Температура замерзания - это самая низкая точка, при которой двигатель защищен от повреждений, вызываемых расширением замерзшей охлаждающей жидкости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Температура замерзания - это самая низкая точка, при которой двигатель защищен от повреждений, вызываемых расширением замерзшей охлаждающей жидкости.



 

Замечательным свойством гликолевых основ является то, что при более 40%-ной концентрации охлаждающая жидкость не превращаются в лед, а образует густую массу, не вызывая повреждения блока цилиндров и радиатора.

 

Таблица III‑47

Концентрация жидкости %

Температура замерзания жидкости t°C ASTM D 1177

пропиленгликоль этиленгликоль
0 0 0
20 -7 -9
30 -12 -15
40 -21 -24
50 -34 -37
60 -49 -52
70 -54 -61
80 -57 -49
100 -60 -21

 

Теплопроводность

Современный двигатель при работе в полную мощность должен отводить определенное количество тепла через систему охлаждения. Следовательно, охлаждающая жидкость двигателя должна эффективно проводить тепло из металлических частей двигателя в атмосферу через радиатор.

Исследования американских университетов свидетельствуют, что при нормальных условиях эксплуатации температуры металла, при использовании охлаждающей жидкости, основанной на ЭГ и ПГ, по существу не отличаются.

Незначительные различия были выявлены в экстремальных условиях - при высокой температуре и высоком давлении в системе. При применении ПГ температура металла была на 10°С ниже, чем при использовании ЭГ. Это связано с более низкой точкой испарения ПГ, что позволяет производить более эффективную передачу тепла из металла в охлаждающую жидкость.

 

Защитные свойства

Одна из важнейших функций антифриза - защита системы двигателя от коррозии, накипи, разъедания резиновых деталей. Кроме того, зарубежные автомобилестроительные фирмы предъявляют такие требования, как защита от кавитации, отсутствие нитритов, аминов и фосфатов, защита от образования солевых отложений, сохранение эластичности резиновых деталей, пониженное пенообразование.

Без эффективного пакета присадок этиленгликоль является агрессивной средой для металлов.

Правильное применение антикоррозийных присадок в смеси с водой и антифризом необходимо для защиты двигателя от проблем, возникающих в системе охлаждения. Поэтому рекомендации по применению присадок к охлаждающей жидкости и их концентрации, необходимо строго соблюдать в соответствии с инструкциями фирм – производителей дизельных двигателей.

Ниже приведена таблица сравнения воздействия воды, смеси ЭГ и качественного антифриза на различные металлы.

Сравнение коррозионного воздействия различных охлаждающих жидкостей на металлы

Таблица III‑48

Металлы Вода ЭГ/ вода (33%) AF/ вода (33%)
Медь (потеря массы) 49 6,5 2
Припой (потеря массы) 137 345 2
Латунь (потеря массы) 13 8 4
Сталь (потеря массы) 700 1474 2
Чугун (потеря массы) 775 2472 1

 

Одним из показателей низкого качества антифриза является изменение первоначальной окраски, что свидетельствует о начале процесса коррозии.

Несмотря на смягчающие жесткую воду добавки, которые содержатся в концентрированных антифризах, для разбавления последних рекомендуется использовать дистиллированную воду.

Отечественной промышленностью, на основе требований предъявляемым к охлаждающим жидкостям, производятся марки антифриза ТОСОЛ:

· "Тосол-А" - антифриз-концентрат. Буква "А" означает - "автомобильный";

· "Тосол-А40" - охлаждающая автомобильная жидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С;

· "Тосол-А65" - охлаждающая автомобильная жидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С;

· "Тосол-АМ " - буква "М" означает "модернизированный".

Тосол – сложная по составу жидкость, обладающая высокими эксплуатационными свойствами. Тосол растворяет накипь, что весьма важно для эксплуатации.

 

Сроки эксплуатации

Независимо от типа применяемой охлаждающей жидкости, необходимо регулярно контролировать ее уровень ввиду возможных утечек и испарения. Для удобства контроля за уровнем охлаждающей жидкости, в них вводится нейтральный краситель, придающий концентрату и тосолу А40 голубой оттенок, а тосолу А65 – красный. Поскольку простые антифризы и тосол имеют различные рецептуры, смешивать их не следует. При замене низкозамерзающей жидкости одной марки на другую необходимо промыть систему охлаждения. При снижении уровня охлаждающей жидкости в системе за счет испарения следует доливать воду, а в случае утечек антифриз.

Характерный показатель любой низкозамерзающей жидкости – ее плотность, измеряемая ареометром (применять один и тот же ареометр для определения плотности антифриза и электролита не следует). Плотность тосола марки А40 составляет 1,078 – 1,085 г/см3, марки А65 – 1,085 – 1,095 г/см3. При пониженной плотности охлаждающей жидкости в нее добавляют концентрат, при повышенной плотности – дистиллированную или кипяченую воду.

 Замену охлаждающей жидкости в системе следует проводить в сроки, указанные в инструкции заводом-изготовителем.

 

 4.7. Азот

Для зарядки цилиндров пневматической подвески, пневмогидроаккумуляторов тормозной системы и рабочего оборудования применяется газообразный технический азот (Азот газообразный и жидкий технический, сорт 1 по ГОСТ 9293-74 изм. № 3 ИУС 6-91 г.)

Таблица III‑49

Технические требования по ГОСТ

Объемная доля азота не менее 99,6%
Кислород не более 0,4%
Водяные пары не более 0,009%
Содержание масла выдерживает испытание по п.3.7 ГОСТ 9293-74


Свойства.

Газообразный азот – инертный газ без цвета и запаха плотностью 1,25046 кг/м³ при 0ОС и давлении 101,3 кПа. Удельный объем газообразного азота равен 860,4 дм³/кг при давлении около 105 Па и температуре 290 К.

Жидкий азот – бесцветная жидкость без запаха с температурой кипения 77,35 К при давлении 101,3 кПа и удельным объемом 1,239 дм³/кг при температуре 77,35 К и  давлении 101,3 кПа.

Опасность для человека.

Не оказывает опасного влияния на окружающую среду. Нетоксичен, но дыхание в среде с содержанием кислорода менее 19% об. опасно для жизни. Жидкий азот при попадании на кожу и слизистые оболочки вызывает их обморожение и поражение.

Перевозка.

Для перевозки газообразного азота используются стальные баллоны малого и среднего объема (ГОСТ 949-73). Цвет баллона – черный.

На верхней части баллона нанесена надпись «Азот» желтого цвета и кольцевая маркировочная полоса коричневого цвета.

Жидкий азот перевозится автотранспортом в специальных цистернах (ГОСТ 17518-79) и криогенных сосудах (ГОСТ 16024-79).

 

 4.8. Спирт этиловый  технический

В качестве антифриза в приводе тормозных систем применяется спирт этиловый ректификованный технический марки «Экстра» или первого сорта по ГОСТ 18300-87.

 

Опасность для человека.

Рекомендуемый спирт изготавливается из непищевого растительного сырья. Относится к веществам 4-го класса опасности по воздействию на человека.

 

 4.9. Жидкость для стеклоомывателя ветрового стекла

При температуре окружающего воздуха выше +5°С для стеклоомывателя следует применять чистую пресную воду.

При температуре окружающего воздуха ниже +5°С для стеклоомывателя следует применять смесь жидкости НИИСС-4 с водой в объемном соотношении, приведенном в таблице.

 

Соотношение жидкости НИИСС-4 и воды

Таблица III‑50

Температура окружающего воздуха Соотношение жидкости НИИСС-4 и воды
До - 5° С 1: 9
До – 10° С 1: 5
До – 20° С 1: 2
До – 30° С 1: 1
До – 40° С 2: 1

 


 4.10. Аналоги масел и пластических смазок производимых фирмами Shell и Mobil,

В таблице указаны аналоги масел и пластических смазок производимых фирмами Shell и Mobil, которые близкие по своим физико-химическим свойствам отечественным маркам принятого обозначения.*

Таблица III‑51

Отечественный аналог Mobil Shell

Моторные масла

МС-20п Mobil Delvac 1350 Rotella X / Rimula
М-8В2 Mobil Delvac 1320 Rotella X / Rimula 20W-20/ 10W-30
М-12Б Mobil Delvac 1330 Rotella X / Rimula 30
М-14Б Mobil Delvac 1340 Rotella X / Rimula 40
Дп-11у Mobil Delvac 1330 Rotella X / Rimula 10W-30
М-10В2, М-10В2С Mobilgard 300, Mobil Delvac 1330 Rotella X / Rimula 30 Melina S 30
М-12Ву Mobil Delvac 1330 Rotella X / Rimula 30
М-14В2 Mobil Delvac MX Rotella X / Rimula 40
М-14В2з Mobil Delvac MX 15W/40 Rotella X / Rimula 15W-40
М-16В2 Mobil Delvac 1340 Rotella X / Rimula 40
М-20В2 Mobil Delvac 1150 Rotella X / Rimula 50
М-8Г2, М-8Г2к Mobil Delvac 1320 Rotella X / Rimula 20W-20 Rotella X / Rimula 20W-20
М-10Г2, М-10Г2к Mobil Delvac 1330 Rotella X / Rimula 30 Rotella X / Rimula 30
М-14Г2 Mobil Delvac 1240D, Mobil Delvac 1340 Rotella X / Rimula 40
М-20Г2, М-20Г2к Mobil Delvac 1350, Mobilgard 512 Rotella X / Rimula 50
М-10Г2цс Mobilgard 312  
М-14Г2цс Mobilgard 412 Melina 40
М-16Г2цс Mobilgard 512  
М-8ДМ Mobil Delvac 1320 Rimula D 20W-20
М-10ДМ Mobil Delvac 1330, Mobilgard 312 Rimula D 30
М-10Д Mobilgard 312 Gadinia 30
М-10ДК Mobil Delvac 1330, Mobilgard 312 Rimula D 30
М-16Д Mobilgard 412  
М-10ДЦЛ-20 Mobilgard 330 Argina S 30
М-14ДЦЛ-20, М-14ДЦЛ-30 Mobilgard 430 Argina S 40 Argina T 40
М-16Е30 Mobilgard 493, Mobilgard 430 Argina X 40
М-16Е60, М-20Е60 Mobilgard 570 Alexia 50 Alexia 50
МТ-8П Mobil Delvac 1320 Rotella X / Rimula 20W-20/ 10W-30
МТЗ-10П (М-6з/10Б2) Mobil Delvac MX 10W/30 Rotella X / Rimula 10W-30
М-16ИХП-3 (М-16В2) Mobil Delvac 1240D Rotella X / Rimula 40

 

Таблица III‑51. Продолжение

Отечественный аналог Mobil Shell

Гидравлические масла

"А"   Donax TM
АУ/МГ-22А Mobil DTE Oil 11M, Mobil DTE Oil 16M Morlina 22
АУП/МГ-22-Б Mobil DTE Oil 11M Morlina 22
ВМГЗ/МГ-15-В Mobil DTE Oil 11M Tellus T 15
ГЖД-14С/МГ-15Б Mobil DTE Oil 19M Morlina 150
ЛЗ-МГ-2/МГ-5-Б   AeroShell Fluid 3
МГ-30/МГ-46Б Mobil DTE Oil 15M Morlina 46
МГЕ-4А/МГ-5-Б   AeroShell Fluid 3
МГЕ-10А/МГ-15-В Mobil Aero HF, Mobil DTE Oil 11M AeroShell Fluid 41, 4
МГЕ-46В (МГ-30у)/МГ-46-В Mobil DTE Oil 26 Tellus 46
МГТ   Donax TA
"Р"/МГ-22-В Mobil DTE Oil 13M Tellus 22
РМ/МГ-7-Б Mobil Aero HF AeroShell Fluid 41
РМЦ/МГ-10-Б Mobil Aero HF AeroShell Fluid 41
ЭШ/МГ-32-А Mobil DTE Oil 15M Tellus T 37
МГ-32-А   Tellus T 32

 

Таблица III‑51. Продолжение

Отечественный аналог Mobil Shell

Трансмиссионные масла

ТС-14,5/ТМ-1-18 Mobilube GX 80W/90, Mobil Delvac 1350 Dentax 90
АК-15/ТМ-1-18 Mobilube GX 80W/90, Mobilgear 630, Mobil Delvac 1350 Dentax 90
ТСп-10-ЭФО/ТМ-2-9 Mobilube GX 80W-A, Mobil Delvac 1330 Dentax 80W
ТЭп-15/ТМ-2-18 Mobilube GX 80W/90, Mobilgear 630, Mobil Delvac 1350 Dentax G 80W-90
ТСп-10/ТМ-5-9 Mobilube GX 80W-A Srirax G 75W
ТСП-15К/ТМ-3-18 Mobilube GX 80W/90A Dentax G 80W-90
ТАП-15В/ТМ-3-18 Mobilube GX 80W/90A, Mobilgear 630 Dentax G 80W-90
ТСз-9гип/ТМ-4-93 Mobilube 1 SHC, Mobillube SHC 75W/90LS Spirax G 75W
ТСз-14гип/ТМ-4-18 Mobilube GX 80W/90 Spirax GX 90
ТАД-12/ТМ-5-12рк, ТМ5-12В Mobilube GX 80W/90 Spirax HD 85W
РК, ТАД-17И/ТМ-5-18, ТСЗп-8 Mobilube SHC 75W/90LS, Mobilube 1 SHC Spirax AX 80W-90 Donax TG (Canada)
А, МГТ Mobil ATF 200 Donax TM
ГТЖ-22М Mobil Brake Fluid Universal  
Нева Mobil Brake Fluid Universal  

 

Таблица III‑51. Окончание

Отечественный аналог Mobil Shell

Консистентные смазки

АМС-3 Mobilux EP2, Mobilgrease MP, Mobilgrease HP222 Mytilus B
Аэрол Mobilgrease Special, Mobiltemp 78  
БНЗ-3 Mobilux EP2, Mobilgrease MP, Mobilgrease HP222 Alvania RL 2
Графитол Mobilgear OGL 461, Mobiltac 81 Albida HDX 2 (MoS2), Rhodina EP 2
ЖК (Кулисная) Mobilgrease HP 222 Alvania RL 2
ЖР (Рельсовая) Mobiltac 81, Mobilgrease Special Cardura Plus, WR (Canada)
ЖРО (Железнодорожная) Mobilux EP3 Alvania RL 3
Канатная 39у Mobilgear OGL 461 MALLEUS FLUID GL 95
ЛЗ-ЦНИИ Mobilux EP2 Alvania EP 2
Лита Mobilux EP2, Mobilgrease MP, Mobilgrease 28 AeroShell Grease 6
Литол-24 Mobilux EP1, Mobilux EP2, Mobilgrease MP Alvania EP 2, Retinax EP 2
ЛС-1П Mobilux EP1, Mobilplex 47 Alvania EP 1
ЛСЦ-15 Mobilux EP 2 Alvania EP 2, Retinax EP 2
НК-50 Mobilgrease 28 AeroShell Grease 6
ОКБ-122-7 Mobilgrease 28 AeroShell Grease 6, 22
ОЗП-1 Mobiltac 81  
Пушечная Mobilarma 798 AeroShell Compound 05
Солидол синтетический Mobilgrease HP 222, Mobilux EP2 Rhodina RL 2
Солидол жировой Mobilux EP 2 Rhodina RL 2
СЭДА Mobiltemp SHC 100 AeroShell Grease 22. 22C, Stamina EV 3
Торсиол-35 Mobiltac 81 MALLEUS FLUID GL 65
Униол-1 Mobilplex 47, Mobilux EP 2 Darina R 2
Униол-2 Mobilux EP 2 Alvania RL 1, Luveda EP 2
УСсА (графитная) Mobiltac 81 Rhodina EP 2, Alvania HDX 2
Фиол-1, №158 Mobilux EP 1 Alvania RL 1
Фиол-2 Mobilux EP 2, Mobilgrease MP, Mobilgrease HP 222 Alvania RL 2
Фиол-2М Mobilgrease Special Retinax HDX 2
ЦИАТИМ-201 Mobilgrease 28 AeroShell Grease 6, 22
ЦИАТИМ-202 Mobilgrease 28 AeroShell Grease 6, 22
ЦИАТИМ-203 Mobiltemp SHC 100 AeroShell Grease 6, 22
ЦИАТИМ-221 Mobilgrease HP 222, Mobiltemp SHC 100 AeroShell Grease 15A, 22

 

 4.11. Рекомендации фирмы Fleetguard по применяемости расходных и эксплуатационных материалов

Важное значение для нормальной работы систем автомобильной техники имеет правильное использование, своевременная замена и обслуживание фильтров и эксплуатационных жидкостей. На технике БелАЗ используются масляные, воздушные, топливные фильтры, а также фильтры-сепараторы, фильтры для ГМП, гидравлические фильтры, фильтры системы охлаждения, способные качественно очищать рабочие жидкости.

4.11.1. Рекомендации по эксплуатации фильтров.

Воздушные фильтры

В процессе эксплуатации дизельный двигатель потребляет очень большое количество воздуха. При использовании воздушных фильтров с низкой степенью очистки в двигатель из воздуха попадают загрязнения. Поэтому, основным фильтром для дизельного двигателя является воздушный. По данным испытаний Cummins Diesel, чтобы вывести дизельный двигатель из строя, достаточно всего одного грамма пыли на одну лошадиную силу. Исходя из этого, целесообразно использовать воздушные фильтры с большой эффективностью фильтрации.

Эффективность фильтрации воздушного фильтра Fleetguard составляет 99,9 %. Это очень высокий показатель – чтобы достигнуть подобного уровня очистки компания Fleetguard для производства воздушных фильтров использует около 300 различных сортов бумаги.

Пробег карьерного самосвала, на который устанавливаются фильтры с низкой эффективностью фильтрации, значительно меньше нормального пробега этого же самосвала с фильтром, обеспечивающим высокую степень фильтрации, в 3-4 раза.

Карьерный самосвал работает в разных условиях запыленности воздуха. В карьере запыленность воздуха превосходит все допустимые нормы, следовательно, воздушную систему двигателя необходимо обслуживать чаще. На самосвалах установлен датчик загрязненности воздушного фильтра, который показывает, когда необходимо произвести замену фильтра.

Масляные фильтры

Масляные фильтры конструктивно подразделяются на вкладыши (картриджи) и фильтры накручивающегося типа. Фильтр - это не просто корпус с помещенным внутрь фильтрующим элементом. В масляных фильтрах конструктивно может быть предусмотрено до трех различных клапанов. В фильтрах - вкладышах не предусматриваются клапаны, они устанавливаются в блоке двигателя или в корпусе “головки”, под которую вставляется фильтрующий элемент. При замене фильтрующего элемента, необходимо проверять, чтобы под клапан не попала грязь, чтобы он был чистый.

Антидренажный клапан (обратный) - предназначен для предотвращения вытекания масла из фильтра при неработающем двигателе. Если установить фильтр без такого клапана, произойдет “завоздушивание” фильтра, в результате чего будет нарушена циркуляция масла через масляный фильтр и двигатель будет работать некоторое время на неочищенном масле.

Байпассный (или перепускной) клапан может устанавливаться в масляном фильтре или предусмотрен в двигателе. В холодное время года фильтр не может пропустить через себя густое масло. Чтобы не произошло разрыва фильтра, открывается байпассный клапан, который перепускает масло мимо фильтра, пока оно не разогреется. Байпассный клапан срабатывает и в том случае, если фильтр забит грязью и перестает пропускать масло.

Байпассные клапаны рассчитаны на определенное давление открывания, в разных модификациях одного и того же двигателя (не говоря о разных двигателях) оно может быть разным. Поэтому нельзя подбирать масляный фильтр  по габаритным размерам и резьбе, необходимо пользоваться оригинальными номерами завода-изготовителя (О.Е.М.). Если нет возможности определить номера О.Е.М. – необходимо обратиться к мастер-каталогом, где указаны модели двигателя, габаритные размеры фильтра, количество клапанов и давление открывания.

В дизельном двигателе применяется либо полнопоточная, либо смешанная (полнопоточная плюс система байпас) очистка масла. При полнопоточной системе в двигателе все масло проходит через один (основной) фильтр. При этом фильтруются частицы грязи размером от 20 микрон. При использовании смешанной системы – 90 % масла идет через основной фильтр и 10 % масла через фильтр-байпасс. Фильтр-байпасс (не путать с байпассным клапаном) улавливает частицы грязи размером от 5 микрон. Очистка масла при использовании системы байпасс значительно продлевает “жизнь” двигателя.

В лаборатории General Motors Corporation при испытаниях дизельных двигателей установили, что износ поршневых колец происходит больше, если используется только полнопоточный фильтр, и в 3-4 раза меньше, если дополнительно используется фильтр-байпасс.

Компания Fleetguard выпускает комплекты фильтров–байпасс (головка для подключения к масляной системе двигателя и фильтр) для установки на двигатели, где эти системы не предусмотрены.

На современных дизелях используются комбинированные фильтры, т.е. в одном корпусе размещается и полнопоточный фильтр и фильтр-байпасс.

Новейшие дизельные двигатели отличаются увеличенными интервалами замены масла. Однако, для этого необходимо не только применять качественное масло, но и использовать фильтр с улучшенными фильтрующими свойствами. В этих случаях используется качественное моторное масло, имеющее до 17 % присадок (в обычном моторном масле 12 %). Фильтр должен быть с улучшенной бумагой (или синтетическим фильтрующим элементом), эффективность фильтрации такого фильтра выше, он больше принимает грязи, собирает и удерживает шлам.

Компанией Fleetguard создан новый фильтрующий материал – Stratapore (Стратапор). Он имеет пять слоёв, что обеспечивает лучшую защиту двигателя – один слой целлюлозы, три слоя полиэстера и дополнительный защитный слой. Носитель из Stratapore задерживает загрязнители в два раза эффективнее традиционных носителей. Этот материал применяется как для производства масляных, так и для производства топливных фильтров.

Фильтры системы охлаждения

Общеизвестно, что проблемы с двигателем зачастую связаны с их перегревом. Температура при сгорании топлива достигает в дизельных двигателях до 2000 °С, треть образуемой тепловой энергии отводится через систему охлаждения. Поэтому, очень важно эффективное охлаждение дизельных двигателей.

На работу системы охлаждения влияют: зарастание системы камнем (накипью), процессы кавитации на крыльчатке водяной помпы, кавитация на гильзах цилиндров, плохая работа термостата, образование гелеобразной массы в радиаторе.

Одним из способов избежать аварии двигателя вследствие перегрева и кавитации – поддержание системы охлаждения в очень хорошем, первоначальном состоянии. На большинстве современных грузовых автомобилей для защиты системы охлаждения используются фильтры воды (Water filters).

Фильтрация механическая. В любой системе охлаждения имеется определенное количество веществ, которое ухудшает теплообмен. Это минеральный камень, ржавчина, частицы уплотнителя системы охлаждения, остатки антикоррозионных масел, формовочный песок. Улавливание этих загрязнителей фильтром обеспечит долговременную работу дизеля.

Фильтрация химическая (защита). Это защита от образования коррозии, накипи, последствий кавитации. В фильтре имеется химическое вещество DCA-4 в гранулах, которое, растворяясь в охлаждающей жидкости (тосоле), образует на стенках рубашки охлаждения химическую пленку, защищающую от кавитации. Теперь пузырьки воздуха разрушают не металл, а эту пленку, которая постоянно восстанавливается, благодаря наличию в охлаждающей жидкости DCA-4. DCA-4 поддерживает в системе уровень рН в пределах от 8,5 до 10, что препятствует образованию камня на стенках системы охлаждения, коррозии и электрокоррозии.

Fleetguard выпускает индикаторы контроля состояния охлаждающей жидкости - COOLANT TEST KIT - для проверки температуры замерзания и концентрации DCA-4. В автохозяйствах, где техническое обслуживание автомобилей проводится собственными силами, такие индикаторы помогут следить за качеством охлаждающей жидкости.

Фильтры системы охлаждения меняются одновременно с заменой масляного фильтра, при этом проводится анализ концентрации DCA-4. Если концентрация ниже нормы, в систему охлаждения добавляется жидкий концентрат DCA-4 до нужных параметров.

Для промывки системы охлаждения от накипи и камня, Fleetguard выпускает концентрированное средство RESTORE PLUS, емкости которого достаточно для промывки системы охлаждения.

 

Топливные фильтры

Низкое качество дизельного топлива, наличие воды и загрязнителей в топливе приводит к уменьшению срока службы топливной аппаратуры.

В холодное время года, вода, содержащаяся в дизельном топливе, может замерзнуть, что может вызвать «неустойчивую» работу двигателя. Присутствие воды в топливе “разбивает” калиброванные сопла форсунок, вследствие этого происходит “неправильный” впрыск топлива, его перерасход и т.д.

Для предотвращения подобных нежелательных явлений необходимо использовать качественные топливные фильтры и водные сепараторы.

Если в топливном баке присутствует вода, она там находится в “свободном” состоянии, т.е. она “отстоявшаяся”. Обычный топливный фильтр такую воду может отфильтровать только частично. Топливный насос, забирая топливо из бака, перемешивает топливо и воду, вода из “свободного” состояния переходит в “эмульсированное”. Такую воду обычный топливный фильтр отфильтровать не может. Это сделать только под силу сепаратору. Эффективность очистки такого сепаратора 98 %. Компания Fleetguard производит топливно-водные сепараторы различных модификаций. Некоторые из них устанавливаются независимо от топливных фильтров, установленных на автомобиль изготовителем; отдельные модификации могут устанавливаться вместо топливного фильтра (имеют резьбу М16х1,5). Если конструктивно в автомобиле предусмотрено два топливных фильтра, то первым (от топливного бака) устанавливается сепаратор, а вторым обычный топливный фильтр.

Аналогичные фильтры производит и германская фирма Willibrord Losing, которые реализуются на рынке под маркой «Сепар-2000». По данным производителя, фильтры «Сепар-2000» обеспечивают 100%-ное водоотделение и 96%-ное грязеотделение.

Наряду с обычными топливными фильтрами, Fleetguard выпускает фильтры с высокой степенью очистки, с использованием синтетического фильтрующего материала (Stratapore). Подобные фильтры в три раза эффективнее, чем обычные.

Многие фирмы производят подогреватели топливного фильтра. Подогреватель представляет собой “шайбу” толщиной приблизительно один сантиметр, которая как прокладка, устанавливаются между головой и фильтром, подключается к бортовой сети автомобиля на 24 или 12 Вольт. Подогреватель разогревает топливный фильтр в холодное время, не позволяя ему “запарафиниваться” и замерзать.

Современная промышленность также производит топливные сепараторы для заправочных колонок, которые предотвращают попадание воды в бак автомобиля и устанавливаются непосредственно на колонку.

 

4.11.2. Рекомендации по применяемости эксплуатационных материалов

Таблица III‑52

Эксплуатационные

материалы

(рекомендованные заводом-изготовителем)

Стандарт

Зарубежные аналоги

Применяемость

 

Классификация

Фирма

Наименование

 
по вязкости по качеству  

Моторные масла

 
основное М-10Г2к (выше 5°)     ГОСТ 8581-78   Летом SAE-30     MIL-L-2104B   API:CC CF (1994 г.)   Mobil Delvac 1330 Shell Rotella X  Rimula 30

Двигатели без турбонаддува

ЯМЗ-240М2-1

М-8Г2к (ниже 5°)

 

 

 

Зимой SAE-20W/20   Mobil Delvac 1320 Shell Rotella X            Rimula 20W-20
Всесезонно SAE-15W/40 SAE-15W/30 SAE-10W/30   Shell Rotella T 15W-40  Rimula 10W-30 Rimula X15W-40
М-10Г2у, М-8Г2у ТУ 38.401-58-21-91

 

 

 

М-10Г2а, М-8Г2а, М-10Г2ки, М-8Г2ки, ТУ 0253-007-13230476-95
М-10Г2и, М-8Г2и, ТУ 38. 1011278-94
М-6з/10В ГОСТ 8581-78
М-6з/12Г2 ТУ 0253-011-0051742-95
Славол М-3042У (М-10Г2у), Славол М-2042У (М-8Г2у) ТУ 38. 59011366-93
основное М-10ДМ (выше 5°)       ГОСТ 8581-78   Летом SAE-30     MIL-L-2104С   API:CD CF (1994 г.)     Shell Rotella D 30   Mobil Delvac 1330  

Двигатели форсированные с турбонаддувом

ЯМЗ-240ПМ2

ЯМЗ-240НМ2

ЯМЗ-8424.10-07

ЯМЗ-8401.10-06

ЯМЗ-845.10

Коробка отбора мощности

(7822, 78221, 7823, 78231)

Понижающая передача (74211,74212)

М-8ДМ (ниже 5°)

 

 

Зимой SAE-20W/20   Shell Rimula D 20W-20 Mobil Delvac 1320  

Всесезонно

SAE-15W/40

SAE-15W/30

SAE-10W/30

 

 

Сам Ойл-4126 (М-10ДМ) ТУ 38301-13-008-97  
Сам Ойл-4127 (М-6з/14ДМ) ТУ 38301-13-008-97  
М-6з/14ДМ ТУ 38.401938-92  
АНЕГРОЛ СУПЕР М-5з/14ДМ ТУ 0253-283-05742746-95  
основное М-14Г2ЦС   М-14Г2   ГОСТ 12337-84 Летом SAE-40   API:CC  CF (1994 г.) Mobil Delvac1240D Delvac1340 Delvac1300  Delvac1400 Shell Rotella X / Rimula 40 Двигатель с турбонаддувом 12 ЧН1А 26/26
    Всесезонно SAE-15W/40     Essо Essolube X Essolube XТS Mobil Mobilgard 412 Shell Melina 40  
основное М-14ДМ   М-14В2   ТУ 38.401682-88   ГОСТ 12337-84 Летом SAE-40-50     Всесезонно SAE-15W/40 SAE-20W/40 SAE-20W/50 API:CD  CF (1994 г.) Mobil Delvac Super, Shell Rotella T oil Esso Diesel Motor oil S3-4 Двигатели с турбонаддувом 8ДМ-21АМ 12ДМ-21АМ
    SAE-15W/40   API:CE, CF-4      Двигатели с турбонаддувом Сummins КТА19-С,КТТА19-С, КТА38-С, КТА50-С, QSK 60-C
    SAE-15W/40 SAE-15W/30 SAE-10W/40 SAE-10W/30 SAE-5W/30 API:CD, CE, CF-4    Двигатели с турбонаддувом Deutz  BF 8M 1015 BF 8M 1015 C

Таблица III‑52. Продолжение

Эксплуатационные

материалы

(рекомендованные заводом-изготовителем)

Стандарт

Зарубежные аналоги

Применяемость

Классификация

Фирма

Наименование

по вязкости по качеству

Масла регулятора скорости двигателя

МС-20, КС-19 АМГ-10 (ниже -15°) ГОСТ 21743-76 ГОСТ 9243-75     Shell AeroShell 100   Mobil AeroOil 100 Регулятор скорости двигателя 12 ЧН1А 26/26
МС-20, МС-14,   ГОСТ 21743-76   SAE-30 SAE-40     BP Energol Diesel Shell AeroShell 80 Регулятор скорости двигателя 8 ДМ-21АМ
МС-20, МК-22   ГОСТ 21743-76   SAE-90     Mobil Mobilube C90 Esso Gear Oil 90 Castrol                  ST Регулятор скорости двигателя 12 ДМ-21АМ

 

Таблица III‑52. Продолжение

Эксплуатационные материалы (рекомендованные заводом-изготовителем) Стандарт

Зарубежные аналоги

Применяемость

Масла гидравлические

основное МГЕ-46В (выше-10°С)     ТУ 38 00 1347-83       ISO 6074/4-82 HM-46       Shell Tellus 46 Mobil DTE Oil 26

Объединенная гидравлическая система рулевого управления, тормозной системы и опрокидывающего механизма  

ВМГЗ (выше-55°С) ВМГЗ-С (выше-60°С)   ТУ 38 101479-86   ISO 6074/4-82 HV-15 Shell Tellus Т15 Mobil DTE Oil 11М

Таблица III‑52. Продолжение

Эксплуатационные материалы (рекомендованные заводом-изготовителем) Стандарт

Зарубежные аналоги

Применяемость

Масла трансмиссионные

Масло марки «А»   МГТ ТУ 38 10179-81     Shell Donax TM Mobil ANF-200 Shell Donax TA Mobil ANF-220 Гидромеханическая передача, регулятор положения подвески (7921. 7926)
основное ТСп-15к (выше -30°С)     ТСз-9гип (выше -55°С)   ТАП-15В (выше -25°С)   ГОСТ 23652-79     ТУ 38.1011238-89   ГОСТ 23652-79     SAE-90     SAE-75W   SAE-90     API: GL-3 MIL-L-2105   API: GL-4   API: GL-3     Shell Dentax G 80W-90 Mobil Mobilube GX 80W/90A   Shell Spirax G 75W Mobil Mobilube 1 SHC Mobilube SHC 75W/90LS Shell Dentax G 80W-90 Mobil Mobilube GX 80W/90A Mobilgear 630 Главная и колесные передачи Редукторы: - электромотор-колес, межмостовой (74211, 74212, 7921, 7926); - привод вентилятора и генератор возбудитель; - карданный вал заднего моста (74211,74212); - бортовые (7921,7926); - опора промежуточная (7822, 78221, 7823, 78231); - коробка отбора мощности; - понижающая передача (7920, 79201)

 

Таблица III‑52. Продолжение

Эксплуатационные материалы (рекомендованные заводом-изготовителем) Стандарт

Зарубежные аналоги

Применяемость

Жидкость амортизационная

  МГП-10 МГП-12 (разработана взамен МГП-10)   ТУ 38.101137-74 ТУ 38.301-29-40-97

 

 

Shell Tellus Т 15  

Цилиндры подвески,

амортизатор сиденья водителя

  АЖ-12Т   ГОСТ 23008-78 BP Shock Absorber Oil Aero Hydraulic 2  
АУ (масло веретенное)   ТУ 38.101 1232-69     Shell Morlina 22 Mobil DTE Oil 16 M

 


 

Таблица III‑52. Продолжение

Эксплуатационные материалы (рекомендованные заводом-изготовителем) Стандарт

Зарубежные аналоги

Применяемость

Пластическая смазка

основная Литол-24 (от 120°С до - 40°С)     Лита (от 100°С до - 50°С)   Фиол-2 (от 100°С до - 50°С)   ГОСТ 21150-87     ТУ 38.1011308-90   ТУ 38.201188-79

 

  MIL-G 18709A     MIL-G 18709A   Shell Alvania EP 2, Retinax EP 2 Mobil Mobilux EP 1, Mobilux EP 2, Mobilgrease MP BP Energrease L2, Multpurpose     Shell AeroShell Grease 6, Mobil Mobilux EP 2, Mobilgrease MP, Mobilgrease 28 Shell Alvania RL 2 Mobil Mobilux EP 2, Mobilgrease MP, Mobilgrease HP 222 Пары трения: шлицевых соединений, шарниров, вилок, втулок шкворней, сферических шарниров, подшипников скольжения, упорных шарикоподшипников, пальцы опор, оси, клеммы аккумуляторных батарей, шарнирные подшипники опор, и др. подобные узлы. Тяговые генераторы СГД, ГСН-500 Тяговые электродвигатели ДК-724, ДК-722, ЭД-136, ЭК-420, ТЭД-6, ЭДП-360
Смазка № 158М (от 120°С до - 40°С)   ТУ 38.301-40-25-94    

MIL-G 25013D, E

Shell Alvania RL 1 Mobil Mobilux EP 1 Шарниры карданных валов Синхронный генератор 60.3701 Низковольтный генератор 63.3701, 631.3701
ЦИАТИМ-221 (от 150°С до - 60°С)   Shell  AeroShell Grease 15A., 22 Mobil Mobilgrease HP 222, Mobiltemp SHC 100 Тяговые электродвигатели ДК-724
ЖРО ТУ 32.ЦТ520-83 Shell Alvania RL 3 Mobil Mobilux EP 3 Тяговые генераторы ГС-523, ГС- 525,  ГС- 517
ЦИАТИМ-203 (от 90°С до - 50°С) ГОСТ 8773-73 Shell  AeroShell Grease 6, 22 Mobil Mobiltemp SHC 100 Тяговые генераторы ГПА-600

 

Таблица III‑52. Окончание

Эксплуатационные материалы (рекомендованные заводом-изготовителем) Стандарт

Зарубежные аналоги

Применяемость

Охлаждающая жидкость

основное Тосол А 40М   Тосол А 65М     ОЖ-40 Лена ОЖ-65 Лена   Охлаждающая жидкость состоящая из определенного качества воды, антифриза и антикоррозионной присадки согласно инструкций завода -изготовителя   ТУ 6-57-48-91 ТУ 2422-018-00148820-99 ТУ 2422-020-00148820-00     ТУ 113-07-02-88

 

 

British Petroleum Antifreese

На все двигатели

Допускается применение в летнее время



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.149 с.)