Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Состояние военно-психологических исследований в России после завершения Великой отечественной войны
В военно учебных заведениях СССР проявилось усиленное внимание к военной психологии после второй мировой войны. Это выразилось в организационном оформлении военной психологии, создании кафедр, лабораторий, исследовательских групп. Так, начала работать кафедра психологии в Хлебниковском военно-педагогическом институте (начальник кафедры Г.Г.Егоров), который готовил для Вооруженных сил преподавателей военных дисциплин. Военно-психологические исследования кафедры были направлены на: изучение навыков стрельбы из пистолета (П.П. Логинов) и навыков стрельбы из автомата на ходу (М.П.Коробейников); исследование навыков и умений читать топографические карты (М.В.Гамезо); проведение анализа формирования волевого развития (К.П.Жаров); обучение стрельбе из винтовки (Ф.Ф.Кудрейко); особенности военного дешифрирования аэрофотоснимков (В.Ф.Рубахин); разработка психологических основ стрельбы (Д.Б. Эльконин). В 1946 г. создана кафедра военной педагогики и психологии в Высшем военно-педагогическом институте имени М.И.Калинина, на которой руководили адъюнктами А.Г.Ковалев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец. В качестве приоритетных научных направлений исследований на кафедре рассматривались психология боя и боевой подготовки (Г.Д.Луков), психологические основы политического воспитания воинов и сплочения воинского коллектива. В 1950 г. в институте состоялась первая научная конференция по военной психологии, наметившая ориентиры развития этой науки. Так, М.И.Дьячков изложил основные результаты исследования вопросов в дореволюционной русской военной психологии, индивидуального подхода, деятельности командира подразделения, героического поступка воина. Н.Ф.Феденко выступил с критическим анализом зарубежной военной психологии. Г.Д.Луков, в русле исследования предмета военной психологии сформулировал методологические позиции психологической науки, разработал учебный план и программу по военной психологии в ВВУЗах, в апробации которого приняли участие Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев. Первая плодотворная попытка создать структуру военной психологии была сделана Г.Д.Луковым в 1950 г. Курс лекций в Высшем военном институте имени М.И.Калинина содержал два раздела: I. Теоретические вопросы психологии, которые были насыщенны примерами из военной практики.
II. Военную психологию, включающую темы: предмет современной военной психологии, ее задачи и методы; развитие военно-психологических знаний в дореволюционной России и в СССР; сознательность воинов Советской Армии; мотивы деятельности советских воинов; особенности управления советскими воинами своим поведением в условиях боя; психологические особенности решения боевых задач советскими воинами; особенности переживаний советских воинов в условиях боевой деятельности; психологические основы формирования высокой сознательности и дисциплинированности советских воинов в процессе боевой и политической подготовки; психологические основы формирования воинского коллектива; психологический анализ основных разделов обучения и воспитания в Советской армии; психологические особенности личности советского воина. В 1956 году Г.Д.Луков подготовил учебник «Очерки по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов», в котором был обобщен опыт Великой отечественной войны, а также опыт боевой и политической подготовки после войны (Луков Г.Д., 1956). Автор дал подробную характеристику влияния особенностей боя на психику и поведение воина, выделил важнейшие качества личного состава, необходимые для боя, описаны пути их формирования с учетом индивидуальных особенностей. С 1959 года начала работать кафедра военной педагогики и психологии, которую возглавил А.В.Барабанщиков и лаборатория при ней. Основными исследовательскими вопросами являлись четко определенное содержание, предмет и методы психологии, делается ряд принципиальных методологических обобщений, отрабатываются проблемы личности военнослужащего, воинского коллектива, дифференцируются военно-психологические знания по видам вооруженных сил, разрабатывается история военной психолого-педагогической науки, дается ее характеристика и состояние за рубежом, внедряются в практику рекомендации по изучению индивидуальных особенностей воинов, сплочению воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины, повышению боеготовности, военно-профессиональному отбору, психологической подготовке и др.
В 60-70 годы психология выполняет роль интегрирующего звена в системе наук (общественных, технических, физико-математических), изучающих человека. Она превращается в экспериментальную науку. В 1968 г. психология выделяется как самостоятельная специализация, по которой осуществляется присуждение ученых степеней, в 1971 г. создан НИИ психологии АН СССР. В Московском и Ленинградском государственных университетах созданы факультеты психологии. Развивается социальная психология, психология труда, инженерная психология, космическая и медицинская психология, психология спорта, юридическая психология. По инициативе генерал–лейтенанта Петрова в октябре 1960 г. создана научная лаборатория по разработке проблем педагогики и психологии в Вооруженных силах, в которой работали такие видные психологи как М.И.Дьяченко, М.П.Коробейников, Б.Ц.Бадмаев и др. По итогам исследований изданы монографии, брошюры, статьи: воспитание дисциплинированности у советских воинов; революция в военном деле и методы обучения советских воинов; новое оружие и дисциплина воина; индивидуальная работа с воинами; индивидуальный подход к воспитанию воинов; психология проступка; психологические причины нарушения порядка подчиненности; психологические условия укрепления воинской дисциплины; наглядность в обучении воинов и др. В Вузах введены новые программы по военной психологии, в которых четко рассматривались: предмет и задачи военной психологии; психические процессы человека в условиях воинской деятельности; психология личности советского воина; психология воинской деятельности и воинского мастерства; психологическая подготовка к активным боевым действиям. Изданы учебники по основам военной педагогики и психологии в Вузах, военная психология для слушателей Военно-политической академии имени В.И.Ленина, психология высшей военной школы для слушателей педагогического факультета. В 60–70 годы защищено более 100 кандидатских и 10 докторских диссертаций. На рубеже 60–70–х годов создаются кафедры военной педагогики и психологии в 11 высших военно-политических училищах. Руководство ими осуществляли: А.А.Алагулов, В.М.Гурин, А.М.Данченко, В.Ф.Давыдов, П.П.Давыдов, Ю.П.Зуев, Н.И.Киряшев, И.П.Киселев, А.А.Кобенко, Н.В.Корниенко, В.М.Ларкин, Н.Г.Малый, Н.Х.Мухтаров, М.Л.Новожилов, Г.М. Соколов, Л.А.Курилов, А.И. Александров. Военная психология определяется с начала 70–х г. как отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и проявления личности воина, а также психологии воинского коллектива в условиях службы и боя с целью выработки практических рекомендаций и обобщений, помогающих офицеру в обучении, воспитании и руководстве подчиненными. В Институте Военной истории группа сотрудников разрабатывала вопросы воинского воспитания и дисциплины, боеготовности, взаимоотношений в многонациональных воинских коллективах, морально-политической и психологической подготовке личного состава, личного примера офицера. Значительным событием в развитии военной психологии было создание в 1989 году Центра военно-социологических, психологических и правовых проблем, исследования которого способствовали вычленению основных вопросов психологической службы, поднятию вопросов психодиагностики в войсках, проведению социально-психологической работы, развитию профессиональной психологии, профилактики психических расстройств, проведению психологической подготовки личного состава. Подняты вопросы психологии управления, обучения, конфликтов, комплектования Вооруженных сил по призыву на контрактной основе, личности и деятельности военного руководителя.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.004 с.) |