Классификация ACEA - Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация ACEA - Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей).



 

ACEA принята в Европе в замен существовавшей ранее CCMC в 1995 году. Эта классификация устанавливает новую, более жесткую по сравнению с CCMC, европейскую классификацию моторных масел по эксплуатационным свойствам. В объединение ACEA входят следующие компании: BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe.

Классификация "ACEA European Oil Sequences for Service Fill Oils 1998" состоит из трех классов последовательности испытаний - A, B, E. Каждый класс в свою очередь подразделяется на категории, обозначенные арабскими цифрами. Далее указывается год введения в действие, а также может быть указание на второе, более позднее, издание данной нормы.

 

Подразделение на классы A - бензиновые двигатели; B - дизельные двигатели легковых автомобилей, комби и легких грузовых автомобилей; E - дизельные двигатели тяжелых грузовых автомобилей.
Подразделение на категории Указывает на различные ступени производительности в рамках одного класса (но более высокое значение цифры не означает более высокое качество).
Год введения в действие Указывает на год введения в действие данной последовательности испытаний. Если указан более поздний год (последовательность начинается с 1996 года), то это указывает на изменение условий испытаний. Но действующий до этого времени стандарт эксплуатационных свойств должен быть перевыполнен либо превзойден.
Издание Указывает на измененные условия испытаний в случае если, например, изменились испытательные двигатели, либо сам ход испытаний. При этом тщательность проведения испытаний не меняется.

 

Действующие последовательности испытаний ACEA (1998 год):

· A1 98, A2 96 Издание 2,

· A3 98; B1 98, B2 98, B3 98, B4 98;

· E1 96 Издание 6,

· E2 96 Издание 2,

· E3 96, E4 98.

Последовательности испытаний ACEA на практике. Для пользователя, эксплуатирующего автомобиль, масла с различными качествами описываются следующим образом:

· классы - A, B или E;

· категории - 1, 2, 3.

Для нефтяной промышленности (производящей моторные масла) дополнительно указываются: год введения в действие данного класса/категории; если изменились требования к испытаниям, то указывается номер издания норматива.

Документация.
Европейская комиссия управления качества для моторных масел EELQMS (European Engine Lubricant Quality Management System) служит для гарантированного обеспечения качества продукции моторных масел в Европе на основе надежных методов испытаний при контролируемых условиях.
Каждый производитель (поставщик масел), который хочет рекламировать и сбывать свои продукты в соответствии со стандартами качества ACEA, обязан проводить испытания в соответствии с требованиями EELQMS.

Все испытательные лаборатории должны быть сертифицированы в соответствии со стандартом ISO 9001, испытательные стенды должны быть сертифицированы с требованиями EN 45001. Процесс испытаний регистрируется в Eoropean Registration Centre (ERC), но именных сертификатов при этом не выдается.

Таблица III‑30

Обозначение класса Описание
A1 Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя.
A2 Масла с нормальными эксплуатационными свойствами, пригодны для использования во многих бензиновых двигателях при обычной периодичности смены масла.
A3 Масла с высокими эксплуатационными характеристиками, пригодны при более длительных интервалах замены и для применения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью. Обладают стабильной вязкостью (stay-in-grade).
B1 Масла с особо низкой вязкостью, при высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Применяются только в тех случаях, если это специально рекомендовано производителем двигателя.
B2 Используются главным образом в дизельных двигателях с промежуточным (не прямым) впрыском при обычной периодичности смены масла.
B3 Используются главным образом в дизельных двигателях с промежуточным (не прямым) впрыском пригодны, также при более длительных интервалах смены масла и для применения в качестве всесезонных масел с низкой вязкостью. Имеют стабильную вязкость (stay-in-grade).
B4 Преимущественно используются в дизельных двигателях с непосредственным впрыском топлива, если для них рекомендованы масла данного качества.
E1 Используются в безнаддувочных дизельных двигателях (со свободным впуском) и в турбодвигателях с небольшим наддувом при легких и средних условиях эксплуатации и обычном интервале смены масла.
E2 Используются в безнаддувочных дизельных двигателях и в турбодвигателях при условиях эксплуатации от средних до тяжелых и в основном при обычных интервалах смены масла.
E3 Масла специально предназначенные для обеспечения особой чистоты поршня и образования зеркальной поверхности (bore polishing), уменьшают износ и образование нагара. Стойкие к старению. Рекомендуются для дизельных двигателей "Euro-1" и "Euro-2" при тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя.
E4 Масла, эксплуатационные свойства которых превосходят свойства масел класса Е3. Рекомендуются для быстроходных дизельных двигателей "Euro-1" и "Euro-2" при особо тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться при более длительных интервалах смены масла в соответствии с предписаниями производителя. Отличаются стабильной вязкостью (stay-in-grade).

 

С 1996 года спецификация несколько ужесточена и часто обозначается ACEA - 96.

Таблица III‑31

Обозначение класса Описание
A1-96 Масла с максимальным эффектом экономии топлива для бензиновых двигателей (без турбонаддува) легковых автомобилей и микроавтобусов. Новый стандарт для моторных масел с низким значением вязкости при 150°С. Этот класс не имеет аналогов в ранее принятой классификации CCMC.
A2-96 Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов, соответствующие группе API не ниже SG, а также существовавшей до 1996 года и отмененной в настоящее время классификации CCMC G-4. Это многофункциональные моторные масла SAE 10W-40, 15W-40, 20W-40, 20W-50 с ограниченными потерями на испарение.
A3-96 Стандартный класс масел для бензиновых двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов с турбонаддувом и без, соответствующие группе API не ниже SH и классификации CCMC G-5. Эти масла, по сравнению с двумя первыми классами, обладают улучшенными моюще-диспергирующими, противоизносными, антиокислительными и энергосберегающими свойствами. К ним относятся нетрадиционные легкоходовые полусинтетические моторные масла SAE 10W30, 10W-40 с ограниченными потерями на сдвиг и испарение.
B1-96 Топливосберегающие масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов. Это очень высокий класс не имеет аналогов в ранее существовавшей классификации CCMC.
B2-96 Стандартный класс многодиапазонных моторных масел для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов, включая двигатели с турбонаддувом. Уровень качества превышает требования класса API CE и устаревшего CCMC PD-2.
B3-96 Обозначает масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов. Эти масла, по сравнению с двумя первыми классами, обладают улучшенными моюще-диспергирующими, противоизносными, антиокислительными и топливосберегающими свойствами. Не имеет аналога а CCMC.
E1-96 Обозначает энергосберегающие масла для дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов, соответствующие группе API не ниже CD. Масла этого класса не имеют аналогов в CCMC.
E2-96 Обозначает стандартный класс одно- и многодиапазонных моторных масел для обычных и турбонаддувных дизельных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов. Уровень качества превышает требования API CD и устаревшего класса CCMC D-4.
E3-96 Обозначает масла экстра-класса с повышенными топливосберегающими свойствами. Уровень эксплуатационных свойств - не ниже SHPD** (Super High Perfomance Diesel) для дизельных турбонаддувных двигателей тяжелых грузовых автомобилей и автопоездов. Полностью заменяют масла группы API CF-4 и устаревшего класса CCMC D-5. Обеспечивают удлиненные интервалы замены масла.

 

4.2.3. Сопоставление классификаций моторных масел.

 

Современная классификация АСЕА представлена в сопоставлении с классификациями моторных масел по API, ILSAC, ССМС. Важно отметить, что речь идет не об идентичности или взаимозаменяемости, а лишь о примерном соответствии классов АСЕА и других классификаций.

 

Сопоставление классификаций моторных масел

Таблица III‑32

Классификация

Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов

Масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов

Масла для дизелей тяжелых грузовиков, автопоездов

ACEA 96 A1-96 A2-96 A3-96 B1-96 B2-96 B3-96   E1-96 E2-96 E3-96    
ACEA 98-99 A1-98 A2-96 issue-2 A3-98 B1-98 B2-98 B3-98 B4-98 E1-96 issue 2 E2-96 issue 2 E3-96 issue 2 E4-98 E5-98
CCMC (отменена) - G-4 G-5 - PD-2 - - D-4 D-4+ D-5 - -
API - SG SH - - - - CD CD+ CF-4 CG-4 CH-4
ILSAC GF-1 GF-2 - - - - - - - - - -  

 

Соответствие масел классам АСЕА точно также проверяется установленными для каждого класса комплексами лабораторных и моторных испытаний. В отличие от классификации API лабораторными испытаниями обязательно проверяют совместимость масел с эластомерами, стойкость загущенных масел к механической деструкции, а также сульфатную зольность, которая должна быть не более 1,5% у масел категории А и не более 1,8 и 2,0% у масел категорий В и Е соответственно.

Моторные испытания по классификации АСЕА проводят в полноразмерных двигателях европейского производства по методам СЕС (Европейский координационный совет по методам испытаний топлив и масел). Только масла для бензиновых двигателей испытывают также по американским методам Sequence III Е и V Е (Таблица III‑27), а дизельные масла классов Е2-96, ЕЗ-96 и Е4-98 по методу MACK T-8. Масла класса Е5-99 кроме того испытывают по методам Cummins M-11 и MACK T-9, а метод MACK T-8 используется в ужесточенном варианте. Масла классов А1-98 и АЗ-98 идентичны по всем требованиям и соответствуют высшему уровню. Разница между ними в том, что первые - энергосберегающие.

Масла класса А2-96 issue 2 отвечают стандартному уровню. Следует принять во внимание, что в классификации АСЕА масла класса А1-96 соответствовали стандартному уровню, т.е. А2-96. Различие между ними, как и в предыдущем случае только в том, что первые - энергосберегающие. Масла классов В1-98 и В2-98 соответствуют стандартному уровню, но первые являются энергосберегающими. Масла класса ВЗ-98 отвечают высшим современным требованиям к маслам для дизелей легковых автомобилей с разделенной камерой сгорания. Масла класса В4-98 предназначены для дизелей с непосредственным впрыскиванием топлива. Они имеют стандартный уровень эксплуатационных свойств.

В категории Е все классы различаются по уровню эксплуатационных свойств, которые возрастают от класса Е1 -96 issue 2 до класса Е5-99. Масла класса Е1-96 issue 2 применяют в безнаддувных дизелях. Масла класса Е2-96 issue 2 дают возможность эксплуатировать безнаддувные дизели с увеличенными сроками замены масла и обеспечивают надежную работу дизелей с умеренным наддувом в обычных, благоприятных условиях эксплуатации. Масла класса ЕЗ-96 issue 2 предназначены для высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, выполняющих требования норм Euro II по выбросам токсичных веществ и эксплуатируемых в тяжелых условиях с увеличенными сроками замены масла. Масла классов Е4-98 и Е5-99 предназначены для смазывания дизелей грузовых автомобилей новейших моделей, отличающихся высоким уровнем форсирования и эксплуатацией в особо тяжелых условиях с увеличенным сроком замены масла.

Кроме классов по SAE J300, API или АСЕА, а также перечня фирменных спецификаций или официальных допусков изготовителей техники производители моторных масел, как правило, сообщают потребителям их продукции типичные значения ряда физико-химических характеристик. В их числе кинематическая вязкость при 40 и 100°C, индекс вязкости, температуры вспышки и застывания, щелочное число, сульфатная зольность и реже некоторые другие. Эта информация полезна потребителю как показатель качества продукта и как исходные данные для оценки пригодности масла к дальнейшей работе и диагностики технического состояния двигателя.

Например, если два масла имеют практически одинаковую вязкость при 100°C, а при 40°C их вязкость различается, то предпочтительно то, у которого последняя ниже, т.е. выше индекс вязкости. Для сезонных незагущенных масел высокий индекс вязкости служит гарантией того, что масло получено путем глубокой очистки из нефти благоприятного состава.

Температура вспышки связана с фракционным составом масла и структурой молекул базовых компонентов. При прочих равных условиях высокая температура вспышки предпочтительна. Она существенно снижается по сравнению с исходным значением, если в процессе работы масло разжижается топливом из-за неисправностей двигателя. В сочетании со снижением вязкости масла понижение температуры вспышки служит сигналом для поиска неисправностей системы подачи топлива, системы зажигания или карбюратора.

Сульфатная зольность нормативной документацией на производство моторных масел и классификацией АСЕА ограничена верхним пределом (не должна быть более допустимой). Это обусловлено тем, что излишне зольное масло может приводить к преждевременному воспламенению рабочей смеси из-за образования отложений в камере сгорания, неблагоприятно влиять на работоспособность свечей зажигания, способствовать повышенному износу деталей вследствие абразивного воздействия на поверхности трения. Базовые масла практически беззольны. Довольно высокая сульфатная зольность моторных масел в основном обусловлена наличием в их составе моющих присадок, содержащих металлы. Эти присадки абсолютно необходимы для предотвращения нагаро- и лакообразования на поршнях и придания маслам способности нейтрализовывать кислоты, характеризуемой количественно щелочным числом. Чем оно больше, тем большее количество кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива, может быть переведено в нейтральные соединения. В противном случае эти кислоты вызвали бы коррозионный износ деталей двигателя и усилили процессы образования различных углеродистых отложений на них.

При работе масла в двигателе щелочное число неизбежно снижается, нейтрализующие присадки срабатываются. Такое снижение имеет допустимые пределы, по достижении которых масло считается утратившим работоспособность. Поэтому при прочих равных условиях предпочтительнее масло, у которого щелочное число выше.

Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров - SAE J300. ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE по условиям и областям применения моторных масел следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии.

Таблица III‑33 и Таблица III‑34 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100ОС, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1-85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1-85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.

 

Соответствие классов вязкости

Таблица III‑33

Класс вязкости

Класс вязкости

ГОСТ 17479.1-85 SAE ГОСТ 17479.1-85 SAE
33 5W 24 60
43 10W 33/8 5W-20
53 15W 43/6 10W-20
63 20W 43/8 10W-20
6 20 43/10 10W-20
8 20 53/10 15W-30
10 30 53/12 15W-30
12 30 53/14 15W-40
14 40 63/10 20W-30
16 40 63/14 20W-40
20 50 63/16 20W-40

 

Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации API (Американский институт нефти).

ГОСТ 17479.1-85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам API по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные таблицы дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификации API, найти его ближайший отечественный аналог. Классификация API подразделяет моторные масла на две категории: "S" (Service) - масла для бензиновых двигателей и "С" (Commercial) - масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, CC, CD или SF/CC, CG/CD, CF-4/SH для универсальных масел.

 

Соответствие групп моторных масел

Таблица III‑34

Группа масла

Группа масла

ГОСТ 17479.1-85 API ГОСТ 17479.1-85 API
А SB Г2 CC
Б SC/CA Д1 SF
Б1 SC Д2 CD
Б2 CA Е1 SG
В SD/CB Е2 CF-4
В1 SD - SH**
В2 CB - SJ*
Г SE/CC - CG-4*
Г1 SE - -

 

Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу API, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.).

Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и API группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам испытаний моторных масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем "строже" проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1-85 не реже одного раза в два года. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости. В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания товарного масла-прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии.

 

Рассмотренные классификации содержат базовые, фундаментальные требования к моторным маслам, согласованные и принятые ведущими производителями техники.

 

 4.3. Трансмиссионные масла

4.3.1. Общие сведения

Трансмиссионные масла применяют в коробках передач, мостах, в раздаточных коробках, механизмах рулевого управления - везде, где вращающий момент передается либо зубчатыми парами (тогда масло выполняет только функции смазки), либо посредством самого масла, как, например, в гидромеханических передачах (в них является рабочим телом). Как правило, зубчатые передачи и находящиеся внутри агрегатов подшипники смазываются погружением в масло и разбрызгиванием. Однако есть конструкции, где такой смазки недостаточно - тяжело нагруженные или особо сложные механизмы с труднодоступными для капель и масляного тумана сопряжениями требуют принудительного подвода масла. К ним смазку подают под давлением.

Для обеспечения работоспособности механизмов трансмиссионные масла должны выполнять следующие функции:

· предотвращать износ поверхностей трения за счет образования стойкой масляной пленки между ними;

· снижать потери на трение в зубчатых зацеплениях;

· отводить теплоту от поверхностей трения;

· удалять продукты износа из зон трения;

· защищать детали от коррозии;

· снижать ударные нагрузки на шестерни, вибрации и шум, уплотняя зазоры между поверхностями трения.
 

Доля трансмиссионных масел в общем объеме смазочных материалов, потребляемых автомобилем за весь срок эксплуатации, всего лишь 0,3-0,5%. Меняют их нечасто: либо через 75-150 тыс. км пробега, или, если автомобиль эксплуатируется нерегулярно, через каждые 3-7 лет независимо от пробега.

Несмотря на то, что трансмиссионные масла работают в условиях, безусловно, более легких, чем моторные, они испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач может составлять от 500 до 2000 МПа, а гипоидных - до 4000 МПа. Скорость скольжения зубьев друг относительно друга на входе в зацепление изменяется в диапазоне 1,5-12 м/с в конических и цилиндрических передачах; 20-25 м/с - в червячных; в гипоидных она может превышать 15 м/с. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий варьируется от температуры окружающего воздуха до 200°C, однако в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный перегрев - до 300°C, а иногда и выше. В результате возможен преждевременный износ, задиры, питтинг (точечное выкрашивание зубьев шестерен) и другие повреждения.

К трансмиссионным маслам предъявляют самые разнообразные эксплуатационные требования. Масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах, чтобы не разрушалась пленка и, нормально уплотнялись зазоры, с другой - не становиться слишком вязкими при низких температурах окружающей среды, чтобы в начале работы агрегата холодное масло не препятствовало свободному вращению шестерен.

Способность масла соответствовать этим требованиям отражает параметр, называемый индексом вязкости. Чем он выше, тем меньше изменяется вязкость масла в зависимости от изменения температуры. Кроме того, масла должны обладать высокими противокоррозионными, -окислительными, -пенными и другими "противо-" свойствами, а также иметь высокую термоокислительную стабильность (длительная стабильность характеристик в рабочих условиях и при хранении) и не быть агрессивными по отношению к резиновым уплотнениям и цветным металлам.

К маслам, работающим в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и противоокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают в себя несколько совершенно разнородных узлов - гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, сложную систему управления, - спектр функций масла весьма широк. Оно и смазывает, и охлаждает, и передает вращающий момент. Динамические нагрузки в таких передачах меньше чем в обычных коробках передач из-за отсутствия жесткой связи между двигателем и трансмиссией. Средняя рабочая температура масла в картере автоматической коробки составляет 80-95°C, в жаркую же погоду при городском цикле движения она может подниматься до 150°C. Конструкция автоматической коробки такова, что если с двигателя снимается мощность большая, чем нужно для преодоления дорожного сопротивления, ее избыток расходуется на внутреннее трение масла, тем самым нагревая масло еще больше. Высокие скорости движения потоков масла в гидротрансформаторе и температура вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия, во-первых, для окисления самого масла, во-вторых, для коррозии металлов. Разнообразие материалов в парах трения автоматической коробки (сталь-сталь, сталь-металлокерамика, сталь-бронза) затрудняет подбор антифрикционных присадок к маслам. К тому же разнородные по материалам детали, работая во вспененном и постепенно насыщающемся кислородом и водой масле, образуют электрохимические пары, активизирующие коррозионный износ. В таких условиях масло должно не только сохранять свои эксплуатационные свойства и защищать поверхности трения, но и, как передающая вращающий момент среда, обеспечивать высокий КПД трансмиссии. И вот тут требования к вязкости прямо противоположны тем, что предъявляются, когда речь идет только о смазке. Для смазки шестерен нужна высокая вязкость. Для нормальной работы гидротрансформатора - низкая (4-9 сСт при 100°C).

В основном трансмиссионные масла имеют минеральную (нефтяную) основну. Однако в последнее время появляется все большее количество масел на синтетической и полусинтетической основах. Для придания маслам функциональных и специфических свойств в основу вводят различные присадки: противозадирные, загущающие, противокоррозионные и др.

 

4.3.2. Классификация трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла классифицируют по вязкости и по уровню эксплуатационных свойств согласно ГОСТ 17479.2-85.

 

В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100°С, определяемой по ГОСТ33-82, трансмиссионные масла делят на классы согласно Таблица III‑35.

Таблица III‑35

Класс вязкости Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с (сСт) Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С, не выше
9 6,00-10,99 -35
12 11,00-13,99 -26
18 14,00-24,99 -18
34 25,00-41,00 -

 

В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла делят на группы

Таблица III‑36

Группа масел по эксплуатационным свойствам Состав масел Рекомендуемая область применения
1 Минеральные масла без присадок Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С
2 Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °С
3 Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
5 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

 

Пример обозначения трансмиссионных масел:

 

ТМ- 5- 9 з  
        Масло содержит загущающую присадку
        Класс вязкости
        Масло группы 5 по эксплуатационным свойствам
        Трансмиссионное масло

 

Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ-17479.2-85 принятым в нормативно-технической документации.

Таблица III‑37

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2-85 Принятое обозначение масла Нормативно-техническая документация
ТМ-1-18 ТС-14,5 ТУ 38.101110-81
ТМ-1-18 АК-15 ТУ 38.001280-76
ТМ-2-9 ТСп-10ЭФО ТУ 38.101701-77
ТМ-2-18 ТЭп-15 ГОСТ 23652-79
ТМ-2-34 ТС ТУ 38.1011332-90
ТМ-3-9 ТСзп-8 ТУ 38.1011280-89
ТМ-3-9 ТСп-10 ТУ 38.401809-90
ТМ-3-18 ТСп-15К, ТАП-15В ГОСТ 23652-79
ТМ-5-9 ТСз-9гип ТУ 38.1011238-89
ТМ-5-18 ТСп-14гип, ТАД-17и ГОСТ 23652-79
ТМ-5-34 ТСгип ОСТ 38.01260-82
ТМ-5-12з(рк) ТМ5-12рк ТУ 38.101844-80

 

Международная классификация по вязкости SAE (Society of Automotive Engeneers) делит масла на 7 классов:

4 - с индексом W (Winter) - зимних и 3 летних (таблица 4).

Если масло всесезонное, у него двойная маркировка, например, SAE 80-90, SAE 75W-90 и т. д.


 

Классификация SAE трансмиссионных масел по вязкости

Таблица III‑38

Класс вязкости

Минимальная температура достижения динамической вязкости 150 Па с, °C

Кинематическая вязкость при 100°C, мм2/с (сСт)

не менее не более

Зимние

70W -55 4,1 -
75W -40 4,1 -
80W -26 7,1 -
85W -12 11,0 -

Летние

90 - 13,5 24,0
140 - 24,0 41,0
250 - 41,0 -

 

Классификация по эксплуатационным свойствам API (American Petroleum Institute) предусматривает деление масел на 6 групп (Таблица III‑39) в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.

 

Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств

Таблица III‑39

Группа по API Группа по ГОСТ Область применения
GL-1 ТМ-1 Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.
GL-2 ТМ-2 Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках но сболее высокими требованиями к антифрикционным свойствам.
GL-3 ТМ-3 Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях.
GL-4 ТМ-4 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах.
GL-5 ТМ-5 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.
GL-6 ТМ-5 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок.

 

Группа GL-6 в настоящее время практически не используется. При необходимости область применения группы GL-5 дополняется соответствующей информацией в технической документации на эти масла.

 

В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 - для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7.

В 1995 г. API ввел новую категорию МТ-1, ужесточив требования по термической стабильности и высокотемпературным отложениям.

Кроме классификации по API часто используется спецификация армии США MIL-L-2105 А, В, С и D и спецификации отдельных фирм-производителей автомобилей и агрегатов: Chrysler; Ford; General Motors; Mack; MAN; MercedesBenz; Volvo; ZF Rockwell.

Масла для автоматических коробок передач зачастую выпускаются под особыми индексами, наиболее распространенные из которых - Туре F, DEXRON, MERCON. Различаются они в основном фрикционными характеристиками. Все эти жидкости представляют собой минеральные масла с хорошей низкотемпературной текучестью.

Жидкости DEXRON (DEXRON II, DEXRON HE, DEXRON III) соответствуют требованиям, предъявляемым к автоматическим трансмиссиям General Motors, MERCON - трансмиссиям Ford, выпущенным после 1981 г., a Type F (соответствующая спецификация Ford M2C33F) - к Ford выпуска до 1981 г. Встречаются масла, которые соответствуют спецификациям DEXRON и MERCON. Это не означает, что они не годятся для коробок других производителей - привязка к фирме означает лишь, что масла разрабатывались по ее заказу или соответствуют этим требованиям и сертифицировались ее специалистами.

Кроме требований General Motors и Ford при оценке качества масел для автоматических коробок передач часто используются заводские спецификации фирм: Chrysler; Mercedes Benz; MAN; Toyota; Allison; Renk; Voith; ZF и др. Перепутать масла для автоматических коробок передач с обычными трансмиссионными довольно трудно - первые, как правило, окрашивают в красный цвет.

 

 

 4.4. Гидравлические масла (рабочие жидкости для гидравлических систем)

4.4.1. Общие сведения

Гидравлические масла (рабочие жидкости для гидравлических систем) разделяют на нефтяные, синтетические и водно-гликолевые.

По назначению их делят в соответствии с областью применения:

· для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;

· для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;

· для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.087 с.)