольку включает всё, что создано данным обществом, и даже то, что изначально было отвергнуто. Культурное наследие обладает вневременной ценностью, сохраняя свою актуальность на протяжении длительного времени. С указанными понятиями связано и представление о самобытности, т. е. своеобразии конкретной культуры и её исторического опыта. Самобытность отражает специфику общественного развития и историческую преемственность культуры, обеспечивает связь прошлого и настоящего. С представлением о культурной традиции тесно связаны также понятия обычая, обряда и ритуала. Обычай – это традиционно установленный порядок поведения, одобренный обществом образец действия, основанный на укоренившейся привычке. Привычки и обычаи, переходящие от поколения к поколению, превращаются в традиции. Обряд – массовое действие, которое сопровождает какой-либо важный момент жизни общества. Обряды устанавливаются обычаями и отражают традиции данной культуры, в том числе религиозные. Ритуал – тщательно разработанный набор действий (жестов, слов), исполняемых в особых случаях, в частности во время обрядов, и обладающий символическим значением. Культура во многом основана на ритуале; примером важнейших ритуалов является соблюдение правил поведения, правил хорошего тона.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.006 с.) |