Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для практических занятий и выполнения

Поиск

Для ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И выполнения

Практических работ

 (часть I)

«Аппаратное и программное обеспечение компьютеров», «Цифровые устройства для обработки информации», «Хранение информации» и «Основы алгоритмизации и программирования»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАТИКА»

 

для учащихся дневной формы обучения

 

 

 

Гомель 2011

 

Рассмотрено цикловой комиссией информационных технологий и информатики                                     

 

Составила преподаватель - Горчакова О. А., Грисько С.В.

 

 

Задания и методические указания для проведения    практических занятий и работ (часть 1) / УО «Гомельский государственный аграрно-экономический колледж» // Сост. Горчакова О. А., Грисько С.В. – Гомель, 2011

 

 

Задания и методические указания для проведения практических работ по темам: «Аппаратное и программное обеспечение компьютеров», «Цифровые устройства для обработки информации», «Хранение информации» и «Основы алгоритмизации и программирования» предназначены для учащихся I курса специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий».

Задания включают разработку алгоритмов и программ на языке Турбо Паскаль. Предлагаются дополнительные задания и задания для самостоятельной работы. Изложены краткие теоретические сведения, приведены фрагменты программ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

3. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

4. Практические занятия.

4.1. Методические указания и задания для проведения занятия № 1

4.2. Методические указания и задания для проведения занятия № 2

4.3. Методические указания и задания для проведения занятия № 3

4.4. Методические указания и задания для проведения занятия № 4

4.5.Методические указания и задания для проведения занятия № 5

4.6. Методические указания и задания для проведения занятия № 6

4.7. Методические указания и задания для проведения занятия № 7

4.8. Методические указания и задания для проведения занятия № 8

4.9. Методические указания и задания для проведения занятия № 9

4.10. Методические указания и задания для проведения занятия № 10

4.11. Методические указания и задания для проведения  занятия № 11

5. Нормы оценки деятельности учащихся.

6. Список использованных источников

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Учебный предмет «Информатика» на уровне общего среднего образования направлен на подготовку учащихся к деятельности с использованием современных компьютерных технологий.

Данные задания и методические указания предназначены дл проведения практических занятий и практических работ по дисциплине «Информатика», за курс среднй школы, по темам: «Аппаратное и программное обеспечение компьютеров» «Основы алгоритмизации и программирования». Они направлены на развитие логического и алгоритмического мышления, формирование умений составлять и реализовывать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением и повторением с использованием числовых, символьных и строковых величин, элементов одномерных массивов на языке программирования

Целью проведения данных занятий и работ является формирование знаний и умений учащихся по следующим основным направлениям:

алгоритмическое — развитие логического и алгоритмического мышления;

технологическое — формирование умений работы с прикладным программным обеспечением для решения различных практических задач.

Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего базового образования.

Учащийся должен

знать:

виды информации;

назначение процессора, памяти, устройств ввода/вывода;

назначение операционной системы, файловой системы;

виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него;

единицы измерения объема информации;

понятие алгоритма, способы записи алгоритмов;

понятие типа данных, переменной; арифметические операции; структуру программы;

алгоритмические конструкции «ветвление» и «повторение»;

понятие векторного и растрового изображений;

уметь:

приводить примеры использования технических средств для работы с информацией;

приводить примеры видов и носителей информации, информационных процессов;

выполнять операции с файлами и папками;

записывать изученные алгоритмы одним из способов;

записывать арифметические операции и выражения;

составлять и реализовывать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением и повторением на языке программирования;

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

Повторение.

Тема: Аппаратное обеспечение и программное обеспечение ПК. Техника безопасности при работе в ЛВТ

Наименование работы: ТБ при работе в лаборатории ВТ. Устройства обработка, хранения, передачи, ввода, вывода информации.

Цель: Проведение инструктажа по ТБ и правилам поведения учащихся в лаборатории ВТ. Изучить состав и функции устройств ПК.

Время выполнения работы: 2 часа

Место выполнения работы: Кабинет «Информатики», лаборатория «Информационных технологий»

Дидактическое и методическое обеспечение:

 1) ПК

 2) Обучающая программа.

 3) Практикум.

Правила ТБ и пожарная безопасность на рабочем месте: Общие при работе с ПК (см. инструкции).

Работа в аудитории:

1. Подготовить рабочее место: включить ПК;

2. Пройти инструктаж по выполнению работы;

3. Выполнить задания;

4. Оформить и сдать отчет;

5. Убрать рабочее место.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Запустить обучающую программу «Устройство ЭВМ».

2. Ознакомится с устройствами обработки информации: записать в отчет для чего предназначено данное устройство и какими основными характеристиками обладает.

3. Ознакомиться с устройствами хранения информации: записать в отчет, что представляет собой внутренняя память ПК, перечислить основные устройства, относящиеся к внешней памяти ПК.

4. Ознакомится с устройствами ввода информации: записать в отчет их названия, подробно охарактеризовать клавиатуру.

5. Ознакомится с устройствами вывода информации: записать их названия и разновидности в отчет.

6. Ознакомится с устройствами передачи информации: записать в отчет для чего они предназначены.

7. Ознакомьтесь с структурой программного обеспечения персонального компьютера (ПОПК): запишите в отчет, что представляет собой структура ПОПК.

8. Ознакомьтесь с системным программным обеспечением (СПО): запишите в отчет, что понимают под СПО, перечислите основные элементы СПО и охарактеризуйте их.

9. Ознакомьтесь с прикладным программным обеспечением (ППО): запишите в отчет, что понимают под ППО. Приведите примеры ППО.

10. Ознакомьтесь с инструментальными системами: запишите в отчет, что понимают под инструментальными системами и приведите их примеры.

11. Отнесите следующие программы к соответствующему ПО: Total Commander, NOD32, Outlook Express, Access, Win Rar, CorelDRAW, DrWeb, ARJ, VBA, Page Maker, Avira, Defrag, Linux, Delphi.

12. Заполните таблицу.

Основные устройства ПК Периферийные устройства ПК Внутренние устройства ПК

13. Закончите работу с обучающей программой.

Контрольные вопросы

Что означает «персональный компьютер»?

Какова «базовая конфигурация ПК»?

Какие устройства входят в состав системного блока?

В чем отличие оперативной и внешней памяти.

Для чего предназначены коммуникационные порты?

Что понимают под программным обеспечением?

Что понимают под сервисным программным обеспечением?

Назовите основные элементы сервисного программного обеспечения.

Что понимают под прикладным программным обеспечением?

Что понимают под инструментальными системами?

Теоретические сведения

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.

Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Свойства алгоритмов:

1. Дискретность (алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке);

2. Детерминированность (любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае);

3. Конечность (каждое действие и алгоритм в целом должны иметь возможность завершения);

4. Массовость (один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными);

5. Результативность (отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях).

Виды алгоритмов:

1. Линейный алгоритм (описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке);

2. Циклический алгоритм (описание действий, которые должны повторятся указанное число раз или пока не выполнено задание);

3. Разветвляющий алгоритм (алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий)

4. Вспомогательный алгоритм (алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя).

Пример записи алгоритма в виде блок-схемы:

Стадии создания алгоритма:

1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.

2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.

Контрольные вопросы:

§ Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов.

· Какие свойства алгоритмов вы знаете?

· Какие виды алгоритмов вы знаете?

· Какие способы записи алгоритмов вы знаете?

· Что такое исполнитель алгоритмов?

· Что такое программа?

  Преподаватель: Грисько С.В.

Методические указания и задания

Теоретические сведения

Оператор присваивания позволяет задавать переменной определенное значение, помещая это значение в соответствующую ячейку памяти (старое значение при этом стирается).

Оператор присваивания имеет вид:

Переменная:= выражение; где:= -- символ присваивания

Порядок выполнения оператора присваивания:

1. вычисляется значение выражения в правой части оператора; при этом тип результата выражения должен совпадать с типом переменной в левой части оператора.

2. результат выражения присваивается переменной в левой части оператора части

 

Приступая к решению задач, следует помнить, что:

· каждая переменная программы должна быть объявлена;

· объявления переменных помещают в раздел, который начинается словом var;

· инструкция объявления переменной выглядит так:

ИмяПеременной:Тип;

· в имени переменной можно использовать буквы латинского алфавита и цифры (первым символом должна быть буква);

· основными числовыми типами языка Turbo Pascal являются:

integer (целый), real (дробный);
• после инструкции объявления переменной рекомендуется указывать назначение переменной.

 

Стандартная библиотека Crt содержит процедуры, используя которые, можно задать цвет фона и цвет символов, выводимых ИНСТРУКЦИЯМИ write И writeln.Приступая к решению задач этого раздела, следует вспомнить, что:

 

· для того, чтобы программе были доступны процедуры и функции библиотеки Crt, первой инструкцией программы должна быть инструкция uses ctr;

· цвет символов устанавливает процедура TextBackGround;

· цвет фона устанавливает процедура Textcoior;

· при использовании процедур TextBackGround И TextColor Цвет можно задать с помощью именованной или целой константы;

· процедура cirScr очищает экран;

· в текст программы нужно включить директиву uses crt, чтобы МОЖНО было ИСПОЛЬЗОВаТЬ Процедуры CirScr, TextBackGround И TextColor.

 

Контрольные вопросы

Для чего предназначен оператор присваивания?

Каков формат данного оператора?

Каков порядок выполнения оператора присваивания?

 

Теоретические сведения

Приступая к решению задач этого раздела, следует вспомнить, что:

· в графическом режиме экран представляет собой совокупность точек, каждая из которых может быть окрашена в один из 16 цветов;

· координаты точек возрастают слева направо и сверху вниз; левая верхняя точка имеет координаты (0,0), а правая нижняя - (639,479);

· для того, чтобы программа могла выводить на экран графические примитивы (линии, окружности, прямоугольники), необходимо инициализировать графический режим.

Шаблон графической программы выглядит следующим образом:

uses Graph; var
grDriver: Integer; grMode: Integer;
ErrCode: Integer;
res: integer; begin
grDriver:= detect;
InitGraph(grDriver, grMode,'с;\tp\bgi');
ErrCode:= GraphResult;
if ErrCode = grOk then
begin (сюда следует поместить основные инструкции }
end;
CloseGraph; end.

Arc

Синтаксис: procedure Arc(x,у: integer; УголНачала, УголКонца: integer; Радиус: integer);

Действие:

Вычерчивает дугу с центром в точке с координатами (х,у). Параметры УголНачала и УголКонца задают угловые координаты на-чальной и конечной точек линии дуги, которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной точки к конечной. Угловые координаты задаются в градусах. Значение угловой координаты возрастает против часовой стрелки. Параметр Радиус задает радиус дуги. Дуга вычерчивается цветом, заданным процедурой setcoior.

Bar

Синтаксис: procedure Bar(xl,yl,x2,y2: integer);

Действие:

Вычерчивает закрашенный прямоугольник. Параметры xl и yl задают положение левого верхнего угла прямоугольника, х2 и у2 — правого нижнего. Используемый стиль и цвет заливки задается Процедурой SetFillStyle.

Bar3D

Синтаксис: procedure Bar3D(xI,yl,x2,y2: integer; Глубина: word; Граница: boolean);

Действие:

Вычерчивает параллелепипед. Параметры xl и yl задают положение левого верхнего, а х2 и у2 — правого нижнего угла ближней грани параллелепипеда. Параметр глубина задает расстояние между передней и задней гранями. Параметр граница определяет, нужно ли вычерчивать верхнюю границу задней грани параллелепипеда.
Цвет и стиль закраски ближней грани параллелепипеда можно задать при помощи процедуры setmistyie, цвет линий границы — процедурой setcolor.

Circle

Синтаксис: procedure Circle(х,у: integer; r: word);

Действие:

Вычерчивает окружность радиуса г с центром в точке с координатами (х,у).
Цвет окружности можно задать при помощи процедуры Setcolor.

DetectGraph

Синтаксис: DetectGraph(var Драйвер, Режим: integer);

Действие:

Проверяет графический адаптер и определяет, какой графический драйвер и режим используются.

Ellipse

Синтаксис: procedure Ellipse(х,у: integer; УголНачала, УголКонца: word;
РадиусХ, РадиусУ: word);

Действие:

Вычерчивает эллипс или дугу эллипса с центром в точке с координатами (к,у). Параметры УголНачала и Уголконца задают угловые координаты начальной и конечной точек линии эллипса, которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной точки к конечной. Угловые координаты задаются в градусах, их значения возрастают против часовой стрелки. Параметры РадиусХ и Радиусу определяют горизонтальный и вертикальный радиусы эллипса. Линия эллипса или дуги вычерчивается в соответствии с установками процедуры setcoior.

GetX, GetY

Синтаксис: function GetX: integer; function GetY: integer;

Действие:

Возвращают координаты х и у указателя вывода.

GraphResult

Синтаксис: function GraphResult: imteger;

Возвращает результат (код ошибки) последней выполненной графической операции. Если операция выполнена успешно, функция возвращает ноль. Код ошибки выполнения графической операции устанавливают процедуры Bar, Bar3D, InitGraph, PieSlice, SetFillPattern, SetFillStyle, SetLineStyle, SetTextStyle
и др.

InitGraph

Синтаксис: InitGraph(var Driver: integer; var Mode: integer; Path: string)

Действие:

Инициализирует графический режим. Параметр Driver определяет драйвер видеосистемы, параметр Mode — режим работы видеосистемы, параметр Path — каталог, где находится драйвер.

Line

Синтаксис: procedure Line(xl,yl,x2,y2: integer);

Действие:

Вычерчивает линию между двумя точками экрана, координаты которых указаны при вызове процедуры. Линия вычерчивается стилем, установленным процедурой SetLineStyle. Цвет линии можно задать при помощи процедуры setcoior.

LineTo

Синтаксис: procedure Line(x2,yl: integer);

Действие:

Вычерчивает линию от текущего положения указателя вывода до точки, координаты которой указаны при вызове процедуры. Линия вычерчивается стилем, установленным процедурой SetLineStyle. Цвет линии можно задать при помощи процедуры SetColor.

MoveTo

Синтаксис: procedure MoveTo(x,у: integer);

Действие:

Перемещает указатель вывода в точку с координатами х и у.

MoveRel

Синтаксис: procedure MoveRel(dx:, dy: integer);

Действие:

Перемещает указатель вывода на dx и dy пикселов. Если значение параметра dx (dy) положительное, то указатель перемещается вниз (влево), если отрицательное, то — вверх (вправо).

OutText

Синтаксис: procedure OutText{Текст: string);

Действие:

Выводит строку символов текст от текущего положения указателя вывода и перемещает указатель вывода в точку, расположенную за последним выведенным символом. Цвет выводимых символов можно задать при помощи процедуры SetColor, а шрифт — SetTextStyle.

OutTextXY

Синтаксис: procedure OutTextXY(x, у: integer; Текст: string);

Действие:

Устанавливает указатель вывода в точку с координатами (х,у) и выводит строку символов текст, при этом указатель вывода своего положения не меняет, остается в точке с координатами (я, у).

Цвет выводимых символов можно задать при помощи процедуры SetColor, а шрифт — процедурой SetTextStyle.

PieSlice

Синтаксис: procedure PieSlice(х,у: integer; УголНачала,УголКонца, Радиус: word);

Действие:

Вычерчивает сектор радиуса Радиус с центром в точке с координатами (х,у). Параметры УголНачала и УголКонца задают угловые координаты начальной и конечной точек линии окружности (в градусах), которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной к конечной точке. Значение угловой координаты возрастает против часовой стрелки. Нулевому углу соответствует горизонтальный отрезок, проведенный из точки (х,у) в сторону
возрастания координаты х. ЕСЛИ УголНачала равен 0°, а УголКонца равен 360°, то процедура PieSlice вычерчивает круг.
Сектор закрашивается в соответствии со стилем, заданным процедурой SetFiiisiyle, линия и границы вычерчиваются цветом, установленным процедурой setcoior.

PutPixel

Синтаксис: procedure PutPixel(х,у: integer; Цвет: word);

Действие:

Окрашивает пиксел, точку с координатами (х,у), цветом цвет. В качестве параметра цвет обычно используют именованную КОНСТаНТу (СМ. SetColor).

Rectangle

Синтаксис: procedure Rectangle{xl,yl,x2,y2: integer);

Действие:

Вычерчивает прямоугольник. Параметры xi и yi задают положение левого верхнего угла прямоугольника, х2 и у2 — правого нижнего угла прямоугольника.

SetLineStyle

Синтаксис: procedure SetLineStyle(ТипЛинии: word; Образец: word; Толщина: word);

Действие:

Устанавливает стиль вычерчиваемых контуров и линий (см. процедуры Line, Circle И Др.).
Параметр тип линии, в качестве которого обычно используется одна из именованных констант, определяет вид линии.

Константа Тип линии
SolidLn Сплошная, непрерывная
DottedLn Пунктирная, с постоянной длиной штрихов
CenterLn Штрих-пунктирная линия
DashedLn Пунктирная, длина штрихов чуть больше, чем у линии типа DottedLn
DashedLn Пунктирная, длина штрихов чуть больше, чем у линии типа DottedLn

Параметр толщлна определяет толщину линии. Линия может быть обычной толщины (константа Normwidth) или утолщенная (константа ThickWidth).

Параметр образец используется в том случае, если процедура SetLinestyle устанавливает тип линии, определяемый программистом. Значением параметра образец должна быть четырехразрядная шестнадцатеричная константа, кодирующая отрезок линии длиной в 16 пикселов.

SetTexStyle

Синтаксис:

procedure SetTexStyle{Шрифт, Ориентация, Размер: word);

Действие:

Устанавливает шрифт, размер и ориентацию текста, выводимого процедурами outTextxY и outText. В качестве параметра шрифт можно использовать одну из перечисленных ниже констант.

Константа Значение Шрифт
DefaultFont 0 Стандартный. Каждый выводимый символ формируется в квадрате размером 8 на 8 пикселей
TriplexFont 1 Triplex шрифт
SmallFont 2 Мелкий
SansSerifFont 3 SansSerif шрифт
GothicFont 4 Готический

Примечание
В шрифтах, отличных от стандартного (DefaultFont), букв русского алфавита нет. Параметр Ориентация задает ориентацию выводимого процедурами outText и OutTextxY текста. Текст может быть ориентирован обычным образом (значение параметра ориентация в этом случае равно именованной константе Normal) или вертикально, т. е.
снизу вверх (в этом случае значение параметра ориентация равно Vertical).

Контрольные вопросы:

1. Для чего предназначен условный оператор?

2. Каков формат данного оператора?

3. Каков порядок выполнения условного оператора

 

Теоретические сведения

Для проведения занятия № 9

Практическая работа № 1

Тема: Оператор цикла с параметром for

Наименование работы Простые и составные условия оператор цикла с параметром for

Цель: Изучить структуру программы языка программирования Паскаль, выработать практические умения по объявлению оператора цикла с параметром for.

Время выполнения работы: 2 часа

Дидактическое и методическое обеспечение:

 1) ПК

 2) Интегрированная среда программирования Borland Pascal

 3) Электронный учебник

Работа в аудитории:

1. Подготовить рабочее место: включить ПК;

2. Пройти инструктаж по выполнению работы;

3. Выполнить задания;

4. Продемонстрировать, выполненное задание преподавателю;

5. Оформить и сдать отчет;

6. Убрать рабочее место.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями.

2. Запустите интегрированную среду программирования Borland Pascal.

3. Написать программу, которая выводит таблицу квадратов первых десяти целых положительных чисел. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы.

Таблица квадратов

Число Квадрат
1 1
2 4
3 9
4 16
5 25
6 36
7 49
8 64
9 81
10 100

10. Выполните компиляцию программы. Compile / Compile или ALT + F 9

Если программа написана правильно, то появится диалоговое окно Compiling. Нажмите любую клавишу чтобы вернуться к главному окну.

11. Запустите программу на выполнение. Run / Run или CTRL + F 9

После просмотра результата нажмите ENTER.

12. Сохраните файл на диске D:\ в папке Группа№_ и присвойте ему имя «Pr9». File / Save as укажите имя файла и путь к папке в которой будет хранится файл.

13. Создайте окно для ввода текста новой программы.. File / New

8. Написать программу, которая вычисляет сумму первых п членов ряда 1, 3, 5, 7,.... Количество суммируемых членов ряда задается во время работы программы. Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Вычисление частичной суммы ряда: 1,3,5,7,...
Введите количество суммируемых членов ряда —> 15
Сумма первых 15 членов ряда равна 330.

8. Выполните запуск программы.

9. Сохраните файл на диске D:\ в папке Группа№_ и присвойте ему имя «Pr91».

10. Написать программу, которая генерирует 10 случайных чисел в диапазоне от 1 до 10, выводит эти числа на экран и вычисляет их среднее арифметическое. Рекомендуемый вид экрана во время работы программы приведен ниже.

*** Случайные числа ***
1342749621 сред.арифм. 3.9

11. Внимательно изучите код программы, запишите его в отчет и дайте комментарии каждой строке текста программы.

12. Запустите программу на выполнение.

13. Сохраните файл под именем «PR911»

14. Внимательно изучите код программы, запишите его в отчет и дайте комментарии каждой строке текста программы.

15. Составьте программу, которая будет содержать константу «текущий год» и две переменные «число» и «месяц» выполнения задания. Переменные запросите и выведите с начала новой строки.

16. Сохраните файл под именем «PR821»

17. Запишите код программы в отчет.

Дополнительное задание

1 Написать программу проверки знания таблицы умножения. Программа должна вывести 10 примеров и выставить оценку: за 10 правильных ответов — "отлично", за 9 и 8 —"хорошо", за 7 и 6 — "удовлетворительно", за 6 и менее — "плохо". Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы. Ответы пользователя выделены полужирным шрифтом.

*** Проверка знания таблицы умножения ***

После примера введите ответ и нажмите <Enter>.

5x3=15

7x7=49

1x4=4

4x3=12

9x4=36

8x8=64

7x8=52

Вы ошиблись! 7x8=56

4x7=28

3x5=15

2x5=10

Правильных ответов: 9

Оценка: Хорошо.

2. Написать программу проверки умения складывать и вычитать числа в пределах 100. Программа должна вывести 10 примеров, причем в каждом примере уменьшаемое должно быть больше или равно вычитаемому, т. е. не допускается предлагать испытуемому примеры с отрицательным результатом. Оценка выставляется по следующему правилу: за 10 правильных ответов — "отлично", за 9 и 8 —"хорошо", за 7 и 6 — "удовлетворительно", за 6 и менее — "плохо". Ниже представлен рекомендуемый вид экрана во время работы программы. Ответы пользователя выделены полужирным шрифтом.

Проверка умения складывать и вычитать числа.
После примера введите ответ и нажмите <Enter>
75-4=71
35-9=29
Вы ошиблись! 35-9=26
14-1=13
6-5=1
37-19=28
Вы ошиблись! 37-19=18
53-14=39
94-87=7
90-16=74
4-2=2
89-41=48
Правильных ответов: 8
Оценка: Хорошо

3. Написать программу, выводящую на экран "электронные часы", которые работают в течение, например, трех минут или до тех пор, пока пользователь не нажмет любую клавишу.

Теоретические сведения

Циклы For Приступая к решению задач этого раздела, следует вспомнить, что:

· инструкция for используется для организации циклов с фиксированным, определяемым во время разработки программы, числом повторений;

· количество повторений цикла определяется начальным и конечным значениями переменной-счетчика;

· переменная-счетчик должна быть целого типа (integer).

 

Контрольные вопросы:

1. Что называется циклом, телом цикла?

2. Какие операторы цикла языка Pascal Вы знаете?

3. Приведите известные Вам форматы оператора For.

4. С каким шагом может изменяться параметр оператора For?

5. Как можно рассчитать число шагов в операторе For?

 

Для проведения занятия № 10

Практическая работа № 2

Тема: Опе­ратор цикла с предусловием while. Тематический контроль:«Работа в среде программирования Паскаль »

Наименование работы Простые и составные условия опе­ратор цикла с предусловием while

Цель: Изучить структуру программы языка программирования Паскаль, выработать практические умения по объявлению оператора цикла с  предусловием while.

Время выполнения работы: 2 часа

Дидактическое и методическое обеспечение:

 1) ПК

 2) Интегрированная среда программирования Borland Pascal

 3) Электронный учебник

Работа в аудитории:

1. Подготовить рабочее место: включить ПК;

2. Пройти инструктаж по выполнению работы;

3. Выполнить задания;

4. Продемонстрировать, выполненное задание преподавателю;

5. Оформить и сдать отчет;

6. Убрать рабочее место.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями.

2. Запустите интегрированную среду программирования Borland Pascal.

3. Напишите программу, которая вычисляет п с заданной пользователем точностью. Для этого воспользуйтесь тем, что значение частичной суммы ряда 1—1/3+1/5—1/7+1/9—... при суммировании достаточно большого количества членов приближается к п/4. Рекомендуемый вид экрана во время работы программы приведен ниже (данные, введенные пользователем, выделены полужирным шрифтом).

Задайте точность вычисления ПИ -> 0.001
Значение числа ПИ с точностью 0.001000 равно 3.143589
Просуммировано 502 члена ряда.

4.  Выполните компиляцию программы. Compile / Compile или ALT + F 9

Если программа написана правильно, то появится диалоговое окно Compiling. Нажмите любую клавишу чтобы вернуться к главному окну.

5. Запустите программу на выполнение. Run / Run или CTRL + F 9

После просмотра результата нажмите ENTER.

6. Сохраните файл на диске D:\ в папке Группа№_ и присвойте ему имя «Pr10». File / Save as укажите имя файла и путь к папке в которой будет хранится файл.

7. Создайте окно для ввода текста новой программы.. File / New

8. Написать программу, которая вычисляет наибольший общий делитель двух целых чисел.

9.. Выполните запуск программы.

18. Сохраните файл на диске D:\ в папке Группа№_ и присвойте ему имя «Pr101».

19. Запишите код программы в отчет.

Теоретические сведения

While Приступая к решению задач этого раздела, следует вспомнить, что:

· число повторений инструкций цикла while определяется ходом выполнения программы;

· инструкции цикла while выполняются до тех пор, пока условие, записанное после слова while, истинно;

· после слова while надо записывать условие выполнения инструкций цикла;

· для завершения цикла while в теле цикла обязательно должны присутствовать инструкции, влияющие на условие выполнения инструкций цикла;

· цикл while — это цикл с предусловием, т. е. инструкции тела цикла вообще могут быть не выполнены;

· цикл while, как правило, используется для организации приближенных вычислений, задач поиска и обработки данных, вводимых с клавиатуры или из файла.

Контрольные вопросы:

1. Поясните отличия в операторах цикла с предпроверкой и постпроверкой условий.

2. Какой формат имеет оператор While?

3. Приведите пример, когда тело цикла в операторе While не выполняется ни одного раза.

4. Приведите формат оператора Repeat.

5. Поясните, в каком случае прекращаются повторения в операторе Repeat.

  Преподаватель: Горчакова О. А.

 

Оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется по 10-балльной шкале в соответствии со следующими показателями:

 

Отметка в баллах Показатели оценки результатов учебной деятельности  
1   Узнавание отдельных объектов изучения учебного материала (по очевидным признакам), предъявляемых в готовом виде (например, «клавиатура», «монитор», «папка», «файл» и др.) с низкой степенью осознанности. Затруднения с ответом на наводящие вопросы учителя. Усвоение отдельных понятий (простейших понятий, относящихся к компьютерной терминологии, например, «папка» и др.). Умение правильно включать и выключать компьютер, загружать на выполнение изучаемую программу, завершать работу с ней.
2   Узнавание и загрузка изучаемого программного обеспечения, предъявленного в готовом виде (Word, Ехсе1, Pascal и др.). Умение различать отдельные понятия (например, отличать папку от файла, оператор ввода от оператора вывода). Различение объектов изучения учебного материала из предложенного набора, предъявляемых в готовом виде. Бессистемное изложение учебного материала с низкой степенью самостоятельности (при помощи наводящих вопросов учителя). Неумение применять знания при выполнении практических заданий. Наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью учителя.
3   Фрагментарное воспроизведение части учебного материала по памяти, а также при помощи наводящих вопросов учителя (например, «в чем состоит назначение текстового редактора») с существенными ошибками. Формулирование понятий информатики, описание процессов без их объяснения. Выполнение отдельных практических заданий при работе с изучаемым программным обеспечением в соответствии с представленной инструкцией; наличие существенных ошибок, устраняемых с помощью учителя.
4   Воспроизведение большей части учебного материала по памяти, а также при помощи наводящих вопросов учителя с существенными ошибками (например, перечисление функциональных блоков компьютера, основных объектов операционной системы, аппаратных и программных средств мультимедиа, назначение устройств компьютера и др.). Формулирование основных понятий информатики, описание процессов без их объяснения; Проявление незначительных затруднений при выполнении практических заданий на компьютере в знакомой ситуации по предложенному алгоритму (например, создание ярлыков, сохранение документа под конкретным именем, форматирование абзацев, подготовка текстовых документов, содержащих рисунок, таблицу, создание электронной таблицы, решение практических задач с использованием электронной таблицы, выполнение операций с учебной базой данных, поиск и передача информации в локальной сети, использование средств мультимедиа и др.) с единичными существенными ошибками, устраняемыми с помощью учителя.
5   Осознанное воспроизведение большей части учебного материала на уровне понимания (например, назначение и формат написания изучаемых операторов языка программирования, параметры форматирования текста, виды анимации и др.). Выполнение практических заданий в знакомой ситуации по образцу с несущественными ошибками, устраняемыми с помощью учителя (например, создание ярлыков, сохранение документа под конкретным именем, форматирование абзацев, подготовка текстовых документов, содержащих рисунок, таблицу, создание электронной таблицы, решение практических задач с использованием электронной таблицы, выполнение операций с учебной базой данных, поиск и передача информации в локальной сети, использование средств мультимедиа и др.). Умение использовать учебно-методическую и справ


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.165.235 (0.014 с.)