Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурология и история культуры
К числу важнейших отличительных особенностей науки о культуре относится единство теоретического и исторического аспектов в исследовании любых явлений культуры. История культуры выступает в качестве важнейшего самостоятельного раздела, находящегося «на стыке» между историческими науками, философией истории, философией культуры, теорией культуры, социологией и этнографией. История культуры изучает отдельные исторические периоды развития культуры, культурно-исторические типы и их своеобразие, занимается проблемами происхождения, развития, изменения во времени культурных феноменов, показывает реальный процесс развития культуры, функционирования образов, стереотипов, миросозерцаний, культурных норм и т. д. В науке уже на протяжении более двух столетий продолжают господствовать два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития: линейно-прогрессистский и цивилизационный. Особенностью циклического, или цивилизационного подхода к проблеме культурно-исторического развития является идея полилинейности исторического процесса, предполагающая многообразие культур, уникальность и неповторимость каждой из них. Идея циклического развития берёт начало, очевидно, ещё в доцивилизационный период, когда господствовало циклическое представление о времени. Во второй половине XIX в., в качестве альтернативы линейно-прогрессистской концепции развития появляются теории локальных цивилизаций, в основе которых лежало представление о многообразии локальных культур, каждая из которых уникальна, имеет свой путь развития и вносит свой вклад в историю мировой культуры. К самым известным концепциям в рамках данного подхода относятся теория культурно-исторических типов Николая Яковлевича Данилевского (1822–1885), сформулированная в работе «Россия и Европа», теория Освальда Шпенглера (1880–1936), представленная в книге «Закат Европы», а также концепция локальных цивилизаций Арнольда Тойнби (1889–1975), изложенная в многотомном труде «Постижение истории». Концепция линейного времени в европейской традиции развивалась под влиянием христианства, которое рассматривает исторический процесс как движение от «Града земного» к «Граду небесному» (Августин Блаженный (354–430)). Линейно-прогрессистская концепция исходит из идеи единства мировой истории и основным принципом её изучения считает хронологический; при этом исторический процесс рассматривается с точки зрения прогрессивного развития, т. е. закономерного развития от низшего к высшему, от простого – к сложному. Линейно-прогрессистская концепция истории присуща большинству европейских мыслителей XVIII–XX вв.: просветителям, немецким философам-классикам, представителям позитивистской философии, марксистам, эволюционистам. Один из самых известных вариантов линейно-прогрессистского подхода является концепция последовательного развития доиндустриального, индустриального, постиндустриального обществ.
Стремление «примирить» оба указанных подхода к историческому процессу отразилось в теории «осевого времени», принадлежащей немецкому ученому Карлу Ясперсу (1883–1969), который, не отрицая единства мировой истории, вписывал в нее многообразные исторические культуры. Другой вариант соединения в рамках одной концепции идей прогресса и полилинейности развития предложен отечественным философом Моисеем Самойловичем Каганом (1921–2006),основавшим свою теорию на идеях синергетики: 4 формы бытия (природа, общество, человек и культура) рассматриваются с точки зрения процессов самоорганизации в открытых саморазвивающихся системах. Существуют и концепции, исходившие из несостоятельности как линейно-прогрессистской, так и циклической схем развития культур. Пример такого подхода – концепция американского антрополога Альфреда Луиса Крёбера (1876 – 1960), по мнению которого у культуры более гибкая и подвижная сущность, и поэтому после периода упадка она может снова найти ресурсы для нового подъёма и расцвета.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.004 с.) |