Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разработка военно-психологических проблем личности бойца и командираСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В самый разгар Великой Отечественной войны Н.Д.Левитов прочитал в Октябрьском зале Дома Союзов (г.Москва) лекцию «Воспитание воли и характера» (2 августа 1944г.), а в последующем написал в статью «Воля и характер бойца» (Левитов Н.Д., 1944). Воля определяется через описание отличительных от непроизвольного действия особенностей волевого акта, таких как мотивированность, сознательная направленность на достижение цели, готовность действовать, принятие обдуманного решения. К волевым качествам бойца он относит: ясность цели; сознание своей правоты; сознание воинского долга; решительность; смелость; инициативу; стойкость; мужество; выносливость; настойчивость; дисциплинированность; выдержку; умение сдерживать порыв; вера в победу. Исходя из понимания воли и волевых качеств, автор рассматривает пути воспитания и самовоспитания воли: разъяснение; убеждение; воздействие словом; пример; закалку в преодолении трудностей; наказание; поощрение; влияние коллектива, воинской дружбы и товарищества. Кроме того, П.П.Ферстер изучал воинскую дисциплину и находчивость, а также роль осязания в военном деле; О.А.Черникова посвятила свой поиск решительности; М.А.Коновалов - роли эмоций в боевой деятельности; З.В.Столица исследовал пути воспитания воинов в духе героизма; Е.С.Ситковский - воспитание бесстрашия и презрение к смерти. Изучалась готовность пойти на таран. Показано, что это свойство, проявляющееся в нужную минуту, типично для советского летчика. Таран как прием воздушного боя сильно воздействовал на летный состав и вызывал боевое возбуждение, боевую активность, порыв и энтузиазм у летчиков, наглядный пример мужества и беззаветного служения Родине, становился средством воспитания высоких волевых качеств, готовности сражаться с врагом, не щадя жизни. Чтобы совершить таран необходимо высокое летное мастерство. В целом в годы Великой отечественной войны поднимались различные проблемы военной психологии: роль психологии в побуждении командиров к смелым и отважным действиям; как преодолеть неустойчивость, страх бойца в бою; как укрепить дисциплину, боевой дух, мужество; вопрос маскировки (проблема военной хитрости); разведки; вопрос унификации и идентификации; вопрос ночного зрения, выработке глазомера; ускоренного обучения военных специалистов; проблема восстановления психологических функций (после ранения, контузий), посттравматического синдрома. Кроме того, в период Великой Отечественной войны обобщался боевой опыт усилиями участников боев, развивается эмпирическая база, которая не обеспечена теоретически, утверждался новый, личностный подход к солдату как носителю высокой ценностной ориентации, укрепляются гуманистические позиции военной психологии, разработан социально-психологический портрет советского воина, командира, политработника, специалистов других квалификаций, формировалась реальная картина боя, его многочисленных разновидностей, становилось понятным поведение солдата в бою. В.Н.Мясищев и Д.А.Мидадзе провели анализ и теоретические обобщения пограничных состояний и эмоциональных реакций в боевой обстановке. Выпущена брошюра о работе политрука и в бою, в которой геройский поступок рассматривался как норма поведения в бою, а подготовка к нему – как цель воспитательной работы. Активно развивалась в годы Великой отечественной войны авиационная психология, которая решала широкий круг исследовательских и практических проблем связанных с психологическим состоянием летчиков, их обучением и подготовкой, реабилитацией после запредельной боевой нагрузки, ранений и летных происшествий, формированием у летного состава высоких морально боевых качеств, разъяснением и распространением боевого опыта, пропагандой мужества, находчивости, стойкости, изучением глубинного и ночного зрения, утомляемостью летного состава в ходе боевых действий. Наиболее яркие публикации в годы войны можно представить следующей таблице:
Таблица 2
В годы войны активно велась разработка собственно военно-психологических проблем личности бойца и командира, в частности психологические аспекты руководства войсками, процесс решения боевых задач на фактическом, оперативном и стратегическом уровне, эмоциональные реакции и особенности состояний в различных условиях воинской деятельности, волевые проявления бойца. В последующем, работа Б.М.Теплова «Ум полководца» положила начало разработке психологической проблемы практического мышления (теплов Б.М., 1960, с 250-272). На основе анализа индивидуальных особенностей и деятельности А.В.Суворова, Наполеона и др. военачальников была выявлена система качеств мышления полководца, включающая: быстроту и неторопливость; осторожность и смелость; гибкость и устойчивость; возможность охватить целое и детали; предвидеть изменения обстановки; целеустремленно решать задачи в условиях повышенной опасности. Автор приходит к выводу, что в деятельности военачальника проявляется наглядно-действенное, то есть непосредственно включенное в деятельность образное и отвлеченное мышление. Б.М.Теплов подчеркнул влияние личностных особенностей в целом, воли и чувств полководца на его интеллектуальные свойства, на продуктивность его мышления. Единство воли, ума и чувств, их гармоническое развитие, является психологической предпосылкой успешной деятельности полководцев. Военачальнику, кроме «выдающегося ума и сильной воли», необходима «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности», то есть эмоциональная устойчивость. Кроме того, Б.М.Теплов раскрыл: психологическую природу решения боевой задачи; показал роль анализа и синтеза при оценке и принятия решения; важность знания противника, роль планирования; сущность гибкости планов на войне. Особое внимание уделялось изучению индивидуального подхода к личности летчика с учетом его потенциальных возможностей и степени направленности на летную деятельность. Так, к полетам в индивидуальном порядке были допущены А.П.Маресьев без обеих конечностей ног, И.А.Маликов, с переломом правой ноги. За годы Великой отечественной войны допустили к полетам 60 одноглазых летчиков. То есть получила дальнейшее развитие проблема личностного подхода как общий принцип психологии. Т.Г.Егоров разработал психологические особенности деятельности и качества командира среднего звена, Ф.И.Георгиев - психологию воинского коллектива, М.В.Венициан, А.Н.Соколова – психологию боя, особенности интеллектуальной деятельности и волевых качеств командира, С.Л.Рубинштейн - вопросы мотивации поведения воинов в бою, самоотверженного поступка. В годы войны активно проводились исследования, направленные на борьбу с фашисткой идеологией. Ф.Н.Шемякин написал статью «Бандиты и человеконенавистники в роли ученных-психологов» (Шемякин Ф.Н., 1941). Б.М.Теплов в статье «Бунт звериного инстинкта против человеческого разума» критически проанализировал опусы «фюрера немецкой психологии» Иенша, который все содержание психологии свел к «психологическому учению о типах, где высший тип – принадлежит арийской расе». Он формируется не окружением, а проистекает из врожденных импульсов, из «мира крови». Их основная тенденция – это борьба против разума, интеллекта, научного познания, борьба совершенно убежденная и злонамеренная. Но разум человека есть самое могущественное, что создала до сих пор природа. Победа должна быть и будет на стороне разума. Человек победит зверя (Теплов Б.М., 1941).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.007 с.) |