Занятие № 6. Практическая работа «Половая система» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 6. Практическая работа «Половая система»



Половая (репродуктивная) система – совокупность органов, выполняющих функцию размножения. Различают внутренние и наружные половые органы.

Цель: изучить строение и функции женской и мужской половой системы.

 

Задание 1. Рассмотрите рисунок 20 «Мужские половые органы», подпишите основные органы.

Рисунок 20 – Мужские половые органы

Задание 2. Рассмотрите рисунок 21 «Женские половые органы», подпишите основные органы.

Рисунок 21 – Женские половые органы, внутренние (а) и наружные (б).

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1. В чем значение размножения?

2. Каковы отличия полового размножения от бесполого?

3. Охарактеризуйте цикл развития яйцеклетки.

4. Каким образом осуществляется взаимосвязь плода с окружающей средой?

5. Как рождаются близнецы? Какие виды близнецов существуют?

6. Перечислите факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека.

7. Назовите важнейшие этапы внутриутробного развития ребенка.

 

Задание 4. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Охарактеризуйте основные черты половых клеток человека.

2. Как формируется пол ребенка?

3. Опишите процесс оплодотворения и начальные стадии развития зародыша.

4. Перечислите основные функции плаценты.

5. Какие особенности эмбрионального развития доказывают общность происхождения человека и животных?

6. Что такое беременность?

7. Как происходят роды?

 


Практическая работа «ВНД. Работоспособность»

Задание 1. Исследование работоспособности в динамике урока

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Оборудование: секундомер, набор таблиц с изображением цифр с 1 до 25.

Объект: человек

Ход работы:

1. Испытуемому поочередно предлагают пять таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет испытателю числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Испытуемому предъявляют первую таблицу (таблица Пример типовой таблицы для определения устойчивости внимания) со следующей инструкцией: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажите и назовите все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без инструкций.

Таблица Пример типовой таблицы для определения устойчивости внимания

5 21 23 4 25
11 2 7 13 20
24 17 9 6 18
19 1 12 8 14
16 10 3 15 22

 

Остальные четыре заготовленные таблицы делаются таким же образом, только необходимо поменять местами цифры от 1 до 25.

Форма отчетности: основным показателем будет время выполнения (с), а также количество ошибок отдельно по каждой таблице.

По результатам опыта строят «кривую утомляемости», отражающую динамику устойчивости внимания и работоспособности (Рисунок График для анализа устойчивости внимания и динамики работоспособности).

 

Время, с

 


                                

 

 


N табл

Рисунок График для анализа устойчивости внимания и динамики работоспособности

 

С помощью этого теста можно вычислить еще и такой показатель, как эффективность работы (ЭР).

 

Формула расчета эффективности выполнения работы (ЭР) ЭР=(Т1+Т2+Т3+Т4+Т5)/5,

где Т1 – время работы с первой таблицей, Т2 – время работы со второй таблицей, Т3 – время работы с третьей таблицей, Т4 – время работы с четвертой таблицей, Т5 – время работы с пятой таблицей.

ЭР оценивают в секундах, а баллы начисляют с учетом возраста испытуемого

Таблица Оценка эффективности работы

Возраст, лет ЭР (время выполнения одной таблицы, с) Число баллов

12-13

<30 5
31-35 4
36-45 3
46-55 2
>56 1

14-15

<25 5
26-30 4
31-40 3
41-50 2
>51 1

2. Рассчитайте эффективность работы испытуемого. Сравните полученные результаты в эксперименте с табличными и сделайте вывод.

 

Задание 2. Выполните работу «Работоспособность (по В.Н. Некрасову)»

Цель: выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Оборудование: заготовленная схема, секундомер.

Объект: человек

Ход работы:

1. Испытуемому предлагают следующие задание: «Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру».

Образец задания представлен в таблице ниже. Начало и окончание работы точно фиксируются экспериментатором.

 (таблица 6).

Таблица Схема для эксперимента

7 1 10 2 15 3 12   4
3   5 14   6 16   7 4   8
11   9 1   10 13   11 9   12
5   13 8     14 2     15 6     16

 

3. Форма отчетности: сравните полученные вами результаты с нормативными

Таблица Работоспособность человека

Время выполнения, с Характеристика работоспособности
Быстрее 20 Высокая
21-25 Хорошая
25-35 Средняя
36-40 Пониженная
41-50 Очень низкая

 

Задание 3. Вставьте пропущенное слово.

1. Безусловные рефлексы являются..., передаются из поколения в поколение и проявляются как... реакции на определенные... раздражители.

2. Примером безусловного рефлекса служит сужение...,... в ротовой полости и более сложные формы врожденного поведения –...

3. Рефлексы, возникающие в течение жизни, называются..., являются строго... и возникают в ответ на... раздражители.

4. Условные рефлексы лежат в основе... поведения, обеспечивающего адаптацию к окружающему миру, и сложной системы условно-рефлекторных связей в коре полушарий, формирующих... стереотип, лежащий в основе многих привычек и...

5. Со временем с условными рефлексами может произойти... или... торможение при исчезновении условного раздражителя или действии нового... рефлекса.

6. Гипотеза о рефлекторной основе деятельности... мозга принадлежит..., а создателем целостного учения об условных рефлексах является...

7. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы период активного бодрствования сменялся..., который Павлов назвал... торможением, восстанавливающим функции... системы.


 Практическая работа «Сенсорные системы (анализаторы): строение»

Сенсорные системы – системы чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения.

Цель: изучить строение и функции сенсорных систем.

Задание 1. Рассмотрите рисунок 14 «Глазное яблоко», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте разными цветами три оболочки глаза. Ответьте на вопросы: 1) Что такое слепое пятно? 2) Что такое центральная ямка и желтое пятно?

 

Рисунок 14 – Глазное яблоко

 

Задание 2. Рассмотрите рисунок 16 «Орган слуха», сделайте соответствующие подписи к рисунку. Раскрасьте разными цветами наружное, среднее и внутреннее ухо. Ответьте на вопросы: 1) Чем достигается сохранение одинакового давления воздуха на обе стороны барабанной перепонки? 2) Какие возрастные особенности можно выделить в слуховом анализаторе?

 

Рисунок 16 – Слуховой анализатор

 

Задание 3: Выполните работу «Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта)»

Цель работы: убедиться в наличии слепого пятна в месте проникновения зрительного нерва через сетчатку в глазное яблоко.

Материальное обеспечение: рисунок 19 (варианты 1-3) и линейка.

Ход работы: поместите рисунок перед глазами на расстоянии вытянутой руки, закройте один глаз и медленно приближайте рисунок к глазу. На определенном расстоянии рисунка от глаза часть рисунка выпадает из поля зрения. Измерьте это расстояние от рисунка до глаза. Объясните получаемое явление.

Вариант 1 (смотри на маленькую точку правым глазом, левый закрыт)

 

 

Вариант 2 (смотрите на большую точку в центре двух кругов левым глазом, правый закрыт)

 

Вариант 3 (смотрите на круг правым глазом, левый закрыт)

Рисунок 16 – Обнаружение слепого пятна

 

Вывод сформулируйте в соответствии с поставленной целью.

Задание 4: Выполните работу «Наблюдение костной проводимости звука»

Помимо обычной воздушной проводимости звуковых волн, возможен другой способ их передачи – непосредственно через кости черепа. Если приложить ножку звучащего камертона к сосцевидному отростку, то звук слышен даже при полном поражении звукопроводящего аппарата (среднего уха). Врачи пользуются исследованием костной проводимости для диагностических целей.

Цель работы: убедиться в наличии костной проводимости звуков.

Материальное обеспечение: камертон, вата, резиновая трубка.

Ход работы:

1) Опыт Вебера.

· Ножку звучащего камертона поставить на среднюю линию головы испытуемого. Отметить, что испытуемый обоими ушами слышит.

· Повторить опыт, предварительно вложив в одно ухо ватный тампон. Оценить характер возникающих при этом ощущений (определить каким ухом – закрытым или открытым – звук воспринимается как более сильный).

2) Опыт Ринне – сравнение воздушной и костной проводимости. Звучащий камертон ножкой приложить к сосцевидному отростку. Слышен звук, который постепенно ослабевает и, наконец, исчезает совсем. Как только звук перестает быть слышен, камертон переносят к уху и отмечают звуковые ощущения. Повторите этот опыт в обратной последовательности: поднесите камертон к уху, а когда звук перестанет быть слышен, приложите камертон к сосцевидному отростку.

Результаты наблюдений изложить в тетради.

Выводы сделать в соответствии с поставленной целью.

 

Задание 5. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Что общего в строении всех анализаторов? В чем значение анализаторов?

2. Назовите все защитные приспособления глаза.

3. Перечислите оболочки, составляющие глазное яблоко.

4. В чем значение зрачка? С помощью чего регулируется его работа?

5. Каковы особенности строения и функции сетчатки глаза?

6. Каких клеток в сетчатке больше, палочек или колбочек? Почему ученые выделяют три основных вида колбочек?

7. За счет чего формируется четкость изображения на сетчатке?

8. Что такое «слепое пятно»?

9. Перечислите известные вам нарушения зрения.

Задание 6. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Для чего необходимо наружное ухо?

2. Какова функция барабанной перепонки?

3. В чем значение слуховой трубы?

4. Объясните, какую функцию выполняют слуховые косточки?

5. Опишите строение и функции внутреннего уха.

6. Объясните принцип действия вестибулярного аппарата.

 

 


Практическа работа «Кровь»

Кровь – это внутренняя среда организма, состоящая из плазмы и форменных элементов крови. Кровь относится к соединительной ткани.

Цель: изучить строение и функции крови.

Задание 1. Сделайте рисунок разных видов ФЭК в тетрадь и подпишите клетки крови. Запишите функции.

Вид форменных элементов Рисунок Функция  
Эритроциты   Лейкоциты   Тромбоциты      

 

Задание 2. Используя материалы рекомендованных учебников, заполните таблицу 11 «Основные нормативы показателей крови».

Таблица 11Основные нормативы показателей крови человека

Наименование должной величины Цифровое значение должной величины и ее размерность Возрастные особенности
1 Количество крови в организме    
2 Состав плазмы: Вода Белки: А) альбумины Б) глобулины В) фибриноген Глюкоза Минеральные соли    
3 Физико-химические свойства крови: Осмотическое давление крови Осмотическое давление белков плазмы (онкотическое) Реакция крови Вязкость крови    
4 Эритроциты: Количество А) у мужчин Б) у женщин В) у детей Диаметр Общая поверхность Продолжительность жизни Скорость оседания (СОЭ): А) у мужчин Б) у женщин В) у детей    
5 Лейкоциты: Общее количество Продолжительность жизни Лейкоцитарная формула: Базофилы Эозинофилы Нейтрофилы Лимфоциты Моноциты    
6 Количество тромбоцитов Продолжительность жизни    
7 Гемоглобин Содержание: А) у мужчин Б) у женщин В) у детей Общее количество Количество кислорода, присоединяемое гемоглобином    

 

Задание 3. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

 

1. Назовите компоненты, составляющие внутреннюю среду организма. К какому видуткани они относятся?

2. В чем значение плазмы крови?

3. Охарактеризуйте основные функции крови.

4. Назовите основные черты строения и функции эритроцитов.

5. Что вы знаете о лейкоцитах и лимфоцитах?

6. Какие клетки крови обеспечивают процесс свертывания? Охарактеризуйте его подробнее. В чем его значение?

7. Что такое иммунитет? Назовите основные виды иммунитета.

8. Кем и когда были открыты группы крови человека?

9. Что такое резус-фактор?


 Практическая работа «Сердечнососудистая система»

Сердечнососудистая система образована сердцем и замкнутой сетью кровеносных сосудов: артерий, вен и капилляров.

Цель: изучить строение и функции сердечно-сосудистой системы.

Задание 1. Сделайте подписи к рисунку 22 «Строение сердца». Ответьте на следующие вопросы: 1) Что такое клапаны сердца, каково их функциональное назначение? 2) Какие клапаны бывают в сердце и где они располагаются? 3) Что такое перикард? 4) Перечислите как называются 3 оболочки сердца?

Рисунок 22 – Строение сердца

 

Задание 2. Проделайте лабораторную работу «Измерение артериального давления. Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом»

При каждом сокращении сердца в артерии выбрасывается определенное количество крови, которое называют систолическим или ударным объемом крови (СО).

Сердце, выбрасывая кровь в аорту и легочную артерию во время систолы, создает в них давление, необходимое для продвижения крови по всему сосудистому руслу. Свободному передвижению крови по сосудам препятствует ряд факторов: сопротивление периферических сосудов, трение частиц крови о стенки сосудов.

Величина кровяного давления зависит главным образом от систолического объема крови и диаметра сосудов. В свою очередь систолический объем крови зависит от силы сокращений сердца: чем сильнее сокращение, тем больше объем выбрасываемой крови. Поэтому давление в артериях будет тем выше, чем сильнее сокращение сердца.

Величина кровяного давления тем выше, чем уже просвет сосудистого русла. Кровяное давление неодинаково в разных участках сосудистого русла. Самая большая величина кровяного давления в аорте, несколько меньше – в крупных артериях. Кровяное давление по мере удаления сосудов от сердца постепенно снижается. Его величина тем меньше, чем дальше сосуд от артериального отдела сердца и чем ближе он к венозному. В полых венах оно иногда становится даже ниже атмосферного.

Давление в артериях неодинаково в различных фазах сердечного цикла. Оно наибольшее во время систолы и называется систолическим или максимальным давлением (СД).

В состоянии покоя у взрослого человека систолического давление в плечевой артерии в среднем составляет 120 мм рт. ст. Во время диастолы давление крови наименьшее, оно называется диастолическим или минимальным давлением (ДД). В среднем в плечевой артерии оно составляет 70 мм рт. ст.

Разница между систолическим и диастолическим давлением получила название пульсового давления. Оно является важным показателем функционального состояния ССС.

У человека можно определять величину систолического и диастолического давления методом Короткова при помощи ртутного или пружинного манометра.

Зная величину систолического (СД), диастолического (ДД) и пульсового (ПД) давления крови, частоту сердечных сокращений (ЧСС), можно по формуле рассчитать величину систолического (СО) и минутного (МОК) объемов крови у человека.

1) Измерение артериального давления методом Короткова

Ознакомьтесь с устройством прибора, применяемого для измерения кровяного давления. Обнажите левую руку испытуемого. Оберните манжету плотно вокруг середины плеча испытуемого так, чтобы ее нижний край находился на 2.5-3 см выше локтевого сгиба. В области локтевого сгиба на лучевой артерии установите фонендоскоп. Нагнетайте воздух в манжету до тех пор, пока манометр покажет 160-180 мм рт.ст. (до полного исчезновения пульса).

Медленно выпускайте воздух из манжеты. Снижая давление в манжете, внимательно прослушивайте фонендоскопом пульс и при появлении первого звука зафиксируйте показание манометра. Это будет величина максимального (систолического) давления, т.е. в этот момент только во время систолы кровь проталкивается через сдавленный участок сосуда. Продолжайте прослушивать пульсовые толчки. Они постепенно затухают, и в момент полного исчезновения звука снова зафиксируйте показания манометра. Эта величина соответствует минимальному (диастолическому) давлению. В это время давление в манжете равно диастолическому и кровь бесшумно начинает протекать под манжетой не только во время систолы, но и во время диастолы.

Исследуйте влияние физической нагрузки на величину кровяного давления и пульс. Для этого предложите испытуемому сделать 10 приседаний (глубоких и быстрых), после чего в течение 10 с подсчитайте его пульс и сразу же определите величину кровяного давления. Рассчитайте ЧСС за 1 минуту, для чего полученное число ударов за 10 с умножьте на 6. Это число понадобится для расчета МОК. Повторите подсчеты пульса и определение артериального давления после 20 приседаний. Сравните полученные данные. Сделайте вывод о влиянии физической нагрузки на частоту пульса и величину кровяного давления.

2) Определение систолического и минутного объемов крови расчетным методом

Существует формула Старра

СО=[(101+0.5*ПД) – (0.6*ДД)] – 0.6А,

Где СО – систолический объем (мл);

ПД – пульсовое давление;

ДД – диастолическое давление;

А – возраст испытуемого.

Рассчитайте по формуле Старра величину СО в покое и после выполнения физической нагрузки.

Рассчитайте МОК в покое и после работы, для чего величину СО умножьте на ЧСС в 1 минуту:

МОК = СО • ЧСС.

Полученные данные занесите в таблицу 12, проанализируйте их и сделайте выводы.

Таблица 12 – Показатели сердечнососудистой системы в покое и после физической нагрузки

Показатели Покой После 10 приседаний После 20 приседаний
ЧСС      
СД      
ДД      
Пульсовое давление      
СОК      
МОК      

Сделайте вывод.

 

Задание 3. Заполните таблицу 14 «Физиология кровообращения»

Таблица 14 – Физиология кровообращения

Наименование должной величины Цифровое значение должной величины, ее размерность
1 Частота сердечных сокращений (ЧСС) А) у взрослого Б) у новорожденного В) в 6 лет  
2 Длительность сердечного цикла  
3 Длительность фаз сердечного цикла А) систола предсердий Б) систола желудочков С) общая диастола (пауза)  
4 Количество крови в организме А) всего Б) циркулирующей С) депонирующей  
5 Систолический объем сердца А) у взрослого Б) у новорожденного С) в 1 год  
6 Минутный объем сердца А) у взрослого Б) у новорожденного С) в 5 лет  
7 Время кругооборота крови А) у взрослого Б) у детей  
8 Линейная скорость кровотока А) в крупных артериях Б) в капиллярах С) в крупных венах  
9 Давление крови в артериях А) систолическое Б) диастолическое С) пульсовое  

 

 

Задание 4. Рассмотрите рисунок 24 «Схема кругов кровообращения», сделайте подписи к соответствующим цифрам на рисунке. Напишите, где начинается и где заканчивается большой и малый круги кровообращения.

 

Рисунок 24 – Схема кругов кровообращения


Задание 5. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

 1. Какова отличительная особенность строения артерий?

2. Чем строение вен отличается от строения артерий?

3. Каковы структурные и функциональные особенности капилляров?

4. Кратко охарактеризуйте строение сердца.

 5. Что препятствует обратному движению крови в сердце?

6. Почему стенки предсердий тоньше, чем стенки желудочков?

 7. В чем значение большого и малого кругов кровообращения?

8. Из каких стадий состоит сердечный цикл?

 9. В чем заключается автоматизм работы сердца?

10. Чем регулируется работа сердца?

11. Что такое кровяное давление? Как можно его измерить?

 12. До рождения у ребенка имеется овальное отверстие между предсердиями, которое закрывается после появления ребенка на свет. Объясните в чем его биологический смысл?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.096 с.)