Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Методология научного познанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение методологии и метода. Методологические принципы. Методы научного познания. 1. Методология – направленность рационально-рефлексивного сознания на конструирование, проверку, совершенствование и изучение методов решения научных проблем (задач). Есть метод, как подход и метод, как способ. Подход представляет собой некую общую схему мировидения и базируется на принципах (регулятивах), которые, в значительной мере, определяют программу использования методов как способов. Далеко не все методологические принципы имеют универсальный характер. Естественные науки не нуждаются в принципе внеконфессиональности, такой регулятив как инвариантность не годится для культурологии, т. к. работает в отношении теорий с развитой математической структурой и т. д. Метод – осмысленный, целенаправленный, контролируемый, способ (процедура, операция, алгоритм) решения проблем (задач). «Науку следует характеризовать используемыми в ней методами, то есть нашими способами обращения с научными системами, тем, что мы делаем с ними и что мы делаем для них», – пишет К. Поппер. Рефлексия над методологией именуется метаметодологией. Другими словами, метаметодология – это методология методологии. Именно методологическое сознание, по словам Б. Парахонского, «является способом регулирования исследовательского процесса, обеспечения в нем необходимых рациональных стандартов и ценностных механизмов выбора, селекции должного от побочного, поддержания заданных целевых ориентаций». В пространстве такого сознания и формируется познавательная парадигма. Это сложный процесс, уже потому, что противоречия между объективным знанием и познавательными интенциями исследователя – неизбежны. Адекватный ли метод своему предмету нельзя определить априори, это решается в процессе познания. «Метод и система взаимоопределяющи. Следовательно, никакой метод не может претендовать на адекватность каждому предмету», – отмечает П. Тиллих. Б. Лоннерган подчеркивает, что метод, это, прежде всего, «нормативный паттерн, повторяющихся и взаимосвязанных операций». Многие операции субъективно окрашены, набору правил нельзя следовать «скрупулезно и бездумно», метод – каркас для научного творчества. Методология важна, но это пропедевтика исследования, ее следствия ограничены в своей предсказательной силе. Не является аксиомой положение: познание базируется исключительно на рациональных и контролируемых методах. Слышны призывы: эпистемология должна обратиться к дологическим, допонятийным, допредекативным – вообще к дорефлексивным формам и компонентам. Правда, эти «компоненты» вполне доступны для строгого, осмысленного методологического контроля и рациональной интервенции. Необходимо также учитывать, что многие методологические вопросы, интересные в первую очередь людям, занимающимся философией науки, а не ученым. Несмотря на то, что теории уступают место сценариям, категории – метафорам, методы – дискурсу, «неклассическая эпистемология, – с точки зрения И. Касавина, – имеет шанс сохранить философский статус». Можно констатировать, что дискуссии между сторонниками нормативной и дескриптивной стратегии, номотетической и идеографической методологических программ – принципиально не завершены. Но наиболее творческие и новаторские работы создаются в условиях множественности парадигм. Именно «между» теориями, а также в столкновении противоречий, порождаемых новыми концепциями, необходимо вести поиск и формулировать новые подходы. Под методологической стратегией понимается некий план решения эпистемологических проблем и преодоление аномалий; разработку и апробацию способов, операций и форм познавательной деятельности. Мы солидарны с Г. Рузавин: стратегия исследования связана «непосредственно не с изучением реального мира, а с наиболее целесообразным и эффективным осуществлением самого процесса исследования». Познавательная стратегия – это не столько следование устойчивым правилам и принципам, сколько адекватная и релевантная последовательность ходов, допускающая вариативность, аналогичная, по Хинтикке, игре в шахматы. Это, используя терминологию М. Вебера, идеально-типическое средство ориентации. Такие алгоритмические свойства как элементарность, дискретность, детерминированность в религиоведении заданы не жестко. Под адекватностью стратегии понимаем ее полноту, т. е. способность всесторонне интерпретировать максимально доступный массив информации в контексте соответствия целям (задачам). Адекватность – это совпадение информационных параметров, при наличии связного списка вещей, представленного как система с одинаковым концептом, но с различными субстратами. Одним из условий адекватности является релевантность. Под ней понимаем некую эпистемическую единицу, имеющую максимальный констекстуальный эффект при минимуме когнитивных усилий. Релевантные знания привносят в контекст новую информацию, усиливают информацию имеющуюся и не способны нарушить целостность контекста. Для социально-гуманитарных наук понятие «релевантность» более приемлемо, чем истинность, т. к. не предполагает веритистской однозначности и точности, если точность понимать как понятие, характеризующее степень соответствия знания реальности. Кроме того, релевантность – это свойство которое не нуждается в репрезентации (не говоря уже о «вычислимости, следовательно, более «толерантно» к парадоксам и противоречиям. Непротиворечивость остается важнейшим регулятивом, однако выявление противоречий при встрече локальных теорий – отправная точка развития знания, переход к более релевантным теориям. «В формальной логике противоречие является сигналом бедствия, но в развитии реального знания оно означает первый шаг к победе. Это должно служить основой для предельной терпимости к разным мнениям», – отмечает А. Уайтхед. Закончим рассмотрение первого вопроса «методологической» сентенцией А. Эйнштейна: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме».
2. Принципы научного познания по своему содержанию и функциям целесообразно классифицировать на общенаучные, частнонаучные и региональные частнонаучные. Общенаучные принципы Принцип объективности характеризуется следующими положениями: 1) Отрицание субъективных факторов познавательной деятельности. 2) Следование исследовательским конвенциональным стандартам. 3) Возможность независимой проверки со стороны научного сообщества. 4) Эпистемологическая общезначимость. 5) Объекты отражаются в теории такими, какими они есть, независимо от личностных оценок. Принцип системности: все явления (предметы, процессы, события) представляют собой целостные системы различной степени иерархии и сложности. Принцип историзма: явление (событие, процесс) целесообразно рассматривать в программе его возникновения развития, изменения. К. Поппер: историзм – это «реконструкция прошлых дискуссий вокруг определенных научных проблем». Актуализм: 1) методологическийпринцип, согласно которому результаты изучения прошлого должны рассматриваться в контексте проблематики настоящего; 2) метод научного исследования исторически изменяющихся объектов, при котором настоящее их состояние служит ключом к пониманию их прошлого? Принцип детерминизма (от лат. determinare – ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) имеет как общенаучный, так и частнонаучный характер. Этот принцип – основа философского учения об объективной, закономерной взаимосвязи и всеобщей причинной обусловленности всех явлений, событий и процессов. Противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности. Принцип детерминизма тесно связан с однонаправленностью стрелы времени. Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Между детерминизмом и индетерминизмом имеются переходные учения, например, у Лютера, Цвингли и Канта: так, если детерминизм полностью распространяется на эмпирически данную «естественную» природу человека, то его моральная природа рассматривается в этом случае как разновидность индетерминизма. Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой (фатализм), либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детер минизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детер минизм), либо развитием общества (социальный детерминизм). Частнонаучные принципы
Причинность представляет собой такую форму связи, при которой одно явление порождает другое. Принцип причинности: имеют место объективно допустимые пределы влияния событий друг на друга, а именно: 1) событие может оказывать влияние только на события, происходящие позже него, и не может оказывать влияние на события, произошедшие раньше него («будущее не влияет на прошлое»); 2) если классическая физика допускает произвольно большую скорость переноса взаимодействий, то в теории относительности скорость любого сигнала не может превышать скорость света. Принцип наблюдаемости – методологический регулятив, выражающий следующее требование: теория должна быть иметь в качестве своих оснований эмпирически фиксируемые фрагменты, а хотя бы часть ее логических импликаций предполагала указание на очевидные чувственно фиксируемые сегменты действительности. Принцип точности характеризует степень соответствия знания реальности и особенности его организации в некоторой задаваемой структурой бытия области (интервале) ее адекватности, а также регулирующий процессы воспроизведения объекта в рамках научной теории. Принцип простоты – принцип, согласно которому предпочтительна наиболее простая познавательная конструкция. Признаками данного принципа. называют: 1) минимизацию исходных онтологических предпосылок и допущений («не следует преувеличивать сущности без необходимости»); 2) минимизацию усилий для достижения практических целей («экономия мышления»); 3) обобщение и схематизацию, в т. ч. с помощью адекватного математического аппарата; 4) формализацию; 5) выбор наиболее доступной и простой схемы объяснения и предсказания; 6) сведение разноплановых и многоярусных эпистемологических конструкций к ограниченному количеству законов (принципов, аксиом); 7) принципиальная фальсифицируемость; 8) отказ от пролиферации частных гипотез («нельзя каждое явление объяснять собственной отдельной гипотезой»). Принцип дополнительности: для адекватного описания сложных объектов целесообразно использовать взаимоисключающие дескрипционные системы, которые нивелируют и компенсируют друг друга; ни одна из систем не имеет познавательно-прогностического преимущества. В комплексе они исчерпывают информацию об изучаемом объекте, отображая его разные стороны. Джастификационизм – доктринальный подход, согласно которому научное знание состоит исключительно из «доказательно обоснованных высказываний» (И. Лакатос), апеллирующих к объективной реальности и/или строгим логико-математическим программам. Принцип верификации: предложение А имеет значение тогда и только тогда, когда оно не является аналитическим предложением или противоречием, и если логически следует из непротиворечивого конечного класса предложений F, причем элементами этого класса предложений являются предложения наблюдения. Т. е., любой информационный ресурс, претендующий на статус научного, должен выдерживать независимую (эмпирическую и/или логическую) проверку на обладание истинностного содержания. Типы верификации: 1) эмпирическая и логическая; 2) сильная и слабая. Альтернативы джастификационизма Фаллибилизм – комплекс идей, концентрирующихся вокруг положения о принципиальном несовершенстве научного знания, его подверженности ошибкам и заблуждениям. Принцип фальсификации гласит: теория является научной, если она потенциально опровергаема. Фальсификационизм, с точки зрения Лакатоса, должен соединить в себе постулаты эмпиризма и рациональности. Решающим моментом фальсификацииявляется то, дает ли новая теория новую, добавочную информацию по сравнению со своей предшественницей, и подкреплена ли какая-то часть этой добавочной информации. Конструктивизм – направление в эпистемологии и философии науки, базирующееся на следующем положении: метафизическая онтология и гносеологический реализм не имеют достаточных оснований, в силу того, что всякая познавательная деятельность базируется на построении образов, понятий и рассуждений, которые являются результатом эпистемических состояний активного познающего субъекта. Конвенционализм – положение, согласно которому, решение проблем в рамках научных теорий обусловлено принятыми понятийно-терминологическими и аксиоматическими соглашениями. Инструментализм – философско-методологическая установка, согласно которой продукты сознания (понятия, научные теории, гипотезы и т. д.) являются средствами приспособления к окружающей среде, внесения в нее определенности и порядка, превращения действительности в «понятный» и комфортный мир». Принцип Куна-Фейерабенда (тезис несоизмеримости) – положение, согласно которому конкурирующие и альтернативные теории могут быть логически несопоставимыми, т. е. не иметь каких-либо логических отношений, прежде всего противоречия. Проще говоря, имея один и тот же объект, теории говорят о разных вещах разными словами, они обнаруживают разные проблемы и решают их разными методами. Несоизмеримость обеспечивается холистическим характером и логико-семантической, прежде всего, понятийной замкнутостью теории, локальным конвенционализмом, нагруженностью фоновым знанием и эпистемологическим сепаратизмом. Принцип Дюгема-Куайна: научную теорию можно спасти от опровержения, если «перезагрузить» ее теоретическую программу и произвести коррекцию фонового знания. Теория может оставаться легитимной даже при наличии фальсификаторов, т. к. представляет собой неизолированную систему высказываний, умозаключений и гипотез. Региональные частнонаучные принципы (примеры) Принцип соответствия Н. Бора: законы и уравнения квантовой физики переходят в законы и уравнения классической физики в тех случаях, когда можно не учитывать постоянную Планка. Требование (принцип) локальности: причина и вызванное ею следствие должны быть привязаны к одному и тому же месту, не допускается мгновенное действие на расстоянии. Принцип неопределенности: невозможно одновременно измерить некоторые пары наблюдаемых величин, таких как координата и импульс или энергия и время, с точностью, превышающей предельное значение, выраженное через постоянную Планка.
2. Методы делят, с одной стороны, на общенаучные частнонаучные и локальные (специальные), с другой – на эмпирические и теоретические. Эмпирические методы ориентированы на интерактивное (непосредственное) взаимодействие с исследуемым объектом, теоретические – на опосредованное взаимодействие, путем помещения объекта в некую познавательную матрицу (концептуальную, формально-логическую, математическую). Наблюдение заключается в том, что результаты целенаправленного и организованного чувственного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями, находящимися в «естественных» условиях, совмещаются со стандартными для какой-либо области познания средствами языкового описания Эксперимент –род опыта, имеющий целенаправленный исследовательский, методический характер, реализуемый в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого измерения. Классификация экспериментов. По условиям проведения – естественные и искусственные. По целям исследования – преобразующие, контролирующие, констатирующие, поисковые. По количеству факторов – однофакторные (факты варьируются по одному) и многофакторные (независимые переменные варьируются как комплекс, впоследствии, каждый оценивается по результатам всех опытов данной серии). Решающий эксперимент – эксперимент, результат которого принципиально разрешает спор между двумя (или более) гипотезами, выдвинутыми для решения некоторой научной проблемы. «Мысленный эксперимент» – это конструирование и целенаправленное преобразование идеального объекта, представляющего в сознании тот фрагмент действительности, на который направлено внимание ученого. К эмпирическим методам относятся описание, сравнение, измерение. Описание – это получение и репрезентация эмпирических данных в качественных терминах, сравнение – в суждениях отношения, измерение – в количественных терминах. Измерение – более совершенная процедура, т. к. она осуществляется по жестко заданным схемам, с использованием соответствующих методик (включает метрическую шкалу с фиксированной единицей измерения, правила измерения, измерительные инструменты). Моделирование – метод, который состоит в изучении искусственного объекта («артефакта») или естественного объекта, который обладает существенным, с точки зрения познающего субъекта, сходством с изучаемым объектом («прототипом») и может его имитировать в заданном отношении. Другими словами, моделирование – изучение некоторого объекта посредством наблюдений или экспериментов, проводимых с его моделью. Идеализация – метод, в основе которого лежит представление о чем-либо в предельном, более совершенном виде, чем оно есть и может быть на самом деле. Формализация – комплекс познавательных операций и процедур, обеспечивающий отвлечение от значений понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей. Потребность в формализации возникает тогда, когда наука находится на высоком уровне развития, имеет значительный когнитивный и методологический ресурс. Абстрагирование – это замещение чувственно-данного объекта мысленным конструктом посредством двух процедур – отвлечения (в содержание конструкта включается лишь часть наблюдаемых данных) и объективации (содержание конструкта наделяется онтологической автономией). Гипотетико-дедуктивный метод сводится к дедуктивному выводу следствий из гипотезы и их экспериментальной проверке. Герменевтический метод уместно использовать, если основным вопросом герменевтики считать «сколько смыслов в слове?», а количество ответов неограничено. Этот метод, несмотря на свою комфортность (отказ от двузначности, акцент на контекстуальности, близость к эпистемологии «жизненного мира») и эвристичность, тем не менее, не имеет ясных контуров и четкого определения (искусство понимания; учение об онтологии понимания; общая программа эпистемологической интерпретации; теория творческой интерпретации текстов; «тотальная герменевтика» внешних и внутренних аспектов религиозных феноменов и т. д.). Логические методы можно рассматривать как автономный корпус способов научного познания. С другой стороны, есть основания классифицировать их как подкласс теоретических методов. С данными методами студент ознакомился при изучении формальной логики. Поэтому ограничимся лишь некоторыми уточнениями. Абдукция – (лат. отведение) – метод рассуждения, направленный на обнаружение и построение объяснительных гипотез, претендующих на правдоподобность. Преследует цель установить регулярности между фактами. Логическая форма абдукции следующая. Посылки: 1) имеется некоторое нестандартное событие (явление, процесс) Р; 2) Р было бы объяснено, если бы гипотеза Н была бы истинной (правдоподобной). Заключение: имеется основание предполагать, что гипотеза Н – истинна (правдоподобна). В отличие от гипотетико-дедуктивного метода, абдуктивное рассуждение начинается с анализа и оценки фактов и поиска взаимосвязи между ними. Затем следует гипотеза, призванная объяснить ненаблюдаемые, уникальные явления. Между посылками абдукции часто нет рациональной связи, но отсутствие такой связи – существенный признак рассуждений в социально-гуманитарных науках. Согласно Я. Хинтикке, правильность умозаключений, в т. ч. абдуктивных, обосновывается, прежде всего, стратегическими целями познания, а не следованием дефиниторным правилам. Это придает рассуждениям мобильность и эвристичность, хотя и не гарантирует истинность. Аналогия один из спутников междисциплинарного подхода. Его плюсы: 1) появление обширных концептуальных и методологических территорий взаимообмена и формулировки новых проблем; 2) модификация и «переводимость» знаний из одного концептуального каркаса в другой; 3) появление продуктивных научных аномалий; 4) способствует межкультурному синтезу; 5) препятствует эпистемологическому сепаратизму; 6) продуцирует конкуренцию парадигм и теорий. А. Уемов дает такие дефиниции: «аналогия — умозаключение, в котором заключение относится к другому предмету, чем тот, о котором говорится в посылке» и аналогия – это «перенос информации от модели к прототипу». Аналогия используется 1) при выдвижении гипотез; 2) при сравнительном анализе; 3) при классификациях. Аналогия, даже строгая, не демонстративна, однако, именно она является одним из оснований интеллектуальной интуиции и важнейшей составляющей «контекста открытия» (Г. Рейхенбах). «К новым идеям приводят смелые, дерзкие аналогии, сближающие процессы, явления, казалось бы, чрезвычайно отдаленные друг от друга, не имеющие между собой ничего общего», – отмечает П. Копнин.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.118 (0.017 с.) |